Уроженец Чувашии А.Н. Крылов – выдающийся русский и советский кораблестроитель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроженец Чувашии А.Н. Крылов – выдающийся русский и советский кораблестроитель.



Родился Алексей Николаевич 3 августа 1863 г. в семье артиллерийского офицера. Его отец Николай Александрович Крылов (1830-1911), уроженец Алатырского уезда, закончил Первый кадетский корпус в Петербурге, был участником Крымской войны 1853-1856 г.г. Выйдя по болезни в отставку, Николай Александрович поселился в Висяге, по воспоминаниям сына,- «прекрасной старинной усадьбе». Прогрессивный общественный деятель, известный литератор, человек умный, широко образованный, гуманный, Н. А. Крылов пользовался в родном крае широкой известностью, уважением и любовью. Отлично выдержав вступительные экзамены, в 1878 г. Алексей Крылов поступает в Петербургское морское училище. Учился Алексей Крылов блестяще, пользуясь большим авторитетом как у преподавателей, так и у товарищей. На выпускных экзаменах Алексей Крылов буквально поразил преподавателей исключительными знаниями, значительно превышающими программные требования. В 1890 г. А.Н.Крылов успешно заканчивает кораблестроительное отделение морской академии.. В 1894 г. морская академия выпускает курс лекций А.Н.Крылова по теории корабля – «Записки по теории корабля. Теория мореходных качеств корабля». Общество английских корабельных инженеров впервые в своей истории присудило золотую медаль не англичанину, а русскому ученому А.Н.Крылову. С того времени теория мореходных качеств и качки корабля стала называться «Теорией Крылова». Теория Крылова была переведена на многие иностранные языки и включена во все издававшиеся в те времена курсы по теории корабля. А.Н.Крылов становится одним из самых авторитетных кораблестроителей в мире. 15 февраля 1939 года А.Н.Крылов Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Ленина и удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки и техники. В марте 1941 года за работы по теории компасов и гидрокомпасов А.Н.Крылову была присуждена Государственная премия первой степени. 14 июля 1943 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении академику А.Н.Крылову звания Героя Соц. Труда с вручением ему второго ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». А в июне 1945 г., в связи с празднованием 220-летнего юбилея Академии наук СССР, Алексей Николаевич был награжден третьим Орденом Ленина. 26 октября 1945 г. на 83-м году жизни А.Н.Крылов скончался. На его письменном столе осталась лежать неоконченная работа, посвященная астрономии «История открытия планеты «Нептун». А.Н.Крылова похоронили на «Литературных местах» Волкова кладбища, рядом с И.П.Павловым и Д.И.Менделеевым.

Билет 14

1. Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд.

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Знакомства и выбор невесты и жениха

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам, а восьмиюродным уже можно. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.Иногда родители сами подбирали своим детям женихов и невест. Но без их согласия свадьбы устраивали редко.Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста.Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания, родители юноши посылали сватов. Через несколько дней в дом невесты приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты. Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, сурпаны, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма и приданом.За несколько дней до свадьбы родители жениха еще раз приходили в дом невесты для окончательного договора о сроках свадьбы.Для проведения свадебных торжеств во дворе устанавливали специальные скамейки и стол.В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п.. В приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами. Старший дружка выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, балагур и краснобай, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка выбирался из молодых родственников жениха.

Подготовка к свадьбе

Свадьба была большим праздником для обеих деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю.Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы.

Начало свадьбы в доме невесты. К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.По чувашским традициям, и жениха, и невесту сажали на подушки со специальными вышитыми узорами. Жениха вводили в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его. В это время во дворе уже вовсю шло веселье, звучали барабаны, скрипки: все гости пели и плясали, угощались. Затем так же, как и невеста, жених навещал своих родственников. Вместе с музыкантами, с разнаряженными и вооруженными друзьями, верхом на лошадях объезжали всю деревню, ездили в другие деревни. Обязательным свадебным обрядом был одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д.Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой — который также мог проводиться по-разному. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.

Послесвадебные обычаи

После свадьбы породнившиеся семьи несколько раз ездили друг к другу в гости. Одно из посещений, обычно поздней осенью, когда молодые и родственники мужа ездили в гости к родителям жены, называлось тав?рна (возвращение).Во время этого посещения молодой семье отдавали оставшуюся часть приданого — домашнюю скотину: корову, овец, пчел и т.п. На этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы могли петь и плясать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.008 с.)