Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И.А. Крылов – создатель русской национальной басни.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Басня – краткое эпическое произведение, чаще в стихах, сатирического, нравоучительного или иронического содержания. Основными признаками басенного содержания являются: изображение частичного, единичного случая как широко обобщенного, типичного; образное воплощение в сюжете отвлечённой мысли или морали; аллегоризм персонажей; смысловая двуплановость повествования; конфликтность сюжетной ситуации. Начало русской басни связывают с именами Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского,Майкова, Хераскова, Дмитриева, но именно Крылов, по словам Белинского, «как гениальный человек, инстинктивно угадал эстетические законы басни... он создал русскую басню». По своей тематике басни Крылова обычно делятся на социально-политические, нравственно-философские, бытовые. В социально-политических баснях даётся критика господствующего строя, разоблачается паразитизм крепостников, продажность государственного аппарата, взяточничество как социальное зло, высмеивается циничное «право сильного». Так в басне «Волк и Ягнёнок» Крылов стремится передать истину жизни: «У сильного всегда бессильный виноват». Эта истина носит конкретно-исторический характер и, как доказывает баснописец, подтверждается повсеместно и всегда. Начинается басня не с аллегории, а с обычной зарисовки: Ягнёнок пьёт из ручья. Появившийся Волк не просто хочет съесть Ягнёнка, а заводит на него «дело» в соответствии с законом. Чтобы придать «делу» законный вид, Волк кричит, одновременно обвиняя и вынося приговор: …Как смеешь ты наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье моё С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву. В нравственно-философских баснях прослеживается взаимоотношение личности и среды («Ручей»), осуждается лень, корысть, кумовство («Совет мышей»), поднимается тема науки («Водолазы»). Тема труда вообще занимает большое место в баснях Крылова. Так, осмеивается праздность Стрекозы в басне «Стрекоза и Муравей». Стрекоза – попрыгунья, которая не трудилась, а «лето красное пропела». Крылов единственный раз использовал здесь плясовой ритм – четырёхстопный хорей, столь подходящий к сюжету басни. Стрекоза изображена беспечной и ветреной тунеядкой. И это становится главной причиной, разделяющей Стрекозу и Муравья, который говорит: Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты летом? Муравей – труженик,и ему ненавистны тунеядство, безделье, легкомыслие и беспечность. Крылов подчеркнул противоположность трудовой жизни и веселящегося пустого безделья. В баснях бытового цикла Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности, бескорыстию, уважению к человеческому достоинству. В басне «Ворона и Лисица» Крылов настраивает на традиционную мудрость: «лесть гнусна, вредна». Автор переносит осуждение с Лисицы на Ворону – не тот виноват, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести. Поэтому глупость Вороны заключается в её преувеличенном мнении о себе. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «в зобу дыханье спёрло»). Верить лести, учит Крылов, нельзя – это никогда не приводит к выгоде того, кто наслаждался похвалами. Многие басни Крылова были откликом на отдельные факты из общественной жизни того времени. Горячий отклик в творчестве Крылова нашла Отечественная война 1812 г. («Раздел», «Ворона и Курица», «Обоз». «Щука и Кот»). Особенно популярной из цикла 1812 г. была басня «Волк на псарне», где Кутузов изображён мудрым ловчим, прекрасно понимающим коварство попавшего в ловушку хищного врага – волка и, призывавшим с волками «не делать мировой», а выпустить на них стаю гончих. Важную роль в баснях Крылова играет ритмико-интонационная структура и язык. Басенный стих у Крылова основан на разговорно-речевом строе языка, он сохранил близость к разговорной речи. Разговорная интонация определяет ритмический рисунок стиха, усиливает его выразительность. Крылов пользуется разностопными ямбическими размерами, что свойственно сатирическому народному стиху. А также он вводит в свои басни диалог. Демократизм и народность басенного творчества Крылова проявились в его отношении к действительности, характере мировоззрения автора, его близости к народу, в широком усвоении богатства народного творчества и языка. Басенное творчество Крылова стало знаменательной вехой в развитии русской литературы XIX века.
29.Идеи и образы лирики Николая Заболоцкого
Идеальная тройственность, к которой стремился поэт: Мысль – Образ – Музыка. У позднего Николая Заболоцкого, за редким исключением нет есенинского половодья чувств. В то же время его стих музыкален и живописен, точен и афористичен. … что есть красота? Сосуд она, в котором пустота. Или огонь, мерцающий в сосуде? Характерная черта творческой индивидуальности Николая Заболоцкого – некоторая «старомодность» интонаций и стихотворных форм, сердечность, доверительность, забота только об одном – «отыскать и высказать правду…». Центральный жанр поэзии зрелого Николая Заболоцкого – натурфилософская миниатюра – баллада или небольшая поэма. Центральная тема – тема природы. Природу поэт пишет, как Рембрандт Саскию, во всех позах и одеяниях. В одних стихах природа – это «совершенное творение, для совершенных вытканное глаз», резервуар свежести и чистоты. Господствующее настроение в стихах этой тональности – томительное переживание величия природы. Здесь все проникнуто токами музыки: ромашки надевают «золотой венец», облако напоминает раненого лебедя, а лебедь предстает «как изваянье приподнятой к небу волны»…. Поздний Николай Заболоцкий, прежде всего поэт-философ, продолжатель Федора Тютчева и Валерия Брюсова. С Тютчевым его роднит ясность философской мысли, упоенность красотой и величием природы («Уступи мне, скворец, уголок»). С Брюсовым – способность смотреть на мир с высоты современного естественнонаучного знания, некоторая педантичность, склонность к неторопливым размышлениям на манер любимого им ХVIII века («Завещание»). Немалое влияние поэт испытал со стороны научно-фантастических утопий своего современника К. Э. Циолковского. Николай Заболоцкий в лирике природы такой же поэт, как Михаил Пришвин в прозе. Он создал своего рода «театр природы», в котором происходят удивительные вещи. Иной лик природы обнажается в ту пору, когда над миром нависнет коричневая чума фашизма. В природе поэт увидит «людоедства страшные черты». В стихах (особенно в поэме «Лодейников») зазвучит мотив самопожирающей себя Вселенной: Лодейников склонился над листами, И в этот миг привиделся ему Огромный червь, железными зубами Схвативший лист и прянувший во тьму. Так вот она, гармония природы, Так вот они, ночные голоса! Откликнется позднее поэт и на другую мировую угрозу. Сделает он это в одном из самых, пожалуй, трагических стихотворений второй половины ХХ века «В этой роще березовой»(1946): … Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей. … Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома. … Где под каплей божественной Холодеет кусочек цветка, – Встанет утро победы торжественной На века.
В поздней лирике Николая Заболоцкого рядом с натурфилософской, «тютчевской» линией отчетливо прорисовывается и другая – конкретно-аналитическая, «некрасовская» линия. И соответственно рядом с натурфилософской балладой и поэмой – жанр социально-бытовой новеллы («Старая актриса», «Стирка белья» и наиболее известная «Некрасивая девочка»). «Некрасивая девочка» построена на контрастном сопоставлении двух форм красоты – внутренней и внешней. Наивного эгоизма сытых и обеспеченных детей и бескорыстного ликования «некрасивой девочки» в худой рубашонке. По сравнению с лирикой природы любовная лирика представлена в поэтическом наследии Николая Заболоцкого значительно скромнее. Однако и здесь он создал шедевры. Одно из лучших его стихотворений на эту тему «Признание» (из цикла «Последняя любовь»). Ведущая интонация в нем – редкостная для позднего поэта интонация страстного объяснения-признания: Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана, Вся ты словно в оковы закована, Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумасшедшая. 1958 В поэзии позднего Николая Заболоцкого ощутимо звучит философско-романтическая нота. Изжить священную энергию сердца, изжить и скончаться, «и пусть у гробового входа младая будет жизнь играть». Таков главный мотив «Завещания» (1947): Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя И, погасив свечу, опять отправлюсь я … Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу. Многовековый дуб мою живую душу Корнями обовьет, печален и суров. В его больших листах я дам приют уму, Я с помощью ветвей свои взлелею мысли, Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли И ты причастен был к сознанью моему… О, я недаром в этом мире жил! И сладко мне стремиться из потемок, Чтоб, взяв меня в ладонь, Ты, дальний мой потомок, Доделал то, что я не довершил. 14 октября 1958 года от второго инфаркта Николай Заболоцкий скончался. «Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в эти минуты человек поколеблется – его песенка спета… Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя». Этот жизнеутверждающий пафос Николая Заболоцкого нашел наиболее полное воплощение в хрестоматийных строках «Не позволяй душе лениться» (1958)
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!
Закончим разговор о Заболоцком отзывом К. Чуковского на последнюю, итоговую книгу Николая Заболоцкого: «Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор «Журавлей», «Лебедя», «Уступи мне, скворец, уголок», «Неудачника», «Актрисы», «Человеческих лиц», «Утра», «Лесного озера», «Некрасивой девочки», «Я не ищу гармонии в природе» – подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно русской культуре придется гордиться как одним из своих высочайших достижений. Я отвечаю за эти мои строки своим семидесятилетним читательским опытом». (Ср.: о стихотворении «Журавли» А. Ахматова сказала: «Это настоящая классика!»).
26.Идейно-художественное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» – один из самых знаменитых По жанру – это особый тип философского романа. Он построен на смелом соединении фантастики сказочного типа Глобальная мысль – о человеке и человечности, о смысле жизни и творчества, о доброте и зле, любви. Главный конфликт – между бесчеловечной мощью и человеческой беспомощностью. Он раскрывается в двух планах: библейско-историческом и современном (годы «великого перелома» – 20-30-е гг. прошлого века). Рассказ о жизни Мастера и Маргариты словно просвечивается библейской легендой об Иисусе Христе и римском прокураторе Понтии Пилате, приговаривающем Христа к смертной казни. Причем библейские сцены воспринимаются как абсолютно реальные. А московские, современные как полусуществующие, а то и попросту мнимые. Рассказ о Мастере – это во многом рассказ Булгакова У Мастера две всепоглащающие страсти – творчество (он пишет роман о жизни Иисуса Христа) и любовь к Маргарите. Обе страсти окрашены в трагические тона. Талант Мастера постепенно гибнет среди непонимающих и недоверяющих. Он носит свои рукописи по редакциям, но его нигде не печатают. Чтобы занять квартиру Мастера, некий Алоизий Магарыч пишет на него донос, и квартира освобождается... В конце концов всеми отвергнутый и затравленный Мастер впадает в апатию, душевное оцепенение. Боясь репрессий, он признает себя душевнобольным и уходит в клинику Стравинского... Мотив гибели таланта осложняется мотивом трагической любви. Исступленная, деятельная Маргарита была для Мастера его Прекрасной Еленой. Вечной Женщиной. Духовной опорой. Но... Мастер не может жить только любовью! Ему необходимо писать, творить. Он обречен на то, чтобы разрываться между творчеством и любовью к Маргарите. На стороне Мастера выступает не только Маргарита, но и сказочные персонажи – дьявол (Воланд) со свитой. Причем у Воланда сразу несколько обличий. Он к тому же еще и иностранец, профессор черной магии. Его функция в романе отличается от традиционной – он выступает стражем правосудия, всевластного и вездесущего. Он наказывает тех, кто действительно заслуживает наказания – от профессора-медика, забывшего клятву Гиппократа, до буфетчика, торгующего «рыбой «второй свежести». При этом поступки сказочных персонажей, как, впрочем, и их речь, полны истинного юмора. Посыльный Воланда – кот с кавалерийским усами, «стиснув холодными и твердыми, как поручни автобуса», пальцами горло некоей «чумы Аннушки», заставляет ее вернуть похищенную вещь: «Ты, старая ведьма, если еще когда-нибудь поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай, а не за пазуху прячь!» Сама Маргарита пользуется помощью нечистой силы, чтобы наказать обидчиков мужа. Садясь на метлу, она летит над Арбатом и хлещет стекла в окнах литературных критиков. Особенное внимание она уделяет квартире Латунского: разбивает все стекла, рояль, шкафы, открывает все краны с водой, топит в ванной новый костюм критика... Как и любое классическое произведение искусства, роман «Мастер и Маргарита» до конца не прочитан. В нем остается немало загадок. Но ключи к его пониманию, видимо, «хранятся» в древнем библейском сказании, в котором Христос – это воплощение чистой идеи добра, веры, а Пилат – воплощение насилия и догматизма. ...Первой чертой своего творчества Булгаков называл борьбу за свободу слова. До конца дней он испытывал глубокий скептицизм в отношении к любым революциям. Верил только в эволюцию, в нравственное совершенствование. И история сохранила для нас облик человека подлинно интеллигентного, мужественного, полного собственного достоинства. Человека, не обременившего себя, по словам А. Фадеева, «ни в творчестве, ни в жизни политической ложью».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.008 с.) |