Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Справочно-информационные материалы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Глоссарий основных терминов дисциплины:
· определения терминов
1. Аллюзия (от лат. allusio - намек) – одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт. 2. Анакреонтизм – характер худ. произведений, близких по мироощущению лирике древнегреческого поэта Анакреонта. Излюбленные темы Анакреонта – радость бытия, любовь, вино. Один из лучших образцов анакреонтической лирики в России – «Вакхическая песня» А.С. Пушкина. 3. Антология (от греч. anthologia - цветник) – сборник отдельных произведений, первоначально небольших стихотворений, принадлежащих разным авторам. До середины 19 в. в России А. назывались сборники в основном античной поэзии и антологическими – стихотворения, переведенные на русский с латинского и древнегреческого языков, а также написанные на темы и по образцу античных (К.Н. Батюшков «О греческой антологии»). 4. Баллада (от итал. ballare - плясать) – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай; многие Б. связаны с историческими событиями или преданиями («Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина), с фантастическими, таинственными происшествиями (баллады В.А. Жуковского). 5. Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Б. отличается краткостью и всегда носит нравоучительный характер, что роднит ее с притчей. В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Б. всегда носит аллегорический, иносказательный характер; в качестве персонажей в ней выступают животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Среди басенных персонажей часто встречаются и люди. Высшего расцвета Б. достигла в творчестве И.А. Крылова. 7. Вечные образы – художественные образы, которые, будучи однажды созданы, приобретают настолько очевидную общечеловеческую значимость, что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей самых разных эпох (Дон Жуан – Дон Гуан Пушкина («Каменный гость»)). 8. Водевиль (от фр. vaudeville) – вид комедии – легкая развлекательная пьеса бытового содержания, основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диалог с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами. В России В. развивался с начала 19 в. (А.А.Шаховской). 9. Драма (от греч. - действие) – 1. Род литературы, один из тех, наряду с эпосом и лирикой. Основу Д. составляет действие. В этом Д. близка к эпосу: в обоих случаях налицо объективное изображение жизни – через события, поступки, столкновение героев…Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совершившемся событии, в Д. предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени действия, показанного через конфликты и в форме диалога. 2. Д. в узком смысле слова – это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, более обычен. Д. соединяет в себе трагическое и комическое начала, поэтому ее часто называют средним жанром. Она возникла в 18 в. в просветительской драматургии. Особый расцвет Д. получила в эпоху расцвета реализма 19 в. (драмы М. Лермонтова). 10. Ирония (от греч. eironeia– притворство, насмешка). Отрицательная оценка предмета ил явления через его осмеяние. В ироническом высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается (басни И.А. Крылова). 11. Историзм литературы – понятие, обозначающее, как одно из важных свойств худ. литературы, ее способность в живых картинках, конкретных человеческих судьбах и характера передавать облик той или иной исторической эпохи. Применяется в двух смыслах: 1. В широком смысле И. присущ всем истинно худ. произведениям («Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»). 2. И. – понятие, сложившееся в литературе 19 в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей («Борис Годунов» А.С. Пушкина). 12. Лирика – (от греч.lyra – лира – муз. Инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературно-художественыхпроизведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, Л. рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни могут вызвать переживания человека. 13. Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. 14. Лирическое отступление – авторская речь в эпическом или лироэпическом произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним. Л.о. относится к внесюжетным элементам произведения, содействует раскрытию идейного содержания произведения («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя). 15. Лироэпический жанр – вид худ. произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В лироэпических произведениях жизнь отражена в стихотворном повествовании о поступках и - особенно – переживаниях героев и в то же время отчетливо выражены переживания поэта-повествователя (баллады В.А.Жуковского, роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, поэмы). 16. Медитативная лирика (от лат. meditation - размышление) - термин, употреблявшийся в литературной критике 19 в. Им обозначали стихотворения-размышления на философскую и общежитейскую тему (элегии В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Пушкина, Е. Баратынского). 17. Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и литературно-художественных произведений. 18. Народность литературы – идейно-художественное качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными интересами широких кругов общества, с его культурными традициями, с идеалами наиболее демократических слоев. Особую популярность проблема Н. приобрела у романтиков. 19. «Натуральная школа» -течение в развитии русской реалистической литературы в 40-50-х гг. 19 в. Теоретическое обоснование принципов Н.ш. дал В. Белинский в статьях «Взгляд на русскую литературу 1846 г.», «Взгляд на русскую литературу 1847 г.». Писателей Н.ш. объединяло особенное внимание к жизни соц. низов, городской и деревенской бедноты. Представители Н.ш. развивали традиции Гоголя в изображении «маленького человека», укрепляя гоголевское направление русской литературы. 20. Онегинская строфа – стихотворная композиция, созданная А.С. Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Состоит из 14 строк четырехстопного ямба, расположенного по схеме: три четверостишия (перекрестной, смежной, охватной рифмовки) и заключительное двустишие. Такая структура связана с последовательностью развития мысли: 1-й катрен – формулировка темы, 2 – развитие, 3 – кульминация, двустишие - афористический вывод. 21. Повесть – жанр повествовательной литературы, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя. Широкое распространение П. получила в русской литературе 19 в. (повести А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя). 22. Поэма (греч. poiema – делаю, творю) - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею («Одиссея»). Известно много ее жанровых разновидностей: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, романтическая, лирико-драматическая. Поэмой также называют и произведения на всемирно-историческую тему («Божественная комедия» Данте). В эпоху романтизма поэмы приобретают социально-философский и символико-философский характер («Демон» М.Ю. Лермонтова). Для поэмы характерны широта охвата явлений действительности, значительность этих явлений и масштабность проблем. 23. Реализм (от лат. realis - вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. Определение Ф. Энгельса «…реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» непосредственно относится к литературе 19 в. и является важным ориентиром при общей характеристике реализма как метода. Основные типы реалистического метода – реализм эпохи Ренессанса, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм и т.д. Русский Р. 19 в. связан с именем А.С. Пушкина, в творчестве которого закладываются основы критического Р., развитого в творчестве Гоголя и за ним в натуральной школе. 24. Реминисценция (от лат. reminiscentia- воспоминание) – повторение, воспроизведение фрагмента чужого текста. К реминисценциям относятся и поэтические цитаты (творчество М.Ю. Лермонтова – творчество А.С. Пушкина). 25. Роман в стихах – наиболее развернутая и объемная форма лироэпического жанра, появившаяся в период перехода от романтизма к реализму. Р. в с. характеризуется широко развитым сюжетом, включающим ряд людей и событий, как бы пронизанным в то же время лирическими отступлениями, создающими в целом образ лирического героя. («Дон Жуан Байрона, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина). 26. Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале 19 в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы и Росси, а также в литературе США. Основатели русского Р. – В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков как автор анакреонтической лирики. Для Р. характерно: особый интерес к личности, характер ее отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (романтический дуализм) – с другой. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира и донести до читателя свой идеал. 27. Сарказм (от греч. sarkasmos - издевательство) – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Как художественное средство комического, С. не только близок к иронии, он ее разновидность. Но если сущность иронии в иносказании, в тонком намеке, в С. главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование (Н.В. Гоголь). 28. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. В отличие от юмора, другой разновидности комического, С. не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений (Н.В. Гоголь). 29. Творческая история – тип литературоведческого исследования, в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения. Источниками Т.и. служат материалы творческой лаборатории писателя: планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректуры, прижизненные издания, письма, дневники, воспоминания современников. Изучение Т.и. в качестве особой литературоведческой дисциплины обосновал в 1923 г. Н.К. Пиксанов, автор исследования «Творческая история «Горя от ума». 30. Элегия (от фригийск. elegn – тростниковая флейта) – жанровая форма лирики. Первоначально темы Э. разнообразны. В новой европейской литературе Э. становится формой выражения преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби. В.Г. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». В русской литературе Э. писали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, А.С. Пушкин и др. 31. Эпиграмма (от греч. epigramma - надпись) – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В России Э. острополитическую окраску впервые придал А.С. Пушкин. 32. Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается философский Э. и литературно-критический (эссе В.А. Жуковского). 33. Юмор – наиболее жизнеутверждающая форма комического. В нем серьезное высказывается с усмешкой, в незначительном и даже ничтожном просматривается важное и глубокое. Юмористический смех не отрицает жизненного явления, юморист сознает лишь его несовершенство (Н.В. Гоголь).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.008 с.) |