Программа государственного экзамена по истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа государственного экзамена по истории



Программа государственного экзамена по истории

Пояснительная записка

Государственный экзамен по истории проводится в соот­ветствии с Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации и учебными планами по специ­альности «История».

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и на основе учебных программ по истории, разработанных и утвержденных кафедрой гуманитарных дисциплин филиала БГУ в г. Новозыбкове. Программа включает в себя основные проблемы отечественной истории, предусматривает знание выпускниками источниковедческих и историографических ас­пектов ряда проблем, методики их применения в преподавательской деятельности.

Требования к знаниям и умениям студентов

 

С т у д е н т д о л ж е н з н а т ь:

– различные периодизации отечественной истории, основные события и даты;

– научные подходы к изучению исторического процесса;

– историю развития идеологий, общественных движений, политических режимов, систем управления;

– основные факторы экономического развития России на отдельных исторических этапах;

– эволюцию социальной структуры России на отдельных исторических этапах;

– основные черты духовной жизни человека и общества на отдельных исторических этапах;

– важнейшие исторические источники;

– ключевые историографические проблемы отечественной истории.

 

С т у д е н т д о л ж е н у м е т ь:

– оценивать факты истории и оперировать ими;

– выделять причины и следствия исторических событий, оценивать их значение и роль в развитии региона, государства или мира в целом;

– вскрывать и прослеживать внутреннюю логику развития того или иного события, явления, процесса;

– сопоставлять различные исторические факты, выделять в них общее и особенное;

– соотносить событие и время, событие и личность;

– свободно и четко излагать исторический материал с использованием научной лексики, оперировать понятийным аппаратом;

– работать с современной научной литературой по истории, проводить сравнительный анализ различных исследовательских гипотез и концепций;

– излагать и аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам;

– работать с современными аудиовизуальными средствами обучения.

Учебно-методическая литература по истории России

История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов / Под ред. Н.И. Павленко. – М.,1998.

История России с древнейших времен до конца ХVП в. / Под ред.
А. Н. Сахарова. – М., 2000.

История России с начала XVIII до конца XIX века / Под ред. А.Н.Сахарова. – М., 2000.

История России. XX век / Под ред. В. П. Дмитренко. – М., 2000.

История России XIX – начала XX вв. Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В. А. Федорова. – М., 1998.

История России XIX в. Часть 1-2 / Под ред. В. Г. Тюкавкина. – М., 2001.

Новейшая история Отечества. XX в. В 2-х т. Учебник для студентов вузов./ Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М., 1998.

Отечественная история.XX век. Учебное пособие / Под ред. А. В Ушакова. М., 1997.

Соколов А.К. Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. К. Соколова. – М., 1999.

Источниковедение. Теория. История. Метод / Под ред. И. Н. Данилевского. – М.,1998,

Новейшая история России. 1914–2002: Учебное пособие / Под ред.
М. В. Ходякова. – М., 2004.

Государственный экзамен по истории России

1. Предпосылки и образование Древнерусского государства. Внутренняя политика IХ – начала ХIII в.

Повесть Временных лет. Племенные княжения восточных славян накануне образования Древнерусского государства, социально-экономические и политические предпосылки их объединения. Изживание кровно-родственных отношений и формирование соседских территориальных связей. Два центра Руси – Южный и Северный. Утверждение княжеской власти на Руси в IХ в. Норманнская проблема. Политика князей Олега, Игоря, Святослава, кнг. Ольги по укреплению территориального единства страны, административно-судебному и налоговому подчинению племенных княжений. От восточнославянских племен – к древнерусской народности. Расцвет Древнерусского государства при князьях Владимире и Ярославе, их законодательство. Порядок наследования и междукняжеские отношения, княжеские съезды 1072 и
1097 гг. Владимир Мономах и его реформы. Переход к феодальной раздробленности и его причины. Отличия политической системы периода раздробленности от политической системы Древнерусского государства. Основные земли и княжества Руси в ХII – начале ХIII в.

Основные понятия и термины

Родовой строй, кровная месть, племя, племенные княжения, князь, полюдье, дань, вече, волость, народность, древнерусская народность, дружина, боярство, раннефеодальная монархия, княжеские съезды, посадник, наместник, вира, вирники, феодальная раздробленность.

Рекомендуемая литература

Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и древнерусские княжества в XII–XIII вв. – М., 1982.

Седов В.В. Славяне в древности – М., 1994.

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. – Л., 1980.

Фроянов И. Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Киевской Руси. – М.,1987.

Эволюция феодальной собственности на землю в России. Закрепощение крестьян (конец XV–XVII в.)

Определение феодальной собственности. Формы феодального землевладения – княжеская, боярская, монастырская вотчина. Условное земельное владение. Формирование поместной системы в конце XV – первой половине XVI в. Уложение о службе 1556 г. Усиление служебного статуса всех форм собственности в России. Черносошное крестьянское землевладение. Ограничение крестьянских переходов в XV в. Судебники 1497 и 1550 гг. Политика «заповедных лет» в 1580-е гг. Отмена Юрьева дня в России. Указ о 5-летнем сроке сыска беглых крестьян. Крестьянский вопрос во внутренней политике первой половины XVII в. Соборное Уложение. Социально-экономические предпосылки крестьянского закрепощения.

Основные понятия и термины

Формы феодального землевладения, вотчина и ее виды, поместная система, поземельное прикрепление крестьян, личное прикрепление крестьян, заповедные годы, урочные годы.

Рекомендуемая литература

Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. – М., 1980.

Васильев Ю.С. Аграрные отношения в Поморье XVI–XVII вв. – Сыктывкар, 1979.

Колесников П.А. Северная деревня в XV – первой половине XIX в. – Вологда, 1976.

Колесников П.А. Северная Русь. – Вологда, 1971.

Маньков А.Г. Уложение 1649 г. – кодекс феодального права России. – Л., 1980.

Собственность в России. Средневековье и раннее Новое время. – М., 2001.

Черкасова М.С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII в. – М., 2004.

Черкасова М.С. Проблемы отечественной истории. – Вологда,1995.

Черкасова М.С. Теоретические проблемы феодализма в России. Учебное пособие. – Вологда, 2000.

 

Основные задачи и направления внешней политики России в XVI–XVII вв.

Международное положение Российского государства в конце XV–XVI в. Основные за­дачи и направления внешней политики. Русско-литовские войны начала XVI в. Присоединение юго-западных земель и Смоленска. Русско-казанские войны середины XVI в. Поход 1551–1552 гг. Присоединение Казанского, Астраханского ханств, Приуралья и Западной Сибири. Отношения с Турцией и Крымом. Ливонская война 1558–1583 гг., предпосылки, периодизация, итоги. Политические, экономические и куль­турные связи со странами Западной Европы и Востока. Основные задачи и направления внешней политики в XVII в. Иностранная интервенция в годы Смуты и ее последствия. Смоленская война 1632 – 1634 гг. Воссоединение Украины с Россией. Переяславская рада 1654 г. Русско-польская война 1654–1667 г. Вечный мир 1686 г. От­ношения с Крымом и Турцией в XVII в. Бахчисарайский договор 1681 г. Присоединение Сибири и Даль­него Востока. Русские землепроходцы. Колонизация и хозяйственное освоение. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Эконо­мические, политические и культурные связи со странами Европы и Востока. Международное положение России в конце XVII в.

Основные понятия и термины

Посольский приказ, иностранная интервенция.

Рекомендуемая литература

Вернадский В.И. Россия в средние века. – М.; Тверь, 2000.

Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». – М., 1988.

Программа государственного экзамена по истории

Пояснительная записка

Государственный экзамен по истории проводится в соот­ветствии с Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации и учебными планами по специ­альности «История».

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и на основе учебных программ по истории, разработанных и утвержденных кафедрой гуманитарных дисциплин филиала БГУ в г. Новозыбкове. Программа включает в себя основные проблемы отечественной истории, предусматривает знание выпускниками источниковедческих и историографических ас­пектов ряда проблем, методики их применения в преподавательской деятельности.

Требования к знаниям и умениям студентов

 

С т у д е н т д о л ж е н з н а т ь:

– различные периодизации отечественной истории, основные события и даты;

– научные подходы к изучению исторического процесса;

– историю развития идеологий, общественных движений, политических режимов, систем управления;

– основные факторы экономического развития России на отдельных исторических этапах;

– эволюцию социальной структуры России на отдельных исторических этапах;

– основные черты духовной жизни человека и общества на отдельных исторических этапах;

– важнейшие исторические источники;

– ключевые историографические проблемы отечественной истории.

 

С т у д е н т д о л ж е н у м е т ь:

– оценивать факты истории и оперировать ими;

– выделять причины и следствия исторических событий, оценивать их значение и роль в развитии региона, государства или мира в целом;

– вскрывать и прослеживать внутреннюю логику развития того или иного события, явления, процесса;

– сопоставлять различные исторические факты, выделять в них общее и особенное;

– соотносить событие и время, событие и личность;

– свободно и четко излагать исторический материал с использованием научной лексики, оперировать понятийным аппаратом;

– работать с современной научной литературой по истории, проводить сравнительный анализ различных исследовательских гипотез и концепций;

– излагать и аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам;

– работать с современными аудиовизуальными средствами обучения.

Учебно-методическая литература по истории России

История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов / Под ред. Н.И. Павленко. – М.,1998.

История России с древнейших времен до конца ХVП в. / Под ред.
А. Н. Сахарова. – М., 2000.

История России с начала XVIII до конца XIX века / Под ред. А.Н.Сахарова. – М., 2000.

История России. XX век / Под ред. В. П. Дмитренко. – М., 2000.

История России XIX – начала XX вв. Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В. А. Федорова. – М., 1998.

История России XIX в. Часть 1-2 / Под ред. В. Г. Тюкавкина. – М., 2001.

Новейшая история Отечества. XX в. В 2-х т. Учебник для студентов вузов./ Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М., 1998.

Отечественная история.XX век. Учебное пособие / Под ред. А. В Ушакова. М., 1997.

Соколов А.К. Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. К. Соколова. – М., 1999.

Источниковедение. Теория. История. Метод / Под ред. И. Н. Данилевского. – М.,1998,

Новейшая история России. 1914–2002: Учебное пособие / Под ред.
М. В. Ходякова. – М., 2004.

Государственный экзамен по истории России

1. Предпосылки и образование Древнерусского государства. Внутренняя политика IХ – начала ХIII в.

Повесть Временных лет. Племенные княжения восточных славян накануне образования Древнерусского государства, социально-экономические и политические предпосылки их объединения. Изживание кровно-родственных отношений и формирование соседских территориальных связей. Два центра Руси – Южный и Северный. Утверждение княжеской власти на Руси в IХ в. Норманнская проблема. Политика князей Олега, Игоря, Святослава, кнг. Ольги по укреплению территориального единства страны, административно-судебному и налоговому подчинению племенных княжений. От восточнославянских племен – к древнерусской народности. Расцвет Древнерусского государства при князьях Владимире и Ярославе, их законодательство. Порядок наследования и междукняжеские отношения, княжеские съезды 1072 и
1097 гг. Владимир Мономах и его реформы. Переход к феодальной раздробленности и его причины. Отличия политической системы периода раздробленности от политической системы Древнерусского государства. Основные земли и княжества Руси в ХII – начале ХIII в.

Основные понятия и термины

Родовой строй, кровная месть, племя, племенные княжения, князь, полюдье, дань, вече, волость, народность, древнерусская народность, дружина, боярство, раннефеодальная монархия, княжеские съезды, посадник, наместник, вира, вирники, феодальная раздробленность.

Рекомендуемая литература

Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и древнерусские княжества в XII–XIII вв. – М., 1982.

Седов В.В. Славяне в древности – М., 1994.

Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. – Л., 1980.

Фроянов И. Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Киевской Руси. – М.,1987.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.028 с.)