Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского. Поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин», «По праву памяти». Проблематика и поэтика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского. Поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин», «По праву памяти». Проблематика и поэтика.



 

Чувство обязательства живых перед павшими, неизбывное ощущение себя в них, а их в себе, невозможность забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. «Я убит подо Ржевом» - стихотворение написано от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь «частицей народного целого» и его волнует, равно как и всех, чьи «очи померкли», все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что «исполнится слово клятвы святой», вырастает в прочную веру - наконец-то попрана «крепость вражьей земли», настал долгожданный День Победы.В стихотворении «Дорога до дому» речь идет о бесконечно долгой дороге войны.Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы «Рассказ танкиста». Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...» - лаконичное и потому особенно пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «все же», выражающей сомнение, выводит на поверхность сознания далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это иррационально - собственно, как мог Твардовский «сберечь» своих соотечественников? - но именно поэтому глубоко и истинно. «Я» - живой и «другие» - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале (многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор).Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов. Теме памяти посвящено стихотворение «В тот день, когда окончилась война». Во время праздничного салюта наступила «особая для наших дум минута», когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Ведь во время войны «те, что живы, что пали - были мы наравне», потому что оставшихся в живых сегодня смерть могла настигнуть завтра. И поэта не покидает чувство вины перед павшими. Стихотворение 1966 года «Я знаю, никакой моей вины...» - одно из самых исповедальных. Твардовским были созданы такие замечательные стихи, посвященные «жестокой памяти-войны», как «22 июня 1941 года», «9 мая», «Сыну погибшего воина» и другие. В этих стихах Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат. В послевоенные годы критики твердили о том, что необходимо «отвлечь художника... от жестокой памяти войны», но поэт говорил: «...для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать». Своим творчеством он хотел «почесть всем отдать сполна»: и тем, кто не вернулся, и тем, кто жив, - всем, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу.Глубокими размышлениями о предназначении поэта, о по­этическом долге наполнены стихи крупнейшего русского по­эта современности Твардовского. Будучи предельно требова­тельным к себе, он понимал искусство прежде всего как глубочайшую ответственность поэта за сказанное им слово. Живя в трудную эпоху, он бескомпромиссно требовал от писателя одного простого и такого насущного качества - че­стности, поэтической правды. В поэме «За далью - даль» Твардовский создает впечатляющий образ «внутреннего редактора», который не дает поэту быть самим собой, превращает его в бездушный образец, заступая на место поэтической честности. Этому «внутреннему редактору» и надо-то, в сущ­ности, очень немного: чтобы поэт лишь чуть-чуть покривил душой, где-то чего-то не договорил, а где-то что-то лишнее вставил: Но на самом деле поэт не может, не имеет права даже в мело­чах кривить душой если он истинный поэт. И незачем поэту прибегать к отговоркам: мол, не дают писать так, как хочется, тяжелое время и т.п. В поэме «За далью - даль» есть даже специальная глава, посвященная теме творчества, - «Литературный разговор». И она не выглядит случайной или чужеродной в поэме о судьбах страны и народа, потому что поэт - часть народа, и именно ему обязан «творческим отчетом». Со спокойным и ироничным презрением высмеивает Твардовский те романы, в которых по шаблону показываются «в коммунизм идущий дед», «парторг, буран, прорыв, аврал, Министр в цехах и общий бал. Но вместе со скромностью Твардовскому присуще и ис­ключительное чувство собственного поэтического достоинст­ва. Ему есть что сказать людям, и это слово он обязан сказать сам, не смущаясь никакими авторитетами.

 

Поэма «По праву памяти» была написана в середине 70-х годов 20 века. В этой поэме Твардовский поднимает весьма актуальную, но слишком смелую тему, касаемую эпохи Сталина. Произведение состоит из трех частей, которые объединены одной общей проблемой. Кроме того, поэма предваряется своеобразным вступлением, в котором автор говорит о правде, которую нельзя скрывать. Первая часть называется «Перед отлетом», и это заглавие имеет символическое значение; речь здесь идет о юношеских мечтах лирического героя. Важно заметить, что Твардовский строит главу в форме воспоминания и обращения к невидимому товарищу, который был неотъемлемой частью юных лет. Годы детства для лирического героя – что-то прекрасное, чистое и оторванное от настоящей действительности. Вторая глава является основной и самой обширной. Она называется «Сын за отца не отвечает». Важно отметить, что эта фраза была сказана Сталиным, и теперь Твардовский дает свою оценку этим словам. Теперь автор обращается уже не к другу, а к молодому поколению, которое очень мало знает об эпохе Сталина. Третья часть «О памяти» обращена к читателю. Здесь автор подводит итог всему вышесказанному. Твардовский повествует о том, что невозможно вычеркнуть из памяти прошлое, ибо оно является частью жизни каждого человека и всей страны. Он уверен, что нельзя глядеть в будущее, забыв прошедшее.

Поэма «За далью – даль», за которую А.Т. Твардовскому в 1961 г. была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А.Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав. В «Автобиографии» Твардовский называет эту поэму «книгой», указывая этим на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее своей главной работой 50-х годов. Некоторые отрывки поэмы печатались первоначально и как лирические стихотворения. Поэма также часто издавалась вместе с циклом стихов о Сибири, тесно связанных с ее мотивами. Непосредственным источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма большого «путевого дневника», хотя содержание поэмы далеко выходит за рамки путевых впечатлений. Основной мотив поэмы - мотив дороги. Лирический герой отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. Характерной особенностью поэмы является присутствие иронической интонации. Путешествие в пространстве становится мощным стимулом для воспоминаний - путешествий во времени. Первым крупным событием поездки становится встреча с Волгой. Волгу русский человек воспринимает не только как реку. Это одновременно и символ всей России, ее природных богатств и просторов. Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом. Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников. Воспоминания переносят лирического героя на его малую родину - в Загорье. Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную, негромкую, небогатую. Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в поэме становится образ кузницы, которая стала для молодого человека своеобразной «академией наук». Затем герой отправляется в тайгу, где на станции Тайшет встречает старого друга. Когда-то жизнь разлучила этих двух людей. Их мимолетная встреча на станции становится определенным символом необратимости бега времени и жизни человеческой. Едва повстречавшись, герои вновь разъезжаются в разные стороны. Вагонные споры, картины дорожного быта создают в поэме необходимый фон, на котором автор пытается поставить самые злободневные вопросы эпохи. Он рассуждает о карьеризме и призывает молодежь осваивать необжитую землю. Автору удалось воплотить в поэме свой грандиозный замысел: представить обобщенный портрет родной земли и передать подвижнический дух эпохи «оттепели», размах индустриальных планов и широту души русского человека.

Параллельно с «За далью – даль» Твардовский работает над сатирической поэмой-сказкой «Теркин на том свете» (1954-1963), изобразившей «косность, бюрократизм, формализм» нашей жизни. По словам автора, «поэма «Теркин на том свете» не является продолжением «Василия Теркина», а лишь обращается к образу героя «Книги про бойца» для решения особых задач сатирико-публицистического жанра». В основу произведения Твардовский положил условно-фантастический сюжет. Герой его поэмы военных лет, живой и не унывающий ни при каких обстоятельствах Василий Теркин оказывается теперь в мире мертвых, призрачном царстве теней. Подвергается осмеянию все враждебное человеку, несовместимое с живой жизнью. Вся обстановка фантастических учреждений на «том свете» подчеркивает бездушие, бесчеловечность, лицемерие и фальшь, произрастающие в условиях тоталитарного режима, административно-командной системы. Вначале, попав в «загробное царство», очень уж напоминающее нашу земную реальность целым рядом узнаваемых бытовых деталей, Теркин вообще не различает людей. С ним разговаривают, на него смотрят казенные и безликие канцелярские, бюрократические «столы» («Учетный стол», «Стол Проверки» и пр.), лишенные даже малейшего признака участия и понимания. И в дальнейшем перед ним вереницей проходят мертвецы – «с виду как бы люди», под стать которым вся структура «загробного царства»: «Система», «Сеть», «Органы». В герое Твардовского, символизирующем жизненные силы народа, попавшем в столь необычную обстановку и подвергшемся нелегким испытаниям, возобладали присущие ему живые человеческие качества, и он возвращается в этот мир, чтобы бороться за правду. Сам Твардовский вел непримиримую борьбу с наиболее мрачным, мертвящим наследием сталинщины, с духом слепого подчинения, косности и доведенного до абсурда бюрократизма. И делал это с позиций утверждения жизни, правды, человечности, высокого нравственного идеала.

Поэма Твардовского «Василий Тёркин» (другое название - «Книга про бойца») одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою - Василию Тёркину, солдату ВОВ. Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава - небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом.

Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939-1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. 22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом. В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Весной 1942 года Твардовский возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу над поэмой, затем началась публикация первых глав поэмы. Поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны.

Жанр произведения Твардовского нарушал традиционные каноны: не "поэма", что было бы привычнее, а "книга": "Книга про бойца". Подзаголовок "поэма" фигурировал только в первых публикациях отдельных глав. Некоторых критиков смущала неопределенность, неконкретность жанра. Жанровое определение "книга" сложнее, шире, чем традиционное определение "поэма". Твардовский интуитивно стремился уйти от литературной жанровой традиции – "литературности", "усовершенствовать" жанр своего произведения, быть ближе к жизни, а не к литературе, другими словами, усилить эффект подлинности литературного вымысла. Поэма Твардовского – это книга жизни народа в многообразных, свободных ее проявлениях в новое время и в новых обстоятельствах. По аналогии с пушкинским романом "Евгений Онегин" поэму Твардовского можно назвать энциклопедией – энциклопедией не только фронтовой жизни, но и лучших черт русского человека. Автор сближал свою поэму также с летописью и хроникой – жанрами, имеющими давние традиции на Руси. Твардовский писал о "Василии Теркине": "...некая летопись – не летопись, хроника – не хроника", – подчеркивая тем самым добросовестность и точность, гражданский пафос и ответственность, свойственные русским летописцам и составителям хроник.

Сюжет и композиция. Поэма (традиционное жанровое определение произведения) "Василий Теркин" состоит из 29 (включая главу "О себе" и четыре главы "От автора") самостоятельных, внутренне законченных глав, не связанных строгой последовательностью событий. Сюжета в произведении нет. Есть лишь частные сюжеты внутри каждой главы, а между главами – только некоторые сюжетные связи. Сюжет книги складывается по ходу войны, и его стержнем стала судьба всего народа, судьба Родины в горькую годину. Необычность сюжета (по сути, его отсутствие) и композиции книги, начатой "с середины" и оборванной без развязки, заставили автора ввести в текст шутливые оговорки (в главе "От автора"). Создавая окончательный вариант книги, Твардовский оставил за ее пределами многие опубликованные во время войны фрагменты и повороты сюжета. В авторских планах предусматривались сюжетные отвлечения (молодость Теркина, переход за линию фронта для связи с партизанами, Теркин в плену у немцев и т.д.), которые не осуществились. Необычна и композиция. Автор в поэме определил свой композиционный принцип. Книга построена так, что каждая глава ее может быть прочитана как самостоятельное произведение. Поэт учитывал, что законченность отдельных глав, внешне сюжетно не связанных друг с другом, необходима для того, чтобы их могли читать и те, кто не знал предшествующих глав. Однако это не значит, что сама книга не является чем-то целым. Композиционное единство книге придают образ главного героя, который находится всегда в центре всех событий.

Теркин – рядовой труженик войны, его фронтовой мир – это конкретный мир, видимый глазом, непосредственно воспринимаемый чувствами, мир частностей, негромких событий, и этим определяется композиция, отбор эпизодов для раскрытия образа героя. Отсюда – узкий охват событий, быстрая смена кадров.

 

53. «Деревенская проза» в русской литературе 1960–80-х годов (истоки, основные черты). Творчество Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина, В. И. Белова).

 

Чуть раньше, чем поэзия «шестидесятников», в русской литературе сложилась наиболее сильная в проблемном и эстетическом отношении литературное направление, названное деревенской прозой. Это определение связано не с одним предметом изображения жизни в повестях и романах соответствующих писателей. Главный источник такой терминологической характеристики – взгляд на объективный мир и на все текущие события с деревенской, крестьянской точки зрения, как чаще всего принято говорить, «изнутри». (Астафьев, Распутин, Абрамов, Тындряков, Шукшин).

В это время выходят «Кубанские казаки», а сельский житель на самом деле жил без паспорта, зарабатывал не деньги, а трудодни, колхозники не получали пенсии.

Деревня как шкала духовных ценностей, некое богатство. В. Распутин «Прощание с матерой» (начинается с исторической справки об истории Матера). Мотив потери дома, дом как уклад, не ты решил переехать, а за тебя решили. Дарья убирается в доме, белит его! (дом видел очень много, она обряжает его, как живое существо). Проблема верности дому. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.

Крестьянский мир в их книгах не изолирован от современной жизни. Авторы и их персонажи – активные участники текущих процессов нашей жизни. Однако главным достоинством их художественного мышления было следование вечным нравственным истинам, которые создавались человечеством в течение всей многовековой истории. Особенно значимы в этом отношении книги В.Распутина, В.Астафьева и В.Белова. Попытки критики указать на стилевое однообразие в деревенской прозе неубедительны. Юмористический пафос, комические ситуации в сюжетах повестей и новелл В.Шукшина, Б.Можаева опровергают такой односторонний взгляд.

Гендерное пространство – позитивное начало связано с женщинами. Утопия, попытка выдать желаемое за действительное.

 

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. После окончания сельской школы (1949 г.) Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь). В 1956 г. вернулся на родину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях – стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. С 1959 по 1964 г. он учится в Литературном институте. В 1961 г. в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная». В 1963 г. Белов принят в Союз писателей СССР. В 60-х годах публикуется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками». Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело» (1966). В 1968 г. в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы». Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную. В 1978 г. опубликован роман «Кануны (хроника конца 20-х гг.)», повествование о жизни доколхозной северной деревни. В 1979–1981 гг. появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе – в общем, о природной гармонии народной жизни. В 1981 г. Белов награжден Государственной премией СССР («за создание высокохудожественных произведений»). С начала 1980-х гг. он входит в правление Союза писателей РСФСР, затем СССР, становится секретарем правления Союза писателей РСФСР. Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы – необходимость сохранения народных (в основном – деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности. В 1987 г. выходит роман «Все впереди», где автор вновь обращается к своей любимой мысли о мнимости, не подлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики. В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» – «Год великого перелома» и «Час шестый». Трилогия в целом – это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение. В 1991–1993 гг. издательство «Современник» выпускает пятитомное собрание сочинений Белова. Публикация повести «Привычное дело» (1966) поставила имя Белова в первый ряд авторов «деревенской прозы». Главный герой повести, крестьянин Иван Африканович, пройдя войну простым солдатом, живет в родной северной деревне. Как неизбежную данность воспринимает Иван Африканович колхозное бесправье. В повести описано, как главный герой работает, пьет от беспросветной жизни и от собственной беспечности, как в поисках лучшей доли уезжает из дому, но затем возвращается в деревню и вновь погружается в привычный быт. Стилистический строй повести, ее интонация соответствуют ровному ритму крестьянской жизни. После публикации «Привычного дела» критики и читатели единодушно восхищались прекрасным языком писателя, его тонким пониманием крестьянской психологии и жизненной философии. Аналогичную оценку вызвали «Плотницкие рассказы» (1968). Их главный герой, плотник Константин Зорин, так же, как и Иван Африканович, воплощает в себе крестьянское мироощущение. В романе «Кануны» крестьянская психология и быт показаны в историческом плане. Действие происходит в северной деревне. Белов назвал «Кануны» «хроникой конца 20-х» и продолжил ее романом «Год великого перелома» (1989), в котором временные рамки повествования расширены до 1930. Белов пробовал себя и в драматургии. Наиболее известная его пьеса «Над светлой водой» (1973) посвящена той же проблеме, что и проза: исчезновению старых деревень, разрушению крестьянского хозяйства. Настороженно и скептически был встречен частью критиков и читателей выход в свет повести «Воспитание по доктору Споку» (1978), в которой автор противопоставил городской и деревенский жизненные уклады. Не вполне понятную ему городскую жизнь Белов показал однозначно – как средоточие безнравственности. Причину того, что городской ребенок растет несчастным, автор «Воспитания по доктору Споку» увидел не столько в нелюбви его родителей друг к другу, сколько в неестественности городского жизненного уклада как такового.

 

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (род. 15 марта 1937) - русский прозаик, представитель «деревенской прозы». Главный смысл св. творчества видит в нравственном исследовании личности, в воспитании эмоций, которых не хватает современному человеку.

Широкую известность принесла писателю повесть "Последний срок"(1970).

Главная героиня повести, 80летняя Анна, духовный мир которой тщательно исследует Распутин, явилась первым воплощением этого особого худож. типа в деревенской прозе: именно она открывает галерею распутинских "старух". Старухи - хранительницы народных традиций, нац. памяти, они связывают поколения рода человеческого.

В повести всего одно, но великое событие - человек уходит из жизни. Вечная тема мировой литры волнует и Распутина. Она выливается в размышления о том, что человек оставляет после себя, как он продолжается на земле. С образом Анны в повести связаны проблемы вечные (смерть, смысл жизни, взаимосвязи с природой, отношение отцов и детей), с образами детей - злободневные (город и деревня, нравственная сущность молодого поколения, утрата связи с землей).

Писатель психологически тонко изображает пропасть между детьми и матерью, бедность духовного мира детей, для кот. приезд на похороны - следование правилам, а не зову сердца. До мельчайших подробностей автор рис. портреты, характеры, поступки городских детей деревенской старухи

Автор показывает, что нравственный потенциал поколения, идущего на смену деревенским старикам, значительно ниже: уход от деревни чреват для него последствиями. Глобальный процесс перемен захватывает и тех немногих молодых, которые остаются на селе: снижается их привязанность к земле, ответственность перед ней, ослабляются родственные связи.

Если в "Последнем …" Анна в силу хар-ра и образа жизни естественно обретает свой способ бытия, то в повести "Живи и помни" (1974) война переворачивает привычные условия существования так, что это сказывается на внутр. мире человека. Автор исследует сложные пути отчуждения человека от общества. Это книга о нравственном выборе человека и ответственности за него.

Образ Гуськова выписан убедительно и точно, автор демонстрирует мастерство психологического анализа, умение развивать и плодотворно использовать традиции Достоевского. Писатель глубоко проник в систему мотивов поведения героя. Страх смерти и обида заставили Гуськова изменить долгу и тем самым навсегда отделили его от воюющего народа, от земляков, своей родни.

Но самое страшное в повести - это трагедия жены Андрея Настены, кот. он тащит за собой в омут преступления.

Настена - главная героиня повести, общественный человек, для нее отчуждение от крестьянского мира невыносимо. Ее осознанная добровольная смерть в финале повести является особым поворотом сюжета, столь важным в поэтике Распутина, несущим большую смысловую нагрузку. Как героини Достоев., Настена способна разделить страшную вину мужа. Финал повести открыт, но понятно, что герой остается жить в полном одиночестве и помнить о страшных последствиях предательства. Повесть Распутина - сильное антивоенное произведение, в нем звучит протест против войны, искалечившей человеческие жизни.

Повесть "Прощание с Матёрой" (1976) - одно из вершинных произведений деревенской прозы. Конкретная жизненная ситуация (затопление деревни из-за строительства ГЭС) приобретает обобщенно-символическое значение. Жанр повести - философская притча. О судьбе родины с тревогой размышляет писатель. Старики прощаются с Матёрой как с живым сущ. С исчезновением Матёры разрушается и гармония человеч. отношений, ибо нарушено единство человека, общества и природы. Но все это очевидно только для стариков и автора. Особенно тяжело переживает происходящее Дарья Пинигина. Она видит на память историю Матеры, и читатели смотрят ее глазами, постепенно вживаясь в пространство острова. Образ Дарьи уникален по своему драматическому психологизму и философичности.

Пафос философии Дарьи - в обращении к предкам, кот. жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставили им свой духов. опыт. Она болеет душой за свой род и осквернение родовых могил становится для Дарьи психологич. травмой. Это признак полного одичания чел-ка. Распутин устами Дарьи ведет разговор о важнейших вещах - сохранении памяти, корней, традиций. Писатель показывает, как от поколения к поколению связи с Матёрой ослабевают. 50летний Павел уже не уверен, правы ли старики в защите о-ва, а его сын Андрей ведет с бабкой спор о техническом прогрессе, отрекаясь от родины. Писатель не против прогресса, но его настораживает, что за ним теряется человек.

Фантастика и символика необычайно органичны в повести. Остров оберегает Хозяин Матёры. Другая опора острова - царский листвень, которым, согласно легенде, "крепится остров к речному дну, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра". Они олицетворяют силы самой природы. В финальном эпизоде интересны библейские реминисценции - всемирный потоп и Ноев ковчег - барак Богодула.

Распутин заставляет читателей оглянуться на самих себя, вспомнить, с какой Матёры каждый из нас.

 

В произведениях Ф. Абрамова остро поставлен вопрос о раскрестьянивании, о массовом уходе людей из деревни в город, о судьбе человека, вынужденного покинуть деревню, но так и не нашедшего своего

места в городе. «Деревенскую прозу» считают «великим феноменом

второй половины XX в.» Теоретик и практик Ф. Абрамов вслед за поэтами и прозаиками новокрестьянского направления 1910-1930-х гг. заговорил об

исходе крестьянской цивилизации, о том, что деревня является

«материнским лоном», где зарождался и складывался национальный

характер. Писатель сформулировал кредо современной литературы -

«всеми силами будить в человеке человека».

В повестях «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька» воплощена история русской деревни, многострадальной жизни крестьян и прежде всего русской женщины. Трилогия начинается повестью «Деревянные кони». В ней рассказывается о жизни Милентьевны, русской крестьянки. И жизнь эта была далеко не легкой. Шестнадцати лет Милентьевну замуж выпихнули. От рассвета до заката - непосильная работа, заботы по дому. Двух сыновей на войне убили. Но выстояла Милентьевна, выдержала все невзгоды.

И даже теперь, несмотря на свою старость, не могла сидеть без работы. Каждое утро уходила в лес за грибами. Возвращалась еле живая, но не хотела покоряться усталости, немощи и возрасту. (А шел Милентьевне уже седьмой десяток.) Однажды пришла она совсем больная и слегла. Но через два дня нужно было ехать ей домой (она гостила у одного из своих сыновей), так как внучке обещала приехать к «школьному дню». И вот, несмотря на свою болезнь, ливень и грязь за окном, несмотря на то, что сын не приехал за ней, пошла пешком, увязая в грязи, покачиваясь от порывов ветра и слабости. Ничто не могло помешать ей сдержать свое обещание, данное внучке.

Повесть «Пелагея» рассказывает нам о другой женской судьбе. Другой, но не менее тяжелой. Пелагея Амосова - пекарша, с зари до зари работающая в своей пекарне. Это, однако, не одна ее забота: еще надо и по дому справиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем, больным успеть ухаживать. У нее постоянно душа болит за дочь свою - Альку. Эта непоседа и егоза, которая не может усидеть на месте, целыми днями и ночами пропадает на гулянках. Вся жизнь Пелагеи - это сплошная вереница одинаковых дней, проходящих в непосильном труде. Да и не могла она жить без своей пекарни. Кроме непосильной работы, на Пелагею наваливаются и другие невзгоды: тяжелая болезнь и смерть мужа, бегство дочери в город вместе с офицером. Силы постепенно оставляли ее. Нестерпимее всего была невозможность работать. «Не умела болеть Пелагея». Не могла она примириться с тем, что не та уже стала, как раньше.

А жизнь готовит все новые и новые удары уже больной женщине: от дочери никаких вестей, пекарня, ее родная пекарня, запущена, в магазине ее обманули, подсунули давно вышедшие из моды плюшевики. С каждым новым ударом Пелагея понимает, что отстает она от жизни. «Да как тут жить дальше?» - ищет она ответа и не находит его.

Так и умерла Пелагея, не увидев новой цели в жизни, так и не поняв, как же можно жить, когда работать уже не можешь и силы оставляют тебя.

Заключительная повесть трилогии - «Алька». Героиня ее - Алька - дочь Пелагеи, но жизнь у нее совершенно другая, вольная, не закованная в железный обруч непосильной работы. Алька живет в городе и работает официанткой. Жизнь в деревне не для нее, она не хочет жить, как мать, добиваясь всего тяжелым трудом. Алька считает свою работу не хуже других и гордится тем, что работает в городе, в ресторане, зарабатывает большие деньги. В будущем она хочет стать стюардессой (и становится ею).

Алька - это тип совершенно другого человека, нежели ее мать. Она не приучена с детства к тяжелому труду в поле, ей чужда вся деревенская жизнь. Был момент, когда Алька была готова остаться в деревне. Она вспоминает об умершей матери, о том, как неустанно работала та всю жизнь ради нее, Альки, о том, что не приехала проводить свою мать в последний путь. И так горько становится на душе у Альки. В этот момент она решает остаться в деревне, даже бежит и сообщает об этом тетке Анисье. Надо только съездить в город, забрать пятьсот рублей, «остатки от распроданного родительского добра». Но именно эта поездка все изменяет. Снова окунувшись в городскую жизнь, она уже не тянется в деревню. Что деревенская жизнь по сравнению с городской! Да и не такой человек Алька, чтобы на веки вечные похоронить себя в деревне. «Жалковато стало всего этого великолепия, с которым не сегодня-завтра надо расстаться».

В трилогии очень ярко и живо показаны типы русской женщины тридцатых-семидесятых годов. Мы можем увидеть, как постепенно изменялся этот тип из поколения в поколение. Изначально женщина была «привязана» только к дому да работе на земле, но постепенно у нее появляются другие возможности.

Пелагея уже меньше привязана к земле, чем Милентьевна, но она еще не могла оторваться от нее, да ей это было и не нужно. Алька же сызмала не тяготела к деревенской работе и потому спокойно покидает деревню.

Повести эти не только о деревне. Они о человеке, который в любых обстоятельствах должен оставаться человеком.

 

 

Первые два романа: "Братья и сестры" и "Две зимы и три лета", вместе с романами "Пути-перепутья" и "Дом" составляют тетралогию "Братья и сестры", или, как назвал их Федор Абрамов, "роман в четыpеx книгах".

Объединенные общими героями и местом действия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства, начиная с военного 1942 года. В «Братьях и сестрах» показана деревня в самый напряжённый год войны(весна и лето 1942). В романе «Две зимы и три лета» - переход от войны к миру(с весны 1945 по январь 1948). В «Путях-перепутьях» - кризисные явления в развитии сельского хозяйства летом и осенью 1950г. В романе «Дом» подводятся печальные итоги многочисленных попыток улучшить положение дел в деревне со стороны руководства страны.

В «Братьях и сестрах» писатель сосредоточен на эпическом состоянии мира, когда каждый отдельный человек живёт интересами народа, когда смыслом «военной» жизни крестьянства становится объединение усилий в общей борьбе с общей бедой. Автор не стремится к глубокой психологической проработке характеров, для него является важным исследование духовного состояния народа. Все персонажи равноправны.

Одни критики определяют жанр романа как хронику, другие – как социально – бытовой роман, третьим – как роман социально-психологический с элементами эпоса.

В двух последующих романах («Две зимы и три лета», «Пути-перепутья») изменяется творческая задача, а с ней и принципы изображения. Новые социально-политические условия, в которых оказалась послевоенная деревня, не являли собой картину эпического состояния мира и требовали глубокого художественного исследования возникающих социальных противоречий, главным из которых было трагическое расхождение государственных интересов и личных интересов крестьянства. Труд утрачивает всякую ценность и смысл.

В послевоенное время в деревне происходит распад того единства народа, которое в первом романе именовалось «братья и сёстры». Брошенный властью на произвол судьбы человек, начинает сам искать пути выживания.

По мнению писателя, Михаил Пряслин как лучший представитель крестьянского мира, наиболее полно отражает его сущностные черты. Автор прослеживает противоречивые изменения, которые происходят в образе этого человека, но лишь постепенно он познаёт жизнь, растёт духовно.

Антипод Михаила – друг его детства ЕгоршаСтавров, превратившийся за три года из робкого юноши в первого похабника и приспособленца. Презирает своего товарища и покинуть Пекашино не может, становится перекати-поле. По мнению Абрамова, широкое распространение людей, покинувших деревню, вызвано крупными промахами в социальной политике в деревне.

Образ Евдокима ПоликарповичаПодрезова является открытием Абрамова. Он фигура драматическая. В нём, хотя его развратила власть, сильна ещё нравственная сторона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.204.14 (0.116 с.)