Художественное своеобразие романа А. С. Пушкина «евгений онегин». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное своеобразие романа А. С. Пушкина «евгений онегин».



«Евгений Онегин» – первый русский реалистический роман. Пушкин отмечал, что в нём время «рассчитано по календарю», т.е. события и характеры исторически достоверны, а поведение героев зависит от их собственного характера и от жизненных обстоятельств, а не просто от воли автора. В название романа Пушкин вынес имя главного героя, желая подчеркнуть этим свою ведущую цель – показать молодого человека 10-20–х годов XIX века таким, каким сформировала его эпоха и собственная жизнь: «человека с преждевременной старостью души».

Работа над романом была долгой, почти 8 лет. В 1830 г. в Болдино, подводя итог работы над романом, Пушкин сделал запись: «7 лет, 4месяца, 17 дней». Пушкин написал 10-ю главу романа, которую сжёг в Болдино в 1830 году. В этой главе Пушкин описал великие исторические события своего времени: войну 1812 года и восстание декабристов.

Художественное совершенство пушкинского «Евгения Онегина» состоит в уникальном жанре романа, в оригинальной композиции, в присутствии, наряду с другими героями романа, образа автора, в реализме романа.

Роман «Евгений Онегин» задумывался и осуществлялся в переходный период, когда стихи постепенно утрачивали своё значение, а проза шла к торжеству. Поэтому Пушкин выбрал для своего романа промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику: «Пишу не роман, а роман в стихах». Роман в стихах – крупное лиро-эпическое повествование. Значительная роль авторского голоса роднит его с поэмой, а широкий спектр событий, установка на воссоздание жизненного пути героя – с прозаическим романом. Одновременно в «Евгении Онегине» присутствует и синтез многих лирических жанров: есть элегия, послание, эпитафия, ода. Роман написан стихотворной речью.

Таким образом, из этих жанровых элементов, эпоса и лирики, и складывался роман в стихах, его единство.

В построении романа Пушкин использует параллелизм – художественный приём, подчёркивающий связь определённых элементов произведения и дающий возможность их сравнивать и выявлять характерные черты каждого из них (Онегин – Ленский; друзья: Онегин –Автор; Татьяна – Ольга).

Немаловажную роль в построении романа играют лирические отступления. «Лирическое отступление – это отступление от непосредственно сюжета в литературном произведении». С помощью образа автора Пушкин вводит множество лирических отступлений, которые придают произведению энциклопедичность, всеохватность, широту, т.е. это раздвигает границы романа и даёт Пушкину возможность отразить в произведении русскую жизнь во всех её проявлениях. Тематика лирических отступлений многообразна:

1. размышления автора о своей собственной судьбе (автобиографические);

2. размышления об искусстве, его роли, специфике;
3. оценка автором литературных направлений;

4. рассуждения об экономике, политике России;

5. размышления этического порядка;

6. размышления о любви;

7. размышления о природе.
Например, в романе описаны все поры года:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь....

Следующее новаторство романа состоит в присутствии образа автора, Образ автора – художественный образ, созданный автором (писателем) и выражающий в произведении его мысли и чувства. В лирических отступлениях возникает образ автора – свидетеля, участника событий, рассказчика. Автор, как герой романа, близко к сердцу принимает всё то, что происходит с его героями.

Завоеванием Пушкина является также Онегинская строфа, которая в романе состоит из 14 стихов 4-хстопного ямба. Общая её схема: 1-ое четверостишие (абаб) – перекрёстная рифма, 2-е (ввгг) – парная, 3-е (деед) – кольцевая, 4-е (тт) – заключительное двустишие (парная рифмовка). Каждая строфа замкнута (тема в ней развита и завершена) и разомкнута, обращена к следующей строфе, которая её продолжает. Т.е. построение позволяет автору свободно менять тон повествования, сохраняя собственный голос. В романе есть и строфы, заменённые многоточием (...) или просто цифрами.

Основные положения статей Белинского о романе:

1. «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни и в высшей
степени народное произведение».

2. «Онегин» – самое задушевное произведение Пушкина».

3. «Онегин – страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом
поневоле...».

4. «Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в
расселине дикой скалы...».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.118.192 (0.004 с.)