Занятие №6. Русское дворянство и приемы его изображения в «евгении Онегине» – 2ч. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие №6. Русское дворянство и приемы его изображения в «евгении Онегине» – 2ч.



Цель: 1. Отработать навыки анализа отдельных эпизодов лирического произведения большой формы.

Задачи: 1. Проследить тему русского дворянства в стихотворном романе Пушкина. 2. Выделить основные приемы в создании типических образов представителей дворян в «Евгении Онегине».

Задание

Раскройте специфику жанра «Евгения Онегина». Обратите внимание на способы вмешательства автора в текст произведения.

План

1. Столичное дворянство в романе (гл. 1, 8).

2. Образы помещиков (гл. 2, 5).

3. Приемы типизации и поэтические средства, которыми пользуется поэт для создания художественных образов романа.

4. Охарактеризуйте отношение автора к представителям света и поместным дворянам.

Тексты

Пушкин А.С. «Евгений Онегин».

 

Литература

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина Ст. 8 и 9 // Полн. собр. соч. Т. VII. - М., 1955.

2. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. изд.).

3. Баевский В. Сквозь магический кристалл. - М., 1981.

4. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).

5. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).

6. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. - М., 1983.

7. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).

8. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. - М., 1981.

9. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция.- Л., 1986.

 

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма.

Занятие №7. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова – 2ч.

Цель: 1. Отработать навыки целостного анализа лирического произведения.

Задачи: 1. Проследить эволюцию темы поэта и поэзии в творчестве великого поэта. 2. Определить новаторство поэта в разработке данной темы.

Задание

Сделать анализ стихотворений по теме (см. предлагаемые тексты).

План

1. Как тема поэта и поэзии решалась Лермонтовым в разные периоды его творчества: раннее творчество (1828-1836), зрелое творчество (1837-1841).

2. Проследите, как трансформировались отдельные пушкинские образы в творчестве Лермонтова. Провести сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова.

3. Что нового внес Лермонтов в понимание роли поэта и поэзии?

Тексты

Лермонтов М.Ю. Поэт («Когда Рафаэль вдохновенный…»), 1830, Маия 16 число. К*** («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…»). «Нет, я не Байрон, я другой…». Нищий. Смерть Поэта. Журналист, читатель и писатель. Поэт. Пророк. Пушкин А.С. Пророк.

Литература

1. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Полн. собр. соч. Т. IV.

2. Гернштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. – М., 1986.

3. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976.

4. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.

5. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.

6. Маймин Е.А. Орусском романтизме. – М., 1975.

7. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.

8. Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. – М., 1975.

9. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М., 1961.

 

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод проектной деятельности.

Занятие №8. Печорин и Грушницкий (сопоставительный анализ) – 2ч.

Цель: 1. Отработка навыков сопоставительного анализа художественных образов.

Задачи: 1. Раскрыть глубину характера главного персонажа лермонтовского романа путем сравнения его с образом Грушницкого. 2. Остановиться на эпизоде дуэли с целью выявления мотивов поведения героев.

Задание

Прочитайте роман Лермонтова, остановитесь на повести «Княжна Мери», выделив эпизоды, связанные с образами Печорина и Грушницкого.

План

1. Проблема «героя времени» в романе М.Ю. Лермонтова.

2. Роль Образов Печорина и Грушницкого в раскрытии центральной проблемы романа.

3. Сопоставьте характеры Печорина и Грушницкого, покажите смысл этого сопоставления и как оно помогает лучше понять личность Печорина.

Тексты

Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени».

Литература

1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени»: Сочинение Лермонтова // Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. IV. - М., 1955.

2. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., 1969. - С. 156-185, или то же в Н.: Виноградов И. По живому следу. – М., 1987

3. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М., 1976.

4. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – Л., 1975.

5. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976.

6. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 (раздел о «Герое нашего времени»).

7. Лермонтов в школе.- М., 1976 (гл. «Проза»).

8. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. – Л., 1975.

9. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. – М., 1967.

10. Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. – М., 1975.

11. Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. статей. – Л., 1969.

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, ролевая игра.

Занятие № 9. Функции лирических отступлений в «Мертвых душах» – 2ч.

Цель: 1. Рассмотреть назначение лирических отступлений в художественном тексте.

Задачи: 1. Охарактеризовать личность писателя и способы его представления в гоголевской поэме. 2. Раскрыть художественное мастерство Гоголя в лирических отступлениях первого тома «Мертвых душ».

Задание

Прочитайте 1-й том «Мертвых душ», выделите лирические отступления в поэме. Выпишите основные художественные средства, используемые автором в отступлениях.

План

1. Раскройте значение лирических отступлений в раскрытии идейного содержания первого тома «Мертвых душ».

2. Какие проблемы русской действительности затрагивает в них автор?

3. Роль лирических отступлений в художественной структуре поэмы.

4. Выделите характерные художественно-изобразительные средства, которые использует писатель в лирических отступлениях.

5. Сопоставьте характер лирических отступлений в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя и романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

Тексты

Гоголь Н.В. «Мертвые души». Пушкин А.С. «Евгений Онегин».

 

Литература

1. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»: Поэма Н.В. Гоголя; Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души» // Полн. собр. соч. – Т. IV.

2. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959.

3. Гус М. Живая Россия и «Мертвые души». – М., 1981.

4. Золотусский И.П. Гоголь. – М., 1984.

5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя.- М., 1988.

6. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1979.

7. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – М., 1987.

8. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. - М., 1959.

9. Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма.

Учебно-методические материалы для организации СРС

План-график отчетности по СРС
Методические рекомендации студенту по организации СРС
Методические указания студенту по выполнению курсовой работы/проекта (если предусмотрено программойдисциплины)-?

 

План-график отчетности по СРС

 

Вид самостоятельной работы студента Окончание срока отчетности (неделя семестра)
Курсовой проект (работа) 15 неделя
Расчетно-графические работы 8 неделя
Реферат 3 неделя
Эссе 18 неделя
Учебный проект 10 неделя
Подготовка к семинарским и практическим занятиям В соответствие с утверждённым расписанием
   
   

 

 

Самостоятельная работа студентов планируется, исходя из трех основных задач:

1) подготовка к практическим занятиям: ведение читательского дневника, составление словаря терминов, выполнение групповых и индивидуальных проектов и подготовка к их защите; подготовка к конференции и заседанию круглого стола, посвящённого обсуждению важных проблем русской классической литературы;

2) выполнение дополнительных учебных заданий, связанных с текущим контролем, написание рефератов; научных статей;

3) подготовка к прохождению тестирования в периоды рубежных срезов по дисциплине.

Примерная тематика рефератов:

1. Литературные общества «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас» в полемике о «русском слоге».

2. Анакреонтика в творчестве К.Н. Батюшкова.

3. Символика свободы в романтической лирике А.С. Пушкина.

4. Поэтика пейзажа в лирике А.С. Пушкина 1820-1824 гг.и «южных поэмах».

5. Философия истории в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годуов».

6. Мотив Дома в лирике А.С. Пушкина.

7. Творчество А.С. Пушкина Болдинской осени 1830 года как художественное целое.

8. Образ времени в романе «Евгений Онегин».

9. Пушкин как литературный критик и публицист.

10. Диалогическая антитеза «Демон – Ангел» в творчестве М.Ю. Лермонтова.

11. Произведения М.Ю. Лермонтова – художника и писателя: проблема взаимодействия искусств.

12. Драма «Маскарад» как вершина Лермонтова-драматурга.

13. «Герой нашего времени»: временное и вечное.

14. Народная демонология в сборнике Н.. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

15. Лиризм поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

16. «Натуральная школа» и ее значение в развитии русской литературы XIX века.

17. Эволюция образа «лишнего человека» в русской литературе XIX века.

Примерная тематика научных статей:

1.Картины русской жизни в «Евгении Онегине».

2.«Герой времени» в литературе 2 пол. XIX века.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение основными умениями и навыками, необходимыми для усвоения дисциплины. Основные формы самостоятельной работы студентов: чтение текстов художественных произведений; изучение соответствующих разделов учебников и учебных пособий; чтение и конспектирование научных статей и монографий; подготовка сообщений к семинарским и лабораторным занятиям; заучивание текстов наизусть.

Планирование СРС – ч.

1. Чтение художественных текстов - ч.

2. Изучение и конспектирование научной литературы -ч.

3. Заучивание текстов наизусть - ч.

4. Подготовка сообщений по темам для самостоятельного изучения - ч.

 

1. Художественные тексты (минимум ).

В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Дружба. Вечер. Людмила. Светлана. Ленора. Двенадцать спящих дев. К Батюшкову. Певец во стане русских воинов. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Славянка. Песня («Кольцо души-девицы»). Узник. Таинственный посетитель. Лесной царь. Граф Гапсбургский. Лалла Рук. Воспоминание (1816г). Невыразимое (отрывок). Шильонский узник. Море. Мотылек и цветы. Кубок. Перчатка. Покаяние. Деревенский сторож в полночь.

К.Н. Батюшков. Совет друзьям. Выздоровление. К Тассу. Видение на берегах Леты. Воспоминания 1807 года. Веселый час. Элизий. Привидение. Тибуллова элегия Х. Радость. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Переход через Рейн. Мой гений. Пробуждение. «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы». Разлука. Ложный страх. Таврида. К другу. Воспоминания (отрывок). Вакханка. Беседка муз. Из греческой антологии. Подражания древним.

И.А. Крылов. Модная лавка. Разборчивая невеста. Ворона и Лисица. Мартышка и очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Щука и Кот. Обоз. Кот и Повар. Гуси. Листы и Корни. Орел и Пчела. Пруд и Река. Лебедь, Щука и Рак. Свинья под дубом. Рыбьи пляски. Лжец. Муха и Дорожные. Музыканты. Волк и Ягненок. Осел и Соловей. Ворона и Курица. Слон на воеводстве. Огородник и Философ. Квартет. Демьянова уха. Фортуна в гостях. Тришкин кафтан. Сочинитель и Разбойник. Лягушки, просящие Царя. Парнас. Безбожники. Лисица и Осел. Кукушка и Орел. Мешок. Волки и Овцы. Вельможа.

Н.М. Карамзин. «История государства Российского» – отрывки об Иване Грозном, Борисе Годунове и «смутном времени».

П.Я. Чаадаев. Первое философическое письмо. Апология сумасшедшего.

К.Ф. Рылеев. К временщику. А.П.Ермолову. Гражданское мужество. На смерть Байрона. К***/«Ты посетить, мой друг, желала»/. Гражданин. Думы: Дмитрий Донской. Смерть Ермака. Иван Сусанин. Богдан Хмельницкий. Державин. Поэмы: Войнаровский. Наливайко. Песни: Ах, тошно мне. Уж как шел кузнец.

А.С. Грибоедов. Горе от ума.

А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе. К Лицинию. Товарищам. Вольность. Деревня. Черная шаль. Редеет облаков летучая гряда. К Чаадаеву. Эпиграммы (На Аракчеева, на Воронцова и др.). Кинжал. Песнь о вещем Олеге. Узник. Послание цензору. Простишь ли мне ревнивые мечты. К морю. Погасло дневное светило… Воспоминание / «Когда для смертного…» /. Дорожные жалобы. Не дай мне бог сойти с ума. Ненастный день потух. Ночной зефир. Разговор книгопродавца с поэтом. К*** / «Я помню чудное мгновенье» /. Вакхическая песня. Подражания Корану. 19 октября 1825 года. Пророк. Стансы / «В надежде славы и добра» /. Зимняя дорога. В Сибирь. Арион. Поэт. 19 октября 1827 года. Друзьям / «Нет, я не льстец…» /. Не пой, красавица, при мне. Сцена из «Фауста». Няне. Утопленник. Анчар. Поэт и толпа. Чернь. Зимнее утро. Кавказ. Песни западных славян. Я вас любил. Брожу ли я вдоль улиц шумных. Поэту. Бесы. Элегия / «Безумных лет угасшее веселье…» /. Моя родословная. Для берегов отчизны дальней. Эхо. Осень. Пора, мой друг, пора… Египетские ночи. Вновь я посетил… Мирская власть. Отцы пустынники и жены непорочны. Из Пиндемонти / «Не дорого ценю я громкие права» /. Когда за городом задумчив я брожу. Туча. На выздоровление Лукулла. Пир Петра Первого. Я памятник себе воздвиг… Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Братья-разбойники. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Граф Нулин. Домик в Коломне. Полтава. Анджело. Медный Всадник. Борис Годунов. Евгений Онегин. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Пиковая дама. Дубровский. Капитанская дочка. Рославлев. Сказки. Маленькие трагедии. Русалка. Сцены из рыцарских времен.

Е.А. Баратынский. К Креницыну. «Расстались мы; на миг очарованьем…». Разуверение. «Притворной нежности не требуй от меня». Череп. «Решительно печальных строк моих…». Последняя смерть. «Мой дар убог, и голос мой не громок…». «К чему невольнику мечтания свободы?..». «Наслаждайтесь: все проходит!..». Осень. «Толпе тревожный день приветен, но страшна…». «На что вы, дни! Юдольный мир явленья…» «Все мысль да мысль! Художник бедный слова!..». «Предрассудок! Он обломок…». Поэмы: Пиры. Эда. Бал. Цыганка.

В.Ф. Одоевский. Пестрые сказки. Русские ночи.

М.Ю. Лермонтов. Жалоба турка. Парус. Умирающий гладиатор. Два великана. Бородино. Три пальмы. Смерть поэта. Ветка Палестины. Узник. Ангел. Когда волнуется желтеющая нива… 1-е января. И скучно и грустно. Дума. Поэт / «Отделкой золотой блистает мой кинжал» /. Из-под таинственной холодной полумаски. Тучи. Прощай, немытая Россия. Родина. Утес. Спор. Сон. Листок. Тамара. Свидание. На севере диком. Горные вершины. Завещание / «Наедине с тобою, брат...» /. Выхожу один я на дорогу. Пророк. Песня про царя Ивана Васильевича. Беглец. Маскарад. Мцыри. Демон. Вадим. Княгиня Лиговская. Герой нашего времени.

Н.В. Гоголь. Сборники повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки» / Сорочинская ярмарка. Вечер накануне Ивана Купала. Пропавшая грамота. Майская ночь, или утопленница. Ночь перед Рождеством. Страшная месть. Заколдованное место. Иван Федорович Шпонька /; «Миргород» / Вий. Тарас Бульба. Старосветские помещики. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем /; «Петербургские повести» / Невский проспект. Нос. Портрет. Шинель. Коляска. Записки сумасшедшего /. Ревизор. Женитьба. Театральный разъезд. Игроки. Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями.

А.В. Кольцов. Косарь. Лес. Крестьянская пирушка. Песня пахаря. Размышления поселянина. Не шуми ты, рожь. Урожай. Цветок. Горькая доля. Первая песня Лихача Кудрявича. Русская песня / «Ах, зачем меня…» /. Последний поцелуй. Стенька Разин. Бегство. Горе. Тоска по воле. Хуторок. Деревенская беда. Что ты спишь, мужичок. Два сокола. Разлука. На заре туманной юности.

В.Г. Белинский. Литературные мечтания. О русской повести и повестях г. Гоголя. Стихотворения Кольцова. «Горе от ума». «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова. Стихотворения М. Лермонтова. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души». Иван Андреевич Крылов. Сочинения Александра Пушкина /11статей/. Взгляд на русскую литературу 1846 г. Взгляд на русскую литературу1847г. Письмо к Гоголю /1847/.

А.И. Герцен. Кто виноват? Доктор Крупов. Сорока-воровка. Былое и думы / главы и эпизоды /.

2. Научная литература для конспектирования

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999 (один раздел по выбору).

2. Белинский В.Г. И.А. Крылов. Русская литература в 1841 г. Сочинения Александра Пушкина (ст. 3, 5, 8, 9). «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова. Стихотворения М. Лермонтова. А.В. Кольцов. «Горе от ума». О русской повести и повестях г. Гоголя. Статьи о «Мертвых душах». Письмо к Гоголю.- (люб. изд.).

3. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. - М., 1974.

4. Виноградов И. По живому следу. - М., 1987 (гл. «Философский роман Лермонтова»).

5. Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. - Волгоград, 1991 (гл. 1,2).

6. Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII- нач. ХIХ вв. - Волгоград, 1976.- С. 194-224.

7. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. - Волгоград, 1996.

8. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М., 1973.

9. Красухин Г.Г. «Покой и воля: Некоторые проблемы пушкинского творчества. - М., 1987.

10. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. 2-е изд. - М., 1983.

11. Он же. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. 2-е изд. - М., 1983.

12. Он же. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988.

13. Он же. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994.

14. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд. - М., 1988.

15. Он же. Динамика русского романтизма. - М., 1995.

16. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. - Волгоград, 1992.

17. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества. // Литературное обозрение или Вопросы литературы. - 1989. - №10.

18. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. - М., 1987.

19. Пушкин в русской философской критике: Конец ХIХ - перв. пол. ХХ в.- М., 1990 (одного автора по выбору).

20. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Гоголя «Мертвые души». Комментарий. - Л., 1974.

21. Соловей Н.Я. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. - М., 1981.

22. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. - М., 1978.

23. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986.

24. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. - М., 1975.

25. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина».- М., 1989.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.56.228 (0.018 с.)