Переход к изучению нового материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход к изучению нового материала



— Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Скольких художников вдохновили сказки Пушкина!

— Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам на­звал произведение сказкой.)

— Что еще можно узнать из заголовка? (Из заголовка можно узнать о героях сказки.)

Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яков­левич Билибин.)

IV. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Работа по теме урока

(Сказку читает целиком учитель. Можно прослушать аудио­запись. Ученики следят по учебникам.)

— Какие чувства остались у вас после чтения? (Ответы учеников.)

— Хороший ли конец у сказки? Почему? (У сказки хороший конец. Ведь в сказке добро всегда побеждает зло.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Докажите, что это сказка.

— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

- С какой сказкой ознакомились на уроке?

- Назовите героев сказки, которых вы запомнили.

- Какой эпизод из сказки понравился?

- Было ли вам жалко кого-нибудь или, наоборот, вы злились?

- Почему?

- Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?

Домашнее задание

Прочитать сказку.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близ­кими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Ро­дионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэ­зией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

— Прочитайте жужжащим способом. Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страш­ные сказки.

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, шепотом, громко).

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока Работа над сказкой

(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)

2. Составление картинного плана первой части сказки

— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была...».)

— Есть ли зачин в сказке? (Нет.)

О чем говорит отсутствие зачина? (Это говорит о том, что все происходит здесь, рядом, на Русской земле.)

С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)

Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».)

Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...».)

Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в боч­ке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...)

Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

IV. Физкультминутка

Ты летай, как бабочка,

Крылышками помаши.

Бабочка-порхалочка,

Ты ко мне спеши-спеши!

V. Закрепление изученного

Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»

— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».)

— Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Ви­дят холм в широком поле, /Море синее кругом...)

О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)

Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)

Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спа­сения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

— Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

Град - город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной убор.

— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сего­дня на уроке?

Домашнее задание

Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проил­люстрировать прочитанную часть сказки.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Дубравы, где в тиши свободы,

Встречал я счастье каждый день,

Ступаю вновь под ваши своды,

Под вашу дружескую тень.

И для меня воскресла радость,

И душу взволновали вновь

Моя потерянная младость,

Тоски мучительная сладость

И сердца первая любовь.

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания

- Конечно, вы, ребята, догадались, чье это стихотворение. (Александра Сергеевича Пушкина.)

Строчки стихов Пушкина, словно тропинки, ведут нас в стра­ну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов и, как сказоч­ные богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами всегда, он расскажет о громких битвах и тихих таинственных дубравах, о Медном Всаднике и каменном Командоре. Улыбнется нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» «Здравствуй, Пуш­кин!» — скажем и мы с вами. А для этого отправимся в путешест­вие по неведомым дорожкам.

- Определите тему и цели урока.

— Вы должны были дома прочитать отрывок. На сколько ча­стей вы поделили прочитанное?

1) Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

IV. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Закрепление изученного

(Чтение отрывка, который читали дома. Беседа после чтения.)

— Что заставило Гвидона превратиться в комара? (Он захотел увидеть отца.)

— Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца. (Дети читают отрывок.)

— Почему повариха рассказывает о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, так как боится, что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? (Он впился тетке прямо в правый глаз.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет, он его понимает и оправдывает.)

— Почему так захотелось Гвидону завести чудо-белочку? (Он надеялся, что отец узнает об этом и приедет к нему.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте.

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Он отправился в облике мухи.)

Прочитайте, какими предстали перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и кривою поварихой. (Царь грустит, а они «злыми жабами глядят».)

— О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? (О тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. Они ока­зались братьями Царевны Лебеди.)

Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (Он был превращен в шмеля.)

О каком чуде узнал князь на этот раз? (Он узнал о прекрасной царевне.)

— Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? С какой интонацией нужно про­читать? Чем отличаются их рассказы?

— Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?

— Прочитайте, как автор описывает царя. Какое у него на­строение? Почему его настроение меняется? С какой инто­нацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?

(Дети вместе с учителем обсуждают, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям. Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)

VI. Рефлексия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.019 с.)