Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы и «перестройка» 1985 – 1991 гг.

Поиск

Изменения в политическом руководстве страны в середине 1980-х гг. Необходимость социально-экономических и политических преобразований. Концепция перестройки. Курс на демократизацию и гласность. Внешнеполитические аспекты перестройки. Нарастание экономического кризиса и поиск путей выхода из него. Развитие негосударственного сектора экономики, проекты перехода к рынку. Нарастание дефицита на потребительском рынке. Реформирование политической системы. Первые съезды народных депутатов. Активизация национальных движений. Возрождение многопартийности. Политический кризис августа 1991 г. Распад СССР и его последствия.

Основные понятия и термины

Перестройка, гласность, новое политическое мышление, ново-огаревский процесс, конфедерация, федерация, путч.

Рекомендуемая литература

Барсенков А. С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства 1985 – 1991. – М., 2001.

Боханов А. Сумерки империи. – М., 1993.

Внешняя политика России: от Ельцина к Путину. – Киев, 2002.

Жуков В. И. Реформы в России. 1985–1995 гг. – М., 1997.

Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: от Горбачева до Путина. – М., 2001.

26. История Современной России 1992-2002 гг.

Социально-экономическое развитие Российской Федерации

Программа экономических реформ РФ. Курс на утверждение рыночной экономики. Радикальная экономическая реформа. «Шоковая терапия» пра­вительства Е.Т. Гайдара. Либерализация цен: прогнозы и действительность. Приватизация государственной собственности, ее этапы. Ваучеры и ваучеризация. Перераспределение собственности и ослабление позиций государства в ключевых сферах экономики. Рост цен, инфляции, безработицы, социальное расслоение общества, коррупции. Массовое недовольство непопулярной политикой правительства. В.С. Черномырдин — новый глава правительства (декабрь 1992 — март 1998 гг.). Корректировка курса реформ. Попытки введения частичного государственного регулирования, снижения темпов инфляции, поддержка отдельных отраслей экономики. Правительство С.В. Кириенко и его деятельность (апрель-август 1998 г). Несостоятельность попыток реформирования экономики весной — летом 1998 г. Девальвация российского рубля. Проблемы реструктуризации государственных долгов. Формирование и деятельность правительства политического компромисса во главе с Е. М. Примаковым (сентябрь 1998 - май 1999 гг.). Премьер В.В. Путин (август 1999 — май 2000 гг.). Начало стабилизации и роста национальной экономики.

Политическое развитие РФ.

Оформление российской государственности. Восстановление деятельности КПРФ. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Договор об общественном согласии (1994 г.). Парламентские выборы 1995 г. Многопартийность: ведущие политические партии страны. Президентские выборы (июнь 1996 г.). Победа Б.Н. Ельцина. Власть и оппозиция. Итоги парламентских выборов 1999 г. Отставка Президента РФ Б.Н. Ельцина.

Основные понятия и термины

Инфляция, приватизация, ваучер, монетаризм, олигарх, деноминация, дефолт, постиндустриальная цивилизация, терроризм, стабилизация.

Президентские выборы 2000 г. Избрание президентом РФ В.В. Путина. Меры по укреплению политической стабильности в стране.

Национальная и региональная политика в современной России. Пере­распределение власти между федеральным центром и регионами. Форми­рование региональных элит. Проблема сохранения территориальной целостности России. Федеративный договор (март 1992 г.). Межнациональные конфликты. Чеченская проблема. Беженцы в России.

Россия в системе международных отношений.

Изменение геополитической ситуации в мире после распада СССР Рос­сийская Федерация — правопреемник СССР. Россия и СНГ. Договор о коллективной безопасности.

Отношения России со странами дальнего Зарубежья. Укрепление отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и арабского мира.

Культура в постсоветской России 1992-2002 гг.

Культурная политика. Органы управления культурой.

Политика государства в области образования. Основные этапы подготовки и осуществления школьной реформы.

Развитие литературы и искусства в современной России.

 

ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА»

Предмет и содержание курса

Специфика методики преподавания истории как учебного предмета

Методика преподавания как наука, искусство, “художественная самодеятельность”. Поиски предмета и содержания курса.

Специфика методики обучения истории. Связь с историей, педагогикой, психологией, другими гуманитарными предметами.

Знакомство со структурой курса. Основные задачи, стоящие перед курсом, способы работы и контроля.

Рекомендуемая литература:

Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. - М.,1972

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988.

Ракитов А.И. Историческое познание: системно - гносеологический подход. - М.,1982

Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 - 9 классах. - М.,1990

Стражев А.И. Методика преподавания истории в школе. - М.,1964

 

О смыслах преподавания истории. Введение в проблематику философии образования.

Что такое “история”? История как совокупность позитивных фактов, как множественность интерпретаций, как традиция и культура исследования.

Особенности “ремесла” историка. Гуманитарная составляющая исторического предмета.

Рекомендуемая литература:

Блок М. Аппология истории или ремесло историка. М., 1979.

Богоявленский Б.Д. Митрофанов К.Г. История “во-первых”, “во-вторых”, “в третьих”.../“Первое сентября”, приложение История, 1994, № 27

Красильщиков В.А. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993 №2

Леонтьев К.Н. “Византия и славянство”, М., 1995.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.,1979.

“Русские философы” (конец XIX - середина ХХ вв.). Библеографические очерки, тексты сочинений., М., 1993;

Тойнби А.Дж. Постижение истории (Сост. Огурцов А.Л. / пер.с англ. - М.,1991

Трубецкой Е.Н. “Смысл жизни. Антология”, М., 1994;

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ АНТОЛОГИЯ /Составление, редакция и вступительная статья доктора философских наук Ю.А. Кимелева. Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов Москва 1995

 

О смыслах преподавания истории. Введение в проблематику философии образования.

Зачем всем изучать историю в школе? Общекультурный, воспитательный, гностический смыслы.

Логика развития образования. Прогнозы развития образования в ХХI веке.

Семинар

Рекомендуемая литература:

Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. - М.,1993.

Блок М. Аппология истории или ремесло истоика. М., 1979.

Богоявленский Б.Д. Митрофанов К.Г. История “во-первых”, “во-вторых”, “в третьих”.../“Первое сентября”, приложение История, 1994, № 27

Богоявленский Б.Д. Митрофанов К.Г Наше родимое образование (Вечно несвоевременные мысли).// Научно-образовательное книгоиздание, 1995 № 1, с.81-85.

Красильщиков В.А. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. 1993 №2

Ямбург Е.А. Воспитание историей. - М., 1989

 

Развитие преподавания истории в России XIX - начале ХХ века.

История как гимназический предмет. Система преподавания истории в дореволюционной России.

Учебники по истории. “От “Краткого Российского летописца” М.В.Ломоносова до современных учебников. Учебники Карамзина “Сокращение русской истории в пользу юношества”, Кайданова “Начертание истории государства Российского”, Смарагдова “Краткое начертание всеобщей истории”, Устрялова “Начертание русской истории для средних учебных заведений”, Соловьева “Учебная книга по русской истории”, “История России с древнейших времен”,

Споры по вопросам преподавания истории в средней школе. Органическая теория Соловьева, критика этой теории революционными демократами, позиция Л.Н.Толстого по вопросам преподавания истории в средней школе.

Рекомендуемая литература:

Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. - М., 1961

Алешинцев И. История гимназического образования в России. Спб„ 1912.

Белявский А. Исторический очерк развития элементарной школы в биографиях замечательных педагогов и по уставам правительств. Спб„ 1905.

Веселовский Б. История земства: В 3 т. Спб„ 1911.

Вессель Н. X. Учебный курс гимназий. Спб„ 1867 (?).

Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. М„ 1950; 2-е изд., испр. и доп. М„ 1954.

Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы... с конца XIX в, до Февральской революции 1917. М„ 1956.

Корнилов И. П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем: Сб. статей. Спб„ 1902.

Корнилов И. Очерк истории русской школы, ее современное состояние и на каких незыблемых началах она должна быть утверждаема. Спб„ 1901.

Немолодышев С. Взгляд на воспитание и обучение в России: Краткий исторический очерк. Харьков, 1898.

Чарнолусский В.И. Основные вопросы организации школы в России. - СПб.,1909

 

Развитие преподавания истории в России XIX - начале ХХ века.

От формального к реальному методу изучения истории. Учебники Иловайского, Рождественского и пр. в к. XIX века. Учебники в земской школе.

Требования к современному учебнику по истории.

Хрестоматии по истории. Первая хрестоматия Стасюлевича “История средних веков, ее писателей и исследованиях новейших ученых”, ее смысл и задачи.

Методическая литература по проблемам преподавания истории. От Уваровской работы “О преподавании истории относительно к народному воспитанию” до современной методической литературы по истории.

Рекомендуемая литература:

Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. - М., 1961

Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.,1986

Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. М„ 1950; 2-е изд., испр. и доп. М„ 1954.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. - М.,1987.

Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника - к творческому замыслу урока. - М., 1990

Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы... с конца XIX в, до Февральской революции 1917. М„ 1956.

Проблемы школьного учебника: Сб. - М., 1978. - Вып.6., 1980 - вып.8.

Чарнолусский В.И. Основные вопросы организации школы в России. - СПб.,1909

 

Современные проблемы организации преподавания истории в средней школе.

Реформа российской школы и вопросы преподавания гуманитарных дисциплин. Проблемы демократизации, регионализации. гуманитаризации, индивидуализации, дифференциации, применительно к вопросам преподавания истории.

Основные нормативные документы, определяющие содержание работы учителя истории. О государственных стандартах и программах. Критерии определения знаний и умений учащихся. Вопрос о базовом и дополнительном образовании. Профильное и углубленное обучение. Варианты учебных планов и программ. Линейное преподавание и концентры. Блочная система изучения материала. Лекционно-семинарская и зачетная система в условиях средней школы.

Рекомендуемая литература:

Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. - М.,1993.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.

Гусинский Э.Н. Образование личности. М.,1994.

Днепров Э.Д. Школьная реформа между “вчера” и “завтра”. - М., 1996.

Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.

Кадровый потенциал системы образования. Аналитический доклад. Под ред. В.С.Собкина - М.,1995

Программы для средних учебных заведений. История IV-X (V-XI) классы. - М.,1989

 

Современные модели преподавания истории в школе.

Основные направления в методике преподавании истории. Традиционный урок.

Традиционное и инновационное обучение. Смыслы и ценности, стоящие за этими направлениями. Традиция - как освоенная новация. “Новатор” Ян Амос Коменский и цели “хорошо организованной школы”. “Конец эры Просвещения” и ценности инновационной школы. Л.Н.Толстой, Дж. Дьюи, Р.Штейнер, Монтессори и преломление их идей в поисках новой школы конца ХХ века.

Цели реформы образования 1983 года и идеи Перестройки - взгляд через 15 лет.

Причины живучести традиционного образования. Достоинства и недостатки традиционного урока.

Рекомендуемая литература:

Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.

Днепров Э.Д. Школьная реформа между “вчера” и “завтра”. - М., 1996.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970.

 

Методы преподавания истории.

Понятие метода обучения. Классификации методов обучения.

Классификация по способу предъявления учебного материала: словесные, наглядные, практические методы.

Классификация по степени самостоятельности ученика в приобретении знаний: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.

Классификация по конечному результату обучения и форме предъявления учебного материала: объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный методы.

Рекомендуемая литература:

Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. - М., 1996.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.

Гузеев В.В Лекции по педагогической технологии. - М., 1992.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988

Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса../ Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995..

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.

 

 

Методы преподавания истории.

Формы организации обучения: рассказ, беседа, лекция, семинар, семинар-практикум, практикум, лабораторная работа, экскурсия, самостоятельная работа.

Рекомендуемая литература:

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.

Гузеев В.В Лекции по педагогической технологии. - М., 1992.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988

Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса../ Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995..

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.

 

Технологические модели преподавания истории в школе.

Понятие “технологии обучения”. Использование ТСО - вариант “технологичности. Другое направление педагогической технологии – "технология педагогических методов", т.е. технология самого построения учебного процесса, или "технологи я обучения",

Характерные черты технологического подхода к обучению:

- постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов

– подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

– оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

– заключительная оценка результатов.

Рекомендуемая литература:

Бабанский Ю.И. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.

Гора П.В. Подготовка учителя к уроку// Преподавание истории в школе. - 1984. - № 3

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

 

Технологические модели преподавания истории в школе.
Конкретизация образовательных целей как основа учебного процесса. Таксономия целей Блума. Возможный веер целей на уроках истории.

Вопросы стандартизации и формализации деятельности ученика на уроке.

Программированное обучение. Создание эталонов усвоения. Модель полного усвоения.

Рекомендуемая литература:

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.

Гора П.В. Подготовка учителя к уроку// Преподавание истории в школе. - 1984. - № 3

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия./ Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. С. 43-59.

Психологические механизмы целеобразования. - М., 1977.

Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса../ Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995..

Шаталов В.Ф. Учебные задания для учащихся по курсу истории СССР VII класса. - М., 1981.

 

Инновационные модели в современном преподавании истории в школе

Отличия инновационных моделей обучения от традиционного подхода. Разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности; обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности; обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии. Изменения позиции педагога при инновационном подходе.

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся. Особенности этого подхода в преподавании истории. Проблемный подход.

Рекомендуемая литература:

Бабанский Ю.И. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988

Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! // Народное образование. - 1964. - №1

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Матющкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972

 

Инновационные модели в современном преподавании истории в школе.

Развитие критического и творческого мышления как задача в рамках инновационных моделей обучения истории. Задачный метод и его возможности на уроках истории в средней школе.

Формирование понятий на уроках истории. Развитие способности интерпретации. Рефлексивное мышление и его развитие на уроках истории.

Рекомендуемая литература:

Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. - М., 1993.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988

Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! // Народное образование. - 1964. - №1

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Матющкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972

Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. - М., 1993.

Щербо Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности// Вопросы психологии. - 1984. - № 2

 

Игровые модели организации занятий по истории в средней школе.

Характерные черты дидактической игры. Типология дидактических игр. Ролевая учебная игра.

Ролевые, имитационные игры на уроках истории. Игра-драматизация в сочетании с эмоциональной рефлексией. Анализ игры.

Организация изучения конкретных ситуаций в игровой деятельности. Позиция учителя при организации учебных игр.

Моделирующая игра в гипотетических условиях: средство постановки и исследования проблем.

Сочетание учебной игры и направляемой дискуссии.

Рекомендуемая литература:

Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - С.-П., 1994.

Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения./ В сб. Игровое моделирование: Методология и практика. / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 1978. С. 78-99.

Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр../ В сб. Игровое моделирование: Методология и практика. / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 1978. С.61-77.

Заика Е.А. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1991, № 6.

Красило А.И., Новгородцева А.П. Методические рекомендации по освоению активных методов обучения. - М.,1991

Неверкович С.Д., Зверев С.М. Деловые игры в подготовке и повышении квалификации кадров. - М., 1989.

Самоукина Н.В. Организационно - обучающие игры в образовании. - М., 1996.

Обучение как дискуссия.

Особенности учебной дискуссии как формы обучения истории. Цели организации дискуссии. Характерные черты дискуссии. Типы и формы дискуссий на уроке. Правила дискуссий.

Позиция учителя и учащихся в рамках дискуссии.

Опыт проведения дискуссий на уроках истории.

Рекомендуемая литература:

Бернацкий Г.Г. Культура политической дискуссии. - Л., 1991.

Буш Г. Диалогика и творчество. - Рига, 1978.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Минеева С.А. Полемика - диспут - дискуссия. - М., 1990.

Михальская А.М. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической ритоике. - М., 1996,


Современный урок.

Урок - как одна из наиболее гибких форм обучения, сложившихся в истории образования.

Преимущества и недостатки классно-урочной системы организации обучения.

Классификация уроков, типы классификации. Структурные звенья урока.

Методы, формы, структуры, режимы обучения на уроке.

Комбинированный урок - наиболее распространенный тип урока. Структура комбинированного урока.

Рекомендуемая литература:

Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. - М.,1972

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988

Днепров Э.Д. Школьная реформа между “вчера” и “завтра”. - М., 1996.

Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970.

Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 - 9 классах. - М.,1990

Ракитов А.И. Историческое познание: системно - гносеологический подход. - М.,1982

Стражев А.И. Методика преподавания истории в школе. - М.,1964

 

Урок - как одна из наиболее гибких форм обучения, сложившихся в истории образования.

Место конкретного урока в системе преподавания. Определение целей урока, основные трудности в подготовке к уроку.

Способы определения эффективности урока.

Способы экспертизы урока.

Рекомендуемая литература:

Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. - М.,1972

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 - 9 классах. - М.,1990

Ракитов А.И. Историческое познание: системно - гносеологический подход. - М.,1982

Стражев А.И. Методика преподавания истории в школе. - М.,1964

 

Ведение урока как форма публичного выступления. Правила публичности.

Преподавание как творческое взаимодействие учителя и ученика. Психолингвистическое содержание учебного процесса. Оратор перед аудиторией.

Культура речи, культура артикуляции, память и ассоциации в риторике.

Мотивация в риторике.

Невербальное общение на уроке. Организация пространства. Мимика и пантомимика, паузы, психологическая дистанция, суггестия на уроке.

Что надо помнить перед выходом к аудитории?

Рекомендуемая литература:

Баранов А.Н. Что нас убеждает: общественное сознание и язык. - М., 1990.

Безменова Н.А. Речевое воздействие как риторическая проблема// Проблемы эффективности речевой коммуникации. - М., 1989.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996.

Мурашов. А.А. Основы педагогической риторики. - М., 1996.

Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции. - М., 1989.

Сопер Поль. Основы искусства речи. - М., 1992.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. - М., 1990.

Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М., 1986.

Ведение урока как форма организации коммуникации. Правила организации совместной деятельности.

Ведение урока как форма организации совместной деятельности. Правила организации совместной деятельности. Структура совместной деятельности, ее процессуальные характеристики, субъект совместной деятельности, факторы ее эффективности.

Процесс организации совместного учебного действия: распределение начальных действий и операций, обмен способами действия, взаимопонимание, коммуникация, планирование способов совместной работы, рефлексия.

Групповые формы организации познавательной деятельности учащихся.

Типология групп учащихся для организации дифференциального обучения.

Рекомендуемая литература:

Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.,1977

Дубовская Е.М., Улановская И.М. Межличностные предпочтения и характер взаимодейтсвия в совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987, с.130-140

Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. Ростов-на-Дону, 1979.

Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М., 1975.

Маслова Н.Ф. Стиль педагогического руководства и оптимальность сочетания воспитательных воздействий учителя // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. П/р. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис. М.: НИИ ОП, 1980, с.134-137.

Обозов Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельностей // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981, с.24-44.

Перре- Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991.

Полуэктова Н.М., Тихонов Б.В. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985, с.273-285.

Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности. Вопросы психологии, 1982 N 6, с.57-65.

 

Планирование и отчетность учителя.

Школьные программы по истории. Линейная программа и программа двух концентрумов при изучении истории в школе. Разноуровневые программы, программы, претендующие на учет индивидуальных особенностей учащихся. Учебные комплексы.

Планирование. Перспективное планирование. Формы и способы планирования. Тематическое и поурочное планирование.

Планирование результатов обучения. Учебный план. Уровневая дифференциация обучения.

Отчеты. Формы и виды отчетов. Классный журнал. Правила заполнения классного журнала.

Перспективные формы отчетности. База данных на ПК как форма отчетности. Новые возможности использования ПК в работе учителя.

Рекомендуемая литература:

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М., 1996.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988

Гора П.В. Подготовка учителя к уроку // Преподавание истории в школе. - М., 1984. -№ 4.

Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. - М.,1969.

Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 1979.

Дайри Н.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. - М., 1984.

Каспаржак А.Г., Левит С.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М., 1994.

Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.

Программы для средних учебных заведений. История IV-X (V-XI) классы. - М.,1989

 

Современный учитель.

Зачем идут в учителя? О многообразии педагогических стилей и способов самореализации.

Противопоказания к педагогической деятельности. Особенности и специфика массовых профессий. Профессиография учительского труда.

Основания классификаций типов преподавания. Педагогический стиль как способ самореализации или компенсации? Педагогические типы.

Природа ученичества. Особенности педагогического диалога.

Специфика позиции и объективный статус преподавателя истории в российской школе.

Рекомендуемая литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988. С. 257-259

Выготский Л.С. Психология и учитель. /Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. С. 253-258.

Горюнова Г.А., Королева Н.Ш. Путь к профессии учителя - М., 1981

Маслова Н.Ф. Стиль педагогического руководства и оптимальность сочетания воспитательных воздействий учителя // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. П/р. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис. М.: НИИ ОП, 1980, с.134-137.

Митрофанов К.Г. Учительское ученичество. М., 1991.

Митрофанов К.Г. Смысловое пространство профессиональной педагогической деятельности и возможности построения типологии индивидуальных стилей педагогического общения. / В сб. Проблема самореализации индивидуальных особенностей в педагогическом вузе и современной школе. Киев, 1980. С 46-49

Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1989.

Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. /Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. С. 276-284.

 

Мифы и сказки современной школы.

Миф о хладнокровии учителя.

Миф об умеренности учителя.

"Учитель должен суметь ответить на любой вопрос"

“Зрелый учитель обходится без стрессов и конфликтов”.

Миф "Я люблю всех детей"

“Детям не в пользу запреты, Пусть они делают, что для каждого из них естественно, хотя такое поведение и являлось бы в общем неприятным”.

“Миф о перенасыщении похвалой”.(Отсюда некоторые учителя, однако, распространяют этот принцип на всех и везде, не догадываясь, что "слишком много" и "слишком мало" портит все).

“У учителя не бывает плохого настроения”.

Рекомендуемая литература:

Азаров Ю.П. Преодоление авторитарности. /Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. С. 250 -253.

Добрович А.Б. Анатомия диалога. /Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. С. 182-216.

Левитов Н.Д. К психологии формирования авторитета учителя. /Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. С. 258-276.

Митрофанов К.Г. Некоторые подходы к созданию программы психологического тренинга педагогического общения/ В сб. Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики. Курск, 1990. С. 69-73

Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. /Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. С. 276-284.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.206.141 (0.016 с.)