Урок 8 5. Знакомство с названием раздела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 8 5. Знакомство с названием раздела



Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; ввести поня­тия раздела: сочувствие, сопереживание; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание раздела; выбирать виды деятельности на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Оборудование: изображения животных, выставка книг по теме урока; карточки (текст речевой разминки, задания); магнитная азбука.

К уроку можно приготовить сюрприз: договориться с родителями ученика, чтобы те принесли домашнего любимца в класс на урок в определенное время, рассказать о нем.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Дома вы должны были сочинить загадки о животных. Зага­дайте их одноклассникам.

Ill. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Разгадайте кроссворд.

(Дети работают самостоятельно, затем в парах. После этого проводится проверка.)

                 
    I  
             
               
         
         
       
     
                   

 

По горизонтали:

1. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка.)

2. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц.)

3. Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь.)

По вертикали:

3. Выпуча глаза, сидит,

Не по-русски говорит,

Родилась в воде,

А живет на земле. (Лягушка.)

5. Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса.)

6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

7. Кричит: «Крак!»,

Червякам враг. (Ворона.)

8. С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

9. Не солнце, Не огонь,

А светит. (Светлячок.)

— Догадайтесь, что получилось в выделенных клетках. (Люби живое.)

— Как вы понимаете это словосочетание? (Высказывания де­тей.)

Это название следующего раздела в учебнике «Литературное чтение».

IV. Работа по теме урока

— Посмотрите на иллюстрацию к разделу. Вспомните загадки, которые вы сейчас разгадывали. Как вы думаете, о чем мы будем читать, что авторы хотели сказать нам этим назва­нием? (Мы будем читать произведения о животных. Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бе­режно относились к природе, охраняли ее.)

— Ребята, вспомните, какие произведения вы читали о живот­ных. Какие из них вам особенно запомнились? Расскажите. (Рассказы детей. Показ книг.)

— Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе.

V. Физкультминутка

Вышли детки на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком:

«Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши!»

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

VI. Продолжение работы по теме урока

Прогнозирование и обсуждение

— Узнав название раздела и поняв, что оно означает, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

— Как вы думаете, какие понятия мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)

— Прочитайте на доске, с какими понятиями мы познакомим­ся в этом разделе. (Сочувствие, сопереживание.)

— Как вы понимаете эти слова?

Сочувствие — 1) отзывчивое, участливое отношение к пережи-илниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.

Сопереживание — сочувствие другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

— Как вы считаете, чему мы будем учиться?

2. Знакомство с разделом

— Прочитайте на с. 57, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?

3. Проблемный вопрос

— Во 2 классе мы читали с вами статью Николая Сладкова «Они и мы». Я вам ее напомню.

(Учитель читает статью.)

Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас mi юхожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы назы-ингм их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться мам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь. Самое удивительное явление ми 1емле. И самое уязвимое...

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях, кто встречается с их обитателями. «Не на­вреди!»

— Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мне­нию Н. Сладкова? (Жизнь.)

— Как автор называет их? (Наши соседи и земляки.)

— Какое главное правило при общении с природой предложил нам Н. Сладкое? («Не навреди!»)

VII. Рассказы детей о домашних животных

— Есть ли у вас домашние животные? Расскажите о них. Никогда не забывайте о том, что мы в ответе за тех, кого при­ручили.

VIII. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

IX. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать на уроке?

— Нравится ли вам, что в учебнике есть такей раздел?

Домашнее задание

Сочинить и записать небольшой текст о каком-нибудь живот­ном. Принести любимую книгу по данному разделу.

Урок 8 6. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Пришвина; показать роль заголовка как «входной двери» в текст; развивать воображение, связную речь, навыки вы­разительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; сочинять на основе художественного текста.

Оборудование: выставка книг по теме урока; карточки (кросс­ворд), магнитная азбука.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы должны были составить текст об одном из живот­ных. Послушаем ваши рассказы.

III. Актуализация знаний. Введение в тему

- Наш урок я хочу начать с разгадывания кроссворда.

1. Кто осенью спать ложится,

А весной встает? (Медведь.)

2. По нему и рана. (Зверю, мн. ч. звери.)

3. Дерево или кустарник семейства розоцветных с белыми ду­шистыми цветками, собранными в кисти, а также черные, терпкого вкуса ягоды этого дерева. (Черемуха.)

4. Крупное хищное животное семейства кошачьих с пятни­стой шерстью, леопард. (Барс.)

5. Когда я черен-

Я кусаю, я проворен,

А лишь покраснею,

Так и присмирею. (Рак, мн. ч.раки.)

6. Стелющийся болотный кустарничек семейства брусничных с красными кислыми ягодами, а также его ягоды. (Клюква.)

1. Без нее разум туп. (Памяти.)

8. Она всех кормит, поит, носит. (Река.)

9. Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин.)

10. Выпуча глаза, сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка, маленький — ля­гушонок.)

11. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

12.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось, мн. ч. лоси.)

13. В синей чашке алый мяч,

Он и светел и горяч. (Солнце.)

Прочитайте, что получилось в выделенных клеточках. (Ми­хаил Пришвин.)

Как вы думаете, по какому принципу я составляла кросс­ворд? (Это все названия рассказов.)

Да, это названия рассказов, но некоторые из них нужно уточнить.

— Под номером 7, память чья? (Беличья.)

Под номером 13, узнайте сказку-быль по слову «солнце». («Кладовая солнца».)

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством писателя

— Что вы знаете об этом писателе? (Рассказы детей.)

Рассказ учителя об авторе

Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) - автор произведе­ний о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Рассказы Пришвина о природе получили широкое признание, они являются классикой как образцы народного сказа и языка.

V. Физкультминутка

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце — руки в боки.

Наклонившись влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу!

VI. Продолжение работы по теме урока

Чтение текста М. Пришвина «Моя Родина»

(Читают хорошо читающие ученики и учитель.)

Работа над текстом

— Окаких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Примерный ответ. Он вспоминает о том, как мама его вста­вала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было ки­пяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным. После этого Михаил Пришвин стал вставать до солнца каж­дый день, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. К этому он так привык, что стал вставать до солнца каждый день, даже когда стал взрослым.)

— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на ка­кую охоту он уходил. (Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался...)

Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» При­швин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? (Ответы детей.)

— Прочитайте обращение писателя к детям. Как он вас назы­вает?

(Дети читают два последних абзаца.)

— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ М. При­швина. Вставьте пропущенные слова.

1. Я однажды встал тоже....

2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался....

3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать....

4. Моя охота была и тогда и теперь —....

5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо... и....

6. И охранять природу — значит....



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.026 с.)