Курс. Психолого-педагогическая практика (введение в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс. Психолого-педагогическая практика (введение в



I. Введение

Потребность сегодняшнего дня – концентрация усилий коллектива педагогического колледжа (кафедры иностранных языков, в частности) на вопросах подготовки будущего учителя (в данном случае, учителя иностранного языка) к учебно-воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Важнейшая роль в подготовке учителя принадлежит педагогической практике.

В процессе педагогической практики с учетом новых требований решаются следующие задачи:

ü воспитание у студентов устойчивого интереса к педагогической деятельности;

ü закрепление, углубление и обогащение психолого-педагогических и специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных педагогических задач общеобразовательного учреждения;

ü развитие и совершенствование общепедагогических и языковых умений и навыков;

ü воспитание профессионально значимых качеств личности (с учетом избранной специальности), потребности в педагогическом и языковом самообразовании;

ü ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы в разного типа общеобразовательных учреждениях, овладение методами изучения педагогического опыта;

ü формирование исследовательских умений учителя и классного руководителя;

ü оказание помощи учебно-воспитательным учреждениям в решении задач воспитания учащихся.

Педагогическая практика проводится на 3-5 курсах. Практика начинается с установочной конференции, на которой определяются задачи практики, ее содержание, сроки, порядок и место проведения.

Студенты-практиканты ведут, оформляют и представляют групповому руководителю (методисту) следующую документацию:

1) на 3 курсе (психолого-педагогическая практика, введение в специальность):

- педагогический дневник;

- план-конспект проведенного внеклассного занятия с приложениями и кратким анализом;

- отчет о проделанной работе (в свободной форме)

2) на 4 курсе:

а) практика по внеучебной воспитательной работе:

- педагогический дневник;

- развернутые планы-конспекты двух проведенных внеклассных мероприятий (часов общения) с приложениями;

- самоанализ одного проведенного и анализ одного посещенного внеклассного мероприятия;

- отчет о проделанной работе.

б) практика «Пробные уроки – 1»:

- педагогический дневник;

- планы-конспекты шести проведенных уроков с приложениями;

- табель проведенных уроков;

- развернутый план-конспект внеклассного занятия по предмету с последующим анализом;

- подробный самоанализ одного из проведенных и анализ одного из посещенных уроков;

- отчет о проделанной работе.

3) на 5 курсе:

а) практика «Раннее обучение ИЯ»:

- педагогический дневник (с подробными записями наблюдений по дням);

- отчет о проделанной работе.

б) практика «Пробные уроки – 2»:

- педагогический дневник;

- планы-конспекты 7 проведенных уроков с приложениями;

- табель проведенных уроков;

- план-конспект проведенного внеклассного занятия по предмету с последующим анализом;

- подробный самоанализ одного из проведенных и анализ одного из посещенных уроков;

- отчет о проделанной работе.

в) преддипломная педагогическая практика:

- педагогический дневник;

- конспекты установленного количества проведенных уроков;

- табель проведенных уроков;

- развернутый план-конспект одного из уроков с последующим анализом;

- развернутый план-конспект внеклассного занятия с приложениями;

- методическая копилка;

- отчет о практике;

- характеристика с места прохождения практики (с оценкой), заверенная подписью руководителя школы и печатью.

 

II. Требования к ведению дневника

Дневник оформляется и ведется с 3 по 5 курс. Он предназначен для всех видов практики. Цель ведения дневника – научить студентов целенаправленно и планово наблюдать деятельность учителя и учащихся, анализировать педагогические факты, делать выводы.

В дневнике рекомендуется фиксировать свои наблюдения за отдельными учащимися и всем классом на уроках и во внеурочной работе, за учебной и воспитательной работой учителей, воспитателей и классных руководителей, а также выполненную по программе учебно-воспитательную работу.

Дневник рекомендуется вести по следующей форме:

 

Дневник

по ___________________________________________________

название вида практики

студента (студентки) _________ курса

отделения ________________________ МПК

(название отделения)

Ф.И.О. _______________________________________________

 

Руководитель пед. практики _______________________

Методист: _______________________

Сроки практики: _______________________

 

Орел, 20___ год

  I Напутствие практиканту    
II Обязанности практиканта III Цели и задачи с учетом вида практики

 

 

В содержание дневника входят 3 основных раздела.

I. Информационный раздел.

1) Сведения о педагогической практике:

школа __________

класс ___________

кл. руководитель _____________

учитель ИЯ _______________

групповой руководитель ________________

методист по педпрактике ________________

Сроки педпрактики: ________________

2) Расписание звонков.

3) Расписание уроков.

4) Список учащихся.

5) Размещение учеников в классе.

6) Карта здоровья учащихся.

7) Занятия уч-ся в кружках (секциях, др. уч.-восп. учреждениях)

II. Планирование и учет педагогической работы.

В данном разделе студентом записывается вся проделанная работа в школе. Она планируется на основе работы классного руководителя (учителя-предметника).

 

Планирование и учет работы можно записывать по схеме:

№ п/п Содержание работы Время проведения Отметка кл. руков. (учит. предметн.) о выполнении
       

 

 

III. Психолого-педагогические наблюдения.

В этом разделе записываются материалы ознакомления студентов со школой (беседа с директором, его заместителями, классным руководителем, учителями-предметниками, классом, отдельными учащимися, наблюдения уроков и внеклассной воспитательной работы и их анализ, выполнение практических заданий в связи с изучением психолого-педагогических дисциплин.

Наблюдение уроков можно вести по следующей схеме:

Дата, место набл. Предмет Учитель Цель урока Цель наблюд. Тема урока. Основные этапы урока. Содержание работы на каждом этапе Анализ деятельности учителя и уч-ся Выводы
«+» «–»
         

 

Хотя общепринятой формы ведения записи не существует, обязательно нужно фиксировать время, место, цель наблюдения, подробное описание наблюдаемого факта.

Наблюдаемые факты – это материалы для анализа и обобщения, поэтому их следует фиксировать как можно подробнее. Однако наблюдение достигает цели лишь тогда, когда оно не ограничивается регистрацией фактов, а включает их толкование, интерпретацию, педагогический анализ, выводы. Связь между внешними проявлениями деятельности учителя и учащихся и их внутренним содержанием сложна, поэтому нужно быть объективным, самокритичным в выводах.

 

 

III. Виды непрерывной педагогической практики. Содержание работы. Оформление документации

Специальность)

 

Общие задачи практики:

1) углубление и закрепление психолого-педагогических знаний учащихся;

2) воспитание любви к избранной профессии; формирование педагогических интересов и склонностей, потребности в педагогическом самообразовании; развитие творческого подхода к педагогической деятельности;

3) формирование и развитие у будущих учителей педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности;

4) изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в школе;

5) изучение передового педагогического опыта.

Что необходимо сделать для реализации этих задач.

1. Ознакомиться с особенностями работы школы (базы практики) и записать в дневник следующие сведения:

- материальная база школы;

- количество классов-комплектов;

- количество учителей и учеников;

- режим работы школы;

- основная проблема, над которой работает школа;

- традиции школы;

- основные направления работы школы;

- трудности в работе школы.

2. Ознакомиться с особенностями класса, в котором будут проходить практику и отразить в дневнике:

- список уч-ся класса с указанием выполняемых ими общественных поручений;

- список уч-ся, составляющих актив класса; особенности самоуправления;

- расписание звонков и уроков в классе;

- задачи, направления и проблемы работы с классом;

- краткую (общую) характеристику класса (из плана работы классного руководителя);

- выписку из карты здоровья уч-ся, сводной ведомости успеваемости;

- сведения о занятии уч-ся класса в кружках, секциях, и т.п.;

- материалы наблюдений за уч-ся класса на уроках и внекл. мероприятиях;

- материалы бесед, социометрии, тестов и др. методик по выявлению интересов уч-ся, мотивов учебной деятельности, особенностях общения друг с другом и окружающими людьми, межличностных отношений внутри классного коллектива.

3. Ознакомиться с направлениями и особенностями планирования работы классного руководителя и отразить в дневнике:

- цели и задачи учебно-воспитательной работы с классом;

- краткую характеристику класса;

- направления работы с классом и родителями уч-ся;

- перечень мероприятий, планируемых в классе по различным направлениям;

- особенности индивидуальной работы с отдельными уч-ся класса;

- направления работы по сплочению классного коллектива, и т.п.;

4. Посетить серию уроков в прикрепленном классе с целью наблюдения за:

- особенностями общения учителя и уч-ся;

- способами побуждения уч-ся к активному учению (способами активизации учебной деятельности уч-ся);

- способами активизации внимания уч-ся;

- психологическим микроклиматом в классе;

- способами дисциплинированности уч-ся;

- особенностями организации и ведения урока в целом с использованием различных форм, методов и принципов обучения;

- возрастными и индивидуальными особенностями уч-ся данного класса.

5. Оказывать посильную помощь в работе классному руководителю:

принять участие в организации и проведении внеклассного мероприятия (согласно плану воспитательной работы классного руководителя).

6. Учиться фиксировать наблюдения в дневнике по педагогической практике и анализировать их результаты.

7. Учиться оформлять конспект внеклассного мероприятия и анализировать его.

8. Учиться применять на практике знания, полученные на уроках педагогики и психологии через применение различных методик: анкетирования, тестирования, беседы, наблюдения, изучения сведений из различного рода материалов документации, изучения творческих работ учащихся и др.

9. Учиться систематизировать собранный в процессе практики материал и оформлять его в виде отчета (самоанализа результатов практики)

Обязанности практиканта.

1. Подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации школы и руководителя практики.

2. Своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики.

3. Заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать умения педагогического мастерства, развивать культуру общения и речи, соблюдать требования, предъявляемые к внешнему виду учителя.

4. Находиться в день практики в определенном месте, определенное на это время, регулярно посещать методические часы.

5. Своевременно и аккуратно вести педагогический дневник и вовремя предоставить всю требуемую отчетность по практике групповому руководителю.

Напутствие практиканту.

 

В твоих руках педагогический дневник первой педагогической практики. К ней надо отнестись очень серьезно, ведь ты готовишь себя к благороднейшей профессии на свете – профессии учителя. Учителя называют ваятелем духовного мира юной личности, доверенным лицом общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Крупнейший немецкий педагог-демократ Дистервег писал: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».

Большую помощь тебе в овладении профессией окажет педагогический дневник, в котором ты будешь учиться вести наблюдения, анализировать их, делать выводы, собирать полезный и интересный материал. Педагогический дневник – твой друг и помощник. Веди его систематически, записи делай аккуратно, относись к нему бережно.

Так работай же над собой, овладевай своей будущей профессией, будь достоин тех красивых и высоких слов, которые говорят об Учителе!

УСПЕХОВ ТЕБЕ НА ЭТОМ ТРУДНОМ, НО ТАКОМ ИНТЕРЕСНОМ ПОПРИЩЕ!

 

Содержание работы по дням.

День первый.

1. Знакомство со школой.

2. Знакомство с администрацией школы. Беседа об особенностях школы.

3. Знакомство с классным руководителем и классом:

а) беседа с классным руководителем об особенностях класса;

б) ознакомление с расписанием занятий в классе, списком класса, учителями, работающими в классе;

в) знакомство с учителем иностранного языка (информатики)

г) посещение 1 -2 уроков в классе и анализ наблюдений;

д) изучение классного журнала и др. документации о классе.

4. Подведение итогов дня. Методический час: советы по оформлению дневников, ознакомление с памятками и литературой в помощь практиканту.

День второй.

1. Посещение уроков прикрепленного класса с целью изучения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса, уровня их знаний, интересов и склонностей.

2. Беседа с учителями, работающими в классе, об особенностях данного класса.

3. Наблюдения за учащимися класса в процессе перемен.

4. Анализ наблюдений дня.

5. Беседа с классным руководителем. Изучение плана воспитательной работы и др. школьной документации (личные дела, карточки здоровья).

6. Подведение итогов дня. Задания на оформление документации.

 

 

День третий.

1. Проверка документации.

2. Посещение уроков прикрепленного класса (изучение педагогических и методических аспектов). Беседа с учителями-предметниками.

3. Анализ наблюдений, формулировка выводов.

4. Посещение внеклассного или школьного мероприятия. Анализ увиденного.

5. Беседа с учащимися класса с целью изучения их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

6. Подготовка внеклассного мероприятия (разработка плана проведения).

7. Подведение итогов дня. Методический час: особенности оформления и анализа внеклассного мероприятия. Задание на оформление документации.

День четвертый.

1. Проверка документации.

2. Посещение уроков прикрепленного класса (изучение психологических аспектов). Беседа с учителями-предметниками.

3. Анализ наблюдений и формулировка выводов,

4. Проведение социометрии по выявлению межличностных отношений в классе.

5. Подготовка внеклассного мероприятия (репетиция). Проверка готовности плана-конспекта.

6. Подведение итогов дня. Методический час: особенности обработки результатов социометрии.

7. Задание по оформлению документации.

 

 

День пятый.

1. Проверка документации.

2. Ознакомление с особенностями организации внеклассной работы в школе (беседа с завучем по воспитательной работе).

3. Посещение уроков в прикрепленном классе. Анализ наблюдений.

4. Анализ собранной информации по изучению особенностей класса, индивидуальных особенностях учащихся. Формулировка выводов.

5. Проведение внеклассного мероприятия в прикрепленном классе.

6. Анализ внеклассного мероприятия.

7. Подведение итогов дня. Задание по оформлению документации.

День шестой.

1. Проверка документации.

2. Посещение уроков в прикрепленном классе.

3. Анализ наблюдений. Формулировка выводов.

4. Методический час: особенности оформления отчетной документации.

5. Обобщение результатов практики. Подготовка к отчетной конференции (распределение выступлений).

Особенности оформления дневника по психолого-педагогической практике.

I. Титульный лист:

Дневник по психолого-педагогической практике

студента (ки).......группы

отделения..........МПК

фамилия, имя, отчество.

2 стр. Общие сведения о психолого-педагогической практике. База практики:.......(наименование и адрес школы).

Сроки проведения практики: с.......по.........

Групповой руководитель:...........

Педагог:............

Психолог:...........

Директор школы:............

Завуч школы по уч. работе:...........

Завуч школы по воспит. работе:.........

Классный руководитель:........

Учитель иностранного языка (информатики):........

Класс:.....................

 

3 стр. Напутствие практиканту.

4 стр. Обязанности практиканта.

5 стр. Общие задачи педагогической практики.

6 стр. Что необходимо сделать для реализации задач практики.

7-8 стр. Знакомство со школой.

9-17 стр. Знакомство с классом (список класса, занятость уч-ся в кружках, актив класса, поручения, выписка из листка здоровья, расписание звонков, расписание уроков, материалы различных методик по выявлению особенностей класса, отдельных уч-ся, их интересов и склонностей).

18-27 стр. План учебно-воспитательной работы классного руководителя (цели и задачи работы, общая характеристика класса, направления работы классного руководителя с конкретным указанием перечня дел по месяцам, неделям, особенности работы с трудными уч-ся, работа с родителями, работа по сплочению классного коллектива, и т.д.).

28-37 стр. Наблюдения уроков (по схеме).

Дата, место; цель (урока, наблюдения)   Содержание урока (ход, этапы) Анализ урока «+» «- » Выводы

 

 

38-40 стр. Самоанализ результатов психолого-педагогической практики.

1. Теоретические положения педагогики, психологии и частных методик, реализованные в ходе практики.

2. Объем проведенной работы.

3. Затруднения, возникшие в ходе практики, в том числе и при работе с детьми. Удалось ли преодолеть затруднения? Кто помог справиться?

4. 3нания, умения и навыки, приобретенные в ходе практики. Чему научились?

5. Самооценка теоретической и практической готовности к практике.

6. Общие выводы по практике (чему удалось научиться?, чему не удалось?, справились ли в целом с задачами практики? и т.д.).

7. 3адачи по самообразованию. Пожелания по дальнейшей организации практики (если таковые имеются).

Подпись практиканта.

• В конце дневника можно поместить различного рода памятки, схемы оформления и анализа мероприятий (уроков), материалы различных методик по изучению особенностей уч-ся и классного коллектива, схемы составления характеристик на отдельных уч-ся и коллектива класса и др.

• Отчетная документация по практике должна содержать:

1) дневник по пед. практике;

2) конспект проведенного внеклассного мероприятия (оцененный и заверенный подписями классного руководителя и методиста);

3) отчет-самоанализ результатов психолого-педагогической практики;

4) методическую копилку (памятки, схемы и др.).

• Материалы должны быть систематизированы в папке с указанием ее содержания.

• Документацию необходимо сдать методисту не позднее 25 апреля.

 

Цели и задачи практики

- сформировать адекватное представление о характере и содержании внеучебной воспитательной работы, функциональных обязанностях классного руководителя;

- ознакомиться с документацией классного руководителя (журнал, личные дела, план воспитательной работы и др.);

- оказывать конкретную помощь классному руководителю;

- овладеть умениями вести воспитательную работу с детьми в классе;

- овладеть методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

- овладеть навыками педагогического общения со школьниками;

- анализировать внеклассные воспитательные мероприятия;

- проводить самоанализ своей педагогической деятельности.

 

Содержание работы:

- посещение и анализ уроков в своем классе с целью изучения способов организации общения детей в учебной работе;

- посещение и анализ внеклассных мероприятий с целью изучения организации общения детей вне уроков;

- подготовка и проведение воспитательных мероприятий;

- участие в организации трудовых дел в классе;

- участие студента-практиканта в подготовке и проведении внеучебных мероприятий (по плану классного руководителя);

- ведение педагогического дневника;

- чтение дополнительной психолого-педагогической литературы.

 

А. Подготовка

План работы на период практики составляется на основе плана воспитательной работы с детьми с учетом их желаний, возрастных и индивидуальных особенностей. Он утверждается классным руководителем и руководителем практики (методистом). Студенты отбирают и готовят содержательный и наглядный материал для проведения внеклассных мероприятий. При необходимости получают консультации преподавателей педагогики, психологии, методики преподавания ИЯ. Читают дополнительную психолого-педагогическую литературу.

Б. Проведение

Работа с классом строится в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя. Студенты-практиканты работают в тесном контакте с ним.

Готовясь к встрече с учащимися, студенты пишут развернутые планы-конспекты внеклассных мероприятий, заранее согласовывая их с методистом и классным руководителем, о чем говорит их подпись на планах.

Руководитель практики данной группы посещает школу, беседует с завучем, классным руководителем, присутствует на проводимых мероприятиях, анализирует и оценивает их, проверяет документацию практикантов.

В. Подведение итогов

За каждое проведенное мероприятие студент получает оценку. Два из проводимых мероприятий являются зачетными. Руководитель (методист) в день практики посещает школу, присутствует на мероприятии, проводимом студентами (студентом), анализирует и оценивает каждое мероприятие. В конце практики методист проверяет отчетную документацию и ставит итоговую оценку.

 

В методическую копилку студента-практиканта

 

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Классный час чаще всего проводит классный руководитель или творческая группа (старшие классы). Он беседует с учащимися, знакомит их с литературным материалом, выявляет и анализирует общественное мнение классного коллектива по отдельным во­просам. Иногда классные часы проводят учащиеся в форме обсуждения текущих во­просов жизни класса, обзора газет и журналов по определенной теме и т. д. Классные часы не должны быть похожи один на другой. Основное требование – активное участие всех учащихся. Проведению классного часа предшествует большая практическая дея­тельность. Нередко она продолжается и после него. Отдельные учащиеся или группы учащихся выполняют поручения, связанные с темой классного часа (собирают матери­ал, оформляют стенды, альбомы и т. д.) Такое проведение классного часа сочетается с другими формами воспитательной работы.

Наиболее распространенная форма проведения классного часа – этические бесе­ды. В педагогической литературе этическая беседа определяется и как метод при­влечения учащихся для обсуждения, анализа поступков сверстников и для выработки нравственных взглядов, суждений, оценок, и как форма разъяснения школьникам норм и принципов, осмысления обобщения нравственного опыта школьников. Эти­ческая беседа выступает в реальном воспитательном процессе и как форма этическо­го просвещения, и как метод нравственного воспитания. Этические беседы получили широкое распространение в школьной практике. Ценным материалом для этических бесед могут служить факты из жизни школы, класса, произведений художественной литературы, высказывания педагогов, ученых, статьи из газет и журналов и т. п. Целесообразно привлекать учащихся к сбору материала для бесед.

Этическая беседа выступает как одна из традиционных форм воспитания. Главное назначение - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформиро­вать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе полученных знаний.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и собы­тий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, перио­дической печати, кинофильмов. Беседы бывают групповые и индивидуальные, а также программные (система бесед по правилам культуры поведения, правилам для уча­щихся и т. д.). Беседы могут быть также эпизодические, связанные со сложившейся в коллективе ситуацией.

Этическая беседа проводится двумя путями – индуктивным и дедуктивным. Ос­новные этапы проведения этических бесед:

- сообщение фактов о поведении учащихся, взятых из жизни или привлечение ярких отрывков из художественных произведений;

- объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников;

- обсуждение конфликтных ситуаций;

- обобщение фактов;

- мотивация и формирование нравственного правила;

- применение усвоенных понятий при оценке своего поведения и поведения дру­гих людей.

Содержание этических бесед и методика их проведения во многом зависит от возраста учащихся. Так, например, в начальных классах в беседах затрагивается не­большой круг доступных для учащихся вопросов, приводятся яркие примеры из ху­дожественной литературы, из просмотренных передач, из окружающей жизни. Этические беседы с учащимися начальных классов чаще всего проводятся индук­тивным путем, когда учащимся раскрываются яркие факты, которые содержат в себе определенные нравственные образцы. Уже в 3 - 4 классах некоторые темы этиче­ских бесед можно проводить и дедуктивным путем, т. е. идти от определения поня­тия к фактам и соответствующим выводам.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Основная и, пожалуй, единственная форма «воспитательной работы» классный час постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. Все дальше от современных школьников уходят классные часы, на которых не только ре­шались проблемы успеваемости, но и проводились мероприятия по «направлениям вос­питания»: эстетическому, политическому, нравственному и т. д. Как правило, они проводились «фронтально»: были адресованы всему коллективу. При всех недостатках коллективистского воспитания они, тем не менее, давали одну из немногих возмож­ностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока.

Как это обычно бывает в периоды резких переломов, вместе с водой выплеснули и ребенка. Воспитательная работа с учениками оказалась выдворенной вместе с подна­доевшими «мероприятиями». Незаметно она переместилась в сферу работы с семьей на родительских собраниях. Но потребность в общении между учениками, как и по­требность в обращении учеников к учителю как к старшему помогающему товарищу, сохранилась. Следовательно, не до конца еще изгнанный классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Правда, на совершенно ином организаци­онном и содержательном уровне. Что же может заменить коллектив как цель, средство и форму воспитания? Очевидно то, что объединение детей для воспитания и обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от нее нельзя не только потому, что нет средств для индивидуализации образования, а потому, что объ­единение (в различных формах) всегда выигрышнее самой безупречной индивиду­альной работы с учеником.

В основе отличия – гуманистический подход к объединению, где главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это ни парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объединения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели дея­тельности. Это происходит благодаря дифференциации средств ее достижения. В пе­реводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность – необходимость учета стремления определенного количе­ства участников объединения к общей цели, обусловленного осознанными потреб­ностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который тем не менее важен и для других.

Четвертая особенность – задача воспитателя (учителя/руководителя) рассматри­вается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления та­ких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Классный час продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Иногда в педагогической литературе и в школь­ной практике эту форму называют час воспитания. Главное – обеспечить целенаправ­ленное деловое общение классного руководителя с учащимися создать здоровую нравственную атмосферу.

Классный час заранее включается в школьное расписание и проводится ежене­дельно в определенный день недели. Он не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано. Он может продолжаться 20-30 минут, а иногда и более часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста учащихся, от формы проведения. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей. Но иногда проводятся классные часы, не предусмотренные планом. Они посвящены те­кущим событиям, чрезвычайным происшествиям в классе, городе, стране.

Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали что их в данный момент воспитывают, классный час – час общения.

Классный час – это одно из звеньев системы воспитательной работы. Если в клас­се хорошо организованы жизнь и деятельность коллектива, существуют демокра­тические отношения у учителя с учениками, то классные часы организованы инте­ресно. Классный руководитель перед проведением классного часа решает ряд задач:

- определить тему и форму;

- выбрать место и время проведения;

- составить план подготовки и проведения классного часа;

- вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;

- распределить задания между творческими группами и отдельными участника­ми;

- как и в любом воспитательном мероприятии учитывать возрастные особенности детей, особенности класса, уровень развития.

Формы проведения классного часа могут быть различными: этическая беседа, дис­пут, дискуссия, встреча с интересным человеком, игра-путешествие, защита фанта­стических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, концерт «Ромашка», КВН, музыкальная викторина и т.д.

 

Требования к подготовке, проведению и педанализу КТД

Повышение эффективности внеурочной воспитательной деятельности неотделимо от профессионального педагогического анализа ее в целом и отдельных воспитательных мероприятий.

Владение умением педагогического анализа воспитательной работы необходимо как руководителям школы, так и каждому учителю, воспитателю. Любое воспита­тельное мероприятие (коллективное дело) – это процесс. И поэтому первым, наибо­лее общим требованием к подготовке, проведению и анализу воспитательного меро­приятия должно быть отношение к нему готовящих и контролирующих его, как к процессу, движению, развитию. Причем, это совместное движение педагогов и учащихся. Поэтому можно выделить две исходные позиции к подготовке, проведению и анализу воспитательных мероприятий, коллективных дел:

1) рассматривать воспитательное мероприятие не как одноразовое педагогическое воздействие, а как процесс;

2) воспитательное мероприятие (коллективное дело) может быть эффективным, если оно представляет совместную деятельность педагогов и учащихся, готовится, проводится и анализируется при активном участии каждого воспитуемого. Идея активизации учащихся, воспитания в деятельности, сотрудничестве воспитателей и воспитываемых настолько жизненна, что деление воспитательного мероприятия на этапы, педагогические требования к проведению и анализу каждого этапа в отдель­ности и воспитательного мероприятия в целом у многих педагогов в основном сов­падают.

И.П. Иванов различает четыре взаимосвязанных звена коллективного дела, совме­стной коллективной деятельности:

1) разведка дел и друзей по общему делу;

2) коллективное планирование;

3) текущая организаторская деятельность;

4) коллективное обсуждение и оценка сделанного.

Подготовка и проведение комплексного (ключевого) и каждого конкретного дела имеет в сущности такую же логику: разработка выполнения дела, его организация и проведение, анализ и оценка. Идея коллективных дел одна: осуществление любого этапа (звена) коллективного дела вне связи с другими лишает его смысла, по край­ней мере, снижает его эффективность, результативность.

Руководитель, осуществляющий педагогический анализ воспитательного меро­приятия (коллективного дела), не может увидеть все этапы дела. Однако, чтобы луч­ше проанализировать, нужно стремиться разными методами и приемами получить определенную информацию обо всех этапах. Чтобы осуществить педагогический анализ воспитательного мероприятия, необходимо иметь в виду педагогические тре­бования к его подготовке и проведению, подведению итогов, к каждому этапу. С этой позиции и рассмотрим схематично требования к воспитательному мероприятию и вопросы педагогического анализа.

1. Оценка обстановки и формулировка дела (Разведка дел и друзей).

На этом этапе учащиеся и педагоги должны убежденно ответить на вопросы: Кому нужно наше дело (мероприятие)? Для чего нужно? Какие улучшения в жизни первичного коллектива, школы, окружающей социальной и природной среды можно ожидать от выполнения намеченного коллективного дела? Если не будет убежден­ных, обоснованных, положительных ответов на эти вопросы незачем проводить ме­роприятие, дело. При анализе этого этапа особое внимание обратить на степень участия коллектива и каждого учащегося в оценке обстановки, разведке объектов забо­ты, полезных дел, знание и эмоциональное приятие ими общественной пользы дела, использование воспитательных педагогических рекомендаций по осуществлению этого этапа, определение влияния его на успех последующих этапов.

 

2. Планирование.

Очень ответственный этап, на котором составляется план общего дела или целого периода жизни. Учащиеся привлекаются к планированию с помощью вопросов-задач. Что и для кого сделаем? Когда? Где? Кому лучше участвовать? С кем вместе сделать? Можно провести конкурс на лучший проект дела, анкеты (Что ты хотел бы сделать? Для кого? и т.п.), выпустить «Мол­нии» с предложениями к плану. Педагогу (возможно и учащимся) определить, уточ­нить, обеспечить:

- основные воспитательные возможности дела;

- содержание мероприятия, его познавательную, деловую, краеведческую направ­ленность в сочетании с эмоциональностью, интересом, игрой;

- соответствие содержания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.141 с.)