Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова

Поиск

— Откройте с. 130—131 учебника. Посмотрите на этот разво­рот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писа­теле? (Дети вспоминают.)

— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о баснописце.

Иван Андреевич Крылов (1769— 1844) свою литературную деятельность начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они по­явились в печати в 1806 г., когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево, сразу все поймете.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76-м году жизни и написал более 200 басен. С 1812 г. Иван Андреевич Крылов рабо­тал библиотекарем в Петербургской публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги - спутники всей его жизни.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые ге­нералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому — все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиной скрываются люди со своими характерами и делами.

VI. Физкультминутка

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два —

Вот и кончилась игра.

VII. Продолжение работы по теме урока

Чтение текста о Крылове

(Текст на с. 132—133 читают хорошо читающие ученики.)

Вопросы после чтения

(Работа в парах.)

— Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы однокласс­никам.

— Перечитайте статью о Крылове на с. 132. Проверьте себя, внимательно ли вы читали.

1) И.А. Крылов родился в... (Москве).

2) Он самостоятельно изучил... (французский и итальянский языки).

3) Более тридцати лет он проработал в... (Петербургской пуб­личной библиотеке).

4) Он писал... (басни), в которых высмеивал... (пороки людей).

VIII. Рефлексия

IX. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

— Какой раздел мы начали изучать?

— Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание

Подготовить сообщение об И.А. Крылове.

Урок 42. И. Крылов «Мартышка и Очки»

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Мар­тышка и Очки»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Мартышка и Очки»; карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это небылица.)

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

— Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, весело).

— Прочитайте небылицу быстро.

III. Проверка домашнего задания

— Какие сообщения о баснописце Крылове вы подготовили? Расскажите.

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы начнем знакомство с творчеством замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни Ивана Андреевича Крылова и назвал его «истинно народным поэтом».

- Откройте учебник на с. 134. Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем она?

V. Физкультминутка

Лучшие качели — гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны!

Кто весь век качается,

Да-да-да!

Тот не огорчается

Ни-ког-да!

VI. Работа по теме урока

Чтение басни «Мартышка и Очки»

— Ребята, прежде чем мы ознакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня. (Примерный ответ. Это не­большое произведение, написанное стихами илипрозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хит­рость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обыч­но действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)

— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (Это герои басни.)

— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов.

Мартышка — маленькая обезьяна.

Дюжина — 12.

Полдюжины — 6.

Темя — верхняя часть головы.

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда - необразованный, несведущий человек.

К худу клонит — к плохому клонит.

Познатней - знать — высший слой привилегированного класса.

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Чтение басни учителем

— Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. (Предположения детей.)

— Обратите внимание на те действия, которые соверша­ла Мартышка с Очками. (Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.)

— Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)

— Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

— Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не по­могли.)

— В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.)

Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и объясняют ее, как понимают.)

— Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догада­лись, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, можно догадаться, что высмеивается человек-невежда!)

Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? (Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — необразованный, малосведущий, безграмотный человек.)

3. Выразительное чтение

— Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.

4. Инсценирование басни

— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку, читая басню.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

— Кто такой И.А. Крылов?

— С какой басней ознакомились?

Домашнее задание

Выучить басню наизусть.

Урок 43. И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Зеркало и Обезьяна»; карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Во­рона и Лисица».)

Прочитайте с ускорением.

— А сейчас быстро, замедляя темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Выразительно.

— Какие еще басни помните?

III. Проверка домашнего задания Чтение басни наизусть по цепочке.

IV. Введение в тему

1. Беседа

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Откройте с. 133 учебника. Рассмотрите фотографии. Что вы на них видите? (Высказывания учеников.)

2. Рассказ учителя о памятнике Крылову (См. материал для учителя к уроку.)

V. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

VI. Работа по теме урока

1. Басня «Зеркало и Обезьяна». Беседа

- Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь? (Предположения детей.)

- Прежде чем читать ее, выясним значение некоторых слов.

Образ — вид, облик.

Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной.

Ужимки - гримасы; неестественные телодвижения.

Сатира — обличающее, бичующее осмеяние.

На руку нечист — нечестен, вороват.

Чтение басни учителем

- Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

— Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»? (Они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину.)

- Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нем? (Нет, отражение ей не понравилось, по­этому она быстро узнала в нем своих кумушек, даже пыта­лась их пересчитать.)

— Прочитайте четвертый вопрос на с. 137. Ответьте на него. (Слова из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи по смыслу.)

- Рассмотрите иллюстрацию к басне и найдите соответству­ющие строки к ней.

- Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в дру­гих. (В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим.)

— Какие строки басни стали крылатым выражением? Запиши­те их в рабочую тетрадь. («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться».)

Работа в парах

— Приготовьтесь читать выразительно. Прочитайте басню в лицах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.56.127 (0.011 с.)