Занятие №3. Творчество И.А. Крылова-баснописца – 2ч. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №3. Творчество И.А. Крылова-баснописца – 2ч.



Цель: На конкретных текстах раскрыть особенности басенного творчества Крылова.

Задачи: 1. Определить проблематику крыловских басен. 2. Рассмотреть язык в баснях Крылова, его органическую связь с русским фольклором. 3. Обсудить оценку критики (Белинский, Пушкин) басенного творчества поэта.

План к обсуждению

1. Место басен в творческом наследии И.А. Крылова.

2. Реализм и народность басен Крылова. А.С. Пушкин, В.Г. Белинский о Крылове.

3. Истоки, проблематика и идейная направленность басен Крылова.

4. Социально-политические басни («Рыбьи пляски», «Пестрые овцы», «Волк и Ягненок», «Слон на воеводстве», «Листы и Корни», «Крестьяне и Река», «Квартет» и др.).

5. Тема Отечественной войны 1812 года в баснях («Обоз», «Раздел», «Кот и Повар», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот»).

6. Басни, обличающие человеческие пороки («Свинья под дубом», «Лжец», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица» и др.).

7. Политические взгляды Крылова и их отражение в басенном творчестве («Конь и Всадник», «Колос», «Пушки и Паруса»).

8. Стиль крыловских басен.

9. Текстуальный анализ басни Крылова (по выбору).

 

Литература

1. Белинский В.Г. Басни Ивана Клылова // Полн. собр. соч. Т. 4; Белинский В.Г. Иван Андреевич Крылов // Полн. собр. соч. Т. 8; Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 2. // Полн. собр. соч. Т. 7.

2. Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенности // Полн. собр. соч.: В 6 т. Т.6. – М., 1953.

3. Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова // Собр. соч.: В 4 т. Т.4. – М., 1954.

4. Пушкин А.С.О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова // Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.7. – М., 1951.

5. Архипов В.А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М., 1974.

6. Десницкий А.В. Иван Андреевич Крылов. – М., 1983.

7. Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. – М., 1975.

8. Развитие реализма в русской литературе: В 3т. Т. 1.– М., 1972 (гл. 2).

9. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. – М., 1996.

10. Степанов Н.Л. Басни Крылова. - М., 1969.

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, ролевая игра.

Занятие №4. Идейно-художественное своеобразие комедии

А.С. Грибоедова "Горе от ума" – 2ч.

Цель: Определить новаторский характер и идейно-художественное своеобразие бессмертного произведения Грибоедова.

Задачи: 1. Рассмотреть образную структуру комедии "Горе от ума". 2. Охарактеризовать сюжетно-композиционную организацию комедии. 3. Раскрыть речевое мастерство Грибоедова и его новаторство в области стиховой формы.

План к обсуждению

1. Образная структура комедии «Горе от ума».

· Чацкий – качественно-новый тип в русской драматургии. Социально-психологическая характеристика образа Чацкого. Его отношение к важнейшим социально-политическим вопросам времени (отношение к крепостному праву, к политической власти, к службе, понимание гражданского долга, чести, критика космополитизма, моральные нормы жизненного поведения). Ум в понимании Чацкого. Декабристская ориентация общественных взглядов и нравственных норм жизни Чацкого. Психологический облик личности Чацкого. Раскройте подробно его отношение к Софье. Чем близок Вам Чацкий?

· Принципы типизации образа Чацкого: типичность характера, социальная обусловленность его, психологический универсализм. Сопоставьте Чацкого с героем комедии Фонвизина «Недоросль» Стародумом (в чем их общность и различия?). Как проявился в воспроизведении Чацкого принцип его типичности? Ваше мнение о художественной полнокровности образа Чацкого. Согласны ли Вы с пушкинской оценкой его?

· В чем сущность конфликта Чацкого с Молчалиным? Ваше отношение к идеалу умеренности и аккуратности, исповедуемому Молчалиным. Какова общественная основа этого идеала?

· Дайте письменно сопоставительную характеристику языка Чацкого и Молчалина.

· Социально-психологическая характеристика Софьи. Ее связь с фамусовской средой. Софьино понимание ума. Есть ли в Софье черты, сближающие ее с Чацким? В чем вы видите источник полемических толкований образа Софьи? Чья характеристика Софьи, на Ваш взгляд ближе к истине: И.А. Гончарова или М.В. Нечкиной? Ваше отношение к жизненной позиции Софьи?

· Фамусов как олицетворение «века минувшего». Фамусовщина как социально-политическое явление. Как проявилось новаторство Грибоедова-драматурга в изображении Фамусова?

· Какова функциональная роль в комедии Скалозуба? Горича? Репетилова: Что понимаете Вы под репетиловщиной как общественным явлением?

2. Сюжетно-композиционное своеобразие комедии «Горе от ума».

· Проследите внимательно развитие двух интриг: любовной и социальной. Назовите сцены экспозиции, кульминации, развязки. В чем своеобразие сюжетного развития комедии двух интриг?

· Как отражается в композиции иллюзия естественного течения жизни?

· Как проявляется в композиции закон художественной симметрии?

· Место и роль монологов Чацкого в композиционной структуре комедии.

· Политическая функция быта в комедии.

· «Рудименты» классицистской комедиографии в «Горе от ума»

· К какой жанровой разновидности можно отнести комедию Грибоедова и почему (портретная комедия, легкая салонная комедия нравов, водевиль, любовно-бытовая комедия, социально-политическая комедия)?

3. Внесценические образы. Выпишите их. Проанализируйте их социальную (сословную) принадлежность. Определите важнейшие эстетические функции внесценических образов.

4. Речевое мастерство Грибоедова. Социально-психологическая детерминированность речи персонажей. Афористический стиль комедии (выпишите из комедии все афоризмы и крылатые выражения).

5. Новаторство Грибоедова в области стиховой формы комедии (сопоставьте ее в этом плане с комедией Капниста «Ябеда»).

6. Что Вы знаете о дальнейшей литературной жизни грибоедовских образов?

Литература

1. А.С. Грибоедов в русской критике. - М.: Гослитиздат, 1958.

2. Гончаров И.А. "Мильон терзаний" (люб. изд.).

3. Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. - М.: Худож. лит., 1977.

4. Орлов Вл. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. - М.: Гослитиздат, 1954 (раздел о "Горе от ума")

5. Омаров Д.А. План комедии Грибоедова // А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Трагедии. - Л.: Наука, 1977.

6. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". Комментарий. - М.: Просвещение, 1983.

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма, ролевая игра.

Занятие №5. Основные этапы лирического творчества А.С. Пушкина – 2ч.

Цель: Показать эволюцию пушкинского творчества, тематическое разнообразие и художественное совершенство стихотворных текстов великого поэта России.

Задачи: 1. Рассмотреть вопрос периодизации творческого пути Пушкина. 2. Выделить этапы лирического творчества Пушкина с учетом ведущего критерия в решении данного вопроса. 3. Охарактеризовать основные периоды лирики Пушкина.

План к обсуждению

1. История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина.

2. Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении.

3. Основные критерии дифференциации лирического творчества Пушкина / биографический, процесс внутреннего развития, эволюция лирических жанров и др. /.

4. Характеристика основных этапов лирического творчества поэта.

 

Литература

1. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999.

2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988.

3. Непомнящий В. Лирика Пушкина. // Литература в школе. 1994. №№ 4-6.

4. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. - М., 1990 / гл. «Современные проблемы историко-литературного изучения» /.

5. Сидяков Л.С. Проблемы периодизации творчества Пушкина // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. Т. 41. № 3.

6. Скатов Н.Н. «Это русский человек в его развитии» // Скатов Н.Н. Далекое и близкое. - М., 1981.

7. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. (консп.)

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод проектной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.01 с.)