Педагогическое мастерство учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое мастерство учителя



Цель: изучение индивидуальных стилевых особенностей общения учителя с учащимися на уроке.

Для выполнения задания необходимо посетить 5 уроков у одного учителя.

Предварительно необходимо получить у учителя разрешение на посещение урока.

Во время урока ведется протокол по схеме:

Дата _____________________________

Урок (предмет) ____________________

Класс ____________

Тема _____________________________

Цель наблюдения (например, невербальное поведение).

Время Основные этапы и ход урока Наблюдения, примечания
Отмечается начало каждого этапа урока или нового вида работы   Указываются этапы урока в соответствии с дидактическими задачами (организационный момент, целеполагание, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала, проверка усвоения изученного, закрепление, применение, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов урока). Подробное описание уроков можно найти в разделах «Дидактика», «Теория обучения» в учебниках «Педагогика», записях лекций по теории обучения. Описываются отдельные характеристики общения (признаки стиля).

На каждом уроке студенты изучают одну из характеристик общения. В протоколе каждого урока удобнее делать пометки, фиксируя цель наблюдения: общая характеристика стиля, темперамент, речевое поведение, невербальное поведение, педагогический такт и этикет, способы и приемы воздействия, способы оценивания.

Одновременно на каждом уроке оцениваются отдельные особенности процесса общения с использованием следующей шкалы:

СОДЕЖАНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКАХ

 

1 УРОК

Общая характеристика стилей, темперамент учителя.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности «делегирование полномочий», уважение к говорящему, организация диалога. В речи - преобладание местоимения МЫ, конструкций «Давайте вместе…», «Кто считает иначе…» «Как Вы считаете?» и т.д.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ

Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи – местоимение Я, конструкции «Я считаю», «Слушать!», «Пишите!»

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, встречаются нарушения педагогической этики. В речи – использование молодежного сленга.

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

Сочетает характеристики всех стилей, как правило, не подчинен определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно.

Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально-демократический. Можно наблюдать умелое использование и смену стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения воспитательных и дидактических задач.

Для характеристики темперамента необходимо обратиться к учебникам «Психология».

УРОК

Речевое поведение

В графе «Примечания» записываются все реплики учителя и делаются записи, характеризующие речь.

Для этого можно: определить характеристики голоса – темп, интонационную гибкость, выразительность, использование пауз, дикцию. Наблюдая, необходимо выяснить, насколько речь учителя ясна, правильна, доступна, лаконична, богат ли лексический запас, используются ли жаргонизмы, слова-паразиты.

3 УРОК

Невербальное поведение

В графе «Примечание» описывается жестовый рисунок урока (все жесты, мимика, телодвижения учителя). Наблюдая, необходимо определить, какие жесты чаще всего использует учитель (указательные, описывающие, вспомогательные, поддержки, угрозы, запрещающие). Насколько они оправданы, каков характер жестикуляции (активная, не выражена, сдержанная).

Описать мимику учителя. В какой ситуации лицо учителя выражает радость, гнев, огорчение, сожаление, сочувствие, ожидание, внимание. Дать характеристику выразительности мимики (выразительная, не выражена, отсутствует). Описать позы, телодвижения, дистанции при общении с учениками, использование пространства класса.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение и самочувствие, поэтому поза учителя на уроке создает для учеников либо комфорт, либо дискомфорт. Допустим, что преподаватель находится в так называемой позе «льва». Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, боясь взгляда учителя, и понятно, доверительного общения между ними не будет. Более того, характер и стиль общения, избираемый человеком, во многом обусловлен позой, которую он принимает в этот момент. Если в качестве эксперимента предложить учителю, находящемуся в позе «льва», сказать несколько комплиментов учащимся, то это задание вызовет у него определенные затруднения, но если ему все же удастся произнести их, в его голосе обязательно проявятся неискренность, сарказм или другие интонации, снижающие доверие слушателей.

Оптимальный пластический образ учителя выглядит примерно так:

· открытая поза,

· руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях,

· ладони время от времени разворачиваются к аудитории,

· пластика плавная,

· для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов от стола к аудитории, и, наоборот, для ослабления – несколько шагов назад.

УРОК

Педагогический такт

Описать этикетность ситуаций приветствия и прощания. Подсчитать количество использования этикетных формул. Описать их виды (просьба, приветствие, прощание, одобрение, извинение, сожаление, благодарность). Определить, насколько учитель тактичен по отношению к детям, допускает ли проявления бестактности, как ведет себя в конфликтной ситуации.

УРОК

Способы воздействия на учащихся

Определить, какими способами учитель добивается дисциплины на уроке, как формирует интерес к своему предмету. Описать приемы индивидуального и фронтального воздействия, оценить их целесообразность.

Способы оценивания учащихся

Опишите предпочитаемые учителем способы оценки, одобрения (мимика, жесты, слово, предметно-вещная, формализованная). Как часто используется качественная оценка, похвала. Соблюдает ли единство требований к оценке знаний учащихся. Существует ли у учителя предпочтения в оценке отдельных учащихся, класса.

Оценка как философская категория предполагает определенное отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали. Функциями педагогической оценки являются: ценностное отношение к миру, стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения, коррекция отклонений. Традиционная педагогическая оценка «сверху» («молодец», «хорошо», «правильно», «неправильно»). Наиболее эффективной оценкой будет такая, которая внешне не выглядит оцениванием; например «Я - сообщение», «Ты – сообщение», «Естественные последствия».

· Формула «Я – сообщения»: «Я всегда…», «Мне всегда…», «Меня всегда». Пример: накануне 8 Марта мальчики пришли в белых рубашках и в галстуках – «Мне всегда приятно видеть аккуратных людей…»

· Формула «Ты – сообщение»: «Ты такой…», «Вы такие…». Пример: дети преподносят учительнице цветы – «Вы такие внимательные. Спасибо!», «Вы так добры…»

· Прием «Естественные последствия» – нужно логически продолжить событие, не давая при этом никаких оценок. Пример: дети не вымыли пол, учитель отмечает: «Теперь мы все должны дышать пылью» или школьники не выполнили домашнего задания, учитель: «Давайте обсудим сложности, с которыми вы столкнулись, а домашнее задание сегодня увеличится».

ФОРМЫ ОЦЕНКИ

ПООЩРЕНИЯ НАКАЗАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.145.20 (0.01 с.)