Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие № 9. «евгений Онегин»: метод и стиль – 2ч.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Цель: Углубить представление студентов о вершинном произведении Пушкина – реалистическом романе в стихах «Евгений Онегин». Задачи: 1. Рассмотреть образную систему романа, подчеркнув типичность изображаемых характеров. 2. Охарактеризовать композицию и ритмическую организацию пушкинского текста. 3. Выявить стилистические особенности романа. План к обсуждению 1. Принципы реалистической типизации в романе «Евгений Онегин». А) Социально-психологическая характеристика Онегина как типического представителя разочарованной дворянской молодежи первой четверти Х1Х столетия. Идейный облик Онегина. Какие лит. приемы использует Пушкин для его характеристики? Выпишите из романа все упоминания о читаемой Онегиным литературе и, опираясь на комментарий Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана, охарактеризуйте идеологию Онегина. О чем он беседует? Онегин в оценке окружающих его людей. Б) Бытовая атмосфера, окружающая Онегина. Какую функцию выполняет характеристика онегинского быта? Функциональная роль варваризмов в изображении онегинского быта. Социальная детерминированность онегинского характера. В) Психологический и нравственный облик Онегина во взаимоотношениях с Татьяной Лариной. Ваше отношение к жизненной позиции Онегина. Г) Эволюция Онегина. Ее социально-психологические мотивы. Проследите отношение Онегина к свободе, творчеству, любви (пушкинским критериям человеческой личности) в начале и в конце романа. Меняется ли авторское отношение в ходе романа? Почему? Д) Что в характере Онегина вам кажется положительным и что отрицательным? Психологический универсализм в образе Онегина. Историзм образа. Можно ли считать Онегина «лишним человеком»? е) Татьяна Ларина как выразительница народных нравственных идеалов. Раскройте ее отношение к Онегину. Авторское отношение к Татьяне. Выпишите из романа все эпитеты, связанные с характеристикой Татьяны, и проанализируйте их. Что характерно для стилевых особенностей изображения «сферы» Татьяны Лариной в романе, для ее «стилевого лейтмотива» (Гуковский)? Ж) Ваше отношение к жизненным принципам Татьяны Лариной. Во всем ли вы согласны с оценкой Татьяны Белинским? Ваше понимание социальной обусловленности характера Татьяны Лариной. З) Общественно-историческая обусловленность характеров Ленского и Ольги. Сопоставьте их с внешними и внутренними характеристиками Онегина и Татьяны. Какой принцип лежит в основе образной системы романа? 2. Стилевые особенности романа «Евгений Онегин». А) Новаторство Пушкина в изображении быта. Функции бытописи, их обусловленность художественным методом. Б) Образ автора в художественной системе романа. Его соотнесенность с образом Евгения Онегина. Дайте письменную характеристику социально-психологического облика автора. Функции образа автора. Связан ли образ автора с фабулой романа? С сюжетом? В) Формы выражения лирического начала (прямой авторский комментарий, лирические отступления, стилевые лейтмотивы). Дайте характеристику тематического многообразия лирических отступлений и определите их место в композиции романа. Чем отличаются лирические отступления от прямого авторского комментария? Охарактеризуйте языковые средства выражения стилевого лейтмотива в изображении Евгения Онегина. Г) Сатирическое начало в романе. Объекты сатирического изображения. Формы выражения сатирического начала. Д) Иллюзия достоверности (художественный документализм) в романе. Ее обусловленность методом. Средства создания ее. Выпишите из романа все упоминания о реально существующих лицах и прокомментируйте их. В каких отношениях к ним находятся герои романа и автор? Систематизируйте другие исторические и географические реалии. Бытопись и образ автора как средства документализации повествования. Иллюзия достоверности и форма романа. 3. Композиция романа «Евгений Онегин». А) Точка зрения литературоведов на композиционную структуру романа. Кто, по вашему мнению, более прав в истолковании композиции «Евгения Онегина»: Г.А. Гуковский или Д.Д. Благой? Почему? Б) Тройственное членение романа. Принцип обратной симметрии. Найдите в начале и в конце романа перекликающиеся темы, мотивы, образы. Какова смысловая роль этих перекличек? В) Композиционная роль сна Татьяны и писем Татьяны и Онегина. Г) Формосодержательная сущность финала романа. Кольцевая замкнутость сюжета. Ее эстетическая смыслонагруженность. 4. «Онегинская строфа». Выпишите примеры итоговых сравнений, завершающих строфу. 5. Что позволяет назвать нам роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшем смысле народным произведением»? Литература 1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. – М., 1999 (консп.). 2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статьи 8 и 9 – консп.). 3. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. Изд.). 4. Баевский В. Сквозь магический кристалл. – М., 1981. 5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»). 6. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»). 7. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Ст. 5. «Татьяна, русская душою» // Литература в школе. 2000. № 3. 8. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. – М., 1983. 9. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. 2000. № 1. 10. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. – М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»). 11. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. – М., 1981. Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод проектной деятельности.
Занятие № 10. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова – 2ч. Цель: Показать идейно-тематическое многообразие и художественное совершенство лирики Лермонтова, ее творческую эволюцию. Задачи: 1. Рассмотреть основные мотивы лирики поэта в системе, предложенной отечественным литературоведением (У.Р. Фохт). 2. Определить своеобразие религиозной, любовной, пейзажной, гражданской лирики Лермонтова. 3. Проследить эволюцию отдельных мотивов в раннем и зрелом периодах лермонтовского творчества. План к обсуждению 1. Понятие лирического мотива. 2. Система / внутренняя логика / лирических мотивов у Лермонтова. 3. Анализ отдельных стихотворений с точки зрения системы мотивов.
- Парус. Выхожу один я на дорогу. - Как часто пестрою толпою окружен. Дума. И скучно и грустно. - Смерть поэта. Пророк. - Когда волнуется желтеющая нива. Родина. Литература 1. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. Люб. Изд. (консп.). 2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 / раздел «Мотивы» /. 3. Лермонтов в школе. М., 1976 /раздел о лирике/. 4. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова / «Родина», «Выхожу…» / // Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., 1969. 5. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. 1989. № 10 (консп.). 6. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975. С. 21-71 (консп.) Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма.
Занятие № 11. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» - 2ч. Цель: На примере «Демона» расширить представление студентов об особенностях лермонтовского романтизма. Задачи: 1. Рассмотреть творческую историю поэмы. 2. Выделить традиционные и новаторские черты романтической поэмы Лермонтова. 3. Охарактеризовать образ Демона в контексте лермонтовского творчества. План к обсуждению 1. История создания поэмы. Отличие редакций поэмы. 2. Образ Демона – квинтэссенция романтического героя Лермонтова. Сопоставьте характеры Демона и других лермонтовских героев. 3. Сюжет поэмы и его символический смысл. Изображение природы и быта Кавказа и его значение в поэме. 4. Соотношение реального и фантастического в поэме. 5. Отношение автора к своему герою.
Литература 1. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976. 2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 (раздел о «Демоне»). 3. Лермонтов в школе.- М., 1976 (раздел I). 4. Логиновская Е. Поэма Лермонтова «Демон». – М., 1977. 5. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964. 6. Манн Ю. Динамика русского романтизма. – М., 1995. – С. 207-225. 7. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. 8. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975 (гл. «Поэмы»).
Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования. Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.56 (0.008 с.) |