Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История создания, первых постановок и публикации

Поиск

В начале тридцатых годов Максим Горький решил вновь обратиться к драматургии — после более, чем десятилетней паузы (в 20-х годах он не писал новых пьес). Писатель задумал создать драматический цикл о дореволюционной России, который должен был отобразить период от кануна Революции до событий современности. Началом этого цикла стала пьеса «Егор Булычов и другие», продолжением - «Достигаев и другие».

Интересно, что в Архиве А. М. Горького сохранились наброски двух вариантов первого действия незаконченной пьесы, относящиеся к двадцатым годам, под названием «Евграф Букеев» и «Христофор Букеев» (опубликованы в «Архиве А. М. Горького, т. II, Пьесы и сценарии», Гослитиздат, М., 1941). Образ главного героя задуманной пьесы близок образу Егора Булычова.

Черновым названием будущей пьесы было «Накануне». Первые наброски под таким названием относятся к началу 1931 года. Параллельно Горький работал над пьесой «Сомов и другие», начатой им ранее. Летом 1931 года писатель закончил первую редакцию пьесы «Егор Булычов и другие».

Тогда же пьеса была передана автором в Государственный театр им. Евг. Вахтангова, директор которого — в письме от 10 июля 1931 года — известил Горького о принятии пьесы к постановке. По просьбе театра М.Горький внёс в пьесу некоторые дополнения, в частности — во втором действии ввёл сцену с Лаптевым. Пьеса «Егор Булычёв и другие» была также передана для постановки Ленинградскому Большому драматическому театру. Премьера пьесы в обоих театрах состоялась 25 сентября 1932 года. Пьеса была впервые напечатана отдельной книгой в издательстве «Книга» в 1932 году. В 1933 году пьеса была вновь отредактирована М.Горьким и опубликована в альманахе «Год шестнадцатый. Альманах первый» (М., 1933). В 1934 году эта пьеса была поставлена Московским Художественным театром (см. фото).

В архиве писателя сохранилось немало интересных материалов, связанных с пьесой Горького. Например, письмо М.Горького К. А. Федину о «Егоре Булычове» от 21 декабря 1932 года. В Архиве сохранилась выправленная М.Горьким стенограмма его замечаний, сделанных 19 сентября 1932 года, после просмотра генеральной репетиции пьесы «Егор Булычов и другие» в театре им. Евг. Вахтангова. Ряд писателей и деятелей искусства — А. Н. Толстой, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, А. П. Чапыгин, Л. Н. Сейфуллина, С. Н. Сергеев-Ценский и другие — откликнулись на появление пьесы письмами к её автору. В письме М.Горькому, датированном 22 декабря 1932 года, В. И. Немирович-Данченко писал, что «...давно не читал пьесы такой пленительной. Право, точно Вам только что стукнуло 32 года! До того свежи краски. Молодо, ярко, сочно, жизненно, просто, - фигуры как из бронзы... И при всём том, - это уже от 60-летнего возраста и это уже на пятнадцатом году: - мудро, мудро, мудро! Бесстрашно, широкодушно. Такая пьеса, такое мужественное отношение к прошлому, такая смелость правды - говорят о победе, окончательной и полнейшей победе революции больше, чем сотни плакатов и демонстраций. И опять: молодо, свежо и - пленительно... Все образы до единого замечательно ярки... «Сцены»? Нет! Сценами привыкли называть нечто, что - не пьеса. Это цельное драматическое произведение, - но больше пьесы. Это надо назвать как-то иначе»

В феврале 1933 года А. Н. Толстой писал А. М. Горькому: «На днях видел у вахтанговцев «Булычова». Вы никогда не поднимались до такой простоты искусства. Именно таким должно быть искусство, — о самом важном, словами, идущими из мозга, — прямо и просто — без условности форм. Спектакль производит огромное и высокое впечатление. Изумительно, что, пройдя такой путь, Вы подошли к такому свежему и молодому искусству…»

Премьера пьесы состоялась в один день: 25 октября 1932 г. — к 40-летию творческой деятельности Горького: в Москве (Театр им. Вахтангова,) и Ленинграде (Большой драматический театр).

 

«Достигаев и другие» - пьеса, в центре которой - революционные события 1917 года. Лишенная яркого главного героя, с центром тяжести, смещенным с индивидуально-личностных и религиозно-философских проблем на проблемы социальные и конкретно-исторические, пьеса эта оказалась во многом слабее предыдущей. Раскрытие психологических особенностей каждого отдельного персонажа подчинено единой задаче: изображения их как носителей определенной «классовой психологии»,

Вся общественно-политическая обстановка в СССР в то время, когда создавалась пьеса о Достигаеве, требовала от писателя расстановки совершенно определенных политических акцентов. Вынужденное предпочтение классовой морали и «мудрости» общечеловеческим этическим ценностям придавало пьесе Горького политическую остроту и злободневность, но оно же лишало ее ценности подлинно художественной.

Последняя пьеса М. Горького, вторая редакция «Вассы Железновой», представляет собой уникальный в истории мировой драматургии создания нового оригинального произведения, имеющего то же название, главного героя и сходные сюжетные линии, что и уже существующее произведение того же автора.

Созданию последнего драматического произведения писателя, написанному незадолго до смерти, предшествовали трагические обстоятельства. Весной 1934 года при загадочных обстоятельствах умирает его сын Максим, смерть которого стала тяжелым ударом для писателя. В конце 1934 года в Ленинграде был убит С. М. Киров, что стало толчком к новой волне политических репрессий, захлестнувших страну во второй половине 1930-х годов. При этом Горький постепенно утрачивал собственную свободу. Его борьба за сохранение культурного наследия, за высокое качество новой русской литературы не встречала понимания у советского руководства. Центральной фигурой пьесы - и в первом, и во втором варианте, -безусловно, является сама Васса. «Васса» сочетает в себе две взаимопересекающиеся и иногда контрастирующие между собой сюжетные линии: «семейную» и социально-историческую, причем, в зависимости от общественных настроений и приоритетов, в критических статьях и театральной практике на первый план выходила то одна, то другая. Убийство» Вассой Железнова - лишь констатация факта его окончательного падения, его тлетворного влияния на жизнь семьи, дочерей, которое достигает апогея. Чтобы «распутать» дела «распутных» мужа и брата, Васса готова пойти на все. Она - единственная, кто реально заботится не только о финансовом процветании, но и о репутации семьи, о будущем детей. Не только пароходство, но и весь дом держится на ней -она старается управлять и контролировать поведение дочерей, научить их, как выжить в этом жестоком мире. «Человеческая женщина» - так называет Людмила свою мать, очевидно, чувствуя в ней нерастраченный запас любви и нежности.

Материнство - одна из наиболее существенных ипостасей, внешне объединяющая двух главных героинь пьесы Вассу и Рашель, но фактически противопоставляющая их друг другу. Рашель оказывается несостоятельной и с точки зрения материнства.

Появление Рашели в доме Вассы выводит конфликт Вассы с миром на новый уровень. В пьесе представлены две «правды». Одна - правда Рашели - имеет преходящий социально-исторический и абстрактно-гуманистический характер. Это - правда человека-разрушителя, которая противоречит логике повседневной жизни обыкновенного человека. Вторая - правда Вассы Железновой - на первый взгляд кажется суровой и искаженной. Но это - правда реальной жизни, правда созидателя, не всегда идущего прямыми путями, но неуклонно стремящегося к своей цели.

Возникает вопрос: не является ли Васса Борисовна психологическим двойником самого писателя, пришедшего в конце жизни к осознанию противоречивости своего жизненного пути и осознанию крушения своих идеалов? В таком случае, образ Вассы Железновой, как и Егора Булычова, прожившего жизнь «не на той улице», можно отчасти считать автобиографическим.

Трагизм положения Вассы - так же, как и Егора Булычова - в обреченности титанических усилий, не понимаемых и не поддержанных окружающими. В последней пьесе Горького трагическое звучание еще более усиливается - как смертью героини, так и отсутствием полноценных «наследников», способных продолжить и поддержать дело всей её жизни.

История создания. В конце августа 1910 года Максим Горький отправил одному из редакторов журнала «Современник» заметку: «Написал пьесу о матери» (из архива А. М. Горького). Пьеса была впервые напечатана в «Сборнике товарищества „Знание“ за 1910 год», книга тридцать третья, СПБ. 1910, с подзаголовком «Сцены». Одновременно она вышла отдельной книгой с подзаголовками «Мать», «Сцены» в издательстве И. П. Ладыжникова, Берлин (без указания года издания).

После 1933 года Максим Горький отредактировал пьесу, а в 1935 году написал её «второй» вариант, где обострил тему классовой борьбы. Первый вариант пьесы «Васса Железнова» был включён во все собрания сочинений Максима Горького. По легенде, прототипом главной героини пьесы стала вдова нижегородского пароходчика и домовладельца купчиха Кашина (в Нижнем Новгороде её дом сохранился в перестроенном виде).

Сюжет второй редакции Пьеса рассказывает о жизни Вассы Железновой, богатой судовладелицы. Размеренное течение жизни Вассы нарушает неожиданный приезд из-за границы невестки Рашель. Сын Вассы, Фёдор, тяжело болен и умирает за границей. Рашель приехала забрать сына Николая, который живёт с Вассой. Внук Коля — надежда Вассы, её основной наследник, именно ему она собирается передать компанию. Рашель — революционерка, её разыскивает полиция. Васса угрожает Рашель выдачей жандармам в обмен на отказ от притязаний на Колю.

Пытаясь спасти честь семьи, Васса идёт на преступление и отравляет своего мужа, замешанного в совращении несовершеннолетней девочки. Сергею Петровичу грозила каторга, которая несмываемым пятном легла бы на репутацию Вассы. С этого момента семья и жизнь Вассы начинают рушиться. Становится известным о беременности горничной Лизы от брата Вассы, Прохора Борисовича. Не выдержав позора, Лиза кончает с собой, повесившись в бане.

Васса, несмотря на силу своего характера, глубоко страдает. Она любит своих детей, но сознает, что её дети — неудачники. Фёдор умирает, Наталья спивается, Людмила не от мира сего. Васса неожиданно умирает. Её смерть принимается семьёй равнодушно, и только дочь Людмила оплакивает мать.

Когда в 1935 году задумано было приступить к постановке пьесы, Горький телеграфировал 22 декабря И.Н. Берсеневу: «Прошу приостановить репетиции. В январе дам совершенно новый текст с новыми фигурами».

Сравнительный анализ двух текстов пьесы даёт понимание того, насколько серьёзно пережил писатель глубинные изменения в жизни России, понял противоречия, которые в ходе истории вырвались на поверхность.

Та Васса, которая приходит к нам со страниц окончательного варианта пьесы, – это личность, при всей крепости и независимости её натуры, не сумевшая ни избежать власти и гнёта капитала, ни оградить себя и не поддаться невольной коррозии души. Она приняла мораль: «С волками жить, по – волчьи выть», приняла правила игры общества, где безраздельно властвует капитал. В отличие от первого варианта пьесы Горький помещает Вассу в значительно более страшные обстоятельства: теперь капитан Железнов, муж её, оказался растлителем малолетних детей, и Вассу придавила необходимость спасать дочерей от позора. Отвратителен быт её семьи: брат Прохор – бездельник, кутила и развратник; неприкаянные дочери слоняются по дому, и возле них, словно жадная гиена, вьётся наглый Пятёркин. Всё к одному: дерзит старшая дочь Наталья, тоскуя от неблагополучия и холода родного дома; мечется в жажде тепла и любви младшая Людочка. А Васса тянет, несмотря ни на что, этот воз – и пароходство, и семью, и везде – хозяйка! Безраздельная. Показательно, что в первом варианте пьесы Васса позволяет себе доверительно разговаривать с дочерью Анной. Исправляя пьесу, Горький убирает этот персонаж, и с ним уходят попытки Вассы к откровенности. В окончательном варианте Анной названа не существовавшая ранее секретарь-наушница Оношенкова, которую ненавидит весь дом. Образ, нужный хозяйке, давно приучившей себя к настороженности и наушничеству как способу управления семьёй и жизнью.

Васса Железнова — одна из крупнейших театральных ролей Фаины Раневской, была сыграна в Театре Красной Армии в 1936 году. Это была и самая первая театральная постановка пьесы.

В советское время пьеса «Васса Железнова» (второй её вариант) присутствует в репертуаре большинства академических театров. Премьера спектакля «Васса Железнова» состоялась в МХТ им. Чехова 23 марта 2010 года. Режиссёр — Лев Эренбург, в роли Вассы — Марина Голуб. По пьесе было снято несколько фильмов, в том числе и зарубежных.

Драматургия М. Горького советской эпохи обобщает его предшествующие искания, проливает на них дополнительный свет. Горький не создал до 1931 года ни одной пьесы. Правда, его отход от драматургической деятельности не был полным. В период с 1915 по 1930 год Горький либо доделывал что-то написанное им ранее, либо начинал нечто новое, но не доводил до конца. Возобновление его активной драматургической деятельности можно отнести к 1932 году, когда была закончена пьеса “Егор Булычев и другие”. Не все безоговорочно приняли новое произведение Горького. Кое-кому показалось, что пьеса уж слишком “широкодушна”, что она означает отклонение писателя от строго пролетарской позиции: разве можно с таким сочувствием изображать капиталиста Булычева?! Во всех “белых воронах” буржуазии, отставших, отбившихся от своей стаи, но не имеющих силы пристать к другой, Горький видел трагические фигуры. Все события новой пьесы пронизаны ощущением приближающегося мощного взрыва, коренного социального переворота. Сюжетная линия, намеченная в начале пьесы, вскоре обрывается. Нельзя сказать, что первоначальная сюжетная линия не имеет здесь никакого смысла: она проливает свет на характеры многих персонажей. Но, как это было и в других пьесах Горького, столкновения “по имуществу” не являются здесь пружиной действия, а сведены до значения типических обстоятельств. Пьеса могла бы быть глубокой социальной драмой, если бы в центре ее оказалась борьба за наследство, и могла бы стать глубокой философской драмой, если бы в центре ее оказалась борьба героя со смертью. Чтобы понять драматургическое существо пьесы “Егор Булычев и другие”, которая может быть равно отнесена и к социальным, и к философским драмам и которую вернее всего назвать трагедией, надо ясно видеть одну ее важную черту. Все происходящее здесь в “малом мире”, в сфере личных отношений, беспрерывно взаимодействует с “большим миром” истории, который нахо дится в состоянии бурного и все ускоряющегося движения. Нельзя правильно понять переживания Булычева, всю его судьбу, если считать главной причиной его духовного кризиса, “выламывания” и “бунта” внезапную болезнь. Все это обострено его болезнью, но первопричина кризиса кроется в тех катаклизмах, которые переживает история. Хотя в пьесе есть лишь намеки на сдвиги в “большом мире” истории, главным и здесь является процесс нравственного самоопределения людей, процесс мучительной переоценки ими многих духовных ценностей. В этом отношении пьеса “Егор Булычев и другие”, — может быть, самая “горьковская” из всех пьес писателя. В горьковской теме, вобравшей в себя опыт критического реализма, раскрыто огромное влияние социально-экономических обстоятельств на сознание и поведение людей. Об этой “обстановке” нельзя сказать, что она не зависит от них, “ни от кого из действующих лиц”. И они зависят от нее, и она зависит от них — и от тех, кто оказался между первыми и вторыми, но кто тоже несет ответственность за все происходящее. Иначе не может быть в эпоху, когда совершается не знающий себе равных ни по трагизму, ни по величию переход от предыстории человечества к его подлинной истории. Этот переход и отобразил Горький.
Пьесу “Егор Булычев” поставили театр имени Евг. Вахтангова и Большой драматический театр в 1932 г., ее появление вызвало большой интерес, стало большим событием в литературе и в театральном мире.
Прочитав эту пьесу, А. Н. Толстой написал Горькому: “Изумительно, что пройдя такой путь, Вы подошли к такому свежему и молодому искусству».

Сосуществование в пьесах Горького двух планов, двух уровней осмысления действительности. Первый, «верхний» или «внешний» пласт пьес «Сомов и другие», «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Васса Железнова» (вторая редакция) ориентирован на культурно-исторические и социально-политические реалии Страны Советов начала 1930-х годов. Здесь четко расставлены идеологические и политические акценты в оценке исторических событий и характеров действующих лиц. Именно этот, «внешний» слой дал основания литературоведам и критикам советской эпохи видеть в Горьком главного идеолога советской литературы, создателя социально-исторической драмы и политической мелодрамы в формах драмы семейной. Однако углубленное изучение поэтических структур текста и особенностей «подтекста» (исторического, политического, социального, культурологического, психологического и пр.) открывает иные аспекты драматургии Горького: в лучших его пьесах явственно проступают черты драмы философской («Егор Булычов»), психологической («Васса Железнова»), опирающейся на мифопоэтические и фольклорные традиции.

 

Проблема жанра

Несмотря на огромную библиотеку горьковедческих работ, малоисследованной остается проблема жанра горьковских пьес, что вполне может быть одной из причин нерешенности проблемы их восприятия. Ведь художник использует арсенал жанровых средств, «чтобы руководить читательским восприятием». Проблема жанра горьковских произведений была поставлена в 60-е гг.

Многие исследователи советского периода, подводя все творчество писателя под единый знаменатель «соцреализма», в качестве основной идейно-эстетической доминанты горьковских пьес выделяли острый социальный конфликт и политическую тенденциозность, пытаясь на основе этих «особенностей» строить концепцию об особом положении Горького в отечественной культуре.

Исследование свидетельствует о ярко выраженном тяготении пьес Горького к осмыслению их в русле жанра трагикомедии, Основополагающим критерием трагикомедии, разумеется, является трагикомический конфликт, реализуемый в неразрешимом противоречии в отношениях между человеком и миром. предметом авторского исследования в каждой из пьес становится одна среда. Это зафиксировано и в заголовках многих его дореволюционных пьес. Все они имеют "собирательные" названия: "Мещане", "Дачники", "Дети солнца", "Варвары", "Враги", "Чудаки", "Последние" и т.д. Из двенадцати пьес, написанных до 1917 года, только "На дне" является исключением. Впрочем, при небольшом изменении названия, ее также можно включить в этот ряд: "[Люди] На дне" = "Босяки". Очевидно, выбирая такую форму названия, Горький стремился показать изображаемую им среду не просто как некую социальную общину. Наконец, Горький изображает в действительности не только социальную среду. Будь то мещане, босяки, "дачники", интеллигенты, чудаки или просто "последние", каждый раз все вместе они - прообраз всего мира, символ человечества.

Конфликт же между ними вырастает из разности отношения к одинаково враждебному, равнодушному к ним миру-хаосу. Кто-то видит в этом мироздании норму, кто-то пытается бунтовать, но потом смиряются, третьи идут до конца. В этой общности рвутся все связи - семейные, общественные, родовые, цеховые, государственные и т.д.

Сквозь все три пьесы проходит мотив тьмы и света - как символ потерянности и поисков выхода. В "Мещанах" с его развития начинается действие. Первая ремарка гласит: "Вечер, около пяти часов. В окна смотрит осенний сумрак. В большой комнате - почти темно". Сходный прием использован для зачина "Дачников". "Варвара Михайловна бесшумно выходит из своей комнаты, зажигает спичку, держит ее перед лицом, осматривается. Огонь гаснет. В темноте, тихо подвигаясь к окну, она задевает стул. Здесь, оказывается, не только всегда темно (по воле автора), но и неуютно: дует, везде щели, пол скрипит, голые стены. Однако вскоре бытовые детали приобретут символическое наполнение. Сквозняки гуляют не только по даче - холодно и неуютно и в отношениях героев друг к другу.

Как ни странно, но "Дачники", написанные в период революционного подъема, оказываются самой "темной" из пьес Горького раннего периода. В "Мещанах" действие начинается в вечерних сумерках и в них же завершается, однако между первым и четвертым актом наступает и "осенний полдень", и "утро". Действие "На дне" начинается хоть и в полутемной подвальной ночлежке, но все-таки утром. В "Детях солнца" персонажи выходят в финальном четвертом акте на террасу в полдень. В дневные часы развиваются события первых двух актов пьесы "Варвары". Что касается "Дачников", здесь всегда царит вечер, и Горький с особенным упорством напоминает об этом читателям в подробных ремарках, предваряющих каждый акт:

1-й акт: "Вечер".

2-й акт: "Вечер, заходит солнце".

3-й акт: "Вечереет".

4-й акт: "Вечер, уже зашло солнце".

Важное значение в структуре горьковских пьес имеют также интонационно-речевые характеристики. Причем здесь стоит обратить внимание не только на характер горьковских диалогов и монологов, но также на некоторые эпитеты, звучащие в ремарках.

«Мещане» - Трагическое и комическое, как будто сближаясь, взаимно переплетаясь, действительно постоянно вступают в столкновение друг с другом в первой пьесе Горького, но так и не приходят к окончательному итогу в финале.

Драма "На дне" - поначалу, кажется, с трудом поддается трагикомическому осмыслению. Однако литературоведческий анализ доказывает обратное.

Начать рассмотрение "На дне" с характеристики образа места подсказывает само название пьесы. Именно на примере этой пьесы отчетливо видно, что "пространственное мышление в театре нашего столетия сильно изменилось по сравнению с предшествующими эпохами. Отбросив повествовательные и иллюстративные обязательства, пространственные образы обрели самостоятельность и охотно берут на себя функции философские. В споре с человеком пространство представительствует от имени внешнего мира". Мир, который рисует Горький, - трагический мир. Первая характеристика, которую Горький дает костылевской ночлежке, - "подвал, похожий на пещеру". Можно напомнить и о той роли, которую пещеры играли в языческой мифологии. "Наряду с водоемами именно пещеры считались входом в иное царство", писал В. Пропп. [40] С этой точки зрения "подвал, похожий на пещеру", становится метафорой пограничного существования - между жизнью и смертью. Здесь всегда царит полумрак. Действие пьесы начинается весенним утром, но утро это - сумеречное: лишь тусклый луч проникает в ночлежку Второй акт представляет уже вечер, четвертый - ночь. В третьем персонажи поднимаются из ночлежки наверх, во двор, но события здесь развиваются опять же вечером. Только красные лучи заходящего солнца освещают место действия. Ощущение запертости ночлежников в "донном" мире усиливается отсутствием выхода вовне. Горький указывает двери, ведущие в кухню и в комнату Пепла, но при этом "забывает" указать дверь, ведущую на улицу. (Хотя по ходу действия персонажи будут неоднократно входить и выходить в сени.) Подъем наверх отнюдь не разрушает ощущения запертости пространства. Двор - это место, сплошь окруженное стенами, между которыми есть лишь "узкий проход", скрытый в сумерках заката. Под стать месту действия и его обитатели. Их можно действительно назвать мертвецами, по крайней мере, духовными. Каждый из персонажей в пьесе имеет не только свое имя или прозвище, но также награжден - автором либо другими персонажами в процессе общения - целым рядом зоологических характеристик и наименований. В то же время акцентирование "животных" характеристик способно придать пьесе гротесковый характер. Все вместе оказываются "псами", "свиньями", "бродячими собаками", "волками". Сатин "рычит" и "хрюкает", Бубнов "каркает", Алешка "лает" и "воет", Пепла называют волком и сам он считает, что у него "волчья жизнь". Клещ - "козел рыжий", Квашня - "старая собака", Василиса - "зверь", а также "свинья", "гадюка" и "сова". Колорита добавляют зоологические фамилии, прозвища, отчества - Клещ, Медведев, <Василиса> Карповна... Здесь возможно мифологическое объяснение, ведь "смерть на некоторой стадии мыслится, как превращение в животных". Наташа, Анна и Актер оказываются "овцой" "ярочкой" и "бараном", то есть все они "агнцы" - божьи жертвы, страстотерпцы.

В пьесе есть человек, выступающий как будто страстным апологетом христианской всепрощающей любви, озабоченный спасением своей и чужих душ. Это хозяин ночлежки Михаил Костылев (В переводе с еврейского Михаил - "кто яко Бог"). Живет он не вместе со всеми, а в доме, то есть наверху. Значит, должен быть представителем "верхнего" мира. Словно священник свою паству, называет ночлежников "братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая..." В ответ они несколько раз награждают его эпитетом "собака". Вход в Аид, древнее царство мертвых, также охранял пес - трехголовый Цербер. Значит, Костылев выступает и как сторож преисподней, не дающий силам "ада" прорваться в "верхний" мир - выжимающий из них последние деньги и тем самым лишающий надежды на возвращение в нормальный социум. Однако реальная его власть над ночлежниками - сомнительна. Символична смерть Костылева. Неясно, умирает он от удара Васьки Пепла или из-за собственной немощи. время у Горького как будто остановилось и никуда не движется, несмотря на происходящие в ночлежке драмы. Первый акт представляет "начало весны. Утро". Второй - "вечер", третий - снова "ранняя весна, недавно стаял снег", четвертый - "ночь". День так и не наступает, и весна не перетекает в теплый май и жаркое лето. Правда, есть один нюанс, позволяющий усомниться, что все здесь останется как прежде. Звуковой фон финального акта - ветер, символ перемен. Выбранный сезон - весна, время пробуждения природы. Вряд ли человеку станет лучше жить в этом мире в ближайшее время, но все же подобное положение вещей в мире не может, не должно быть вечно - убежден драматург.

Актер здесь предстает как трагикомический персонаж, он и пьяница, и философ, он шут "дна", и в этом смысле в нем есть что-то от Тетерева в "Мещанах". Столько лет он мечтал вернуться на сцену и не мог этого сделать. На протяжении всей пьесы он пытался обратить на себя внимание цитатами из Шекспира, стихами Беранже или высокопарными словами вроде "мой организм отравлен алкоголем" - а своего добился только повесившись. Пьяный, он жил сценой, даже когда не верил в возможность возвращения в театр. Трезвый, повесился, поняв что-то большее, чем просто невозможность вырваться со "дна". И - обратил на себя внимание сразу всех ночлежников. Такой итог содержит в себе одновременно фарсовое и трагическое начало.

Финал пьесы двойственен. Он "открыт", потому что ответа, что же дальше, нет. Барон уже не скажет это свое словечко, потому что персонажи как бы застывают на пороге, за которым им необходимо сделать выбор.

В этом плане "Мещане", "На дне" и "Дачники" составляют своеобразную трилогию. Трилогия оказывается как один сюжет о людях, который сначала осознает необходимость разрушения своей среды, уходит из нее, оказывается вообще вне среды, наконец, обретает свою среду, одновременно расплачиваясь. "Мещане" - пьеса о людях, которые вырываются из своей среды, они еще не сделали свой выбор. Они пока еще только чувствуют, что в старом порядке, где все понятно и ясно, им неуютно. Они еще в старом мире, который, хоть и рушится, но из него еще страшно уйти. Потому что неясно, что впереди, нет определенности, нет гарантий. "На дне" - пьеса о людях, которые смогли разрушить все связи со старым миром и пока пребывают в состоянии поиска нового способа существования. Горький оставляет их в тот момент, когда назревает ситуация окончательной деградации персонажей, и они еще могут удержаться и не скатиться окончательно в пропасть. Наконец, "Дачники" - пьеса о людях, которые когда-то смогли вырваться из мира нищеты и грязи, не просто пробиться в нормальный социум, но и создать свою социальную группу. И, может быть, именно потому, что путь, который только намечался в "Мещанах" и "На дне", здесь уже пройден, в "Дачниках" явлено трагифарсовое осмысление мира. Потому эта пьеса самая "темная". Итоги жизни человека, пустившегося в самостоятельные поиски нового Бога, неутешительны.

«Дачники» - В начале 1900-х Ф.Батюшков назвал "Дачников" перевернутым "На дне". [50] Можно утверждать, что Суслов - "перевернутый" Сатин. "Прежде всего человек, почтенная Марья Львовна", - заявляет Суслов, и эти слова звучат как своеобразный парафраз сатинского "Существует только человек..." В сюжете "Дачников" можно разглядеть тип сказочного сюжета о брате и сестре, совершающих побег из мира мертвых (от Кощея Бессмертного, водного царя, от Бабы-Яги, которая хотела бы съесть обоих, и т.п.) В "Дачниках" Влас и Варвара приходят в конце концов к мысли о необходимости уйти из окружения, где нет никаких идей, из мира пошлости и духовной нищеты. На примере Власа Горький показывает, какой судьбы можно избежать, если вовремя сделать правильный выбор.

Уже неоднократно указывалось на то, что в ХХ веке пьесы Горького часто характеризируют жанровой разновидностью " философской драмы ". Однако само понятие "философская драма", как мне кажется, применительно к ранней драматургии Горького нуждается в уточнении. Горьковская драма - это еще и интеллектуальная драма. В философской драме структуру художественного творения формирует философская концепция автора, его точка зрения и мировоззрение. Тогда как интеллектуальная драма представляет собой движение идей, не доказательство идеи, но осмысление поставленной.

Ю. Борев форму произведений интеллектуализированного жанра определяет следующим образом: " Интеллектуализм в искусстве - это такой способ художественного мышления, который имеет особые цели (анализ состояния мира), особую активность художественной мысли по отношению к жизненному материалу, особую форму и стилистику (тяготение к условности) и, наконец, особый характер воздействия на читателя и зрителя (художественное доказательство идеи, обращение не столько к чувствам, сколько к разуму) ". Как своего рода частный случай экспериментального сюжета в интеллектуальной драме можно рассматривать наличие в ее структуре мифологического сюжета. Как "жанрообразующее начало интеллектуальной драмы", рассматривает миф Т.Лозович.

 

Драмы "Мещане", "На дне", "Дачники ", как правило, трактовались некоторыми исследователями в рамках исключительно жанра социально-бытовой драмы или комедии.

Ранняя драматургия Горького рождалась и развивалась под сильным влиянием художественного явления " новой драмы " рубежа XIX-XX вв., впитывая ее достижения в области поэтики и одновременно пытаясь полемизировать с ее идеологией. С одной стороны, открытый "новой драмой" трагизм повседневности присущ и горьковской драматургии, однако к проблеме этой Горький подошел уже с иной точки зрения.

 

Вывод о том, что в истории отечественной литературы пьесы Горького раннего периода представляют жанр трагикомедии. Второй вывод: драматургия Горького - это еще и интеллектуальный театр.

 

Особенности новой драмы

«Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного развитием естествознания, философии и психологии. Она испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ от натурализма до символизма.

«Новая драма» — это новый тип конфликта. Столкновение человека и действительности, враждебной ему, которая искажает сущность его духа. В новой драме особую роль играют ремарки, которые из исключительно вспомогательного средства превращаются в конституирующие элементы драматического текста.

В новой драме активно используются ремарки типа «тишина», «молчит», «пауза», которые маркируют ключевые моменты в развитии диалогов и сценического действия и позволяют формировать подтекст. Эту особенность называют также «подводным течением» или «двойным диалогом». В тексте новой драмы словно присутствует два плана, когда произносимые слова далеко не напрямую или даже совсем не выражают отношения героев или раскрывают суть происходящих действий. По выражению А. П. Чехова, «люди обедают, пьют чай, а в это время ломаются их судьбы». Другой характерной чертой новой драмы является стирание оппозиции «монолог — диалог», главным становится противопоставление диалог-ремарка. В новой драме появляется «принцип аналитической композиции», когда завязкой действия служит событие дня, уже свершившееся до начала пьесы, а содержанием драмы — анализ причин. Язык новой драмы приближен к разговорному. Используются символы, позволяющие понять, что что-то не так (звук лопнувшей струны, шорох). Проблематика новой драмы затрагивает те моменты социальной жизни, которые обычно замалчиваются, скрываются. Театр, по мысли теоретиков новой драмы, не должен служить развлечением, он должен отражать социальные проблемы. «Новая драма» переносит внимание с внешнего действия, закрученной интриги на внутренний мир человека, конфликты его сознания и совести. В фокусе оказывается не действие, а разговор, оценки, рефлексия, анализ.

Основоположники: Генрик Ибсен, Герхарт Гауптман, Август Стриндберг, Бернард Шоу, Антон Павлович Чехов, Морис Метерлинк.

 

Традиции и новаторство

М. Горький – это замечательный писатель начала XX века, который в своих драматических произведениях стал продолжателем традиций А.П. Чехова.

Новаторство Антона Павловича заключалось в том, что главное для него было создать театр настроений, переживаний, эмоций. Именно эту особенность и перенял Максим Горький у своего предшественника, только трактовал её, безусловно, в ином контексте. Для писателя было важно показать читателю неторопливый темп повседневной жизни, обратную сторону бытия, столкновение противоположных мироощущений и мировоззрений. Примером этому может послужить драма «На дне», созданная в 1902 году. Будучи последователем традиций А.П. Чехова, М. Горький внес в жанр драматургии нечто новое и своеобразное. Отражая «брожение» мысли в современном писателю мире, он предоставляет право читателю самостоятельно разобраться в проблеме текста.

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности.

Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес — в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов. человек изображен у него со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо.

 

«Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и люби



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.023 с.)