Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уроки 9-11. Духовные искания Евгения ОнегинаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Урок 1 Цель уроков: помочь учащимся понять образ Евгения Онегина, его место в раскрытии идейного содержания романа. Методические приемы: повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщения учащихся, чтение. Ход урока I. Чтение нескольких сочинений-миниатюр их обсуждение II. Сообщение учащегося о сюжете романа Слово учителя. Итак, сюжет романа построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах — авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Рядом с «романом героев» есть и «роман жизни», в котором действующие лица встречаются с автором, Пушкиным. И если «роман героев» кончается трагически, то «роман жизни» еще не завершен. Возникает художественная иллюзия, будто события в романе не вымышлены Пушкиным, а только подсмотрены в самой действительности. И это доказывает глубокую жизненность сюжета «Евгения Онегина».
III. Беседа по содержанию романа — С чего начинает свой роман Пушкин и в чем своеобразие такого начала? (В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием: без всякого вступления, без единого предваряющего слова вводит поэт читателя в жизнь своего героя, а уже потом знакомит с ним, дружески, доверительно и просто.) — Как соотнести такое начало романа с требованиями классицизма? Найдем с учениками и прочитаем «вступленье» к «Онегину» в конце седьмой главы и сделаем вывод: Пушкин иронизирует над одним из правил классицизма. — Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение Онегина? — Как Онегин относится к окружающему его миру? Учащиеся читают соответствующие строфы, анализируют и приходят к выводу. Онегину чужда связь с национальным, родным. «Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. — Чем является для Онегина театр? Что его там привлекает? (Театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни, место, где, как иронически замечает Пушкин:
Каждый, вольностью дыша, Готов охлопать еenterchat, Обшикать Федру, Клеопатру, Монну вызвать (для того, Чтоб только слышали его).
Онегина («почетного гражданина кулис») больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.
С мужчинами со всех сторон Раскланялся, потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился и зевнул. И молвил: «Всех пора на смену; Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел.)
— Какой комментарий дает Пушкин к последней строчке? (Выразительное примечание: Черта охлажденного чувства, достойная Чайльд Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной…») — Что значит искусство, театр для поэта? (Для Пушкина театр — волшебный край. В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления и высокого вдохновения, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам. Тут и Фонвизин — «сатиры смелый властелин», «друг свободы», и «переимчивый Княжнин», и снискавший «слезы, рукоплесканья» В. А. Озеров, и П. А. Катенин, воскресивший на русской сцене «Корнеля гений величавый» и «Колкий Шаховский» замечательная русская актриса Е. С. Семенова, делившая с В. А. Озеровым успех его трагедий, и увенчанный славой балетмейстер каре Дидло.) — А каково отношение к искусству Е. Онегина? Как показывает это автор? (Лирические отступления во многом углубляли наше понимание недопустимой глухоты героя к прекрасному. Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Однако, прямой оценки этого явления в романе нет. Зато есть необъятный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина.) — Итак, кто же такой Онегин? (Онегин — типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что так как принято в светском обществе, жить нельзя.) — Каково окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения? (Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим добрым приятелем к друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей — Каверин, а затем в романе появляется еще одно имя — Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».) — Случаен ли круг знакомств Онегина, описываемый автором? (Эти имена приведены неслучайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.) — Чем Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи? (Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.) — Чем же пытается заняться Онегин, покинув светское общество? (Учащиеся зачитывают соответствующие строфы 43-44). Вывод: «Но труд упорный ему был тошен...» Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них. И будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.
Домашнее задание 1. Как раскрывает личность Онегина эпиграф к первой главе романа? 2. Подготовить связный рассказ с опорой на текст о жизни Онегина в деревне. 3. Индивидуальные задания-сообщения: — Кризисные этапы в жизни Онегина — испытание любовью и дружбой. — Онегин и Ленский. Что их сближает и что рознит? — Семья Лариных.
Задание на перспективу по подгруппам: 1. Сравнить петербургское дворянство с поместным (VIII и II главы). 2. Сравнить VII главу с IV главой. 3. Сравните петербургское дворянство (VIII глава) с московским дворянством (VII глава). 4. Подготовить выступление по теме «Белинский об Онегине». 5. Подготовить выступление по теме «Белинский о Татьяне».
Урок 2 I. Проверка домашнего задания Начнем урок с ответов учащихся на поставленные вопросы в домашнем задании. Слушая ответы, учащиеся вносят свои дополнения и приходят к выводу, что и в деревне вся его деятельность помещика хозяина, попытавшегося заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:
Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил...
не приносит ему удовлетворения, да и его деятельность на этом ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали при отсутствии общественной деятельности на полное одиночество.
II. Оформление тетрадей Предлагается план работы по теме урока (записан на доске и в тетрадях учащихся). 1. Кризисные этапы испытания любовью и дружбой. 2. Дуэль и убийство Ленского. Начало обратного отсчета, начало возврата к себе истинному. 3. Путешествие. Познание реальной родины и ее народа. Изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого. 4. Любовь к Татьяне — обретение себя истинного, расцвет души.
III. Сообщения учащихся по предложенному плану Сообщения сопровождаются чтением соответствующих строф романа. Учащиеся записывают основные мысли из сообщений. После сообщений учащихся перед классом ставятся вопросы. — Почему Онегин свел знакомство с Ленским и как Пушкин от носится к их дружбе? (Говоря, что сходятся Онегин и Ленский от делать нечего Пушкин предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы.) — В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Евгения? (Онегин и Ленский — совершенно разные люди, но дело не только в этом. Онегину чувство дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность. Ленский лишь временное «исключение».) В черновой рукописи была строфа, где Евгений раскрывался как человек, более открытый добру и высоким понятиям. В беловой рукописи эти качества сужаются, в окончательном тексте (ХIV строфа II главы) почти исчезают. — Каково внешнее окружение бесед Онегина с Ленским? (Интерьер, которым Пушкин сопровождает беседы Онегина с Ленским (ХVII строфа 4-ой главы), постоянно указывает на состояние охлажденной, угасающей души Онегина, «едва» согретой присутствием юного поэта.) — Каковы результаты этих бесед? В чем основное отличие Ленского от Онегина? (Онегин убил... восемь лет жизни, но душа его все еще не мертва. Он не верит чувствам, хотя тоскует по ним. Поэтому общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. В юном Ленском «Онегину все было ново». От холодного Онегина Ленский отличен прежде всего тем, что «его душа была согрета», он не разочарован внешним миром.) — Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина «невольный вздох сожаленья»? (Перемены происходят и в Онегине, так как он, прежде бранивший Гомера, Феокрита, внимательно слушает отрывки «северных поэм Ленского. Это пусть очень робкое, но очевидное приближение к искусству. И оно возможно потому, что в Онегине пробуждается потребность чувствовать:
Но чаще занимали страсти Умы пустынников моих. Ушед от их мятежной власти, Онегин говорил об них С невольным вздохом сожаленья.)
— Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить высокую его судьбу; что помешало ему осуществить в жизни свои мечтанья? Ученики отмечают не только романтическую мечтательность, но и энтузиазм, цельность чувства, преданность своим убеждениям, способность ценою жизни отстаивать их. В портрете Ленского (VI строфа 2-ой главы) соседствуют приметы свободолюбивого одушевления и наивности. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», что по моде того времени не противостоит друг другу, но создает оттенок иронии. Но ведь Ленский «из Германии туманной» привез не только «кудри черные до плеч» и пылкий образ мыслей. Он «посланник славы и свободы», он пылок и порывист, он готов писать оды (жанр очень любимый декабристами). Идеалы Ленского не конкретны, а абстрактны, поэтому Владимир в романе оказывается лишь туманным зеркалом человека декабристского типа, вольнолюбивого романтика, идущего к трагическому финалу. В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. И герой бросается в дуэль, чтобы защитить любовь от коварства, доверчивость от хитрых искушений, наконец, свой романтизм от скептицизма Онегина. — О чем спорили Онегин и Ленский? — В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры героев? 6-ая глава, в которой гибнет Ленский, и Пушкин прощается со своей юностью, написана после вести о гибели декабристов. Это совпадение судьбы героя романа и героев русской действительности трудно считать простой случайностью. Гибель Ленского обрисована в таких торжественных и величественных образах, что заставляет думать о громадной катастрофе, действительной трагедии:
Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Сползает глыба снеговая.
IV. Итог урока Значимость гибели Ленского подчеркивается и структурой произведения. 6-я глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий, драматический перелом в судьбах всех героев. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился и которое было основой его жизни, оказалось «мнимым». И этим открытием Онегин «сражен». «Убив на поединке друга», он нарушил, по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Пушкин знал, что презирать — brafer — суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно. Невозмутимость Онегина (слово «хладнокровно» не раз повторяется в сцене дуэли) обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой:
Мгновенным холодом облитый, Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его... напрасно: Его уж нет.
В ХХХIV строфе Пушкин призывает нас, читателей, пережить этот ужас, чтобы почувствовать душевную смуту Онегина. Герой не выдерживает и испытание любовью. В первых главах автор показывает, что любовь прошла мимо Онегина, потому что Евгений лишен самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.
Домашнее задание 1. Выучить наизусть отрывок из романа «Письмо Онегина к Татьяне» и «Татьяны к Онегину» (на выбор). 2. Прочитать страницы учебника, ответить на вопросы. — Какое событие стало поворотным этапом в духовных исканиях Онегина? — Как и почему путешествие Онегина изменило его мировосприятие? — Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?
Урок 3 I. Проверка домашнего задания Начинаем урок с чтения наизусть выбранных отрывков (читают часть учащихся, а остальные сдают ассистентам) и с ответов на вопросы домашнего задания. Учащиеся слушают, дополняют ответы товарищей.
II. Беседа по вопросам — Итак, какие новые черты характера обнаруживаются у Онегина после разрыва с обществом? — Укажите прямые авторские характеристики Онегина, указывающие на сходство и различие Автора и героя. — Почему Пушкин исключил из романа главу о путешествии Онегина и все внимание читателей, начиная с VII главы, перешло к Татьяне? («В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу, надеясь в себе разобраться, осознать все происшедшее. Мы, читатели, не знаем, с кем его сводила судьба, ни о его занятиях, но смутно догадываемся, что в нем произошли глубокие перемены. Да и Пушкин не ставил перед собой цель описать перерождение Онегина, так как мечта об идеале русского человека была связана с Татьяной. В VII главе ей суждено было открыть интеллектуальный мир Онегина. Татьяна не только понимает его, но и поднимается над ним, давая точное определение одной из коренных слабостей онегинского ума). — Является ли Онегин жертвой общества и обстоятельств? (Нет. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Однако, отказавшись от света, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями.) — Какие испытания проявляют в Онегине зависимость от светского общества? (Испытание любовью и испытание дружбой показали, что внешняя свобода, не означает свободу от ложных предрассудков и мнений общества.) — Как проявил себя Онегин в испытании любовью? (Как благородный и душевно тонкий человек. Смог увидеть в Татьяне искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Но герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно. «Резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам, подмеченные Автором, стали причиной драмы несостоявшейся любви.) — Как характеризует героя испытание дружбой? (В испытании дружбой (ссоре и дуэли с Ленским) Онегин показал себя «мячиком предрассуждений» глухим к голосу своего сердца и к чувствам Ленского. Его поведение — обычная «светская злость», а дуэль — следствие боязни злоязычия Зарецкого, а конечном счете — общества.) — Итак, в какой же ситуации оказался Онегин? (Он стал пленником своего старого кумира — «общественного мненья».) — Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? (Трагедия (убийство друга) и овладевшая «тоска сердечных угрызений») — Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?
III. Подведение итогов Онегин не исчерпывается книгами, которые он прочел. «Лорда Байрона портрет» и «столбик с куклою чугунной» (Наполеон), конечно, символы веры Онегина, но не боги, которым он поклоняется. Богов у Онегина вообще нет, он слишком скептичен для поклонения и слишком уважает самого себя, чтобы подчинить свою жизнь чужим правилам. Но Татьяна этого не поняла и разуверилась в любви и своем герое. В то же время Онегин претерпевает новый этап в духовном развитии. Он преображается. В нем не остается ничего от прежнего холодного и рассудочного человека — он пылкий влюбленный. Он испытывает впервые настоящее чувство, но оно оборачивается для него драмой.
Домашнее задание 1. Составьте план ответа на вопрос: «В чем причины трагического итога жизненного пути Евгения Онегина?» 2. Напишите сочинения-миниатюры на темы: — Способен ли Онегин любить? — Что ждет Онегина в будущем? 3. Сообщения на темы: — Сестры Ларины — Татьяна — «милый идеал» Пушкина. 4. Сопоставьте письмо Татьяны с письмом Онегина.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.185 (0.013 с.) |