Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натурфилософия (дополнительно).

Поиск

Поэтическая натурфилософия Николая Заболоцкого берет истоки из юности поэта. Он живо интересовался философией и космосом, идеями Константина Циолковского. Много раздумывал о человеке и Вселенной, о месте разума в мировом процессе, о смысле жизни, о лучших земных радостях, о смерти, об атомах, разбегающихся по метагалактике. Мир великого переустройства земли, человека и всех порядков на земле вошел в творчество Заболоцкого и стал его большой философской темой. Поиски велись на разных литературных и философских дорогах. Поэт черпал вдохновение из произведений Баратынского, Тютчева, Пушкина, Гете. В то же время философский путь Заболоцкого состоял из пути поэта к самому себе, поиска выражения самого себя.

Творческий путь Заболоцкого можно разделить на несколько этапов. Первый этап — это этап реального искусства и звучание в стихах поэта мотива пророчества. Второй этап посвящен исканию смысла жизни и смерти, звучит тема памятника. Мотив неизреченности — «животного и природного сознания», «мысль природы» — стал третьим этапом поэтического творчества Николая Заболоцкого. Завершающий период творчества поэта — философская формула и триада: мысль-образ-музыка.

К натурфилософии Заболоцкий пришел через реализм, реальное искусство. Реализм — направление модернизма, видевшее в аллегории ключ к постижению мира, утратившего смысл. В жанре реального искусства написан сборник Заболоцкого «Столбцы» и многие стихотворения поэта. В этот период Заболоцкий говорит о пророке. Так в стихотворении «Лицо коня» конь у Заболоцкого — пророк:

... Он вырвал бы язык бессильный свой

И отдал бы коню...

Реальное искусство стало первым шагом натурфилософии Заболоцкого. Первое философское стихотворение Заболоцкого «Вчера, о смерти размышляя...» посвящено вечному исканию человечества — смыслу жизни и смерти. Тема жизни и смерти, тема памятника — второй мотив творчества Заболоцкого:

Вчера о смерти размышляя,

Ожесточилась вдруг душа моя.

Печальный день!..

В стихотворении «В этой роще березовой...» поэт грустит о быстротекущем времени и о неизбежности смерти. В его философских размышлениях всегда присутствует природа («Спой мне, иволга, песню пустынную, / Песню жизни моей...»). Так поэт постепенно приходит к третьему этапу и третьему мотиву своего творчества.

Третий мотив Заболоцкого — неизреченность, неумение высказываться. Поэт ценит весомость слова. Невозможность высказаться — это, по его мнению, свойство хаотичной, негармоничной природы, бессознательной, но могущественной. Природа подавляет человека своим могуществом. Отсюда — стремление раствориться в ней, стать деревом, цветком, зверем. Так появляется одна из главных тем натурфилософии Заболоцкого — тема «животного сознания», стремление природы к познанию. Таким образом, одна из главных тем натурфилософии Заболоцкого — идея царства животных. Животные — свободные существа, несущие в себе тайну бытия. И если бы они заговорили, то поведали миру бы истину.

В поэме «Торжество земледелия» высказывается утопическая мысль о переселении людей в эфир и сохранении земли только для животных и растений, способных развиваться до степени высокоорганизованных существ. В творчестве поэта появилась новое свойство — «мысль природы». «Мысль природы», по мнению поэта, разрешает конфликт человека и природы, делает его частью природы и обеспечивает ему бессмертие:

...Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя я в этом мире обнаружу...

Николай Заболоцкий отожествлял себя с природой. А в стихотворении «Скворец» глубокие философские мысли поэта об одиночестве:

«Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворечнике.

Отдаю тебе душу в залог...»

Философской формулой творчества Николая Заболоцкого была также триада: мысль-образ-музыка. Он доказывал, что это и есть идеальная тройственность, к которой должен стремиться поэт. Слова, по мнению Заболоцкого, должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, должны петь, трубить и плакать, перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли. Заболоцкий убежден, что стихотворение подобно человеку: у него есть лицо, ум и сердце. Лицо стихотворения, считал Заболоцкий, должно быть спокойным, так как умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит всю глубину ума и сердца.

Николай Заболоцкий был в постоянном творческом поиске жизненного и философского поэтического образа. Его поражала взаимосвязь двух загадок восторга и испуга («Портрет»). В своих стихах большое внимание он уделяет не внешней, а внутренней красоте человека, красоте природы («Некрасивая девочка»), В последнем стихотворении о красоте он говорит так:

...что есть красота?

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

«О красоте человеческих лиц».

Его стих гибок, точен, афористичен, музыкален, льется легко, свободно и изящно. С музыкальностью соседствует красочная живописность стиха, недаром Заболоцкий завещал:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно...

В своих стихах Заболоцкий воспел портретную живопись за ее затаенное поэтическое обаяние, сдержанность и благородство, проникновение в глубину внутренней жизни человека. Поэт считал, что портреты передавали изменчивую сложность духовного мира героев, их трепетную психологическую сущность.

Заболоцкий поэтизировал глубину мыслей, он обратил внимание читателей на философскую и эстетическую красоту раздумий человека о самом себе, о своем месте в природе и обществе. Своим читателям он завещал:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!..

Поэтическая натурфилософия Заболоцкого показывает нам не только беспредельные возможности, заложенные в стихе, в природы, но и убеждает, что, только неустанно работая, человек может сковать себе счастье.

 

Творчество М. Пришвина. Чувство природы в книгах очерков («В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «У стен града невидимого»). Традиции и новаторство в жанре автобиографического романа («Кащеева цепь»).

 

Пришвин родился и провёл детство в Орловской губернии. Он всегда подчёркивал свою близость к крестьянству и к земле.

Основной для Пришвина явл-ся тема человек и природа. Он считал, что познавая мироздание,частью к-ого он явл-ся, человек познаёт сам себя. Собств-ый духовный путь осознавался Пришвиным как поиск гармонии и единения с природой. Это обусловило исключительную роль автобиографич.начала в его творчестве.

Для П. не было отвлечённого понятия «народ», а были конкретные люди с конкрет.судьбами и именами. Похожее отношение было и к природе. Нет абстрактной природы,а есть отдельное дерево, травинка, цветок. Мировоззрение П. -ощущение себя, своего мира и природы как единого целого.

Свой путь в лит-ру П. называл «тележным» - через земледелие (он работал агрономом), фольклористику (совершал фольклорные экспедиции), этнографию, корреспондентскую работу, очерки.

Однажды он круто меняет свою судьбу и едет в малоисследованные места на Север собирать и записывать народные сказки. С этого времени он становится неутомимым путешественником.

Впечатления, полученные от поездки на Русский Север, легли в основу его первых книг «В краю непуганых птиц» (1907), «За вол­шебным колобком» (1908).

В 1922 г. он пишет по­весть «Мирская чаша», одно из первых произведений в советской литературе о революции, в котором осмысливается путь интеллигенции в тяжкое, смутное, разгромное время. Книга была опубликована лишь в 1990 г.

После длительного перерыва он входит в литературу произведениями «Кащеева цепь» (1922- 1928), «Журавлиная роди­на» (1929), «Жень-шень» (1933), «Календарь природы» (1925- 1935, изд. 1937), которые справедливо считаются вершинами его фи­лософской прозы.

Пришвин создает свою неповторимую философскую концепцию современника как единого исторического человека. Она отличалась от бытующих в советской прозе 20-30-х годов представлений о и­ном герое, для которого главный смысл существования состоял в от­речении от прошлого и не в единении всех людей, а в постоянной борьбе с мнимыми и реальными врагами.

Философская концепция личности в творчестве позднего При­швина по сути остается социальной, и человек в ней стремится к некоторому единству людей («великому человеку»), то есть нации, челове­честву.

 

Дополнительно:

Революционные идеи в жизни и творчестве Пришвина

Раннее детство Михаила прошло в деревне, где он наблюдал заботы и нужды крестьян. Об обучении в Елецкой гимназии, а затем в Тюмени в реальном училище писатель рассказывает нам в романе "Кащеева цепь", который является автобиографическим. Из этого произведения мы узнаем и о том, как студент Пришвин был захвачен идеей всеобщего счастья. В это время он переводил различную революционную литературу, а также пропагандировал идеи среди рабочих. После этого Михаил Пришвин был арестован (1897 год). Сидя в рижской тюрьме, в одиночной камере, он совершил, чтобы скоротать время, мысленное путешествие к Северному полюсу. Писатель очень жалел, что не давали чернил и бумаги, а то он написал бы непременно дневник этого путешествия.

 

Жизнь в Европе

Пришвин, страницы жизни и творчества которого таят в себе немало любопытного, после ссылки для продолжения учебы отправляется за границу в 1900 году. Жизнь в Европе, конечно, не могла не повлиять на формирование его внутреннего мира. Михаил Михайлович чутко воспринимал культуру Западной Европы. Он восхищался Гете, любил музыку Вагнера, а также увидел в книгах Ницше слияние философии и поэзии. Пришвин закончил в Лейпциге философский факультет (1902 год). В это время он совсем отошел от участия в политической борьбе, поскольку понял, что неспособен к ней. Революция пугала Михаила Михайловича, он был мечтателем, а вовсе не борцом.

 

Первая любовь

Пришвина В это же время случилось одно из самых важных событий в жизни будущего писателя. Он встретил в Париже девушку-студентку из России. Биография и творчество Пришвина отразили влияние этой девушки, о чем мы вам сейчас расскажем. В "Кащеевой цепи" повествуется о любви и разрыве с этой студенткой, которая отказала Пришвину, поняв, что он неспособен "вникнуть в душу" другого. Михаил Михайлович должен был сначала научиться любить, "стать мужем", а не просто любоваться женской красотой. То есть следовало сначала духовно созреть. Именно эта девушка во многом сделала Михаила Михайловича писателем, как он сам признавался, говоря о том, что все поэтические переживания его происходят из двух источников: любви и детства.

 

Жизнь в деревне, женитьба

В течение нескольких лет, вернувшись на родину, Михаил Пришвин живет в деревне, где работает в должности агронома, занимается также научной работой в сфере сельского хозяйства. Он решил жить так, как живут "все хорошие люди", отказавшись от своих надежд на личное счастье. Женился Пришвин на "простой и неграмотной" крестьянке, которая стала его помощницей.

 

Начало литературной деятельности

Неожиданно для себя самого, в 33 года, Михаил Михайлович осознает свое призвание к литературному творчеству. После этого он резко меняет образ жизни, становится корреспондентом издававшейся в Петербурге газеты "Русские ведомости". Здесь с 1905 года он часто печатает заметки и очерки о крестьянской жизни. Тот факт, что творческий путь этого писателя начался с публицистики, имел большое значение для писателя Пришвина: в очерках и статьях он оттачивал свое мастерство, учился кратко излагать мысли, а также постигал искусство выразительности и меткости языка. Михаил Михайлович писал также художественные произведения, повести и рассказы. Но только один рассказ под названием "Сашок" был в 1906 году опубликован в "Роднике" - детском журнале. Из редакций остальные рукописи возвращались: не давались Пришвину "сложные психологические вещи". Писателя преследовали неудачи.

 

Путешествие на Север

Тогда Пришвин решил взять рекомендательное письмо в Географическом обществе, с которым отправился на Север (Норвегия и Карелия, 1907 год). Он издавна манил писателя своей тайной, и Михаил Михайлович два лета подряд изучает этот удивительный мир. Жизнь и творчество Пришвина в это время были весьма активными. Он привез из путешествий записи сказок и былин, тетради с путевыми заметками, а также многочисленные фотографии. Кроме того, им был прочитан научный доклад, после чего Пришвина избрали членом Российского Географического общества, а также удостоили серебряной медали.

 

Две книги очерков

Очерковые книги "За волшебным колобком" и "В краю непуганых птиц" явились своеобразным отчетом о проделанных путешествиях. Последняя казалась писателю не очень удачной, по его мнению, она была слишком научной. Он считал своим творческим началом именно первую книгу, в которой были помещены очерки о быте таежных крестьян и рыбаков, а также о северной суровой природе. Однако произведение это напоминало, кроме того, и увлекательную сказку. Начало ее соответствовало этому жанру: "В некотором царстве..." Но сказка при этом отнюдь не заслоняет правдивого описания нищенской жизни народа Севера, его невежества. Писатель, тем не менее, раскрывает прежде всего прекрасное в этих людях, говорит об их близости к природе, человеческом достоинстве, благородстве.

 

Другие путешествия и произведения, написанные об этих поездках

Художник каждый год пишет книги и совершает путешествия. Жизнь и творчество Пришвина в это время тесно взаимосвязаны. Так, после того как он посетил керженские леса, вышло "Светлое озеро". В очерках "Черный араб" и "Адам и Ева" отразились впечатления от посещения Средней Азии. Книга "Славны бубны" вышла после поездки в Крым. Произведение "Черный араб" сам автор назвал "праздничным". Пришвин не был скован при его создании конкретным заданием редакции, поэтому смог превратить бытовой материал в восточную сказку, построив свое произведение на идее фантастического преображения путешественника и местности. Образ путешественника интересен: он выдавал себя за принявшего обет молчания человека. Книга эта очень музыкальна и живописна. Читатели были в восторге от нее, а М. Горький даже предложил издать трехтомное собрание сочинений Михаила Михайловича в "Знании".

 

Известность, сближение с модернистами

Имя Пришвина к началу Первой мировой войны стало в литературных кругах широко известно. Творчество этого писателя высоко ценили многие его современники, такие как И. Бунин, А. Блок, А. Ремизов, М. Горький, З. Гиппиус, В. Брюсов. Особенно сблизился Пришвин с писателями-модернистами. Он нашел поддержку и участие в их среде, печатался в их изданиях. Учителем своим он называл Ремизова. В модернистах привлекало Михаила Михайловича внимание к искусству, творчеству, а также высокая требовательность, предъявляемая к слову. Известно, что у Пришвина был замысел романа под названием "Начало века", он составил его план, сохранились в архиве отдельные "куски" и наброски. Замысел этот, к сожалению, осуществлен не был.

 

Отправка на передовую в качестве корреспондента

Писатель после начала Первой мировой войны отправился на передовую в качестве корреспондента газеты. Иллюзии его о том, что война эта может сблизить власть и народ, рассеялись быстро. Пришвин начинает протестовать против множества бесчисленных жертв, которые она принесла. Война является антигуманной - вот основная мысль всех его очерков и статей.

 

Пришвин входит в объединение "Скифы"

Писатель, как и основная часть передовой интеллигенции нашей страны в то время, Февральскую революцию горячо приветствовал. Он вошел вскоре в объединение "Скифы", к которому принадлежали такие писатели, как Е. Замятин, А. Ремизов, Н. Клюев, С. Есенин, А. Белый, В. Брюсов и другие, разделявшие взгляд на историю левых эсеров. Они ориентировались на русскую деревню, крестьянство, а не на пролетариат, а также пытались "соединить" с социализмом христианство.

 

Жизнь и творчество Пришвина в первые годы после Октября

Революция - это событие, затронувшее судьбы многих людей, в том числе и интересующего нас автора. Краткая летопись жизни и творчества М. М. Пришвина в первые годы после Октября следующая. После революции Михаил Михайлович начал сотрудничать с печатными изданиями эсеров - газетами "Раннее утро", "Воля народа", "Дело народа" - до закрытия их как контрреволюционных. В период с 1918 по 1919 год в Ельце он работает учителем русского языка, организатором краеведческого дела. В 1920-м уезжает из этого города с семьей на родину. В Смоленской губернии писатель работал директором школы и учителем. Он также организовал в бывшем имении Барышникова музей усадебного быта. Период с 1922 по 1924 год отмечен следующими событиями. Михаил Михайлович переселяется со своей семьей под Москву, в Талдомский район. Здесь он работает над книгой под названием "Башмаки", а также начинает писать автобиографическое произведение "Кащеева цепь", о котором мы уже упоминали. Появляются новеллы о природе, охотничьи рассказы.

 

"Родники Берендея"

В 1925 году писатель переезжает в Переяславль-Залесский, занимается краеведческой работой. Выходит книга под названием "Родники Берендея" - одно из наиболее известных произведений, в котором в полной мере отразился мир природы в творчестве Михаила Пришвина. Книга рассказывает о людях, с которыми работал и жил писатель. В ней виден особый подход Пришвина к раскрытию тем природы и человека. Автор подчеркивает родство со всем миром людей, говоря, что все элементы природного мира вошли в человека. Во многом этот мир определяет и наши занятия, даже внешний облик. Деревья и животные - прообразы людей. Природа в лирических миниатюрах наделена характеристиками человеческого внутреннего мира. Не поняв философию природы Пришвина, невозможно глубоко прочитать написанные им произведения. Его отличает от других художников слова то, что с темой этой он связывает все главные вопросы, поднимаемые в книгах. Сущность бытия человека раскрывается через изображение природы.

 

1930-е годы в жизни и творчестве Пришвина

В 1931 году, весной, Пришвин отправляется в поездку по Уралу по заданию редакции журнала "Наши достижения", в которой в то время работал. А осенью этого же года - на Дальний Восток, где продолжились жизнь и творчество М. Пришвина. Книга "Мой очерк" появляется в 1933 году с предисловием М. Горького. Очерки по материалам поездки на Север были написаны в это же время и названы "Отцы и дети". Повесть "Корень жизни" (другое название - "Женьшень") была опубликована в журнале "Красная новь" в этом же году. В этой книге современники увидели поэзию преобразования жизни с помощью творчества, что было созвучно в целом пафосу литературы советского времени. Однако, если большинство писателей-современников Пришвина рассказывали о коллективном труде (колхозах, фабриках, новостройках), Михаил Михайлович писал об организации заповедника оленей. Его герои - китаец и русский. В повести описывается их труд и жизнь, их взаимоотношения. Основная мысль - единство людей различных национальностей. Пришвина упрекали в том, что он намеренно отошел от современной действительности, не изобразил в произведении историческую эпоху (в начале века происходит действие данной повести). Однако другое было важно писателю: высказать собственные мысли о творчестве. Поэма, написанная им, овеяна романтикой труда "благословенного", родственности между разными людьми, а также природой и человеком. Женьшень - это источник молодости и здоровья, корень жизни, но одновременно это и духовный источник, который помогает определить человеку жизненный путь. Впервые автором была соединена с собственной биографией история вымышленного человека, который во время русско-японской войны попал на Дальний Восток. Автобиографичен и один из важнейших мотивов произведения - чувство щемящей боли, которое пронизывает героя при воспоминании о его первой любви, а также обретенная радость, когда утраченное счастье находится в другой женщине. Все это отражает биография Пришвина Михаила, кратко описанная нами. Продолжаем наш рассказ. В 1934 году еще рядом важных событий отмечены его жизнь и творчество. Пришвин М. М. отправляется для изучения автомобильного дела в Горький, а потом едет в северные леса. Впечатления от природы этих мест были отражены в очерках "Берендеева чаща", а также в сборнике для детей "Зверь бурундук". В 1939 году писатель награжден был орденом "Знак почета", а в следующем году женился на В. Д. Лебедевой и провел лето в Московской области, в деревне Тяжино. Появляются произведения "Лесная капель", "Фацелия", а также цикл под названием "Дедушкин валенок".

 

Жизнь и творчество писателя в период Второй мировой войны

Во время Второй мировой, в августе 1941 года, писатель был эвакуирован из столицы в Ярославскую область, деревню Усолье. В 1942-м продолжается работа над третьей частью романа "Кащеева цепь". В 1943-м вышли в свет "Рассказы о ленинградских детях". В связи с 70-летием писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Летопись жизни и творчества М. М. Пришвина этого периода отмечена следующими дальнейшими событиями. Летом 1945 года он жил в Пушкине, под Москвой, где была создана "Кладовая солнца". Сборник "Золотой луг" появился в 1948 году. В 1952 году писатель возобновляет работу над "Кащеевой цепью", третьей частью. 16 января 1954 года - дата, которая завершает его жизнь и творчество. Пришвин М. М. умер в Москве.

 

Оценки творчества и личности Пришвина

Михаил Михайлович - писатель своеобразный. Противоречивые оценки вызывали жизнь и творчество Пришвина у его современников. О нем много писал Бахтин, высоко ценили Пришвина Боков, Казаков, Кожинов. Резко отзывались о творчестве Михаила Михайловича Твардовский, Соколов-Микитов, Платонов. Однако писатель верил в любовь и понимание потомков, и сегодня читателей Пришвина действительно очень много. Дневник Пришвина Искренне радовался Михаил Михайлович, когда встречал в читателях понимание, говорил часто, что пишет для читателя-друга, который способен к сотворчеству. Часто навещали его в последние годы жизни и в Дудине, и в Москве такие почитатели его таланта, как С. Маршак А. Яшин, В. Шишков, Вс. Иванов, К. Федин. Пришвин видел "своего читателя" в Паустовском, самом близком писателю по "духу творчества". Роднит их лиризм, любовь к природе, а также обостренное внимание к художественному слову. Восторженно отзывался К. Паустовский о дневнике, который вел в течение полувека М. М. Пришвин. Он считал, что двух-трех строчек из него хватило бы на целую книгу, если их расширить. Многие писатели, как известно, вели дневники. Однако Пришвин считал работу над ним главным делом жизни. Опубликовать удалось часть записей, из которых родились "Незабудки", "Глаза земли", "Лесная капель", "Фацелия". Однако при жизни, а также долгое время после смерти не могла быть издана большая часть записей, поскольку они считались выражением идеологически неверных, ошибочных взглядов. В дневнике писатель негодовал, размышлял, фиксировал приметы времени, разговоры с людьми. Из записей можно много узнать об особенностях жизни нашей страны в первой половине 20-го века.

 

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в литературе 1970–1990-х годов (В. Шаламов «Колымские рассказы», Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей», А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» и др.).

 

Кратко:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.013 с.)