Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннее Творчество И.С. Тургенева: идейно-художественное своеобразие «Записок охотника», нравственно-философская проблематика повестей. Н.Г. Чернышевский о герое повести И.С. Тургенева «Ася».

Поиск

Первый период (1836-1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, хавершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить 2 этапа: 1836-1842 гг – годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847- время напреженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматурнии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежнижних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние Белинского. Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (2 года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с Белингским. В этот период любовь к Полине Виардо – мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений. В 1844-1847 гг. Тургенев один из самых видных участников «натуральной школы».

Тв-во: лирич.стихотворения, поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), повести и рассказы («Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Петушков»).

Второй период (1848-1861) был самым плодотворным. Известность писателя росла. В начале 1847 г. Тургенев опубликовал в «Современнике» свой первый «охотничий» рассказ «Хорь и Калиныч».

Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием "Записки охотника". Публикацией "Хоря и Калиныча" Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев "почву, хранящую жизненные соки всякого развития". Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.
В "Записках охотника" сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая - с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к этим двум полюсам - "мертвому" или "живому".
Характеры Хоря и Калиныча, как два полюса магнита, начинают притягивать к себе всех последующих, живых героев книги. Одни из них тяготеют к поэтичному, душевно-мягкому Калинычу, другие - к деловому и практичному Хорю. Живой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои "Записок охотника" не просто изображаются "на фоне" природы, а выступают как продолжение ее стихий: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в "Свидании", из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в "Записках охотника" скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи. Живая Россия в "Записках охотника" движется, дышит, развивается и растет. О близости Калиныча к природе говорится немного. Поэтизируется готовность к самопожертвованию, бескорыстной помощи человеку, попавшему в беду. Эта черта русского характера достигает кульминации в рассказе "Смерть": русские люди "умирают удивительно", ибо в час последнего испытания они думают не о себе, а о других, о ближних. Тема музыкальной одаренности русского народа: поет Калиныч, а Хорь ему подтягивает. В финале очерка "Малиновая вода" песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Антикрепостнический пафос "Записок охотника" заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в "Записках охотника" - крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.
В "Записках охотника" неоднократно показывается, что крепостное право враждебно как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия. Поэтому живые силы нации писатель ищет и в крестьянской и в дворянской среде. Любуясь деловитостью или поэтической одаренностью русского человека, Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся "живая" Россия, не только крестьянская, но и дворянская.
Основные худ.особенности «Записок охотника»:

1) нет единого сюжета, каждый рассказ самостоятелен. Документальная основа всего цикла (география цикла)

2) беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов – результат встреч Тургенева с реальными людьми.

3) Весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного к природе, людям.

4) Больш-во пр-ний социально-психологические очерки.

Повести о "трагическом значении любви" ("Затишье", "Переписка", "Фауст", "Ася"). В основе сюжета почти всех произведений о лишнем человеке – история любви героев. Герои Тургенева предстают не в будничную пору своей жизни, а или на повороте, на изломе жизненного пути (как в!Фаусте»), или исполненные радужных, крылатых надежд, впервые открывающие для себя мир чувств и мыслей («Ася»). все это сообщает тургеневским повестям внутреннее единство настроения, своеобразную гармонию, - это повесть-исповедь, повесть-воспоминание о самом значительном, самом дорогом в жизни. В основе жизненного содержания почти всех повестей пятидесятых годов лежит действительный факт, событие, воспоминание, в них много автобиографического, пережитого. Это обстоятельство и придает тургеневскому лиризму характер абсолютной искренности, правдивости, задушевный тон исповеди. Повести Тургенева элегичны. Элегичность, самый тон какой-то щемящей грусти проистекают от острого ощущения трагического разлада (в котором повинен сам герой) мечты и действительности. Анненков писал, что каждая из повестей «имеет вид небольшого психического факта», «психологической загадки». Отсюда – у Тургенева мысль превалирует над сюжетом, отсюда и сознательная неразработанность сюжета. «Необъяснимая» страсть героя «Переписки» в момент, когда, казалось, он обрел родственную, близкую душу, а затем крах надежд и иллюзий, одинокая смерть, - относятся именно к тому ряду «психических фактов», «психологических загадок», о которых писал Анненков. «Психологическая загадка» кроется и в сюжете «Фауста»: сложная психологическая ситуация возникает с первых же страниц повести: глубокое душевное потрясение героини, вызванное чтением «Фауста» Гете, внезапно вспыхнувшая любовь к бывшему другу юности, неожиданная трагическая гибель.
Повесть «Ася», начатая 12 июля 1857 года, писалась около пяти месяцев. По замыслу писателя, она должна была рассматриваться как этюд к последовавшим за ней большим произведениям. В которых проблемы, связанные с судьбой лишних людей в новой исторической обстановке были поставлены писателем по-новому, шире и глубже. В «Асе» нашли свое отражение раздумья писателя о лишних людях. Тема трагической любви. В образе Аси много общего с Натальей Ласунской и будущей героиней «Дворянского гнезда» Лизой. Действительно, у Аси и Натальи разные характеры, но их ум, их богато ударенные натуры не были испорчены плохим воспитанием. Свободно развившись, и та, и другая сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность. Сильные духом, они способны и к трудным свершениям. Сближает этих героин и их трагическая судьба – крылья у них выросли, да лететь некуда. Ася мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг», она мечтает «прожить недаром, след за собой оставить…» Светла и прекрасна чистая первая любовь Аси, неудержим ее порыв к счастью, к свободе. Но лучшие ее стремления не находят своего воплощения, они разрушаются в столкновении с эгоизмом и безволием слабого и пустого человека с «обычным порядком» окружающей ее жизни. Образ Аси очень поэтичен. И он окрашивает лиризмом всю повесть. Чернышевского в «Асе» больше привлекало ее общественное значение. В своей статье "Русский человек на rendez-vous", которая появилась вскоре после публикации тургеневской повести, критик, по его словам, использовал эту повесть, имевшую "направление чисто поэтическое, идеальное, не касающееся ни одной из так называемых черных сторон жизни", для того, чтобы дать ответ на важнейший общественно-политический вопрос: какова истинная ценность главных социальных сил России. Статья была посвящена разоблачению главного героя повести - господина N. Многим кажется он лишь мечтательным молодым человеком, который больше всего на свете боялся совершить неблагородный, недостойный поступок. Его счастье с Асей не состоялось, потому что он боялся, не мог позволить себе злоупотребить ее доверием, ответить злом на дружеское отношение ее брата. Кроме того, и девушка, и рассказчик стали жертвами общественных предрассудков прошлого столетия. Брат Аси, Гагин, был уверен, что господин N не женится на ней, ведь она незаконнорожденная. Но Чернышевский увидел в повести совсем другое. Для него господин N чуть ли не злодей, по крайней мере, безнадежно дурной человек. Критик считает эти качества не личными, а общественными. Он утверждает, что рассказчик - общественный портрет русской интеллигенции, а она изуродована отсутствием гражданских свобод.
Анализ образа главного героя повести «Ася» позволил Чернышевскому убедительно показать, что черты, определяющие сущность людей такого сорта, каким был N: нерешительность и бессилие, обусловили их бездействие в момент, когда, по словам критика, было «нужно не наказание отдельного лица, а изменение в условиях быта для целого сословия». «Герои эти», как считает Чернышевский, «не пригодны к роли. Которая дается им». Таким, образом, доказывая несостоятельность лишних людей, доказывая, что они утратили все необходимое, чтобы стать передовыми деятелями нового исторического периода, Чернышевский вынес приговор дворянскому либералу пятидесятых годов.

Романное творчество И.С. Тургенева. Социально-историческая и философско-этическая проблематика и поэтика романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Базаров в системе образов романа «Отцы и дети». Русская критика о романе. Эволюция художественного метода писателя и обновление поэтики романов «Дым» и «Новь».

К работе над "Рудиным" Тургенев приступил в 1855 г., в обстановке назревавшего общественного подъема. Главный герой романа во многом автобиографичен: это человек тургеневского поколения. Тургенева волновал вопрос, что может сделать культурный дворянин в новых условиях, когда перед обществом встали конкретные практические вопросы. Характер Рудина раскрывается в слове. Он покоряет общество в салоне Ласунской блеском своего ума и красноречия. Это гениальный оратор. Молодой учитель Басистов и юная дочь Ласунской Наталья очарованы музыкой рудинской речи о "вечном значении временной жизни человека". Его речи вдохновляют и зовут к обновлению жизни, к необыкновенным, героическим свершениям. Противоречивый характер своего героя Тургенев подвергает главному испытанию - любовью. Полные энтузиазма речи Рудина юная Наталья принимает за его дела. В ее глазах Рудин - человек подвига, за которым она готова идти безоглядно на любые жертвы. Но Наталья ошибается: годы отвлеченной философской работы иссушили в Рудине живые источники сердца и души. Перевес головы над сердцем ощутим уже в сцене первого любовного признания. Есть в романе глубокий контраст между утром в жизни юной Натальи и рудинским безотрадным утром у пересохшего Авдюхина пруда. Молодому, светлому чувству Натальи отвечает в романе жизнеутверждающая природа. И совсем другое, невеселое утро переживает Рудин в период решительного объяснения с Натальей. Первое возникшее на его пути препятствие - отказ Дарьи Михайловны Ласунской выдать дочь за бедного человека - приводит Рудина в полное замешательство. В ответ на любовные порывы Натальи он говорит упавшим голосом: "Надо покориться". Герой не выдерживает испытания любовью, обнаруживая свою человеческую неполноценность. В Рудине отражается трагическая судьба человека тургеневского поколения, воспитанного философским немецким идеализмом. Этот идеализм окрылял, рождал ощущение смысла истории, веру в прогресс. Но уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной человеческой жизни. Теоретик, всей душой ненавидевший крепостное право, оказывался совершенно беспомощным в практических шагах по осуществлению своего прекрасного идеала. Рудин, романтик-энтузиаст, замахивается на заведомо неисполнимые дела: перестроить в одиночку всю систему преподавания в гимназии, сделать судоходной реку, не считаясь с интересами владельцев маленьких мельниц на ней.
Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 года. Верный своей "гениальности" без "натуры", он появляется здесь тогда, когда восстание национальных мастерских уже подавлено. Русский Дон Кихот поднимается на баррикаду с красным знаменем в одной руке и с кривой и тупой саблей в другой. Сраженный пулей, он падает замертво, а отступающие рабочие принимают его за поляка. Вспоминаются слова из рудинского письма к Наталье: "Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду..." Один из героев романа говорит: "Несчастье Рудина состоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись".
И все же судьба Рудина трагична, но не безнадежна. Его восторженные речи жадно ловит молодой разночинец Басистов из будущих "новых людей", Добролюбовых, Чернышевских. Да и гибелью своей, несмотря на видимую ее бессмысленность, Рудин отстаивает ценность вечного поиска истины, высоту героического порыва.

Рудин относится к числу так называемых «лишних» людей. Образ лишнего человека мы встречаем в русской литературе на протяжении всего 19 века.

Позже писатель в «Дневнике лишнего человека» такую дает характеристику: Главное качество лишних людей, их отличительный признак, как считает герой «Дневника», - это бесполезность. "Дворянское гнездо" - последняя попытка Тургенева найти героя своего времени в дворянской среде. В этом романе писатель продолжает тему лишнего человека.

Лаврецкий - герой, собравший в себе лучшие качества патриотически и демократически настроенного русского дворянства. Он входит в роман не один: за ним тянется предыстория дворянского рода, укрупняющая проблематику романа. Речь идет не только о личной судьбе Лаврецкого, но и об исторических судьбах целого сословия, последним отпрыском которого является герой. Тургенев резко критикует дворянскую беспочвенность - отрыв сословия от родной культуры, от народа, от русских корней. Таков отец Лаврецкого - то галломан, то англоман. Начало жизненного пути Лаврецкого типично для людей его круга. Лучшие годы тратит он впустую на светские развлечения, на женскую любовь, на заграничные скитания.

В судьбе Лаврецкого Тургенев показывает духовную драму «лишних людей», идеалистически настроенной дворянской интеллигенции 30-40-х гг., воспитанной в тепличной обстановке «дворянских гнезд», оторванной от народной почвы. Столько широко освещенная в «Рудине» коллизия между словом и делом, между гениальными натурами, кипящими в «действие пустом» и натурами практическими продолжает свое развитие и в «Дворянском гнезде». Тургенев был прав, рисуя своего героя в конце романа как человека уходящего прошлого. Ведь Лаврецкий покорился своей трагической судьбе.

Добролюбов писал о Лаврецком: «Драматизм его положения заключается уже не в борьбе с собственным бессилием, а в столкновении с такими понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергичного и смелого человека».

Проблематика и поэтика романа "Накануне" И.С. Тургенева. Статья "Гамлет и Дон-Кихот" как комментарий к роману. Н.А. Добролюбов о романе.

В 1859 г. Тургенев начал писать свой третий роман «Накануне». Добролюбов, посвятивший роману статью "Когда же придет настоящий день?", отметил четкую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня романа Елена Стахова стоит перед выбором. На место ее избранника претендуют молодой ученый Берсенев, будущий художник Шубин, преуспевающий государственный чиновник Курнатовский и болгарский революционер Инсаров. Елена олицетворяет молодую Россию накануне общественных перемен. Кто нужнее ей сейчас: люди науки, искусства, государственной службы или гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова дает ответ на этот вопрос. Добролюбов отметил в Елене "смутную тоску", "бессознательную и неотразимую потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое образованное". Тургенев обращает внимание на близость Елены к народу. С тайным восхищением слушает она истории нищей девочки Кати о жизни "на всей Божьей воле" и воображает себя странницей. Из народного источника приходит к Елене русская мечта о правде, которую нужно искать далеко-далеко, со странническим посохом в руках. Из того же источника - готовность пожертвовать собою ради других, ради высокой цели спасения попавших в беду людей. Внешний облик Елены напоминает птицу, готовую взлететь, и ходит героиня "быстро, почти стремительно, немного наклонясь вперед". Смутная тоска и неудовлетворенность ее тоже связаны с темой полета. Таким же окрыленным героем, достойным Елены, оказывается Дмитрий Инсаров. Что отличает его от русских Берсеневых и Шубиных? Прежде всего - цельность характера, полное отсутствие противоречий между словом и делом. Он занят не собой, все помыслы его сосредоточены на высшей цели – освобождении родины, Болгарии. Рядом с сюжетом социальным развертывается в романе философский. Он открывается спором Шубина с Берсеневым о счастье: не эгоистическое ли это чувство, не разъединяет ли людей стремление к нему? Соединяют людей слова: "родина, наука, справедливость". А любовь объединяет лишь тогда, когда она "любовь-жертва", а не "любовь-наслаждение". Инсарову и Елене кажется, что их любовь соединяет личное с общественным. Но жизнь вступает в противоречие с желаниями и надеждами людей. Любовь ее к Инсарову приносит страдание не только матери: она оборачивается невольной нетерпимостью по отношению к отцу, к друзьям, она ведет Елену к разрыву с Россией: "Ведь все-таки это мой дом, - думала она, - моя семья, моя родина..." Елена безотчетно ощущает, что и в ее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым возвышается над любовью к тому делу, которому весь, без остатка, хочет отдаться герой. Больной Инсаров задает Елене вопрос: "Скажи мне, не приходило ли тебе в голову, что эта болезнь послана нам в наказание?" Добролюбов решительно противопоставил задачи "русских Инсаровых" той программе общенационального единения, которую провозглашает тургеневский герой. Русские Инсаровы борются не с внешним врагом, а с "внутренними турками", в число которых Добролюбов заключает не только консерваторов, противников реформ, но и близких Тургеневу по духу либералов. Статья Добролюбова без промаха бьет в святая святых убеждений и верований Тургенева. Познакомившись с ней до публикации, Тургенев умоляет Некрасова не печатать ее. Когда же статья была все же опубликована, он покидает "Современник" навсегда. Тургенев придавал очень большое значение статье «Гамлет и Дон-Кихот», он считал ее своим программным произведением. Многие современники Тургенева считали эту статью комментарием к роману «Накануне». В статье, как и в романе, Тургенев пытается разрешить самый актуальный вопрос времени – каким должен быть общественный деятель, в котором нуждалась тогда Россия. В статье писатель, противопоставляя человеку безвольному, погруженному в скептический самоанализ, человека решительного, полного энергии и энтузиазма, критикует людей эгоистичных, постоянно во всем сомневающихся и поэтому лишенных необходимой активности, и доказывает полезность людей смелых, самоотверженных, беспредельно преданных высокому идеалу и не щадящих себя для его воплощения, полезность тех, кто, благодаря этим качествам. Способен на подвиг и поэтому близок народу. Первый тип этих людей писатель ассоциирует с образом Гамлета, а второй – с образом Дон Кихота и, рассматривая эти два образа вне времени, как бы оценивает два основных типа современных русских людей общечеловеческими критериями. Инсаров, конечно же, относится ко второму типу. Он – Дон Кихот тургеневского времени.

Конфликт романа "Отцы и дети" и его сюжетно-композиционное решение Система образов в романе. В центре романа «Отцы и дети» конфликт двух направлений русской общественно-политической жизни того времени – либерализма и революционного демократизма. Среди героев романа наиболее активными представителями непримиримых мировоззрений являются Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кирсанов. Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой он вращался всю свою молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он жил всю жизнь. А для нигилиста Базарова это было просто смешно. Павлу Петровичу лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. По внешности, по убеждениям Павел Петрович аристократ. Правда, как пишет Писарев, «убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит» и «по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». В чем же заключаются эти «принсипы»? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист. Павел Петрович не переносил инакомыслия и яростно защищал доктрины, которым «постоянно противоречили его поступки». Он любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними «морщится и нюхает одеколон». Кирсанов толкует о России, о «русской идее», но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью. В Павле Петровиче Тургенев, верный исторической правде, раскрывает всю ограниченность дворянско-аристократического либерализма, его ненависть к демократическому движению, к демократической молодежи 60-х гг. Это тип уходящего барства. Главный герой романа – Евгений Базаров – натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, все подвергавшая суду мысли. В этом отношении Базаров был типичным представителем разночинцев-шестидесятников. Критика старых принципов жизни, за которые «держались» отцы» давно уже велась на страницах «Современника». Базарова, как разночинца-демократа, не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные ее исправления. Базаров не либеральный реформатор. Он требует уничтожения и замены самых основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого, несомненно отразились революционные устремления передовой демократической молодежи. Основной конфликт между героем-демократом и либералами сформулирован в словах Базарова, обращенных к Аркадию Кирсанову: «В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, – а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает…» (гл. 26). Уже само название романа «отцы и дети» подсказывает, что роман построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев. В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные интриги тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из 28 глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман. Система действующих лиц построена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров – Павел Петрович, Базаров – Николай Петрович, Базаров – Аркадий, Базаров – Одинцова, Базаров – родители, Базаров – Ситников и Кукшина, Базаров – дворовые в Марьине, Базаров – мужики в его собственной деревне, Базаров – Фенечка и т.д. Но думается, главное сопоставление – это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь. Чтобы осуществить эту задачу, Тургенев избирает весьма своеобразную композицию. Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся огородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не приносит облегчения. Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни – дружбе, любви, вражде, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.

Роман И.С. Тургенева "Дым", отражение в нем споров Тургенева с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. Повести 60-х гг. ("Призраки", "Довольно") и их связь с романом "Дым".

В 1862 году возникла полемика Тургенева с Герценом и Огаревым. Тургенев был не согласен с основным положением народнического социализма – с верой Герцена в крестьянскую общину и социалистические инстинкты русского мужика. В споре с издателями «Колокола» писатель высказал немало трезвых мыслей и точных наблюдений. Он указал на естественный в пореформенных условиях распад крестьянской общины, на обезземеливание бедной части крестьянства и обогащение кулачества – «буржуазии в дубленом тулупе». Но эти трезвые мысли и наблюдения Тургенев использовал в качестве аргумента против революционных настроений. Он предлагал свою программу постепенного, реформаторского пути общественного развития. Творческие силы он предпочитал искать не в народе, а в просвещенной части русского общества, в среде интеллигенции. Красота – это великие слова. Но посмотришь вокруг – и увидишь все ту же картину человеческой жизни с ее тревожном и трагическом однообразии – те же привычки рабства, та же естественность неправды, то же добывание насущного хлеба. И эту философию жизни Тургенев продолжает в своем романе «Дым», который бал опубликован в мартовском номере "Русского вестника" за 1867 год был. В нем изображается особое состояние мира, периодически случающееся в истории человечества: люди потеряли освещающую их жизнь цель, смысл жизни заволокло туманом. Тургенев наносит удары и по правительственной партии, и по революционной эмиграции. И вот главный герой, Литвинов, задыхаясь в хаосе пустых мнений, бесконечных и назойливых словопрений, вдруг попадает во власть живой, напряженной, трагической любви. Для Литвинова и Ирины в этой страсти открывается единственный живой исход и спасение от духоты окружающей жизни. На фоне "дыма", всеобщего омертвения, анемии человеческих чувств роман Литвинова и Ирины в Баден-Бадене ярок своей порывистостью, безоглядностью, своей огненной, разрушительной красотой. "Культурнические" идеи Тургенева в какой-то мере выражает другой герой романа - Потугин. Он считает, что Россия - европейская страна, призванная органически освоить достижения западной цивилизации, чтобы двинуться; вперед. Основной удар Потугин наносит русскому самохвальству. Но в своих критических высказываниях герой впадает в крайности нигилизма, оскорбительные для русского человека. В финале романа есть слабый намек на отдаленное будущее России - на переход ее из "газообразного" состояния в "планетарное". Медленно освобождается Литвинов от "дыма" баденских впечатлений. Он возвращается на родину и в деревенской глуши ведет скромную "культурническую" работу. "Дым" не принес Тургеневу успеха. Демократы не могли простить писателю карикатурного изображения революционной эмиграции, консерваторы - сатирического изображения придворных в сцене пикника русских генералов в Баден-Бадене. Всеобщее недовольство вызвал Потугин. Анонимный рецензент газеты "Голос" заявлял: "Не с любовью глядит господин Тургенев на Россию "из своего прекрасного далека", презреньем мечет он в нее оттуда!" Ф. И. Тютчев обвинил Тургенева в полном "отсутствии национального чувства".

Роман И.С. Тургенева "Новь", его проблематика и поэтика.

В начале 70-х годов в России наметился новый общественный подъем, связанный с деятельностью революционного народничества. Это опять повернуло Тургенева лицом к России. Однако он не разделял народнических политических программ. Ему казалось, что революционеры страдают нетерпением и слишком торопят русскую историю. Истинно полезными деятелями русского прогресса, по Тургеневу, должны явиться "постепеновцы", "третья сила", занимающая промежуточное положение между правительственной партией и примыкающей к ней либеральной, с одной стороны, и революционными народниками - с другой. Считает, что "третья сила" должна прийти снизу, из народа.Роману "Новь" Тургенев предпосылает эпиграф "Из записных книжек хозяина-агронома": "Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом". Здесь содержится прямой упрек "нетерпеливцам": это они пытаются поднимать новь поверхностно скользящей сохой. В письме А. П. Философовой от 22 февраля 1872 года Тургенев сказал: "Пора у нас в России бросить мысль о "сдвигании гор с места" - о крупных, громких и красивых результатах; более, чем когда-либо и где-либо, следует у нас удовлетворяться малым, назначать себе тесный круг действия". Глубоко забирающим плугом поднимает новь в романе Тургенева "постепеновец" Соломин. Демократ по происхождению, он сочувствует революционерам и уважает их. Но путь, который они избрали, Соломин считает заблуждением, в революцию он не верит. Представитель "третьей силы", он, как и революционные народники, находится на подозрении у правительственных консерваторов калломейцевых и действующих "применительно к подлости" либералов сипягиных. Эти герои изображаются в беспощадно сатирическом свете. Никаких надежд на правительственные верхи и дворянскую либеральную интеллигенцию писатель уже не питает. Он ждет реформаторского движения "снизу", из русских демократических глубин. В Соломине писатель подмечает характерные черты великоросса: так называемую "сметку", "себе на уме", "способность и любовь ко всему прикладному, техническому", практический смысл и своеобразный "деловой идеализм". Эти качества Тургенев считал глубоко русскими, народными, начиная с первого очерка "Записок охотника" - вспомним тип крестьянина Хоря. В отличие от революционеров - Нежданова, Маркелова, Марианны – Соломин не "бунтует" народ, а занимается практической деятельностью: организует фабрику на артельных началах, строит школу и библиотеку. Именно такая негромкая, но основательная работа способна, по Тургеневу, обновить лицо родной земли. Россия страдает не от нехватки героического энтузиазма, а от практической беспомощности, от неумения "не спеша делать" простое и будничное дело.
В «Нови» восторжествовал новый тип тургеневского общественного романа, контуры которого были уже намечены в романе «Дым». В центре романа «Новь» оказываются не столько индивидуальные судьбы отдельных представителей эпохи, сколько судьба целого общественного движения – народничества. Ведущая роль в организации художественного единства романа принадлежит социальным конфликтам эпохи: трагическому противоречия между революционерами-народниками и крестьянством, столкновениям между революционной, либерально-демократической и либерально-консервативной партиями русского общества.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина: жанровые особенности, своеобразие поэтики и проблематики. История и современность, проблема народа и власти в «Истории одного города». Споры ученых о смысле финала. Социально-психологический роман «Господа Головлевы». Художественные приемы создания образа Иудушки Головлева. Современные ученые о романе.

«Губернские очерки» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Революционно-демократич. критика об очерках. «Губернские очерки» (1856—1857). Они знаменовали собой углубление реалистических принципов его творчества. Правдиво и полнокровно воспроизводилась в «Губернских очерках» жизнь дореформенной провинции. Действия и события, о которых повествовал автор, совершались в исконно русских местах – это постоялый двор, народная ярмарка, купеческая лавка, помещичья усадьба, особняк губернского сановника, крестьянская изба, трактир, острог. Среди героев книги —люди, представляющие главные социальные пласты крепостнического общества. В самой композиции «Очерков» выдерживался принцип социальной группировки типов и тем. Особые разделы-главы посвящены категориям чиновничества — от подъячих «прошлых времен» до современных администраторов-«озорников» («Юродивые»), пестрой толпе помещиков и дворян («Мои знакомые», «Талантливые натуры»), доморощенным коммерсантам-купцам, народным персонажам от нищей крепостной старухи до разбогатевшего раскольника («Богомольцы, странники и проезжие», «Драматические сцены и монологи», «В остроге», «Казусные обстоятельства»). В главе «Талантливые натуры» сатирик обращается к образованным, «мыслящим» представителям дворянства, но показывает их полную несостоятельность. В образе Буеракина метко обрисовано типичное перерождение русского барина-идеалиста, некогда смутно чувствовавшего, что «вкруг его есть что-то неладное», в обычного помещика-крепостника, у кот., как и у прочих дворян-землевладельцев, устанавливается батожный режим для крестьян. Куда бы ни заглянул автор «Губернских очерков», какую бы область жизни ни подверг внимательному рассмотрению — всюду он находит живучесть крепостнических нравов и понятий, везде властвует произвол, самоуправство чиновников и помещиков, всюду дает себя знать политическое и экономическое неравенс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.016 с.)