Темы «страшного мира», возмездия, соловьиного сада, родины и революции в творчестве А. Блока после Октября («двенадцать», «скифы»). А. Блок в современном литературоведении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы «страшного мира», возмездия, соловьиного сада, родины и революции в творчестве А. Блока после Октября («двенадцать», «скифы»). А. Блок в современном литературоведении.



 

По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Пишет Станиславскому: Этой теме я посвящаю жизнь.

В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России.

России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши... В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Здесь возникают параллели со стихотворением “Русь”. Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих “революционных предчувствиях” накануне первой мировой войны.

 

Блок «12» (1918). Поэма носит хар-р сложной полифонич симфонии, в кот центр мотив – вихрь и метель. конфликт выражен в борьбе двух стихий – Хаоса и Гармонии. борьба воплотилась в принципе контраста, который пронизывает всю поэму. Основой контраста является борьба света и мрака, черного и белого цветов. Революц- великая жертва истории. Поэт «прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах». Этот подъем духа, радостное напряжение достигло высшей точки в то время, когда писались поэма. «Сердцем» приняв революцию, Блок еще довольно смутно представлял себе конкретно-историч смысл ее. поэма как бы завершала дух и творч путь Блока. В ней нашли отражение главные для его творчества темы: народ и революция, революция и интеллигенция, судьбы России. Причем революция предстала в поэме не только явлением российской истории, но и явлением космическим, отражением некоей духовной субстанции космич «духа музыки». По мысли Блока, «дух музыки» воплотился в народной революции в России. И это есть победное восстание стихии против старого мира, сроки которого пришли к концу. В революции решалась всемирно- истор судьба народа. На пути его к обновлению – соц и духов – стоит и старый мир, и дух зла, разрушения, которые гнездятся еще в народной стихии. В купели революции, в буре всеочищения должна переродиться вся человеч природа. Образом Христа хотел придать поэме философски-этическое звучание. Октябрь обозначил переход не только России, но и всего чел-ства к новой эре.

эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая калейдоскоп. Сюжет: 12 красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, складываются в панораму постреволюционных дней. Новый мир символизируют 12 красноармейцев – «апостолы новой веры»

Лирическое стихотворение «СКИФЫ», написанное буквально за два дня (29-30 января 1916 года), отражает наступление в истории России одного из самых тяжелых и напряженных периодов – начала становления нового государственного порядка, последовавшего после Великой Октябрьской революции. По мнению исследователей творчества писателя, немалое влияние на суть этого стихотворения оказали и новости о готовящемся наступлении на якобы ослабленную переворотами Германию.

Стихотворение «Скифы» основной своей идеей имеет откровенные призывы всего народа к миру и согласию. Каждой строкой в своем произведении поэт словно кричит о том, что после перенесенных потрясений наступила пора, наконец-то, объединиться или хотя бы сесть за стол переговоров.

Автор указывает так же на то, что Россия уже достаточно перенесла и по собственной воле не собирается ввязываться в новые войны Старого Света. Кроме того у молодой страны на первом плане теперь иные интересы, именно поэтому, на взаимоуничтожение Запада и Востока, она «своими раскосыми глазами» будет наблюдать со стороны.

«Скифы» переполнены антивоенной интонацией. Отождествляя скифов со страной, Блок, однако, отмечает, что, несмотря ни на что, у нее еще хватит сил дать отпор любому врагу, который посмеет вторгнуться на ее территорию: «А если нет – нам нечего терять, И нам доступно вероломство!». Поэт открыто выражает собственную точку зрения на самобытность России, отводя ей особенное место в мире.

На протяжении многих и многих веков Россия была, по мнению Блока, «щитом», который разделял Европу и Азию и предотвращал их прямое столкновение. Во все времена европейцев манили богатства азиатских стран, привлекали тайны и загадки Востока. Но Россия всегда сдерживала открытое наступление и захват. Стране отводится роль миротворца. Этим автор подчеркивает особую роль страны во все времена, наделяя ее неким высоким, сакральным смыслом. Но в тоже время, он не ограничивается лишь призывами к миру и взаимопониманию.

Стихотворение проникнуто глубокой патриотической направленностью. Автор как бы призывает все-таки одуматься, еще раз все взвесить и прийти именно к миру, а не к ужасам очередных войн, которые грозят глобальными разрушениями, тому, что так долго и упорно строилось веками.

Своим произведением, написанным, в один из переломных периодов в истории России, Александр Блок пытается донести мысль о том, что даже несмотря на все потрясения и ужасы, которые сотрясали страну, ей все равно отводится особое место на мировой арене; несмотря ни на что, она сможет в случае необходимости дать отпор захватчикам, но при всем при этом, остается «мудрым Сфинксом», готовым в любой момент прийти на помощь и дать совет.

Заканчивается стихотворение гуманистическим призывом, полным патриотических, миролюбивых настроений: «В последний раз – опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира!»

 

ПОЭМА «СОЛОВЬИНЫЙ САД»

Перед героем две дороги. Одна – труд, тяжёлый и однообразный. Другая – любовь прекрасной женщины, покой и очарование соловьиного сада. Герой оставляет свою жалкую хижину, верного помощника осла и идёт туда, в манящий соловьиный сад. Но очень скоро он понимает, что счастье было там, на каменистых тропинках, по которым он шёл со своим ослом. Герой покидает прекрасный сад, нежную возлюбленную, но поздно. Уже нет ни его хижины, ни его осла, а по тропинке, протоптанной его ногами, спускается другой человек.

В поэме противопоставляются две темы. Первая – будничная прозаическая жизнь, наполненная содержанием и действием. Вторая – райская жизнь, без дела и цели. Текст поэмы состоит из семи глав. С самого начала возникает первая тема, которая, перекликаясь со второй, продолжается в течение трёх глав. Уже с четвертой главы герой попадается в сад. Пребыванию в саду, второй теме, посвящено всего четыре строфы. А дальше вновь появляется первая тема, но это уже не жизнь, наполненная содержанием и действием, а итог пребывания в саду – одиночество, бессмысленность существования.

За оградой Соловьиного сада герой «ломает слоистые скалы», у него «разум от зная мутится», ему «снится жизнь другая». А в соловьином саду герой, «опьяненный вином золотистым», «забыл о пути каменистом».

Когда описывается пребывание героя за оградой сада, используются «тяжёлые» слова: «таскает», «куски», «начинает кричать». А для описания пребывания героя в саду используются нежные, романтические выражения: «напев соловьиный», «шепчут ручьи и листы», «запели ручьи».

На вопрос героя: «наказание ли ждёт иль награда, Если я уклонюсь от пути?» Блок отвечает в конце поэмы. Не зря он дает в поэме сцену столкновение крабов. Этой сценой подчеркивается глубина одиночества героя, которое наступило из-за того, что он уклонился от пути.

Поэма «Соловьиный сад» считается романтической. Период написания этой поэмы – переходной период в творчестве писателя. Переход от символизма к реализму отразился в поэме. Здесь много символов, даже при описании реальной жизни, много романтики. Но побеждает реализм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.006 с.)