Принцип современной дифференциации басен Крылова, ее соотношение с классификацией В.Г. Белинского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип современной дифференциации басен Крылова, ее соотношение с классификацией В.Г. Белинского.



 

По своей проблематике басни Крылова условно можно разделить на социально-политические («Лев на ловле»; «Слон на воеводстве»; «Рыбья пляска»), морально-философские («Стрекоза и Муравей»; «Огородник и Философ»; «Листы и Корни») и социально-бытовые («Слон и Моська»; «Свинья под дубом»).

 

Испытывая воздействие тогда господствовавшей консервативно-реакционной идеологии, Крылов в ряде басен утверждал социальную иерархию («Лягушка и Вол»; «Колос»), религию («Безбожники»), довольство малым, но прочным («Дерево»; «Пастух и Море») и критиковал прогрессивно-демократические, революционные воззрения («Водолазы»; «Бочка»; «Конь и Всадник»).

 

Басни Крылова отличаются многообразием своего видового выражения. Они предстают то в форме новелл («Три Мужика»), то как сатирические памфлеты («Рыбья пляска»), то как бытовые сценки («Два Мужика»), то как злые эпиграммы («Свинья под. Дубом»), комедии («Мартышка и Очки», «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха»), драмы («Волк и Ягненок», «Раздел»; «Два Мужика»). Подавляющее большинство басен Крылова — миниатюрные драмы и комедии. Но в любом жанровом выражении басни Крылова, проникнутые иронией, — образец совершенной слитности содержания и формы. А. А. Бестужев еще в 1823 году утверждал, что «И. Крылов возвел русскую басню в оригинально-классическое достоинство». Пушкин, споря с П. А. Вяземским, 8 марта 1824 года писал: «И что такое Дмитриев? Все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова».

 

В. Белинский статья «Иван Андреевич Крылов»

"Отечественные записки", 1845, № 2

Крылова басни можно разделить на три разряда: 1 ) басни, в которых он хотел быть просто моралистом и которые слабы по рассказу; 2) басни, в которых моральное направление борется с поэтическим; и 3) басни чисто сатирические и поэтические (потому что сатира есть поэзия басни).

К первому разряду принадлежат басни: "Дуб и Трость", "Ворона и Курица", "Лягушка и Вол", "Парнас", "Василек", "Роща и Огонь", "Чиж и Еж", "Обезьяна", "Мартышка и очки", "Два Голубя", "Червонец", "Безбожники", "Лягушки, просящие царя", "Раздел", "Бочка", "Волк на псарне", "Ручей", "Стрекоза и муравей", "Орел и Пчела", "Заяц на ловле", "Волк и Кукушка", "Петух и Жемчужное зерно", "Хозяин и Мыши", "Огородник и Философ", "Старик и трое Молодых", "Дерево", "Лань и Дервиш", "Листы и Корни", "Волк и Лисица", "Пруд и река", "Механик", "Пожар и Алмаз", "Крестьянин и Змея", "Конь и Всадник", "Чиж и Голубь", "Водолазы", "Госпожа и две Служанки", "Камень и Червяк", "Крестьянин и Смерть", "Собака", "Рыцарь", "Человек", "Кошка и Сокол", "Подагра и Паук", "Лев и Лисица", "Хмель", "Туча", "Клеветник и Змея", "Лягушка и Юпитер", "Кукушка и Горленка", "Гребень", "Скупой и Курица", "Две Бочки", "Алкид", "Апеллес и Осленок", "Охотник", "Мальчик и Змея", "Пчела и Мухи", "Пастух и Море", "Колос", "Мальчик и Червяк", "Сочинитель и Разбойник", "Ягненок", "Булыжник и Алмаз", "Мот и Ласточка", "Плотичка", "Паук и Пчела", "Змея и Овца", "Дикие Козы", "Соловьи", "Котенок и Скворец", "Лев, Серна и Лиса", "Крестьянин и Лошадь", "Сокол и Червяк", "Филин и Осел", "Змея", "Мыши". Во всех этих баснях Крылов является истинным баснописцем в духе прошлого века, когда в басне видели моральную аллегорию. В них он может состязаться с Хемницером и Дмитриевым, то побеждая их, то уступая им. Так, знаменитая в свое время, но довольно пошлая басня Лафонтена - "Два Голубя" в переводе Дмитриева лучше, нежели в переводе Крылова: Крылову никогда не удавалось быть сантиментальным! Во всех поименованных нами баснях преобладает риторика; рассказ в них растянут, вял, прозаичен, язык беден русизмами, мысль отзывается общим местом, а нравственные выводы недорого стоят. Тут Крылов еще не мастер, а только ученик и подражатель, - человек прошлого века.

Ко второму разряду мы причисляем басни: "Ворона и Лисица", "Ларчик", "Разборчивая невеста", "Оракул", "Волк и Ягненок", "Синица", "Троеженец", "Орел и Куры", "Лев и Барс", "Вельможа и Философ", "Мор Зверей", "Собачья дружба", "Прохожие и Собаки", "Лжец", "Щука и Кот", "Крестьянин и Работник", "Обоз", "Вороненок", "Осел и Соловей", "Откупщик и Сапожник", "Слон и Моська", "Волк и Волче-нок", "Обезьяна", "Мешок", "Кот и Повар", "Лев и Комар", "Крестьянин и Лисица", "Свинья", "Муха и Дорожные", "Орел и Паук", "Собака", "Квартет", "Лебедь, Щука и Рак", "Скворец", "Пустынник и Медведь", "Цветы", "Крестьянин и Разбойник", "Любопытный", "Лев на ловле", "Демьянова уха", "Мышь и Крыса", "Комар и Пастух", "Тень и Человек", "Крестьянин и Топор", "Лев и Волк", "Слон в случае", "Фортуна и Нищий", "Лиса-строитель", "Напраслина", "Фортуна в гостях", "Волк и Пастухи", "Пловец и Море", "Осел и Мужик", "Волк и Журавль", "Муравей", "Лисица и Виноград", "Овцы и Собаки", "Похороны", "Трудолюбивый Медведь", "Совет Мышей", "Паук и Пчела", "Лисица и Осел", "Муха и Пчела", "Котел и Горшок", "Скупой", "Богач и Поэт", "Две Собаки", "Кошка и Соловей", "Лев состаревшийся", "Кукушка и Орел", "Сокол и Червяк", "Бедный Богач", "Пушки и Паруса", "Осел", "Мирон", "Собака и Лошадь", "Волк и Кот", "Лещи", "Водопад и Ручей", "Лев". Из этих басен не все равного достоинства; некоторые из них совершенно в моральном духе, но замечательны или умною мыслею, или оригинальным рассказом, или тем, что их мораль видна из дела или высказана стихом, который так и смотрит пословицей.

К третьему разряду мы относим все лучшие басни, каковы: "Музыканты", "Лисица и Сурок", "Слон на воеводстве", "Крестьянин в беде", "Гуси", "Тришкин кафтан", "Крестьянин и Река", "Мирская сходка", "Медведь у Пчел", "Зеркало и Обезьяна", "Мельник", "Свинья под Дубом", "Голик", "Крестьянин и Овца", "Волк и Мышонок", "Два мужикд", "Рыбьи пляски", "Прихожанин", "Ворона", "Белка", "Щука", "Бритвы", "Булат", "Купец", "Три Мужика". Девятая (и последняя) книга заключает в себе одиннадцать басен: из них видно, что Крылов уже вполне понял, чем должна быть современная басня, потому что между ними нет ни одной, которая была бы написана для детей, тогда как в седьмой и восьмой книгах, самых богатых превосходными баснями, еще попадаются детские побасенки, как, например, "Плотичка". Хотя все одиннадцать басен девятой книги принадлежат к числу лучших басен Крылова, однако нельзя не заметить, что их выполнение не совсем соответствует зрелости их мысли и направления: тут виден еще великий талант, но уже на закате.

 

8. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Жанр, композиция, система персонажей, «онегинская строфа». Автор в романе. Онегин как тип «лишнего» человека. Роман в оценке русской критики.

 

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (1799 – 1837) — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка. Период написания «Онегина»: Переход от романтизма к реализму, от романтических поэм к реалистическому роману.

Жанр

Пушкин в начале работы над «Евгением Онегиным» сообщал Вяземскому: «… я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Разница как раз и заключалась в том, что стихи придавали автору большую поэтическую свободу и по характеру повествования, и по возможности проявления лирического начала, широкого использования лирических отступлений, которые для обычного, прозаического романа в целом не характерны. Сам Пушкин определил жанр своего произведения как «свободный роман».

В истории русской литературы «Евгений Онегин» не только первый роман в стихах, но и первый реалистический роман. Впервые в литературном произведении так полно и последовательно был осуществлен принцип реалистического повествования: показ влияния среды на человека, восприятие личности в широком контексте социально-исторических обстоятельств. Не случайно Пушкин уделяет столь большое внимание истории формирования своих героев. Их характеры не статичны, а даны в становлении и развитии. Появление такого структурного элемента, как «предыстория» (его не было в романтических поэмах), имело важнейшее историко-литературное значение. С появлением «Евгения Онегина» утверждаются художественные принципы реалистического изображения действительности

 

"Евгений Онегин" (1823-1830)

"Самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии",- назвал роман Белинский. На создание этого произведения, по подсчетам самого поэта, ушло семь лет, четыре месяца и семнадцать дней. Роман вышел в свет впервые в марте 1833 года. А до этого времени главы романа публиковались в периодической печати по мере их написания.

Работа над «Евгением Онегиным» заняла весь зрелый и цветущий период творчества Пушкина. Поэт считал «Онегина» своим центральным произведением, а многолетний труд над ним – литературным «подвигом». Белинский назвал его "энциклопедией русской жизни". Евгений Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга, как и все те, кто встречается с ними, старик и старушка Ларины, их соседи, московская родня,- все это люди, которых поэт взял из жизни и черты которых поэтически воссозданы с определенной идейно-эстетической целью. Ни роковых страстей, ни кровавых сцен, ни загадочных убийств - ничего, что составляло, по мнению романтиков, истинную поэзию: с героями романа происходит то, что обыкновенно бывает в человеческой жизни. Не исключительное, а типическое в жизни людей положено в основу художественного воспроизведения действительности;

В этой реальной действительности, движущейся между двумя полюсами (Петербург - деревня, деревня - Москва, Петербург), совершаются судьбы людей-типов: Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги и их окружающих.

 

Сюжет романа

В основе "Евгения Онегина" лежит сюжет, отражающий характер изображаемой эпохи. Цепь событий представляет картину непрестанного развития судеб главных героев. Параллельно основной сюжетной линии (отношения Онегина и Татьяны) идет вспомогательная, побочная линия отношений между Ленским и Ольгой, оттеняющая драматизм судьбы героя и героини романа. Важнейших событий в романе всего три: это - встреча Онегина с Татьяной, дуэль Онегина с Ленским и вторая встреча главных действующих лиц. Каждое из этих событий - как прожектор, под лучи которого попадают герои, освещаемые каждый раз с какой-нибудь новой стороны, важной для уяснения всей полноты их характера.

Встреча Онегина с Татьяной. Здесь раскрылась наивная откровенность, простота и задушевность героини романа; ее сильная, глубокая, попирающая предрассудки дворянской среды любовь. Своим чистым, искренним и откровенным чувством Татьяна выделяется из девушек ее круга. Противопоставление ее Ольге показывает, насколько выше стоит героиня романа, как содержательна она. А ведь Ольга - лучшая среди "барышень", которым их служанки, гадая на картах и на кофейной гуще, "сулили каждый год мужьев военных и поход". При всей наивной откровенности чувство Татьяны серьезно, это не кокетство. Следствием его может быть лишь семейная жизнь, преданность мужу и детям.

Онегин в первой встрече с Татьяной - не светский лев, не модный ловелас, а человек, испытанный жизнью, благородный, умный и умеющий властвовать над своими страстями. Он понимает девушку, и нет оснований подозревать Онегина в неискренности, когда он уверял, что лучшей подруги жизни, чем Татьяна, не стал бы искать. Но он не может ограничить свою жизнь "домашним кругом". Он повстречался с Татьяной в переходный момент своего развития. Он был самым типичным воплощением условий жизни светского, столичного барства.

Онегин носил в себе внутреннее беспокойство. В нем пробудилось сознание, заговорил "резкий, охлажденный ум". Отсюда началась болезнь Онегина: недовольство всем, что окружало и развлекало, желание что-то делать, чем-то заниматься, быть человеком не по одному названию, но и по жизнедеятельности. Онегин ищет высший смысл жизни, практически пытается преодолеть бессмысленность, никчемность светского существования. Достоевский метко назвал Онегина "первым страдальцем русской сознательной жизни". Человеком пробудившегося сознания и предстал Онегин перед Татьяной. Таким его встретил автор, открывший в нем нечто общее с самим собой:

 

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас...

Дуэль Онегина с Ленским. В этом событии раскрылась пылкая юношеская душа романтика Ленского. Ленский - тип своего времени не меньше, чем Онегин. Человек, еще не загрязненный прозой действительности, он совершенно не знает ни людей, ни интересов, которые двигают жизнью, ни самой жизни. Им руководит не разум, а порывы экзальтированных чувств. В поэтической форме Пушкин предсказал смену человека мечты человеком охлажденного ума, человека высоких порывов человеком анализа, сомнений и скепсиса, как это и случилось в русской жизни. Для самого Пушкина превосходство Онегина над Ленским означало последнее "прости" романтическому герою, которому предпочтен герой реалистический.

 

Вторая встреча Онегина с Татьяной. В этой сцене Онегин предстает человеком, сломленным жизнью. Нет у него ни дела, ни службы, ни семьи:

... свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

Осталась единственная приманка жизни - личное счастье, обретаемое в любви к достойной женщине. И Онегин, раньше отвергавший мысль о "семейном круге", бросается в свое личное чувство со всем пылом неистраченных сил. Но это - страсть отчаяния. Татьяна хорошо поняла, в чем дело. Она поняла, что Онегина привело к ее ногам крушение всех его надежд на большую жизнь, разочарование во всем, безысходное положение. Белинский писал, что роман Пушкина - одно из самых грустных произведений русской литературы: "Весь этот роман - поэма несбывающихся надежд".

 

Главная идея романа

В трагической судьбе главных героев романа, рассказанной с искренним, захватывающим сочувствием, заключается оценка Пушкиным современной действительности и суд над ней. Эмоциональный строй произведения: от главы к главе становится все грустнее и грустнее, разгул молодого чувства и воображения в первой главе сменяется скорбными философскими раздумьями в заключительной, восьмой главе.

Пушкин наделил свою героиню инстинктивным чувством народности, героиня нравственно превосходит героя, явившись в высшем свете, Татьяна оказывается и здесь выше всех: К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале...

В "Евгении Онегине" обозначено движение реализма навстречу народу и те страстные поиски источников обновления жизни на почве народности, которые отличают русский классический реализм. Сопутствующим элементом этих неустанных поисков является развитие юмора и сатиры, направленных против московского барства, петербургского "цвета столицы".

 

Композиция романа

Главной идеей романа и характерами основных действующих лиц определена композиция "Евгения Онегина". Современники Пушкина не сумели понять художественного совершенства этого классического произведения. Н. А. Полевой в "Московском телеграфе", в своих последних, "итоговых" оценках романа называл его "собранием отдельных, бессвязных заметок и мыслей о том, о сем, вставленных в одну раму".

Белинский был первым критиком, который доказал, что роман "Евгений Онегин", как и все, что написано Пушкиным, отличается полнотой, стройностью и завершенностью построения. Хотя сам Пушкин назвал роман "собраньем пестрых глав", это произведение - лучший образец архитектурной четкости композиции. Действие начинается в Петербурге и завершается в Петербурге. Основная сюжетная линия начинается свиданием главных героев и поучением Онегина, завершается новой встречей, но при совершенно изменившихся условиях: теперь поучение за Татьяной.

Возвраты, повторы, придающие цельность и четкость структуре романа, обусловлены его смыслом. И единство романа осуществлено им несмотря на то, что политические условия времени не дали возможности реализовать первоначальный замысел, что уже в ходе завершения работы над романом пришлось сжечь X главу и перестроить весь роман в восемь глав.

Онегинские главы предполагают одна другую. Последующая глава обычно развивает ситуацию, сложившуюся в главе предшествующей, либо отвечает на вопрос этой предшествующей главы. Относительно первой и второй глав это совершенно ясно. Третья глава завершилась встречей Онегина с Татьяной, но сама встреча описана в следующей, четвертой главе. Четвертая глава в своей последней строфе содержит психологическую загадку, решение которой дано лишь в дальнейшем. О Ленском здесь сказано: "Он был любим... по крайней мере, так думал он". Пятая глава показывает, как призрачно было счастье Ленского. В этой главе сложилась грозная ситуация, возникшая вследствие принятого Ленским решения: "Пистолетов пара, две пули - больше ничего - вдруг разрешат судьбу его". В шестой главе эта ситуация развивается до последних результатов, и, естественно, глава заканчивается рядом вопросов: что сталось с Ольгой после гибели Ленского? И что с ее сестрой? И где убийца юного поэта? И сам Пушкин обещает читателю:

Со временем отчет я вам

Подробно обо всем отдам,

Но не теперь.

Седьмая глава отвечает на все эти вопросы, удовлетворяя любопытство читателя. Вся эта глава заключается ироническим поздравлением Татьяны "с победой". Заключительная глава романа представила во всей полноте эту "победу" - с ее внешним блеском и безысходно-трагическим внутренним содержанием. Первая глава имеет особое значение как "пролог", как поэтическое введение во все произведение. Цикл из центральных глав образует прочный опорный пункт романа.

Отношения между действующими лицами романа скреплены тройной связью: любовью (Татьяна и Онегин, Ленский и Ольга), дружбой (Онегин и Ленский, автор и Онегин), родством (Татьяна и Ольга, Онегин и муж Татьяны, Татьяна и ее окружающие).

Роман Пушкина оказался "без конца", и это вызвало массу нареканий и со стороны критики, и со стороны читателей. Белинский понял и разъяснил глубокое значение этой своеобразной композиционной черты "Евгения Онегина". Он показал, что в действительности роман Пушкина "сам собою чудесно заканчивается и развязывается - на картине потерявшегося, после объяснения с Татьяною, Онегина". "Мы думаем,- продолжает критик,- что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные... Это зависит не от них самих; тут есть fatum".

Но в том, что "роман без конца", есть и другой смысл. Пушкин на протяжении всего романа стремится связать его события и лица с реальными событиями и лицами. Онегин сходится с самим автором, сравнивается с Чаадаевым, хорошо знаком с Кавериным; Ленский как поэт имеет некое сродство с Языковым; к Татьяне, встретя ее у скучной тетки, "Вяземский подсел и душу ей занять успел" и т. п. Пушкин сводит вымысел с жизнью, потому что жизнь - душа его вымысла. Это сказалось и в композиции. Пушкин первый применил композиционный принцип "распахнутых дверей", когда читателю предоставляется по-своему досказать историю отношений между героями.

Сюжетные линии романа

1 сюжетная линия Онегин – Татьяна: Знакомство – вечер у Лариных (Пора пришла – она влюбилась), Разговор с няней – письмо Онегину, Через два дня объяснение в саду, Сон Татьяны. Именины, Татьяна приходит в дом Онегина, Отъезд в Москву, Вечер у Татьяны (Сомненья нет увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен…), Письмо к Татьяне, Объяснение.

2 сюжетная линия Онегин – Ленский: Знакомство в деревне, Разговор после вечера у Лариных (Неужто ты влюблен в меньшую? А что? Я выбрал бы другую, Когда б я был как ты поэт), Именины Татьяны, Дуэль.

 

Композиция

Глава 1 – развернутая экспозиция. Глава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским). Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной). Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии). Глава 8 – развязка I сюжетной линии.

 

Принцип организации романа

Основной принцип романа – симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным.

Два письма, композиция которых параллельна Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения. Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах)

Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава).

Антитеза частей романа Глава 1 - Петербург – жизнь Онегина. Глава 2 - Деревня – жизнь Татьяны

Композиционная роль пейзажа

Показывает ход времени в романе.

Характеризует духовный мир героев.

Часто сопутствует образу Татьяны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.042 с.)