Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 9. «евгений Онегин»: метод и стиль – 2ч.

Поиск

Цель: Углубить представление студентов о вершинном произведении Пушкина – реалистическом романе в стихах «Евгений Онегин».

Задачи: 1. Рассмотреть образную систему романа, подчеркнув типичность изображаемых характеров. 2. Охарактеризовать композицию и ритмическую организацию пушкинского текста. 3. Выявить стилистические особенности романа.

План к обсуждению

1. Принципы реалистической типизации в романе «Евгений Онегин».

А) Социально-психологическая характеристика Онегина как типического представителя разочарованной дворянской молодежи первой четверти Х1Х столетия. Идейный облик Онегина. Какие лит. приемы использует Пушкин для его характеристики? Выпишите из романа все упоминания о читаемой Онегиным литературе и, опираясь на комментарий Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана, охарактеризуйте идеологию Онегина. О чем он беседует? Онегин в оценке окружающих его людей.

Б) Бытовая атмосфера, окружающая Онегина. Какую функцию выполняет характеристика онегинского быта? Функциональная роль варваризмов в изображении онегинского быта. Социальная детерминированность онегинского характера.

В) Психологический и нравственный облик Онегина во взаимоотношениях с Татьяной Лариной. Ваше отношение к жизненной позиции Онегина.

Г) Эволюция Онегина. Ее социально-психологические мотивы. Проследите отношение Онегина к свободе, творчеству, любви (пушкинским критериям человеческой личности) в начале и в конце романа. Меняется ли авторское отношение в ходе романа? Почему?

Д) Что в характере Онегина вам кажется положительным и что отрицательным? Психологический универсализм в образе Онегина. Историзм образа. Можно ли считать Онегина «лишним человеком»?

е) Татьяна Ларина как выразительница народных нравственных идеалов. Раскройте ее отношение к Онегину. Авторское отношение к Татьяне. Выпишите из романа все эпитеты, связанные с характеристикой Татьяны, и проанализируйте их. Что характерно для стилевых особенностей изображения «сферы» Татьяны Лариной в романе, для ее «стилевого лейтмотива» (Гуковский)?

Ж) Ваше отношение к жизненным принципам Татьяны Лариной. Во всем ли вы согласны с оценкой Татьяны Белинским? Ваше понимание социальной обусловленности характера Татьяны Лариной.

З) Общественно-историческая обусловленность характеров Ленского и Ольги. Сопоставьте их с внешними и внутренними характеристиками Онегина и Татьяны. Какой принцип лежит в основе образной системы романа?

2. Стилевые особенности романа «Евгений Онегин».

А) Новаторство Пушкина в изображении быта. Функции бытописи, их обусловленность художественным методом.

Б) Образ автора в художественной системе романа. Его соотнесенность с образом Евгения Онегина. Дайте письменную характеристику социально-психологического облика автора. Функции образа автора. Связан ли образ автора с фабулой романа? С сюжетом?

В) Формы выражения лирического начала (прямой авторский комментарий, лирические отступления, стилевые лейтмотивы). Дайте характеристику тематического многообразия лирических отступлений и определите их место в композиции романа. Чем отличаются лирические отступления от прямого авторского комментария? Охарактеризуйте языковые средства выражения стилевого лейтмотива в изображении Евгения Онегина.

Г) Сатирическое начало в романе. Объекты сатирического изображения. Формы выражения сатирического начала.

Д) Иллюзия достоверности (художественный документализм) в романе. Ее обусловленность методом. Средства создания ее. Выпишите из романа все упоминания о реально существующих лицах и прокомментируйте их. В каких отношениях к ним находятся герои романа и автор? Систематизируйте другие исторические и географические реалии. Бытопись и образ автора как средства документализации повествования. Иллюзия достоверности и форма романа.

3. Композиция романа «Евгений Онегин».

А) Точка зрения литературоведов на композиционную структуру романа. Кто, по вашему мнению, более прав в истолковании композиции «Евгения Онегина»: Г.А. Гуковский или Д.Д. Благой? Почему?

Б) Тройственное членение романа. Принцип обратной симметрии. Найдите в начале и в конце романа перекликающиеся темы, мотивы, образы. Какова смысловая роль этих перекличек?

В) Композиционная роль сна Татьяны и писем Татьяны и Онегина.

Г) Формосодержательная сущность финала романа. Кольцевая замкнутость сюжета. Ее эстетическая смыслонагруженность.

4. «Онегинская строфа». Выпишите примеры итоговых сравнений, завершающих строфу.

5. Что позволяет назвать нам роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшем смысле народным произведением»?

Литература

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. – М., 1999 (консп.).

2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статьи 8 и 9 – консп.).

3. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. Изд.).

4. Баевский В. Сквозь магический кристалл. – М., 1981.

5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).

6. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).

7. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Ст. 5. «Татьяна, русская душою» // Литература в школе. 2000. № 3.

8. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. – М., 1983.

9. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. 2000. № 1.

10. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. – М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).

11. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. – М., 1981.

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод проектной деятельности.

 

Занятие № 10. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова – 2ч.

Цель: Показать идейно-тематическое многообразие и художественное совершенство лирики Лермонтова, ее творческую эволюцию.

Задачи: 1. Рассмотреть основные мотивы лирики поэта в системе, предложенной отечественным литературоведением (У.Р. Фохт). 2. Определить своеобразие религиозной, любовной, пейзажной, гражданской лирики Лермонтова. 3. Проследить эволюцию отдельных мотивов в раннем и зрелом периодах лермонтовского творчества.

План к обсуждению

1. Понятие лирического мотива.

2. Система / внутренняя логика / лирических мотивов у Лермонтова.

3. Анализ отдельных стихотворений с точки зрения системы мотивов.

 

- Парус. Выхожу один я на дорогу.

- Как часто пестрою толпою окружен. Дума. И скучно и грустно.

- Смерть поэта. Пророк.

- Когда волнуется желтеющая нива. Родина.

Литература

1. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. Люб. Изд. (консп.).

2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 / раздел «Мотивы» /.

3. Лермонтов в школе. М., 1976 /раздел о лирике/.

4. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова / «Родина», «Выхожу…» / // Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., 1969.

5. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. 1989. № 10 (консп.).

6. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975. С. 21-71 (консп.)

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма.

 

Занятие № 11. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» - 2ч.

Цель: На примере «Демона» расширить представление студентов об особенностях лермонтовского романтизма.

Задачи: 1. Рассмотреть творческую историю поэмы. 2. Выделить традиционные и новаторские черты романтической поэмы Лермонтова. 3. Охарактеризовать образ Демона в контексте лермонтовского творчества.

План к обсуждению

1. История создания поэмы. Отличие редакций поэмы.

2. Образ Демона – квинтэссенция романтического героя Лермонтова. Сопоставьте характеры Демона и других лермонтовских героев.

3. Сюжет поэмы и его символический смысл. Изображение природы и быта Кавказа и его значение в поэме.

4. Соотношение реального и фантастического в поэме.

5. Отношение автора к своему герою.

 

Литература

1. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976.

2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 (раздел о «Демоне»).

3. Лермонтов в школе.- М., 1976 (раздел I).

4. Логиновская Е. Поэма Лермонтова «Демон». – М., 1977.

5. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.

6. Манн Ю. Динамика русского романтизма. – М., 1995. – С. 207-225.

7. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

8. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975 (гл. «Поэмы»).

 

Перечень необходимого оборудования: аудиторная доска, стационарный или переносной комплекс мультимедийного презентационного оборудования.

Перечень используемых образовательных технологий: проблемное обучение, метод мозгового штурма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.56 (0.008 с.)