Профессиональной педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональной педагогической практики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Утверждено

на заседании кафедры

Протокол №______________

От_______________________

Зав. кафедрой______________

 

 

ПРОГРАММА

Профессиональной педагогической практики

 

Для студентов 3 курс очного обучения

Исторический факультет

Филологический факультет

Физико-математический факультет

Факультет иностранных языков

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский

 

2003-2004 учебный год

 

фПрограмма профессиональной педагогической практики.

Пояснительная записка.

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров важная роль принадлежит педагогической практике. Она является органической частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в учебно-воспитательных учреждениях.

Эта практика позволяет студентам овладеть навыками профессионального мастерства, основами организаторской и воспитательной работы. Выполняет ведущую системообразующую роль в формировании активных, всесторонне образованных специалистов.

Содержание практики способствует формированию у будущего педагога-психолога основных педагогических умений и навыков. К числу которых можно отнести: умение составлять педагогическую характеристику ученика, навыки дидактического анализа урока и выявления его воспитательных возможностей, умение самостоятельно планировать работу, вступать в конструктивное взаимодействие с учениками, с учителями, с руководством школы и т. д.

Основой для формирования данных умений и навыков являются полученные студентами знания по следующим психолого-педагогическим дисциплинам: «Общие основы педагогики», «Возрастная психология», «Конфликтология», «Введение в специальность», «Теория и методика воспитания»”, «Теория обучения» и т.д. Она логически завершает изучение данных предметов, помогает познакомиться с явлениями, изучаемыми в последующих курсах: «Методика преподавания учебных дисциплин», «Основы управления педагогическими системами» и т.д. Практика актуализирует знания студентов, обеспечивает их практическое применение. Это становится возможным благодаря включению в содержание профессионально-педагогической практики заданий, предполагающих наблюдение и анализ педагогического процесса в школе, педагогический анализ личности учеников и т.д.

Распределение содержания и разных видов работы, учебных заданий предполагает повышение самостоятельности студента от начала к концу практики, что соответствует основным принципам личностного подхода в обучении студентов. Если в начале руководители контролируют процесс адаптации студента в школе, то в конце студенты планируют содержание, составляют график работы в школе.

Содержание практики может корректироваться в связи со спецификой интересов школы. В связи с этим в качестве дополнительных заданий в программу практики могут быть включены следующие: изучение причин неуспеваемости школьника, анализ школьной документации, подготовка родительского собрания и т.п.

Прежде чем приступить к самостоятельной профессиональной деятельности, студент должен накопить опыт анализа и сумму примеров педагогического мастерства. Для этого в содержание практики включены наблюдение и анализ педагогического процесса в школе. За время практики студенты посещают и анализируют до 40 уроков учителей школы, 3-5 воспитательных дел, преподавателями-наставниками стимулируется взаимообучение, обмен опытом между студентами группы, работающими в одной школе.

Основные принципы организации практики:

· Пропедевтическая направленность: прежде чем включить студента в преподавательскую деятельность, необходимо сформировать у него базовые педагогические умения и навыки: ориентации в новой педагогической реальности, педагогического общения, профессионального анализа педагогических явлений, гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные умения. Поэтому практике на старших курсах должна предшествовать практика, направленная на формирование вышеперечисленных умений;

· Направленность целей, задач и содержание практики, связь ее с жизнью, соответствие ее содержания и организации требованиям, предъявляемым сегодня к школе и к учителю;

· Связь практики с изучением теоретических курсов, единство научно-теоретической обоснованности практики и реальности учебно-воспитательной деятельности школы;

· Комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей психолого-педагогических и специальных дисциплин, сочетание различных видов деятельности студентов в школе;

· Дифференциация и индивидуализация содержания и организации педагогической практики с учетом специфики факультета, особенностей студентов, конкретных условий работы института и школы.

 

Основные задачи педагогической практики:

· Воспитание профессионально значимых качеств личности учителя.

· Формирование и совершенствование базовых профессионально-педагогических навыков и умений;

· Ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы в общеобразоватеной школе, адаптация студента к реальным условиям школы;

· Диагностирование профессиональной пригодности студента к психолого-педагогической деятельности.

В процессе педагогической практики интенсифицируется процесс профессионального становления учителя, его самообразования и самовоспитания, осуществляется проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности, уровня педагогической направленности.

Деятельность студентов в период практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адекватна содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях школы. Она характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, учителями, администрацией школы, студентами) и функций, что и деятельность учителя.

Профессионально-педагогическая практика выполняет роль базового основания, позволяющего подготовить студентов ко все более усложняющейся педагогической деятельности.

В соответствии с квалификационными требованиями выпускник педагогического вуза должен обладать следующими базовыми педагогическими умениями:

· Владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности;

· Владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения;

· Уметь строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

· Соблюдать права и свободы учащихся; уметь оказывать социальную помощь и поддержку учащимся;

· Уметь организовать внеучебную деятельность учащихся;

· Владеть умениями психолого-педагогической диагностики;

· Использовать разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной, трудовой, общественной, художественно-творческой, игровой деятельности учащихся, организовывать коллектив детей на выполнение.

Обязанности участников практики.

Заведующий практикой.

По согласованию с кафедрами педагогики и психологии подбирает базы для проведения практики, обеспечивает необходимые для организации и проведения практики условия.

Заключает договор со школой.

Участвует в установочных и итоговых конференциях на факультетах.

Контролирует работу групповых руководителей, методистов, администрации школы и учителей по руководству практикой, в соответствии с договором принимает меры по устранению недостатков в организации практики, контролирует прохождение документации на оплату лиц, привлекаемых к руководству профессионально-педагогической практикой в школе (директор, заместители, учителя, классные руководители).

Оказывает содействие в создании оптимального для штатных преподавателей института режима работы: при сочетании практики с аудиторной нагрузкой.

Преподаватель педагогики.

Участвует в соблюдении режима работы во время практики, оказывает оперативную помощь студентам.

Проводит инструктажи, консультации, принимает отчеты студентов о выполнении заданий.

Посещает и оценивает зачетные воспитательные мероприятия.

Оценивает качество выполнения учебных заданий студента.

Участвует в установочной и итоговой конференциях, совместно с преподавателем психологии оценивает работу студента.

Преподаватель психологии.

Проводит консультации, инструктажи, принимает отчеты студентов о выполнении заданий.

Дает индивидуальные консультации студентам по построению взаимоотношений с классом и учителями, помогает в решении сложных психологических проблем;

Контролирует выполнение студентами психологического блока программы практики. Еженедельно принимает промежуточные отчеты студентов о работе. Проверяет качество выполнения учебных заданий. Оценивает работу студентов.

Работает, в случае необходимости, с классными руководителями и учителями.

 

Директор школы.

Создает условия для проведения практики в школе, определенные договором.

Издает распоряжение о закреплении студентов за классными руководителями.

Знакомит студентов со школой, режимом работы, дисциплинарными требованиями, с составом учителей, документацией школы, ее материально-учебной базой, традициями и особенностями.

Обеспечивает единство требований к студентам со стороны учителей и руководителей практики.

Может принимать участие в итоговых и установочных конференциях, организует педсоветы с обсуждением практики.

 

Заместители директора.

Обеспечивают взаимосвязь между учителями-предметниками, классным руководителем и руководителями практики в школе.

Обеспечивают условия практики, определенные договором.

Включают студентов в учебно-воспитательный процесс в школе, информируют о ежедневных изменениях в режиме учебных занятий и воспитательных дел; проводят практические занятия, инструктажи, консультации, оказывают помощь при возникновении трудностей у практикантов.

Посещают внеклассные мероприятия, проводимые практикантами, участвуют в оценке зачетных мероприятий.

Координируют усилия классных руководителей по ведению практики студентов.

 

Классный руководитель (социальный педагог класса).

Помогает студенту составить индивидуальный план работы на время практики; знакомит студентов с функциональными обязанностями классного руководителя; дает первичную характеристику классному коллективу, знакомит студента с традициями класса и особенностями работы с ним.

Под руководством классного руководителя студенты организуют воспитательную работу в классе.

Классный руководитель помогает студенту наладить взаимоотношения с классом, отдельными учениками и родителями, учителями, работающими в данном классе.

Классный руководитель за время практики передаёт часть обязанностей студенту-практиканту и следит за их выполнением. За пределами школы студент организует работу с детьми только при участии классного руководителя. Вне школы студент несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Классный руководитель оценивает работу студента, заполняя оценочный лист, участвуя в педсовете или используя другие формы оценки, определяемые руководителями практики.

Классный руководитель присутствует на зачетных мероприятиях студентов, участвует в их оценке.

Студент во время практики.

Находится в школе не менее 6 часов (встречает и провожает детей, работает со своим классом в течение дня).

Соблюдает трудовую дисциплину и правила, установленные в школе. Работает со своим классом в течение дня.

Посещает все практические занятия, инструктажи, консультации.

Посещает уроки, ведет протоколы, наблюдает, анализирует.

Отчитывается каждую неделю перед групповым руководителем и преподавателем психологии о выполнении учебных заданий и основной работе с классом.

Составляет индивидуальный план работы, утверждает его у руководителя практики, работает по нему в течение практики, в конце практики отчитывается в письменной форме.

Ведет научно-исследовательскую работу в соответствии с темами курсовых работ по педагогике и психологии, выполняет исследования по заказу школы.

 

Содержание профессионально-педагогической практики.

Условно вся практика делится на учебно-ознакомительную и работу классного руководителя.

Содержание учебно-ознакомительной деятельности определяется кафедрами педагогики психологии в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке специалиста в педагогическом институте. Содержание работы классного руководителя определяется функциональными обязанностями работников конкретной школы.

Учебно-ознакомительная деятельность включает в себя знакомство со школой, условиями работы в ней, посещения и анализ уроков.

Работа классного руководителя предполагает выполнение функциональных обязанностей, организацию воспитательной работы в классе.

 

Таблица.

Примерное распределение содержания учебно-ознакомительной работы в течение практики.

Неделя Задания
1 неделя Пассивная практика: знакомство со школой, классом, беседа с классным руководителем, учителями-предметниками, изучение личных дел, посещение всех уроков в своем классе. Составление сводной таблицы наблюдения за учащимися.
2 неделя Составление схемы и дидактический анализа урока: для этого надо посетить, законспектировать и проанализировать 6-8 урока у одного преподавателя. Работа с классной документацией, организация внеурочной работы класса. Планирование и подготовка зачетного КТД.
3 неделя Педагогическое мастерство учителя: для выполнения задания необходимо посетить, законспектировать и проанализировать 5 урока у одного преподавателя. Работа с классной документацией, организация внеурочной работы класса. Планирование и подготовка зачетного КТД.
4 неделя Организация и проведение КТД. Подведение итогов практики.

 

Педагогическая практика является одним из наиболее сложных и многоаспектных видов учебной работы студента. В процессе практики студенты, во-первых, обучаются сами под руководством вузовских преподавателей; во-вторых, организуют деятельность детей, работают с ученическими коллективами, общаются с детьми; в-третьих, сотрудничают с педагогических коллективом школы (изучают опыт работы учителей, классных руководителей, консультируются у них по проведению учебно-воспитательной работы с учащимися, координируют свою работу с планами классных руководителей и т.д.).


Я неделя.

Я неделя.

Дидактический анализ урока.

Цель:изучить дидактические возможности урока, закрепить навыки анализа урока.

Для выполнения задания необходимо посетить систему уроков у одного учителя (6-8).

Предварительно необходимо получить у учителя разрешение на посещение урока.

Студенты, работающие в одном классе, анализируют работу одного учителя.

Во время урока ведется протокол по схеме:

Дата _____________________________

Урок (предмет)____________________

Класс ____________

Учитель _________________

Тема _____________________________

Цели урока:

Обучающая_______

Развивающая________________

Воспитательная______________

Время Основные этапы и ход урока Методы Примечания
Отмечается начало каждого этапа урока или нового вида работы   Указываются этапы урока в соответствии с дидактическими задачами (организационный момент, целеполагание, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала, проверка усвоения изученного, закрепление, применение, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов урока). Подробное описание уроков можно найти в разделах «Дидактика», «Теория обучения» в учебниках «Педагогика», записях лекций по теории обучения. Ход урока расписывается подробно.   Описываются способы деятельности учителя и учащихся, методические приемы.   Делаются первичные выводы о реализации принципов обучения, эффективности и особенностях используемых методов, достижений целей обучения.  

После посещения уроков делается один общий дидактический анализ. Для этого можно воспользоваться схемой анализа урока, ответив на следующие вопросы:

Я неделя.

УРОК

Речевое поведение

В графе «Примечания» записываются все реплики учителя и делаются записи, характеризующие речь.

Для этого можно: определить характеристики голоса – темп, интонационную гибкость, выразительность, использование пауз, дикцию. Наблюдая, необходимо выяснить, насколько речь учителя ясна, правильна, доступна, лаконична, богат ли лексический запас, используются ли жаргонизмы, слова-паразиты.

3 УРОК

Невербальное поведение

В графе «Примечание» описывается жестовый рисунок урока (все жесты, мимика, телодвижения учителя). Наблюдая, необходимо определить, какие жесты чаще всего использует учитель (указательные, описывающие, вспомогательные, поддержки, угрозы, запрещающие). Насколько они оправданы, каков характер жестикуляции (активная, не выражена, сдержанная).

Описать мимику учителя. В какой ситуации лицо учителя выражает радость, гнев, огорчение, сожаление, сочувствие, ожидание, внимание. Дать характеристику выразительности мимики (выразительная, не выражена, отсутствует). Описать позы, телодвижения, дистанции при общении с учениками, использование пространства класса.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение и самочувствие, поэтому поза учителя на уроке создает для учеников либо комфорт, либо дискомфорт. Допустим, что преподаватель находится в так называемой позе «льва». Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, боясь взгляда учителя, и понятно, доверительного общения между ними не будет. Более того, характер и стиль общения, избираемый человеком, во многом обусловлен позой, которую он принимает в этот момент. Если в качестве эксперимента предложить учителю, находящемуся в позе «льва», сказать несколько комплиментов учащимся, то это задание вызовет у него определенные затруднения, но если ему все же удастся произнести их, в его голосе обязательно проявятся неискренность, сарказм или другие интонации, снижающие доверие слушателей.

Оптимальный пластический образ учителя выглядит примерно так:

· открытая поза,

· руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях,

· ладони время от времени разворачиваются к аудитории,

· пластика плавная,

· для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов от стола к аудитории, и, наоборот, для ослабления – несколько шагов назад.

УРОК

Педагогический такт

Описать этикетность ситуаций приветствия и прощания. Подсчитать количество использования этикетных формул. Описать их виды (просьба, приветствие, прощание, одобрение, извинение, сожаление, благодарность). Определить, насколько учитель тактичен по отношению к детям, допускает ли проявления бестактности, как ведет себя в конфликтной ситуации.

УРОК

Способы оценивания учащихся

Опишите предпочитаемые учителем способы оценки, одобрения (мимика, жесты, слово, предметно-вещная, формализованная). Как часто используется качественная оценка, похвала. Соблюдает ли единство требований к оценке знаний учащихся. Существует ли у учителя предпочтения в оценке отдельных учащихся, класса.

Оценка как философская категория предполагает определенное отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали. Функциями педагогической оценки являются: ценностное отношение к миру, стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения, коррекция отклонений. Традиционная педагогическая оценка «сверху» («молодец», «хорошо», «правильно», «неправильно»). Наиболее эффективной оценкой будет такая, которая внешне не выглядит оцениванием; например «Я - сообщение», «Ты – сообщение», «Естественные последствия».

· Формула «Я – сообщения»: «Я всегда…», «Мне всегда…», «Меня всегда». Пример: накануне 8 Марта мальчики пришли в белых рубашках и в галстуках – «Мне всегда приятно видеть аккуратных людей…»

· Формула «Ты – сообщение»: «Ты такой…», «Вы такие…». Пример: дети преподносят учительнице цветы – «Вы такие внимательные. Спасибо!», «Вы так добры…»

· Прием «Естественные последствия» – нужно логически продолжить событие, не давая при этом никаких оценок. Пример: дети не вымыли пол, учитель отмечает: «Теперь мы все должны дышать пылью» или школьники не выполнили домашнего задания, учитель: «Давайте обсудим сложности, с которыми вы столкнулись, а домашнее задание сегодня увеличится».

ФОРМЫ ОЦЕНКИ

ПООЩРЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

Одобрение – короткий положительный отзыв Неодобрение – противоположно по значению
Похвала - развернутое аргументированное одобрение, осуществляется вербально. Замечание – развернутое, аргументированное неодобрение.
Материальная форма поощрения – опредмеченная похвала (призы, сувениры, грамоты;, подарки: книги, конфеты, торты и т.д.), подкрепляется речевым обращением. Лишение удовольствия (кроме естественных потребностей ребенка в еде, сне, свежем воздухе, движении, физиологических отправлениях организма и т.д.)
Благодарность – индивидуальная или коллективная форма оценки Выговор
Присвоение звания Исключение из коллектива

Требования к конспекту воспитательного дела.

Конспект выполняется на листах формата А 4, только в печатном варианте, шрифт 14, интервал 1,5, каждый пункт плана с нового листа.

 

Титульный лист.

2.

· Школа, класс, время, место проведения.

· Форма воспитательного дела (вечер, утренник, конференция, диспут, пионерский сбор, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и пр.)

· Фамилия организатора и состав участников воспитательного дела: команды участницы, жюри, болельщики, пр.

· Тема. Обоснование выбора данной темы, необходимость ее проведения в конкретном классном коллективе.

3.

· Оборудование. Перечислить театральные костюмы, дидактические материалы, канцтовары, плакаты, стенгазеты, все предметы, используемые для проведения дела.

4.

· Цели (образовательная, воспитательная, развивающая). Формулировка целей должна отвечать на вопрос, зачем проводится данное воспитательное дело, какие микросдвиги произойдут в формировании личности ученика в результате проведенной работы. Типичные ошибки студентов: цель формулируется абстрактно, слишком широко или просто повторяя тему. Например, тема классного часа - «Мир наших увлечений» (6 класс). Неправильные формулировки цели: «Умственное воспитание школьников», «Рассказать об увлечениях школьников», «Привить любовь к знаниям». Правильная формулировка целей: 1. Расширить кругозор школьников (обр.) 2. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, познавательной деятельности, к самому себе (восп.) 3. Развивать в детях креативность, фантазию (развив.).

Страницы)

· План проведения (последовательность в проведении дела).

· Сценарий проведения воспитательного дела. (Содержание и характер устных выступлений, демонстрации опытов, видеозаписей, аудиозаписей, наглядных и технических средств и др.).

· Список литературы (для учащихся и для учителя).

7. Самоанализ проводимого воспитательного дела. Уровень организованности, настроение аудитории, внимание, эмоциональные проявления участников, активность присутствующих.

8. Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения воспитательного дела.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Утверждено

на заседании кафедры

Протокол №______________

От_______________________

Зав. кафедрой______________

 

 

ПРОГРАММА

Профессиональной педагогической практики

 

Для студентов 3 курс очного обучения

Исторический факультет

Филологический факультет

Физико-математический факультет

Факультет иностранных языков

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский

 

2003-2004 учебный год

 

фПрограмма профессиональной педагогической практики.

Пояснительная записка.

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров важная роль принадлежит педагогической практике. Она является органической частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в учебно-воспитательных учреждениях.

Эта практика позволяет студентам овладеть навыками профессионального мастерства, основами организаторской и воспитательной работы. Выполняет ведущую системообразующую роль в формировании активных, всесторонне образованных специалистов.

Содержание практики способствует формированию у будущего педагога-психолога основных педагогических умений и навыков. К числу которых можно отнести: умение составлять педагогическую характеристику ученика, навыки дидактического анализа урока и выявления его воспитательных возможностей, умение самостоятельно планировать работу, вступать в конструктивное взаимодействие с учениками, с учителями, с руководством школы и т. д.

Основой для формирования данных умений и навыков являются полученные студентами знания по следующим психолого-педагогическим дисциплинам: «Общие основы педагогики», «Возрастная психология», «Конфликтология», «Введение в специальность», «Теория и методика воспитания»”, «Теория обучения» и т.д. Она логически завершает изучение данных предметов, помогает познакомиться с явлениями, изучаемыми в последующих курсах: «Методика преподавания учебных дисциплин», «Основы управления педагогическими системами» и т.д. Практика актуализирует знания студентов, обеспечивает их практическое применение. Это становится возможным благодаря включению в содержание профессионально-педагогической практики заданий, предполагающих наблюдение и анализ педагогического процесса в школе, педагогический анализ личности учеников и т.д.

Распределение содержания и разных видов работы, учебных заданий предполагает повышение самостоятельности студента от начала к концу практики, что соответствует основным принципам личностного подхода в обучении студентов. Если в начале руководители контролируют процесс адаптации студента в школе, то в конце студенты планируют содержание, составляют график работы в школе.

Содержание практики может корректироваться в связи со спецификой интересов школы. В связи с этим в качестве дополнительных заданий в программу практики могут быть включены следующие: изучение причин неуспеваемости школьника, анализ школьной документации, подготовка родительского собрания и т.п.

Прежде чем приступить к самостоятельной профессиональной деятельности, студент должен накопить опыт анализа и сумму примеров педагогического мастерства. Для этого в содержание практики включены наблюдение и анализ педагогического процесса в школе. За время практики студенты посещают и анализируют до 40 уроков учителей школы, 3-5 воспитательных дел, преподавателями-наставниками стимулируется взаимообучение, обмен опытом между студентами группы, работающими в одной школе.

Основные принципы организации практики:

· Пропедевтическая направленность: прежде чем включить студента в преподавательскую деятельность, необходимо сформировать у него базовые педагогические умения и навыки: ориентации в новой педагогической реальности, педагогического общения, профессионального анализа педагогических явлений, гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные умения. Поэтому практике на старших курсах должна предшествовать практика, направленная на формирование вышеперечисленных умений;

· Направленность целей, задач и содержание практики, связь ее с жизнью, соответствие ее содержания и организации требованиям, предъявляемым сегодня к школе и к учителю;

· Связь практики с изучением теоретических курсов, единство научно-теоретической обоснованности практики и реальности учебно-воспитательной деятельности школы;

· Комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей психолого-педагогических и специальных дисциплин, сочетание различных видов деятельности студентов в школе;

· Дифференциация и индивидуализация содержания и организации педагогической практики с учетом специфики факультета, особенностей студентов, конкретных условий работы института и школы.

 

Основные задачи педагогической практики:

· Воспитание профессионально значимых качеств личности учителя.

· Формирование и совершенствование базовых профессионально-педагогических навыков и умений;

· Ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы в общеобразоватеной школе, адаптация студента к реальным условиям школы;

· Диагностирование профессиональной пригодности студента к психолого-педагогической деятельности.

В процессе педагогической практики интенсифицируется процесс профессионального становления учителя, его самообразования и самовоспитания, осуществляется проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической деятельности, уровня педагогической направленности.

Деятельность студентов в период практики является аналогом профессиональной деятельности учителя, адекватна содержанию и структуре педагогической деятельности, организуется в реальных условиях школы. Она характеризуется тем же многообразием отношений (с учащимися, их родителями, учителями, администрацией школы, студентами) и функций, что и деятельность учителя.

Профессионально-педагогическая практика выполняет роль базового основания, позволяющего подготовить студентов ко все более усложняющейся педагогической деятельности.

В соответствии с квалификационными требованиями выпускник педагогического вуза должен обладать следующими базовыми педагогическими умениями:

· Владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности;

· Владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения;

· Уметь строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

· Соблюдать права и свободы учащихся; уметь оказывать социальную помощь и поддержку учащимся;

· Уметь организовать внеучебную деятельность учащихся;

· Владеть умениями психолого-педагогической диагностики;

· Использовать разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной, трудовой, общественной, художественно-творческой, игровой деятельности учащихся, организовывать коллектив детей на выполнение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.106 с.)