Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Остановка «Узнай поэта»

Поиск

Ребята, а задание-то, оказывается, на доске. (Учитель откры­вает задание.)

— Надо правильно назвать полные имена поэтов.

Тютчев Афанасий Афанасьевич Никитин

Иван Захарович Суриков Федор Иванович

Фет Иван Саввич

(Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков.)

IV. Остановка «Вспомни стихи»

Обсуждение названия остановки

Дверь открылась, и сейчас вы узнаете, куда мы попали. А по­могут нам в этом пословицы.

— Догадайтесь, о чем идет речь.

• Больше его — больше снега, больше снега — больше хлеба.

• Он от ветра защищает, урожаю помогает.

• Много его — не губи, мало его — береги, нет его — посади.

• Волков бояться — в него не ходить.

• Чем дальше в него, тем больше дров. (Лес.)

— Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе.

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно... (И. Суриков «Зима».)

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Словно рад он чему, —

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез. (И. Никитин «Встреча зимы».)

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты. (А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...».)

Работа по карточкам

(Карточки со стихами можно дать на 3 ряда. Дети собираются в группы, читают и называют автора.)

— Определите автора стихотворений, которые вы получите.

Вот и зима. Трещат морозы.

На солнце искрится снежок.

Пошли с товарами обозы

По Руси вдоль и поперек.

Ползет, скрипит дубовый полоз,

Река ли, степь ли — нет нужды:

Везде проложатся следы!

На мужичке белеет волос,

Но весел он, идет — кряхтит,

Казну на холоде копит. (И. Никитин.)

Печальная береза

У моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она!

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд. (А. Фет.)

Под дыханьем непогоды,

Вздувшись, потемнели воды

И подернулись свинцом —

И сквозь глянец их суровый

Вечер пасмурно-багровый

Светит радужным лучом,

Сыплет искры золотые,

Сеет розы огневые

И — уносит их поток... (Ф. Тютчев.)

V. Остановка «Глухая деревушка»

Беседа о причине остановки

Ребята, идем мы дальше, а на пути встречается глухая де­ревушка в Ярославской губернии. Почему мы сюда попали, вы должны догадаться. Я вам дам подсказку с помощью пословиц и поговорок.

• Оно дороже богатства.

• Его сгубишь — новое не купишь.

• Чистота — залог его. (Здоровье.)

Они не в тягость, а в радость.

• Их наказывай стыдом, а не кнутом.

• Малые они — малая печаль, большие они — большая печаль. (Дети.)

- Итак, вы получили две подсказки: здоровье, дети. Как они могут быть связаны с глухой деревушкой в Ярославской губернии? (Если дети еще затрудняются ответить, можно спросить: кто родился в этой деревушке?) (Это Иван Захарович Суриков. Жизнь его была очень тяжелой. Умер он в 39лет от чахотки. Но детство его было счаст­ливым.)

2. Чтение детьми наизусть понравившихся отрывков из стихо­творений И. Сурикова

VI. Остановка «Художественная»

Ребята, наше путешествие подходит к концу. Фотоаппарат мы с вами не взяли, но можно на память нарисовать картину. Я прочитаю строчки знакомого вам стихотворения, а вы все, по очереди, выходите к доске (по 3 человека сразу: от каждого ряда по одному ученику) и рисуете на доске по одному предмету. В результате у нас получится картина, которая и останется на па­мять о нашем путешествии.

(Дети выходят к доске и рисуют то, что себе представляют. Учитель читает стихотворные строчки.)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей... И.Никитин

VII. Итог путешествия

— Подведем итог. Понравилось вам путешествие? Кто лучше всех знал материал и помог нам двигаться дальше в пути? (Дети называют особо отличившихся учеников.)

Урок 30. Оценка достижений

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и ана­лизировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отвечать на во­просы по теме раздела, работать самостоятельно.

Оборудование: карточки с планом создания проекта.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

— Сравните, как звучат стихи Тютчева и Никитина.

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!.. (Ф. Тютчев.)

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается. (И. Никитин.)

— Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, спокойная, медленная, торжественная?

На прошлом уроке мы обобщили полученные знания по из­учаемому разделу. Сегодня проверим и оценим ваши достижения.

III. Работа по теме урока Тест

Вариант 1

А1. Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?

1) Ф.И. Тютчева 3) И.С. Никитина

2) А.А. Фета 4) А. С. Пушкина

А2. Как зовут поэта Никитина?

1) Иван Саввич 3) Федор Иванович

2) Иван Захарович 4) Афанасий Афанасьевич

A3. Из какого произведения эти строки?

И сидишь, ни слова...

Тихо все кругом;

Только слышишь — воет Вьюга за окном.

1) И.С. Никитин «Встреча зимы»

2) И. 3. Суриков «Детство»

3) А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»

4) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

А4. Закончите предложение.

Иван Захарович Суриков — автор стихотворения...

1) «Мама!Глянь-ка из окошка...»

2) «Листья»

3) «Зима»

4) «Встреча зимы»

81. Найдите значение слова «перлы».

1) жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг

2) пальцы

3) перловая крупа

4) птицы

82. По группе слов узнайте произведение.

Кошка, побелело, мороз, иней, пухлой ватой, салазки, бежать, гу­лять.

1) «Весенняя гроза»

2) «Мама!Глянь-ка из окошка...»

3) «Листья»

4) «Зреет рожь над жаркой нивой...»

83. Найдите созвучное слово. Раскаты молодые — перлы...

1) голубые 3) дождевые

2) золотые 4) снеговые

84. Закончите предложение.

Особенность стихотворных произведений — ритм. Ритм — это...

1) чередование ударных и безударных слогов

2) рифма

3) созвучные слова

4) однокоренные слова С1. Какое слово пропущено? Чем дальше в..., тем больше дров.

1) сад 3) рощу

2) лес 4) чащу

С2. В каких стихотворениях говорится о нем (ответ предыду­щего вопроса)?

1) И.З. Суриков «Зима»

2) И. С. Никитин «Встреча зимы»

3) Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

4) И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

Вариант 2

А1. Чьих произведений нет в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?

1) И.З. Сурикова 3) НА. Некрасова

2) И.С. Никитина 4) А.А. Фета

А2. Как зовут поэта Сурикова?

1) Иван Захарович 3) Федор Иванович

2) Иван Саввич 4) Афанасий Афанасьевич

A3. Из какого произведения эти строки?

О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей!

1) Ф.И. Тютчев «Листья»

2) А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»

3) И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

4) И.З. Суриков «Детство»

А4. Закончите предложение.

Федор Иванович Тютчев — автор стихотворения...

1) «Зима»

2) «Встреча зимы»

3) «Зреет рожь над жаркой нивой...»

4) «Весенняя гроза»

81. Найдите значение слова «тороватый».

1) горбатый 3) скуповатый

2) щедрый (не скупой) 4) старый

82. Из какого произведения приведенные слова? Зима, гостья, гуляй, расстилай, мороз, песни севера.

1) «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

2) «Детство»

3) «Встреча зимы»

4) «Зима»

83. Найдите созвучное слово. Пыль летит — нити...

1) золотит 3) холодит

2) серебрит 4) превратит

84. Вставьте пропущенное слово. Созвучные слова — это... слова.

1) родственные 3) рифмующиеся

2) близкие по смыслу 4) интересные

С1. О ком из поэтов идет речь?

Жизнь его была очень тяжелой. Умер он в 39 лет от чахотки. Но дет­ство его было счастливым.

1) Ф.И. Тютчев 3) И.С. Никитин

2) А.А. Фет 4) И.З. Суриков

С2. Какие произведения этого поэта (ответ предыдущего во­проса) вы читали в разделе «Поэтическая тетрадь 1»?

1) «Детство» 3) «Встреча зимы»

2) «Зима» 4) «Листья»

IV. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

V. Повторение

— Откройте учебник на с. 78. Выполним задания 1, 2. (Дети читают задания, выполняют их.)

— Попробуйте объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.

— Выполним задание 7 на с. 79.

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

Домашнее задание

Выполнить задание 9 на с. 80.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.169 (0.009 с.)