Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курс. Внеклассная педагогическая практикаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данный вид практики представляет собой следующий важнейший шаг в освоении целостности, логики и структуры учебно-воспитательного процесса. Более глубоко и детально изучается будущими учителями деятельность классного руководителя по формированию коллектива и воспитанию отдельных учащихся, оперируя знаниями, полученными в курсе педагогики и психологии. За период практики студенты должны овладеть следующими педагогическими умениями: - изучить ученический коллектив различными психолого-педагогическими методами; - с учетом плана работы классного руководителя ставить конкретную воспитательную задачу и планировать ход ее решения; - планировать и осуществлять индивидуальный подход к учащимся в ходе воспитательной работы с учетом их возрастных особенностей; - общаться с детьми и детским коллективом; - планировать и проводить отдельные виды воспитательной работы; - подготовить и провести внеклассное занятие по предмету; - развивать аналитический подход к решению учебно-воспитательных задач; - предъявлять требования к учащимся в сочетании с уважением к личности. Цели и задачи практики - сформировать адекватное представление о характере и содержании внеучебной воспитательной работы, функциональных обязанностях классного руководителя; - ознакомиться с документацией классного руководителя (журнал, личные дела, план воспитательной работы и др.); - оказывать конкретную помощь классному руководителю; - овладеть умениями вести воспитательную работу с детьми в классе; - овладеть методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников; - овладеть навыками педагогического общения со школьниками; - анализировать внеклассные воспитательные мероприятия; - проводить самоанализ своей педагогической деятельности.
Содержание работы: - посещение и анализ уроков в своем классе с целью изучения способов организации общения детей в учебной работе; - посещение и анализ внеклассных мероприятий с целью изучения организации общения детей вне уроков; - подготовка и проведение воспитательных мероприятий; - участие в организации трудовых дел в классе; - участие студента-практиканта в подготовке и проведении внеучебных мероприятий (по плану классного руководителя);
- ведение педагогического дневника; - чтение дополнительной психолого-педагогической литературы.
А. Подготовка План работы на период практики составляется на основе плана воспитательной работы с детьми с учетом их желаний, возрастных и индивидуальных особенностей. Он утверждается классным руководителем и руководителем практики (методистом). Студенты отбирают и готовят содержательный и наглядный материал для проведения внеклассных мероприятий. При необходимости получают консультации преподавателей педагогики, психологии, методики преподавания ИЯ. Читают дополнительную психолого-педагогическую литературу. Б. Проведение Работа с классом строится в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя. Студенты-практиканты работают в тесном контакте с ним. Готовясь к встрече с учащимися, студенты пишут развернутые планы-конспекты внеклассных мероприятий, заранее согласовывая их с методистом и классным руководителем, о чем говорит их подпись на планах. Руководитель практики данной группы посещает школу, беседует с завучем, классным руководителем, присутствует на проводимых мероприятиях, анализирует и оценивает их, проверяет документацию практикантов. В. Подведение итогов За каждое проведенное мероприятие студент получает оценку. Два из проводимых мероприятий являются зачетными. Руководитель (методист) в день практики посещает школу, присутствует на мероприятии, проводимом студентами (студентом), анализирует и оценивает каждое мероприятие. В конце практики методист проверяет отчетную документацию и ставит итоговую оценку.
В методическую копилку студента-практиканта
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА Классный час чаще всего проводит классный руководитель или творческая группа (старшие классы). Он беседует с учащимися, знакомит их с литературным материалом, выявляет и анализирует общественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводят учащиеся в форме обсуждения текущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов по определенной теме и т. д. Классные часы не должны быть похожи один на другой. Основное требование – активное участие всех учащихся. Проведению классного часа предшествует большая практическая деятельность. Нередко она продолжается и после него. Отдельные учащиеся или группы учащихся выполняют поручения, связанные с темой классного часа (собирают материал, оформляют стенды, альбомы и т. д.) Такое проведение классного часа сочетается с другими формами воспитательной работы.
Наиболее распространенная форма проведения классного часа – этические беседы. В педагогической литературе этическая беседа определяется и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков сверстников и для выработки нравственных взглядов, суждений, оценок, и как форма разъяснения школьникам норм и принципов, осмысления обобщения нравственного опыта школьников. Этическая беседа выступает в реальном воспитательном процессе и как форма этического просвещения, и как метод нравственного воспитания. Этические беседы получили широкое распространение в школьной практике. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, высказывания педагогов, ученых, статьи из газет и журналов и т. п. Целесообразно привлекать учащихся к сбору материала для бесед. Этическая беседа выступает как одна из традиционных форм воспитания. Главное назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе полученных знаний. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Беседы бывают групповые и индивидуальные, а также программные (система бесед по правилам культуры поведения, правилам для учащихся и т. д.). Беседы могут быть также эпизодические, связанные со сложившейся в коллективе ситуацией. Этическая беседа проводится двумя путями – индуктивным и дедуктивным. Основные этапы проведения этических бесед: - сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни или привлечение ярких отрывков из художественных произведений; - объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников; - обсуждение конфликтных ситуаций; - обобщение фактов; - мотивация и формирование нравственного правила; - применение усвоенных понятий при оценке своего поведения и поведения других людей. Содержание этических бесед и методика их проведения во многом зависит от возраста учащихся. Так, например, в начальных классах в беседах затрагивается небольшой круг доступных для учащихся вопросов, приводятся яркие примеры из художественной литературы, из просмотренных передач, из окружающей жизни. Этические беседы с учащимися начальных классов чаще всего проводятся индуктивным путем, когда учащимся раскрываются яркие факты, которые содержат в себе определенные нравственные образцы. Уже в 3 - 4 классах некоторые темы этических бесед можно проводить и дедуктивным путем, т. е. идти от определения понятия к фактам и соответствующим выводам. КЛАССНЫЙ ЧАС
Основная и, пожалуй, единственная форма «воспитательной работы» классный час постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. Все дальше от современных школьников уходят классные часы, на которых не только решались проблемы успеваемости, но и проводились мероприятия по «направлениям воспитания»: эстетическому, политическому, нравственному и т. д. Как правило, они проводились «фронтально»: были адресованы всему коллективу. При всех недостатках коллективистского воспитания они, тем не менее, давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока. Как это обычно бывает в периоды резких переломов, вместе с водой выплеснули и ребенка. Воспитательная работа с учениками оказалась выдворенной вместе с поднадоевшими «мероприятиями». Незаметно она переместилась в сферу работы с семьей на родительских собраниях. Но потребность в общении между учениками, как и потребность в обращении учеников к учителю как к старшему помогающему товарищу, сохранилась. Следовательно, не до конца еще изгнанный классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Правда, на совершенно ином организационном и содержательном уровне. Что же может заменить коллектив как цель, средство и форму воспитания? Очевидно то, что объединение детей для воспитания и обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объединение (в различных формах) всегда выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником. В основе отличия – гуманистический подход к объединению, где главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это ни парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объединения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели. Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него. Третья особенность – необходимость учета стремления определенного количества участников объединения к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который тем не менее важен и для других.
Четвертая особенность – задача воспитателя (учителя/руководителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели. Классный час продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют час воспитания. Главное – обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися создать здоровую нравственную атмосферу. Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится еженедельно в определенный день недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано. Он может продолжаться 20-30 минут, а иногда и более часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста учащихся, от формы проведения. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены текущим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, городе, стране. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали что их в данный момент воспитывают, классный час – час общения. Классный час – это одно из звеньев системы воспитательной работы. Если в классе хорошо организованы жизнь и деятельность коллектива, существуют демократические отношения у учителя с учениками, то классные часы организованы интересно. Классный руководитель перед проведением классного часа решает ряд задач: - определить тему и форму; - выбрать место и время проведения; - составить план подготовки и проведения классного часа; - вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников; - распределить задания между творческими группами и отдельными участниками; - как и в любом воспитательном мероприятии учитывать возрастные особенности детей, особенности класса, уровень развития. Формы проведения классного часа могут быть различными: этическая беседа, диспут, дискуссия, встреча с интересным человеком, игра-путешествие, защита фантастических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, концерт «Ромашка», КВН, музыкальная викторина и т.д.
Требования к подготовке, проведению и педанализу КТД Повышение эффективности внеурочной воспитательной деятельности неотделимо от профессионального педагогического анализа ее в целом и отдельных воспитательных мероприятий. Владение умением педагогического анализа воспитательной работы необходимо как руководителям школы, так и каждому учителю, воспитателю. Любое воспитательное мероприятие (коллективное дело) – это процесс. И поэтому первым, наиболее общим требованием к подготовке, проведению и анализу воспитательного мероприятия должно быть отношение к нему готовящих и контролирующих его, как к процессу, движению, развитию. Причем, это совместное движение педагогов и учащихся. Поэтому можно выделить две исходные позиции к подготовке, проведению и анализу воспитательных мероприятий, коллективных дел:
1) рассматривать воспитательное мероприятие не как одноразовое педагогическое воздействие, а как процесс; 2) воспитательное мероприятие (коллективное дело) может быть эффективным, если оно представляет совместную деятельность педагогов и учащихся, готовится, проводится и анализируется при активном участии каждого воспитуемого. Идея активизации учащихся, воспитания в деятельности, сотрудничестве воспитателей и воспитываемых настолько жизненна, что деление воспитательного мероприятия на этапы, педагогические требования к проведению и анализу каждого этапа в отдельности и воспитательного мероприятия в целом у многих педагогов в основном совпадают. И.П. Иванов различает четыре взаимосвязанных звена коллективного дела, совместной коллективной деятельности: 1) разведка дел и друзей по общему делу; 2) коллективное планирование; 3) текущая организаторская деятельность; 4) коллективное обсуждение и оценка сделанного. Подготовка и проведение комплексного (ключевого) и каждого конкретного дела имеет в сущности такую же логику: разработка выполнения дела, его организация и проведение, анализ и оценка. Идея коллективных дел одна: осуществление любого этапа (звена) коллективного дела вне связи с другими лишает его смысла, по крайней мере, снижает его эффективность, результативность. Руководитель, осуществляющий педагогический анализ воспитательного мероприятия (коллективного дела), не может увидеть все этапы дела. Однако, чтобы лучше проанализировать, нужно стремиться разными методами и приемами получить определенную информацию обо всех этапах. Чтобы осуществить педагогический анализ воспитательного мероприятия, необходимо иметь в виду педагогические требования к его подготовке и проведению, подведению итогов, к каждому этапу. С этой позиции и рассмотрим схематично требования к воспитательному мероприятию и вопросы педагогического анализа. 1. Оценка обстановки и формулировка дела (Разведка дел и друзей). На этом этапе учащиеся и педагоги должны убежденно ответить на вопросы: Кому нужно наше дело (мероприятие)? Для чего нужно? Какие улучшения в жизни первичного коллектива, школы, окружающей социальной и природной среды можно ожидать от выполнения намеченного коллективного дела? Если не будет убежденных, обоснованных, положительных ответов на эти вопросы незачем проводить мероприятие, дело. При анализе этого этапа особое внимание обратить на степень участия коллектива и каждого учащегося в оценке обстановки, разведке объектов заботы, полезных дел, знание и эмоциональное приятие ими общественной пользы дела, использование воспитательных педагогических рекомендаций по осуществлению этого этапа, определение влияния его на успех последующих этапов.
2. Планирование. Очень ответственный этап, на котором составляется план общего дела или целого периода жизни. Учащиеся привлекаются к планированию с помощью вопросов-задач. Что и для кого сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать? С кем вместе сделать? Можно провести конкурс на лучший проект дела, анкеты (Что ты хотел бы сделать? Для кого? и т.п.), выпустить «Молнии» с предложениями к плану. Педагогу (возможно и учащимся) определить, уточнить, обеспечить: - основные воспитательные возможности дела; - содержание мероприятия, его познавательную, деловую, краеведческую направленность в сочетании с эмоциональностью, интересом, игрой; - соответствие содержания и форм проведения возрастным особенностям и возможностям учащихся; - преемственность в системе мероприятий (коллективных дел); - участие в подготовке и проведении ученического самоуправления учащихся, родителей, подбор конкретных организаторов и исполнителей коллективного дела, отдельных его элементов; - включение в коллективное дело неформальных групп с учетом их особых интересов; - соотношение словесных и практических методов в процессе подготовки и проведения мероприятия. Анализируя этот этап, руководитель, методист, учитель определяют, констатируют качество планирования, степень участия в планировании учащихся и других участников воспитательного процесса, привитие учащимся навыков и умений планирования. Анализирующий обращает внимание на то, как сам педагог осознал воспитательные возможности этого этапа. 3. Организация воспитательного воздействия на коллектив Это этап текущей организаторской деятельности по подготовке, проведению коллективного дела (мероприятия). На этом этапе реализуются наметки двух предыдущих. Педагог, воспитатель инструктируют, консультируют организаторов и исполнителей, помогают проведению предварительных, соответствующих большому делу мероприятий, способствующих повышению эффективности, действенности ключевого, центрального коллективного дела (репетиции, проверки хода подготовки и т.д.). Анализируя этот план, необходимо остановиться на качестве реализации сказанного выше запланированного содержания, требований и рекомендаций по проведению данного этапа, выяснить, в какой мере организация способствовала выполнению плана, как проявилась активность, самостоятельность и инициативность учащихся, органов самоуправления, советов дел; удалось ли в процессе подготовки утвердить у всех детей убежденность в необходимости и значимости дела; явился ли данный этап действительной школой организации для учащихся; раскрыть причины высокого (низкого) качества осуществления этого этапа, влияние его на последующий ход коллективного дела. 4. Непосредственное воспитательное воздействие на коллектив. Многие коллективные дела, большие мероприятия не имеют одноразового акта завершения. Они представляют цепь различного масштаба дел, после завершения которых идет их продолжение. Другие коллективные дела (мероприятия) имеют ярко выраженный акт завершения. Например, вечер встречи с выпускниками, серия заключительных актов подготовки праздника «За честь школы», интересная конференция, диспут и т.д. На этом этапе, на заключительных актах руководители школы имеют возможность присутствовать, наблюдать, оценивать факты, явления. Нередко, при наличии необходимых педагогического и жизненного опыта, черт характера, эрудиции, руководитель может стать участником мероприятия (диспута, читательской конференции и т.д.) А это, пожалуй, наиболее выгодная позиция руководителя-педагога. Основное требование к этому этапу – реализовать замыслы, планы предыдущих этапов, касающиеся целей, задач, содержания, методики проведения. Здесь многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, организаторских способностей, умения проявлять находчивость и гибкость при выборе методов, приемов в неожиданных ситуациях. Надо стремиться руководителям (директору, его заместителю, классному руководителю) на внеурочных мероприятиях быть равноправными, искренними участниками, воздерживаться от ненужных вмешательств, назиданий, командных нот и возгласов. Нельзя допускать, чтобы требования к учащимся, нормы поведения и общения на уроке переносились на внеурочные мероприятия. При анализе этого этапа воспитательного мероприятия, определяем, оцениваем: - воспитательные, обучающие и развивающие цели мероприятия, их реализацию; - соответствие содержания, форм и методов проведения намеченным целям; - поведение учащихся, их отношение к данному мероприятию (позитивное, негативное, нейтральное), активность, инициативу, самостоятельность учащихся, роль органов самоуправления, эстетику внешнего вида учащихся; - педагогическое влияние во время проведения мероприятия: контакт педагога с учащимися, педагогический такт, работу с коллективом и отдельными учащимися, роль педагога на данном этапе; - разносторонность системы воспитательных воздействий; - наличие эффектов новизны, занимательности, поиска, эмоциональности; - прогнозируемые воспитательные результаты мероприятия. 5. Коллективное обсуждение и оценка сделанного. Подводя итоги коллективного дела (мероприятия), обсуждая, анализируя, оценивая их, необходимо приучать учащихся к мысли, убеждать (да это и объективно осуществляется), что коллективное дело – это ни в коем случае не какой-то одноразовый, изолированный парадный акт; и успех дела, его полезность для общества, коллектива, личности зависит от того, как проведен каждый этап, насколько удалось включить в дело возможности, способности, стремления каждого члена коллектива.
Оформление дневника по внеклассной педагогической практике I. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ: По центру: Дневник по внеклассной педагогической практике студента (студентки) ____ курса отделения ______________________МПК Ф.И.О. ____________________________
В правом нижнем углу: Руководитель педагогической практики: ____________ Методист: ____________ Сроки практики:____________ (первая страница)
II. Обязанности практиканта Практикант обязан: 1. Подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации школы и руководителя практики (методиста). 2. Своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики. 3. Заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать умения педагогического мастерства, развивать культуру общения и речи, соблюдать требования, предъявляемые к внешнему виду учителя. 4. Своевременно и аккуратно вести педагогический дневник и предоставлять всю требуемую отчётность по практике групповому руководителю (методисту). 5. Находиться в день практики определённое на это время, регулярно посещать мероприятия, проводимые другими студентами подгруппы, методические часы. 6. Своевременно являться на консультации и заранее (не позднее, чемза день) заверять конспект проводимого мероприятия у классного руководителя (учителя) и методиста. 7. Уметь проводить самоанализ проведённого и анализ посещённого мероприятия. 8. Староста группы на практике обязан вести учёт посещаемости практикантов, оказывать организационную помощь групповому руководителю в выполнении задач практики.
III. Цели и задачи практики (вторая страница)
IV. Сведения о педагогической практике (третья страница) Школа _____________________ Класс ______________________ Классный руководитель ________________ Групповой руководитель ________________ Методист по педпрактике _______________ Сроки педпрактики ____________
Расписание звонков
Расписание уроков в прикреплённом классе.
V. Список учащихся класса (четвертая страница)
VI. Изучение особенностей класса (пятая-седьмая стр.) Материалы анкетирования (социометрии) Материалы бесед с учащимися и классным руководителем. Анализ собранных сведений (можно отвести 2-3 страницы)
VII. План воспитательной работы классного руководителя (на период практики) Характеристика класса. Примечание: форма записи определяется характером планирования в данной школе. Для плана можно отвести 3-5 страниц
VIII. График зачетных внеклассных мероприятий (выписка из графика методиста – тринадцатая стр.)
IX. Наблюдение и анализ посещённых внеклассных мероприятий (см лист протокола) Анализ проводится по схемам: 1) схема анализа внеклассного мероприятия по предмету (см. схему: приложение № 1, 3) 2) схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия (см. схему: приложение № 2) X. Конспекты проводимых внеклассных мероприятий (часов общения) Самоанализ проведенных мероприятий. Форма конспекта. 1. Тема. 2. Цели и задачи. 3. Форма проведения. 4. Оборудование (наглядность и ТСО) 5. План проведения. 6. Конспект хода занятия (раскрыть в соответствии с п.5) 7. Список использованной литературы. Самоанализ проводится по той же схеме, что и анализ посещенных внеклассных мероприятий. В конце дневника можно поместить: 1. Схемы анализа внеклассного занятия по предмету и психолого-педагогического анализа внеклассного мероприятия. 2. Схемы психолого-педагогической характеристики личности учащегося и характеристики классного коллектива. 3. Материалы в помощь классному руководителю. 4. Различного рода памятки. 5. Отчет о педагогической практике.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.199.179 (0.019 с.) |