Творчество Б. Пастернака. Историософская концепция в романе «Доктор Живаго». Своеобразие жанра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Б. Пастернака. Историософская концепция в романе «Доктор Живаго». Своеобразие жанра.



Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.

Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».

Самые первые сборники стихотворений — «Близнец в тучах»(1914), «Поверх барьеров»(1916). В 1922 вышла книга стихов «Сестра моя — жизнь», которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции.

В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения «ЛЕФ» (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник «Темы и вариации» (1923), начинает работать над романом в стихах «Спекторский» (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.

В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл «Волны». (который впоследствии вошли в книгу «Второе рождение»). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Шекспира, Гёте и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта.

Роман «Доктор Живаго» — вершина творчества прозаика Пастернака. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале «Новый мир». Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.

Существуют еще, по крайней мере, два значимых момента в жанровой конкретизации понятия «историософский роман». Первым из них следует назвать определение временных границ существования историософского романа и связанную с ним проблему соотношения таких явлений, как историософский роман и роман символистский.

Жанр "Доктора Живаго" - лирический эпос. Лирическое в романе сконцентрировано в последней части романа - книге стихов Юрия Живаго.

В романе "Доктор Живаго" Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

С 60-х годов XIX в. русская литература была пронизана пафосом общественного служения. "Натуральная школа", "реальная критика", романы Чернышевского и критические статьи Писарева утверждали идею общественного служения в качестве первейшего долга личности. Новый реализм воспринял эту идею и положил её в основание принципов реалистической типизации. Этот пафос общественного служения был выражен в совершенных эстетических формах в горьковском эпосе. Уникальность для русской литературы романа Б. Пастернака состоит в том, что он едва ли не единственный в русской реалистической литературе ХХ века выступил против. В утверждении Горьким непреложного взаимодействия человека и истории Пастернак увидел насилие над героем, над человеком вообще - и не принял его. "Доктор Живаго" - утверждение права личности на суверенитет вне зависимости от того, кто или что на него покушается: другой ли человек, государство, революция, история. Этот роман - антитеза горьковскому эпосу, высказанная русским писателем, не принявшим не только революцию, но и насилия истории над человеческой личностью. Пафос общественного неслужения заявлен в романе Пастернака. Он утверждает право человека остаться самим собой, отвергнув выбор между красными и белыми, ибо абсолютной правды нет ни на той, ни на другой стороне. Он утверждает право быть всего лишь частным человеком. Неслучайно эпические картины революции и гражданской войны, хотя и выразительны, но составляют периферию романа. Помимо этого можно выделить и ещё ряд особенностей произведения Пастернака, не характерных для сформировавшейся русской романной традиции. Поклонники психологической прозы обнаружили, что лишь второстепенные персонажи переданы во всей их объёмности, пластичности, а главные - напротив, одинаково говорят, не столько переживают, сколько рассуждают. Вместо сдержанно-благородного сюжета, стройной композиции, красоты языка, единства стиля исследователи заметили примитивные ходы лубочного романа (любовь, ревность, разлуки, самоубийства, злодеи, добрый гений, множество нарушений цельности, случайных совпадений, чересполосицу изысканно литературного, просторечного и фольклорного стилей, синтез быта и символики). Для реалистов роман был далёк от действительности с её причинно-следственными связями. Для поклонников авангардного искусства наоборот - недостаточно условен, слишком заземлён подробностями. Объяснение необычного замысла романа выражено в следующих словах: в "Докторе Живаго" "всё вертится вокруг смысла личности".

Роман Б. Пастернака исполнен множества бытовых подробностей, которые представляют огромный интерес для его главного героя. Жизнь в занесённом снегами и удалённом от людского мира доме даёт возможность герою порадоваться картошке, уложенной на зиму в гурты, насладиться письменным столом, так и зовущим к работе, к стихам, оценить вкус капусты и лесной ягоды и прелесть зимнего пейзажа за окном. За этим проявляется не приземлённость, не неспособность посмотреть на жизнь более широко, но умение видеть частности, поэзию обыденного. Доктор Живаго - в первую очередь поэт, и его взгляд эстетизирует всё, что попадает в поле зрения героя. Ему дано счастье обыденной жизни, очарованности её ощутимой реальностью, гармонией каждодневного бытия с любимыми и близкими людьми.

В романе, где пересекается множество частных судеб на фоне глобальных исторических событий, Пастернаку приходится находить композиционные приёмы, которые помогли бы соподчинить сюжетные линии. Эту же задачу решает для себя и Юрий Андреевич Живаго: "Он подумал о нескольких, развивающихся рядом существованиях, движущихся с разною скоростью одно возле другого, и о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает. Нечто вроде принципа относительности на житейском ристалище представилось ему…"

 

  1. Творчество А.Н. Толстого. Трилогия «Хождение по мукам». Ее проблематика, основные образы, жанрово-композиционные особенности.

 

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Толстой принял не сразу. Он эмигрировал за границу.

Тоска по Родине вызывала в памяти писате­ля воспоминания детства, картины родной природы. Так появилась автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1919), в которой чувствуется, как глубоко и задушевно любил свою Родину Толстой, как тосковал вдали от нее. В повести рассказывается о детских годах писателя, прекрасно изображены картины русской природы, русского быта, образы русских людей.

В Париже Толстой написал научно-фантастический роман «Аэлита».

Вернувшись в 1923 г. на Родину, Толстой писал: «Я стал участником новой жизни на земле. Я вижу задачи эпохи». Писатель создает рассказы о советской действительности («Черная пятница», «Мираж», «Союз пяти»), фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», трилогию «Хождение по мукам» и исторический роман «Петр I».

Над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») Толстой работал около 22 лет. Ее тему писатель определил так: «Это потерянная и возвращенная Родина». Толстой рассказывает о жизни России периода революции и гражданской воины, о сложном пути к народу русских интеллигентов Кати, Даши, Телегина и Рощина. Революция помогает героям трилогии определить свое место в общенародной борьбе за социализм, найти личное счастье. Читатель расстается с ними в конце гражданской войны. Начинается новый этап в жизни страны. Победивший народ приступает к строительству социализма. Но, прощаясь со своим полком, герои романа Телегин говорит: «Предупреждаю вас – впереди еще много трудов, враг еще не сломлен, и его мало сломить, его нужно уничтожить... Эта война такая, что в ней надо победить, в ней нельзя не победить... Ненастным, хмурым утром вышли мы в бой за светлый день, а враги наши хотят темной разбойничьей ночи. А день взойдет, хоть ты тресни с досады...»

Русский народ предстает в эпопее творцом истории. Под руководством Коммунистической партии он борется за свободу и справедливость. В образах представителей народа – Ивана Горы, Агриппины, балтийских матросов – Толстой отражает стойкость, мужество, чистоту чувств, преданность Родине советских людей. С большой художественной силой писателю удалось запечатлеть в трилогии образ Ленина, показать глубину мыслей вождя революции, его целеустремленность, энергию, скромность и простоту.

Толстой писал: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер».

Одной из таких эпох была Петровская эпоха. К ней и обратился А. Толстой в романе «Петр I» (первая книга – 1929–1930 гг., вторая книга – 1933–1934 гг.). Это роман не только о великом преобразователе Петре I, но и о судьбах русской нации в один из «трагических и творческих» периодов ее истории. Писатель правдиво рассказывает о важнейших событиях Петровской эпохи: стрелецком бунте, крымских походах князя Голицына, о борьбе Петра за Азов, путешествиях Петра за границу, его преобразовательной деятельности, о войне России со шведами, о создании русского флота и новой армии, об основании Петербурга и т. д. Наряду со всем этим Толстой показывает жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс.

Для детей младшего возраста Толстой написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На материале сказки он сделал киносценарий и пьесу для детского театра.

В годы Великой Отечественной войны А. Толстой рассказывал о силе и героизме советских людей в борьбе с врагами Родины. Его статьи и очерки: «Родина», «Кровь народа», «Москве угрожает враг», рассказ «Русский характер» и другие – вдохновляли советских людей на новые подвиги.

В годы войны А. Толстой создал также драматическую повесть «Иван Грозный», состоящую из двух пьес: «Орел и орлица» (1941–1942) и «Трудные годы» (1943).

Готовя в 1942 году «Хождение по мукам» к изданию в одной книге, Толстой в последний раз обращается к работе над трилогией: «Романы, составляющие трилогию, писались с большими интервалами. Нужно было их свести к единому стилю, многое переделать, многое лишнее выпустить, придать им стройность одной книги». Сам Толстой, определяя свое отношение к трилогии, Говорил: «Хождение по мукам» - это... ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны».

«Хождение по мукам» Толстого относится к жанру романа-эпопеи. Ученики уже изучали «Войну и мир» Толстого - классический образец романа-эпопеи и новейшей литературе. Однако при изучении «Хождения по мукам» следует им напомнить об особенностях жанра эпопеи (можно спросить, кто из них помнит, что собою представляет роман-эпопея), расширить их представления об этом жанре, закрепить их знания и обратить внимание на особенности эпопеи в литературе социалистического реализма. Следует напомнить определение «романа-эпопеи» из «Словаря литературоведческих терминов» и «Краткой литературной энциклопедии».

«Основной чертой современной эпопеи... является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс... Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя характеристика мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности». В «Краткой литературной энциклопедии» указывается, что в романе-эпопее социалистического реализма появилось «новое качество жанрового содержания. Оно заключается в том, что становление характеров главных героев происходит не просто в связи, но на основе их положительного активного участия в исторически прогрессивных и революционных событиях».

Главным героем эпопеи является народ, который участвует в исторических событиях. Содержание трилогии «Хождение по мукам» огромно, в ней рассказано о важнейших, переломных событиях в жизни России и даже шире - в жизни всего человечества. Произведение густо «населено», оно поражает разнообразием и яркостью типов людей, мастерством лепки характеров. Писатель наряду с многоплановым изображением исторической действительности, грандиозных классовых битв рисует становление и развитие человеческих характеров в процессе их участия в революционных событиях.

Ни в каком другом русском романе не называется так часто имя России, как в «Хождении по мукам». О России постоянно думает автор, о ее судьбе рассуждают герои. Судьбами России озабочены все - от простого солдата до руководителя страны. «Дыхание ее измученной, но титанической груди» определяет поведение, поступки и судьбы всех героев.

После гибели Корнилова Добровольческую армию возглавил Деникин. Из всех руководителей контрреволюции ему в трилогии уделено больше всего внимания. Масштабы деятельности Добровольческой армии при Деникине настолько возросли, что она составила огромную опасность для самого существования молодой республики. И все же иронический оттенок в описании Деникина вполне обоснован. А. Толстой убедительно показывает, что белогвардейцы представляли собой огромную, смертельную опасность для русской республики.

В «Сестрах» изображению прогрессивных сил России уделено очень мало места и внимания. И все же уже здесь возникают мысли о другой России, которые высказываются людьми, весьма далекими от жизни народа и не понимающими ее. Толстой показывает, как в классовых боях гражданской войны мужала Красная Армия, закалялись и крепли в сознании своей правоты бойцы и командиры, как вместе с армией в борьбу с белогвардейцами вступал весь трудовой люд, как дисциплинировалась Красная Армия.

Кадровые офицеры и генералы, несмотря на свое превосходство в военной выучке, а иногда и в численности войск, ничего не смогли сделать с, казалось, слабой Красной Армией. Руководитель белогвардейских частей, генерал Деникин, «который... начал верить в свое избрание свыше», вдруг потерпел сокрушительное поражение: «большевики, дышавшие на ладан, что-то такое сделали непонятное: в разгар сыпного тифа, острейшего голода и окончательной хозяйственной разрухи организовали мощное контрнаступление» (там же).

Этим, конечно, не ограничивается пестрая картина русской жизни революционной эпохи. Образы милой комсомолки Маруси, подполковника Тетькина, украинского партизана Пьявки, белозубого парня, вместе с Дашей слушавшего выступление Горького на заводе, «батьки Махно», его подручного Левки Задова, Алексея Красильникова, жадной красавицы Матрены, деда Афанасия, спекулянта Паприкаки, бойкого иностранца Матте, Мамонта Дальского, анархиста Жадова, Бориса Савинкова, контрреволюционного атамана Дутова и др. каждый по-своему дополняет ее.

 

 

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, публицистика, драматургия.

 

1. Проза периода ВОВ

За четыре года войны проза пережила значительную эволюцию. Первоначально война освещалась в очерковом, схематично–беллетризованном варианте. Таковы многочисленные рассказы и повести лета, осени, начала зимы 1942 года. Позже фронтовая действительность постигалась писателями в сложной диалектике героического и повседневного. Уже в первые два года войны было опубликовано свыше двухсот повестей. В годы Великой Отечественной на первое место вышла героическая, романтическая повесть.

Стремление раскрыть суровую и горькую правду первых месяцев войны, достижениями в области создания героических характеров отмечены «Русская повесть» (1942) Петра Павленко и повесть Василия Гроссмана «Народ бессмертен». Однако между этими произведениями есть различия в способах воплощения темы. У П.Павленко событийно–фабульное начало доминирует над раскрытием психологии войны. В повести «Народ бессмертен» образы рядовых солдат и офицеров воссозданы несравненно полнее и глубже.

Характерная примета военной прозы 1942 – 1943 годов – появление новелл, циклов рассказов, связанных единством действующих лиц, образом повествователя или лирической сквозной темой. Именно так построены «Рассказы Ивана Сударева» Алексея Толстого, «Морская душа» Л.Соболева, «Март–апрель» В.Кожевникова. Драматизм в этих произведениях оттеняется лирической и одновременно возвышенно–поэтической, романтической чертой, помогающей выявить душевную красоту героя. Углубляется проникновение во внутренний мир человека. Более убедительно и художественно совершенно раскрываются социально–этические истоки патриотизма.

Углубление историзма, расширение временных и пространственных горизонтов – несомненная заслуга повести 1943–1944 годов. Одновременно шло и укрупнение характеров. В центре повести А.Платонова «Оборона Семидворья» (1943) – мир и война, жизнь и смерть, долг и чувство. Жестокий бой ведет рота старшего лейтенанта Агеева, атакуя захваченную врагом деревеньку в семь дворов. Казалось бы, маленький плацдарм, но за ним – Россия. Сражение показано как тяжкий, упорный, кровавый труд. Агеев внушает своим подчиненным, что «на войне бой бывает кратким, но долгим и постоянным. И более всего война состоит из труда… Солдат теперь не только воин, он строитель своих крепостей…». Размышляя о своем месте в бою, Агеев себе, как офицеру, отводит особую роль: «…трудно сейчас нашему народу – весь мир он несет на своих плечах, так пускай же мне будет труднее всех».

Суровые будни и драматизм воины, осмысленные в масштабе больших социально–нравственных и философских категорий, предстают со страниц повести Л.Леонова «Взятие Великошумска». Раздумья командира танкового корпуса генерала Литовченко, как бы продолжающие прерванную пулей нить размышлений героя повести А. Платонова, являются своеобразной этической доминантой книги: «Народы надо изучать не на фестивалях пляски, а в часы военных испытаний, когда история вглядывается в лицо нации, вымеряя ее пригодность для своих высоких целей…»

Повесть Л.Леонова «Взятие Великошумска» написана в январе–июне 1944 года, когда еще сильно огрызавшийся, но уже заметно «щипаный германский орел» откатывался на исходные рубежи 41–го. Это обусловило особый смысл и тональность книги, придало ее драматизму торжественно–величавый колорит. И хотя роль батальных сцен, как и положено произведению о войне, достаточно велика, все же не они, а раздумья, наблюдения художника организуют внутреннюю структуру книги. Ибо и в войне «моторов», как убежден автор, «прочнее сортовой стали смертная человеческая плоть».

К концу войны ощутимо тяготение прозы к широкому эпическому осмыслению действительности. Два художника – М.Шолохов и А.Фадеев – особенно чутко улавливают тенденцию литературы. «Они сражались за Родину» Шолохова и «Молодая гвардия» Фадеева отличаются социальной масштабностью, открытием новых путей в трактовке темы войны.

М.Шолохов, верный природе своего таланта, делает смелую попытку изображения Великой Отечественной войны как поистине народной эпопеи. Сам выбор главных героев, рядовых пехоты, – хлебороба Звягинцева, шахтера Лопахина, агронома Стрельцова – свидетельствуют о том, что писатель стремится показать различные слои общества, проследить, как всколыхнулось и грозно зашумело в годину суровых испытаний народное море.

Богат и многообразен духовно–нравственный мир шолоховских героев. Художник рисует широкие картины эпохи: горестные эпизоды отступлений, сцены яростных атак, взаимоотношения солдат и мирных жителей, короткие часы между боями. При этом прослеживается вся гамма человеческих переживаний – любовь и ненависть, строгость и нежность, улыбки и слезы, трагическое и комическое.

В романе А.Фадеева «Молодая гвардия» от прежней аналитичной, «толстовской манеры», присущей автору «Разгрома» и «Последнего из удэге», мало что остается. Фадеев отходит от вымышленного повествования и опирается на конкретные факты и документы. В то же время он пишет свой роман красками, характерными для высокой романтической трагедии, отбирая контрастные тона. Добро и зло, свет и мрак, прекрасное и безобразное стоят на разных полюсах. Границы между понятиями–антагонистами не просто прочерчены, но как бы прорублены. Напряженный эмоционально–экспрессивный стиль полностью отвечает этой манере.

Если поэзии, публицистике и прозе первых лет войны был присущ обостренный интерес к далекой исторической поре, то внимание автора «Молодой гвардии» привлекает нелегкая, героическая эпоха 30–х годов как духовно–нравственная почва, на которой созрели столь удивительные плоды. Становление молодогвардейцев приходится именно на 30–е годы, а их стремительное возмужание – на начало 40–х годов. Наиболее значительной заслугой писателя следует считать художнически проникновенное изображение молодого поколения. Это прежде всего не по летам граждански зрелый, умный, обладающий прирожденным талантом организатора Олег Кошевой. Это рядовые участники подпольной организации, характеры которых мастерски индивидуализированы: поэтическая натура мечтательной, душевно глубокой и тонкой Ульяны Громовой, темпераментной и безрассудно храброй Любови Шевцовой, преисполненного жаждой подвига Сергея Тюленина – мальчишки «с орлиным сердцем».

 

2. Публицистика и Драматургия периода ВОВ

Писатели с самого начала войны обратились к публицистике, которая давала возможность оперативно отразить происходящие события. В публицистике передавался героический пафос борьбы народа, его непреклонная вера в победу над фашизмом. Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко и другие писатели-публицисты создали произведения, несущие огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу.

Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнаженно–рационалистическая манера, зачастую отвлеченно–схематические способы изображения врага, то в начале 1942 года публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове публициста и нота митинга. И обращение к душевному миру человека.

Следующий этап совпал с переломом в ходе войны, с необходимостью углубленного социально–политического рассмотрения фашистского фронта и тыла, выяснения коренных причин близящегося поражения гитлеризма и неотвратимости справедливого возмездия. Этими обстоятельствами вызвано обращение к таким жанрам, как памфлет и обозрение.

На завершающем этапе войны появилось тяготение к документальности. Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства.

статьи "Родина" А. Толстого, "Сила России" Н. Тихонова, "Размышления у Киева" Л. Леонова, "Украина в огне" А. Довженко, "Душа России" И. Эренбурга, "Уроки истории" Вс. Вишневского.

Например, публицистика Алексея Николаевича Толстого периода войны продолжала основные линии его антифашистской публицистики довоенного времени и в то же время несла в себе новые черты. Она отражала конкретные события войны: подмосковную битву, битву на Волге, героизм воинов на всех фронтах. В основе статей лежал острый конфликт – столкновение двух миров – социализма и фашизма. Художник выразил свои страстные симпатии народу, ведущему справедливую освободительную войну, и пламенную ненависть гитлеровским поработителям.

В статье «Что мы защищаем», написанной на пятый день войны, А. Толстой поставил важнейшие вопросы защиты Родины. Он показал, что программа нацистов чудовищна. Фашисты хотят завоевать Европу, Азию и другие материки и провозгласить себя высшей расой. Ради этого льются потоки крови, горят города, истребляются миллионы людей. Толстой страстно говорил о том, что на наш народ легла великая миссия – освободить мир от коричневой чумы. Писатель раскрывает особенности характера русского человека, его потенциальные героические качества. Статья пронизана чувством огромной любви к Родине. «Это моя Родина, моя родная земля, моё отечество, - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе».

Публицистика А. Толстого многопроблемна. Но идейным стержнем публицистики является его вера в народ и победу нашей Родины. Многие статьи вскрывают источники этой победы, единство фронта и тыла, дружбу народов, героизм Советской Армии.

Свои последние статьи А. Толстой посвятил наступлению наших войск на всех фронтах в 1944 году. Он пишет о том, что наступающая Красная Армия в упорных боях преодолевает укреплённые рубежи Днепра, Буга, Днестра, Прута и приближает желанную победу.

Драматургия. За годы войны было создано свыше трехсот пьес. Лишь немногим посчастливилось пережить свое время. Среди них «Фронт» А.Корнейчука, «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди» К.Симонова, «Офицер флота» А.Крона, «Песнь о черноморцах» Б.Лавренева, «Сталинградцы» Ю. Чепурина и некоторые другие.

Пьесы, появившиеся в самом начале войны и созданные еще на волне довоенных настроений, оказались далекими от трагической обстановки первых месяцев тяжелых боев. Потребовалось время, чтобы художники смогли осознать свершившееся, верно его оценить и по–новому осветить. Переломным этапом в драматургии стал 1942 год.

Так, Драма Л.Леонова «Нашествие» создавалась в самое трудное время. Небольшой город, где развертываются события пьесы, – символ всенародной борьбы с захватчиками.

Пьеса выразила общий с другими произведениями тех лет патриотический пафос и показала испытание социально-нравственных ценностей в экстремальных обстоятельствах вражеского нашествия. Уже в названии подчеркнут эпический масштаб пьесы, где камерность случившегося в семье врача Ивана Тихоновича Таланова и его жены Анны Николаевны вписана в картину народного бедствия и народного сопротивления. Фабула пьесы укладывается в несколько строк: в канун оккупации домой из заключения вернулся Федор, а впоследствии он ушел к партизанам. В первой редакции он был осужден за то, что стрелял в женщину из ревности, что делало несколько странной реакцию семьи - страх - на его возвращение. Во второй редакции, созданной в 60 г., раскрывается истинный смысл трагедии Федора: он - жертва политических репрессий.

Симонов создает произведение с большим количеством персонажей. Массовость героизма подсказал художнику иной путь – искать исключительных героев не надо, их много, они среди нас. «Русские люди» – пьеса о мужестве и стойкости простых людей, владевших до войны очень мирными профессиями: шофере Сафонове, его матери Марфе Петровне, девятнадцатилетней Вале Анощенко, возившей председателя горсовета, фельдшере Глобе. Им бы строить дома, учить детей, творить прекрасное, любить, но жестокое слово «война» развеяло все надежды. Люди берут винтовки, надевают шинели, идут в бой.

Драматург изображает войну во всем ее суровом и грозном обличье, он не боится показать жесточайшие испытания, смерть защитников Отечества. Большая удача художника – образ военфельдшера Глобы. За внешней грубоватостью, насмешливостью у этого человека скрыты душевная щедрость, русская удаль, дерзкое презрение к смерти.

Пьеса «Русские люди» уже летом 1942 года, в тяжелейшую пору войны, была поставлена на сцене ряда театров. Английский журналист А.Верт, присутствовавший на одном из спектаклей, особо отмечал впечатление, которое произвел на зрителей эпизод ухода Глобы на задание, откуда он не вернется: «Я помню, как мертвая тишина, не нарушавшаяся в течение по крайней мере десяти секунд, царила в зале филиала Московского Художественного театра, когда опустился занавес в конце 6–й картины. Ибо последними словами в этой сцене было: «Ты слыхал или нет, как русские люди на смерть уходят?» Многие из женщин в зрительном зале плакали…»

Успех пьесы объяснялся и тем, что драматург показал врага не как примитивного изувера и садиста, а как изощренного, уверенного в своей безнаказанности «покорителя» Европы и мира.

 

3. Поэзия периода ВОВ

Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу – вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Борис Слуцкий, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Б.Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет.

Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения Александра Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!».

Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» Михаила Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Дмитрия Кедрина, «Поле русской славы» Сергея Васильева.

В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. К тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К.Симонова).

Женщине–матери, простой русской женщине, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры – посвятили поэты проникновенные строки:

Запомнил каждое крыльцо,

Куда пришлось ступать,

Запомнил женщин всех в лицо,

Как собственную мать.

Они делили с нами хлеб –

Пшеничный ли, ржаной, –

Они нас выводили в степь

Тропинкой потайной.

Им наша боль была больна, –

Своя беда не в счет.

(А.Твардовский «Баллада о товарище»)

В той же тональности звучат стихи М.Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А.Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А.Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

Серьезную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза Анны Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие стойкость сражающегося народа:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

«Василий Теркин» А.Твардовского – крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной. Если у А.Прокофьева в лиро–эпической поэме «Россия» на первом плане образ Родины, ее поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица (братья минометчики Шумовы) изображены в символически–обобщенной манере, то у Твардовского достигнут синтез частного и общего: индивидуальный образ Василия Теркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны.

Стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» (1941) получило широкую известность, потому что выражало чувства и переживания всего народа. Интонация горестного раздумья, интонация доверительной беседы с задушевным другом. Поэт перебирает в памяти общие воспоминания, восстанавливает картины отступления 1941 года. Стихотворение лишено призывных интонаций, в нем воплощена напряженная работа ума и сердца, ведущая к новому пониманию жизни и судеб людей и Родины.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз

Деревни, деревни, деревни с погостами.

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ты. знаешь, наверное, все-таки родина

Не дом городской, где я празднично жил

А эти проселки, что дедами пройдены

С простыми крестами их русских могил.

Стихотворение «Жди меня» (1941) о верной, преданной любви, о ее спасительной силе. Над любовью не властно время, обстоятельства. Многократные повторения слова «жди». В первой двенадцатистрочной строфе оно повторено десять раз. Словами «Жди, когда...» начинаются шесть из двенадцати строчек, в которых обрисованы все времена года и разные жизненные обстоятельства, обозначающие, что ожидание бессрочно.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут…

Каждая из трех больших строф начинается словами «Жди меня, и я вернусь...». Это напряженное, страстное, усиленное повторение («Жди меня» и как результат — «я вернусь» - народные заклинания, заговоры, молитвы.

А. Сурков знаменит стихотворением «Бьется в тесной печурке огонь...» (1941) тоже о любви, ее спасительной силе, о верности и преданности. В трагических обстоятельствах войны («До тебя мне дойти нелегко, / А до смерти четыре шага») моральной опорой человеку служит любовь («Мне в холодной землянке тепло / От твоей негасимой любви»).

 

45. Тема Великой Отечественной войны в прозе 1940–90-х годов (произведения В. Некрасова, К. Воробьева, К. Симонова, Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Быкова, В. Распутина, В. Кондратьева, Е. Носова, В. Астафьева – по выбору).

 

Тема ВОВ 60-90е (Быков, Бондарев, Астафьев, Гроссман)

Тема Великой Отечественной войны занимает значительное место в русской литературе 60-90х. Широко известны произведения В. Быкова, Б. Васильева, В. Гроссмана, Ю. Бондарева и многих других писателей. В их лирико-психологических военных повестях поставленные ранее вопросы подвига и героизма, как правило, снимаются; на смену им приходит проблема «человек и война» в ее различных художественных воплощениях. Обращаясь к военной теме, писатели предпринимают попытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях трудной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. В повестях Б. Васильева и В. Быкова авторов нередко интересует "микрокосм" войны. В поле их зрения, как правило, оказывается или небольшой участок фронта, или группа, оторвавшаяся от своего полка. В центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.088 с.)