Поэтич-ое творч-во Батюшкова. Основные мотивы и худ-ое своеобр-ие лирики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтич-ое творч-во Батюшкова. Основные мотивы и худ-ое своеобр-ие лирики.



Перв.стих. «Мечта» (1806). творч-ая история «Мечты» отображает весь лит-ый путь поэта. Мечтат-ость – непременное и существенное св-во поэзии Б. «культ мечты – один из самых устойчивых мотивов лирики Б.»(Фридман). Недовольный соц. Обстоят-вами, Б. уходит в мир, созданный воображением. Он мечтает о личной независимости и свободе, о наслаждениях земными благами. 1-ые стихи Б., созд-ые под влиянием сент-изма, не чужды элегич-их мотивов. («Элегия»). Раннего Б. роднит с сент-измом также идеализация жизни в уединении, в деревенской хижине на лоне природы («Сон могольца»).

Культу чувствит-ти и морально-религиозным устремлениям Б. противопост-ет культ земных наслаждений(«Веселый час»(1810). Б. – глава рус. «лёгкой поэзии».Гуманист.мотивы-протест против соц.-полит.системы угнет.человека,его ест.права на незав. и свободу, земн.радости и наслажд. С конца восьмисотых гг., начала соц. Подъема преддекабристских лет поэт преобретает известность сатирика и пародиста. («Видение на брегах Леты»(1809). В Отеч-ую войну патриотич-их стих. («К Дашкову»(1813), «Переход через Рейн»(1816-1817). Дружеские послания («Веселый час»). Своеобразие. 1.обращение к разностопному ямбу – разговорность,выразит. 2.демократ.лит.яз. 3.наруш.абсолютн.границы между ж., уст.классиц.(Посланию прид. св-ва элег. Элег. превр в лиро-эп.произв.–перех.чер.Р)

 

 

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Основной конфликт пьесы, жанровое своеобразие, особенности языка и стиха. Комедия в оценке русской критики.

Замысел, видимо, возникает в 1816 г. или конца 20-х, в письме Шаховскому дал обещ.напис.новую пьесу. непоср-но к работе над комедией приступил позднее. Два акта написаны во время пребывания на Кавказе 1821-1822. Осенью 1824 в Петербурге закончил, но и в 1825 вплоть до своего возвращения из отпуска, Г. вносил в текст комедии значит-ые поправки (ок. 500). 1828 передал в список Булгарину. Пьеса ходила в списках до

В 1833 г. опубликована с цензурой.

Своеобразие.Наруш.каноны класс.пьес.

1)2 конфликта (любовн., соц. век нынешн. и минувший).

2)комич, трагич., драм. тенденц. сущ в связи, в гармонии.

3)разговорный язык

4) комедия-низкий ж., в ней – лица выс.сослов.

5) 4 действия вместо 5

6) победа всегда за полож.героями. Здесь – неизвестно.

Ч. – лицо не комич-ое, а драматич-ое. Он переживает соц-политич. Трагедию и личную психологич-ую драму. но реакционный лагерь занимает в пьесе самост-ое место. Они изображ-ся в комич-ом свете. Поэтому, по-видимому, это трагикомедия. Трагизм Ч. И комизм Ф. равноправие двух тенденций, а не преобладание одной – новаторство. Бестужев «Взгляд на старую и новую словесность в России», в журнале «Московский телеграф» Одоевский говорит о слоге(183).

Соц-политич-ая и любовная линия.Век нынешн (передов. дворянство, декабрист-Чацкий) и век минувший (феод.реакц., крепостн. право-Фамусов,Скалозуб).Любовн. конфликт развяз., а соц. –нет.Действие прерыв., оставляя героев при своем мнении. Композиция:4 действия вместо 5.Чацкий жил в доме Ф. – путешествия, новизна,соврем. идеи, отстаив. идею разума, чести.Мечет бисер перед свиньями.

Речевое своеобр. Разг.-простореч. язык как средство хар-ки действующ. лиц. каждое действующее лицо пьесы обладает своей речью, раскрывающей его соц.,идейный, культурный и моральный облик.

Стиховая форма придает языку пьесы живость, собранность, упорядоч-ость.драматурги того времени – 6-стопный ямб. Максим-но подчиняя форму сод-ию, Г. обратился к вольному стиху.ни один из монологов целиком не написан каким-л. одним ямбом. В любом из них 6-стопный ямб перемежается с с другими по колич-ву стоп ямбами, в зависим-ти от меняющихся оттенков мыслей и чувств. Этим Г. избавляется от монотонности, характерной для предш-щей ему драматургии.

Чацкий – гражд.-публиц.фразеолог. («раболепство», «ум,алчущий познаний»), метафоры,градации. Р.Фам. –резка,гибка,самоуверенна.

Новаторство было принято в штыки реакц. крит.(Дмитриев) и поддерж.прогрессивн.(Бестужев)

Белинский «Горе от ума», Гончаров «Мильон терзаний».

 

 

Басенное творчество И.А. Крылова. Ведущие темы, идейная направленность, особенности поэтики. Принцип современной дифференциации басен Крылова, ее соотношение с классификацией В.Г. Белинского. Новаторство Крылова-баснописца.

 

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) — русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов («Почта духов», «Зритель»), автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (с 1809 по 1843 гг.). Уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» Крылов является с самого её основания. 16 декабря 1811 года он избран членом Российской Академии, 14 января 1823 года получил от неё золотую медаль за литературные заслуги. Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия), много и оригинальных сюжетов. В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод (с французского языка) двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста».

 

Критика: Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу; Жуковский, в своей статье «О басне и баснях Крылова», написанной по поводу изд. 1809 г., ещё сравнивает его с И. И. Дмитриевым, не всегда к его выгоде, указывает в его языке «погрешности», «выражения противные вкусу, грубые» и с явным колебанием «позволяет себе» поднимать его кое-где до Лафонтена, как «искусного переводчика» царя баснописцев. Крылов и не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он, действительно, «занял у Лафонтена и вымысел, и рассказ»; на этих переводах Крылова, так сказать, набивал себе руку, оттачивал оружие для своей сатиры. Уже в 1811 г. он выступает с длинным рядом совершенно самостоятельных и поразительно смелых произведений («Гуси». «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей»). Вся лучшая часть читающей публики тогда же признала в Крылове огромный и вполне самостоятельный талант; собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой, и злостные нападки Каченовского («Вестн. Европы» 1812 г., № 4) гораздо более повредили критику, чем поэту. В год Отечественной войны 1812 года Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также ясно политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, напр. «Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; она выражает недовольство русского общества действиями союзников Александра I). В 1814 году Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе, в кружке императрицы Марии Федоровны (жена Павла I).

 

Басенное творчество Крылова

Первые басни Крылова, без подписи, появились еще в ХVШ веке: "Стыдливый игрок", "Недовольный гостями стихотворец", "Павлин и Соловей". Но в них крыловского еще ничего не было. Подлинные басни, сделавшие имя Крылова всенародно любимым, он начал писать с 1805 года. Первый сборник басен вышел в 1809 году, среди них: " Ворона и лисица", "Слон и Моська", "Петух и Жемчужное зерно ". Всего написано более 200 басен. Басенное наследие Крылова - это, по выражению Гоголя, "достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа".

В развитии басенного творчества Крылова большое значение имели события Отечественной войны 1812 года. Они прочно связали дух и стиль басен с русской жизнью. Война отразилась в ряде басен: " Раздел", "Ворона и курица", "Волк на псарне", "Обоз", "Щука и кот ". В них - патриотическое чувство писателя и народный взгляд на великие события: гнев на Наполеона, понимание спасительной роли Кутузова. Басни Крылова, по свидетельству Батюшкова, читали в действующей армии. Рассказывают, что, читая присланную ему баснописцем басню "Волк на псарне", Кутузов при словах: "Ты сер, а я, приятель, сед" - снимал фуражку и показывал свою седую голову.

К моменту появления Крылова-баснописца русская басня переживала упадок. Сентименталисты сделали из нее увеселительное, приятное чтение. Сатирический элемент басни сведен был к нулю (например, басни И. И. Дмитриева).

Попытки возродить басню предпринимали Жуковский, Батюшков, П. Вяземский. Денис Давыдов. Но честь создателя реалистической русской басни принадлежит И. А. Крылову. Басню моралистического характера, басню-аллегорию он превратил в реалистическую миниатюру, воспроизводящую характерные явления действительности. Основное в его басне - сцена, событие, диалоги, развертывающиеся в точно воссозданной обстановке национального русского быта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.123.159 (0.009 с.)