Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бунт ивана карамазова. Иван карамазов в ряду других бунтарей достоевского)

Поиск

Смысл книги '"Pro и contra".

В главе "Pro и contra" устамиИвана Карамазова Достоевский развертывает беспримерную вистории атеизма критикуконсервативных сторонисторического христианства.Герой доказываетнесовместимость пассивногопринятия трех опорных точекрелигии (акта грехопадения, актаискупления и акта вечноговозмездия за добро и зло) снравственным достоинствомчеловека. Само название книгисимволично: «за» и «против». Т.е.в ней даны точки зрения двухбратьев, один из которых – Алеша– любит Христа и являетсяпроповедником христианства, адругой – Иван – предлагает послушнику Алешенеопровержимые, по его мнению,аргументы, направленные против"мира Божия".В небольшом трактире, гдевстречаются два брата, Иванставит перед Алешей вопрос, накотором ломались и ломаютсяиные мощные умы, ибо нарациональном уровне он и неимеет ответа: почему Богдопускает зло? Заметим: Иван необвиняет Бога в творении зла,потому что возражение давно известно: зло творится не Богом, асвободною волею, дарованнойСоздателем всем его созданиям.Более того, Иван даже готовпризнать зло, направленноепротив согрешившего человека. Но он целит в самое уязвимое

место: почему страдают невинные дети? Это страшные, потрясающие душу рассказы о действительных фактах страдания детей. Иван задает Алеше трудный вопрос о цене будущей "мировой гармонии", о том, стоит ли она хотя бы одной слезинки ребенка. Может быть, есть Бог и есть будущая гармония в царстве Его, но Иван не хочет быть в числе избранников и "билет" на вход в царство Божие почтительно возвращает Творцу вселенной. На основании этой неотразимости претензий Творцу Иван являет свой бунт против Бога и пытается вовлечь в него Алешу. Он провозглашает бунт против Бога и против Божьего мира из очень высоких мотивов, - он не может примириться со слезинкой невинно замученного ребенка. Вопрос Ивана Карамазова - русский по преимуществу, проклятый вопрос, в который вложен весь русский моральныйпафос, оторванный от религиозных истоков. На вопросе этом морально обосновался русский революционно- нигилистический бунт, который провозглашает Иван. «Ежели Бог так всеблаг и всемогущ, почему же не создал Он мир так, чтобы не было этой слезинки; не было зла?..» Факты страдания детей, которые приводит Иван, настолько вопиющи, что требуют немедленного отклика, живой, активной реакции на зло. И даже "смиренный послушник" Алеша не выдерживает предложенного Иваном искушения и в гневе шепчет: "Расстрелять". Расстрелять того генерала, который по жуткой прихоти затравил псами на глазах у матери ее сынишку, случайно подбившего ногу любимой генеральской собаке. Не может сердце человеческое при виде детских слез и мольбы к Боженьке успокоиться на том, что они необходимы в этом мире во искупление грехов человеческих. «Я не Бога не принимаю, я мира, им созданного, мира-то Божьего не принимаю», говорит Иван. Хотя несколько минут назад он говорил Алеше: «Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек…» Принять Творца и не принять Его творение -прямая несуразность. Иван вообще мыслит законы мира в категориях купли-продажи, которые для постижения небесной гармонии неприемлемы. Иван отвергает эту гармонию «из любви к человечеству», но именно он перед тем заявил о своей нелюбви к людям, о невозможности любить человека: «... я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних». Начиная с любви к детям, Иван заканчивает презрением к человеку, а значит, и к детям в том числе. Это презрение к духовным возможностям мира человеческого последовательно завершается в сочиненной Иваном "Легенде о Великом инквизиторе". Действие легенды совершается в католической Испании во времена инквизиции. В самый разгул преследований и казней еретиков Испанию посещает Христос. Великий инквизитор, глава испанской католической церкви, отдает приказ арестовать Христа. И вот в одиночной камере инквизитор посещает Богочеловека и вступает с ним в спор. Он упрекает Христа в том, что тот совершил ошибку, когда не прислушался к искушениям дьявола и отверг в качестве сил, объединяющих человечество, хлеб земной, чудо и авторитет земного вождя. Заявив дьяволу, что "не хлебом единым жив человек", Христос не учел слабости человеческие. Массы всегда предпочтут "хлебу духовному", внутренней свободе, хлеб земной. Человек слаб и склонен верить чуду. И наконец, культ вождя, страх перед государственной властью, преклонение перед земными кумирами всегда были типичными и останутся таковыми для слабого человечества. Отвергнув советы дьявола, Христос, по мнению инквизитора, слишком переоценил силы и

возможности человеческие. Поэтому инквизитор решил исправить ошибки Христа и дать людям мир, достойный их слабой природы, основанный на "хлебе земном, чуде, тайне и авторитете". Царству духа Великий инквизитор противопоставил царство кесаря- вождя, возглавившего

человеческий муравейник, казарменный коммунизм, стадо обезличенных, покорных власти людей. Царство Великого инквизитора – государственная система, ориентирующаяся на посредственность, на то, что человек слаб, жалок и мал. Однако, доводя логику Великого инквизитора до парадокса, автор легенды обнаруживает ее внутреннюю слабость. Вспомним, как Христос отвечает на исповедь инквизитора: он молча приближается к нему и тихо целует его в бескровные девяностолетние уста". Что значит этот поцелуй? Заметим, что на протяжении всей исповеди Христос молчит и это молчание тревожит Великого инквизитора. Тревожит, потому что сердце инквизитора не в ладу с умом, сердце подсказывает односторонность его философии. Не случайно он развивает свои идеи как-то неуверенно, в настроении подавленном и грустном. Лишь разумом инквизитор заодно с дьяволом, сердцем же он, как все Карамазовы, - с Христом! Такой же жалости и сострадания достоин и сам Иван, творец легенды. Ведь и в его отрицаниях под корою индивидуализма и карамазовского презрения теплится скрытая любовь к миру и мука раздвоения. Ведь суть "карамазовщины" как раз и заключается в полемике с добром, тайно живущим в сердце любого, самого отчаянного отрицателя. Таков и Иван Карамазов.

 

Характеристика основных этапов творчества Н.С. Лескова. Первые повести и рассказы о народной жизни («Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда» и др.). Проблема положительного героя-праведника в творчестве Лескова. Цикл произведений о «праведниках». Идейно-эстетический анализ повести «Очарованный странник».

60-е годы XIX века не случайно называют бурным временем. Очевидная неотвратимость великих исторических перемен, острые общественные столкновения, вынужденные правительственные реформы, официальная отмена крепостного права и повсеместно возрастающий авторитет революционной демократии – все знаменовало не только политический, но и общий подъем интеллектуальной и духовной жизни России. Яркие приметы того времени: мощное революционно-демократическое движение, поддержанное прессой; бурный расцвет художественной литературы демократического лагеря; первые шаги революционной пропаганды в народе; и одновременно рост раскольничьих и иных сект среди крестьянства, жадно внимавшего предречениям новоявленных пророков, наконец, кризис веры даже среди части православного духовенства. В эти годы на страницах петербургской печати впервые стало появляться имя Николая Лескова. Он начал с публицистики. Писатель словно спешил выплеснуть накопившийся запас наблюдений. Многие его очерки, фельетоны, публицистические статьи и литературно-критические обозрения по своему характеру были близки настроениям демократов-шестидесятников. Молодой журналист выступает со статьями на самые разные темы общественной жизни, затрагивает острые социальные вопросы и нередко решает их в духе демократического радикализма. Он публикует статьи “О рабочем классе”, “О найме рабочих людей”, “Сводные браки в России”, “Русские женщины и эмансипация”, “О привилегиях”, “О переселенных крестьянах”. Совсем не случайно в записке канцелярии санкт-петербургского полицмейстера “О литераторах и разночинцах” в то время значилось: “Лесков. Крайний социалист. Сочувствует всему антиправительственному. Нигилизм во всех формах”. Однако Н. Лесков, по существу, не придерживался революционно- демократических воззрений, хотя, конечно, испытывал их воздействие и в первую очередь влияние Н. Г. Чернышевского, роману которого посвятил статью. Трезвый ум Лескова чем далее, тем более замечал тщетность надежд на скорое нравственное преобразование общества. В статьях своих он всегда стремился к точности и откровенности, к объективности суждений, презирая всяческую ложь. Плодотворной журнальной работой подготавливалось и художественное творчество Лескова. В ранних статьях и фельетонах начинающего литератора нередко появляются поэтические картины действительности, запечатленные в яркой, выразительной речи, в живой словесной вязи русского простонародья. В этих статьях воссоздались образ мыслей и настроения описываемых людей и характерные приметы времени. Вслед за художественным очерком “Погасшее дело” следуют рассказы “Разбойник” и “В тарантасе” (1862). В 1863 году – “Ум свое, а черт свое”. Затем “Овцебык”, повесть “Житие одной бабы”. Несколько позже – “Леди Макбет Мценского уезда” (1865), “Воительница” (1866) и т.д. Во всей неприглядности быта предстают в раннем творчестве Н. Лесков картины деревни и губительные последствия крепостнического уклада. В “Житии одной бабы” в этом своеобразном крестьянском романе, возникает обаятельный образ крестьянки Насти, загубленной людской корыстью. В сюжете рассказа о трагической судьбе героини прозревает народная мечта о человеческой красоте и справедливости. В центре повести драматическая судьба Насти и Степана, бежавших без паспортов из деревни в поисках вольных краев, где они могли бы укрыться со своей любовью от глаз жестоких мучителей. Но в центре повествования оказываются и мужики, гомельские крестьяне, которые мучили их. Почти вся деревня состояла из бесстыжих, где все, как сказано у Лескова, «избрехались» и звали-то друг друга кличками: Гришка-жулястый, Матюшка-раскаряка, Анютка-круглая, Настька-сухопарая. Каждому кличка «прихожена», иной раз и крещеное имя совсем забывалось. Акценты в повести расставлены не на тех моментах, когда вторгаются в крестьянскую жизнь помещики или власти, а на тех, где исход дела всело определяется характерами самих крестьян, царящим в их среде произволом. Иная жизнь развертывается перед читателем в повести “Леди Макбет Мценского уезда”. Это “глухой” быт купеческой семьи с его грубой моралью рабского подчинения и серой скукой. В этой среде проводит молодые годы страстная, порывистая купеческая жена Катерина Измайлова, она полна неудовлетворенных желаний, тоски по любви, материнству. И вот, по наущению милого ей, но коварного и корыстного приказчика Сергея, приходит Катерина Измайлова к преступлению и своему страшному концу. Ее драма возбуждает и невольную мысль о противоестественном мире, в котором извращаются добрые человеческие чувства и нисходят до злодеяний и гибнут натуры, полные сил и страстного

жизнелюбия. В повести писатель раскрыл сложность и противоречивость характеров своих героев, взаимодействие в них разнородных начал. Он показал страшный исход бунта героини, в которой трагически смешались, с одной стороны, желание любить и быть свободной, искренность порывов, пробуждение потребности постичь другого человека, а с другой – отсутствие четких нравственных ориентиров, слепое подчинение законам среды, эгоизм и жестокость.

Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник". Повесть “Очарованный странник”написана Лесковым в 19873 году, в трудное, противоречивое для России время, но чем-то похоже на наше время. Основной образ произведения – Россия. Но описывает ее автор при раскрытии характеров русских людей, основных героев повести: Ивана Северьяновича Флягина, цыганки Груни, князя и других. Писатель не только рассказывает об отдельных людях, но и открывает читателям черты русского национального характера. Все россияне различаются, но есть общая национальная черта характера – пассивность русского народа. Лесков раскрывает причину формирования такого характера. Главный герой повести является обычный русский мужик Иван Флягин, а описание его жизни и испытаний – основной сюжет произведения. Образ Ивана Северьяныча Флягина – это совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, созданный Лесковым в повести «Очарованный странник». Он настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это — «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема. Для Флягина каждое новое пристанище — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи. Он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это — не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». За внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта, свойственная русскому народу. Мы узнаем эту черту в нем, когда он становится нянькой. Он по- настоящему привязался к девочке, за которой ухаживал. В обращении с ней он заботлив, нежен. Когда он сталкивается с матерью девочки, в нем борются два чувства: желание отдать ребенка матери и чувство долга. Он отдает девочку матери. Не чужд Иван Северьянович и красоте. Скорее, он не столько понимает ее, сколько чувствует. Позже познает он и красоту женщины. Эта красота его очаровывает. Так ради Груши отдает он все деньги. Но не только поэтому так важна его встреча с Грушей. Здесь мы видим, что Иван Северьяныч, как никто другой, может понимать, любить и сочувствовать. Между ними возникает истинное родство душ, характерное для русского народа. Иван Северьянович готов пойти на преступление, чтобы спасти ее душу. Он помогает Груше совершить самоубийство (сталкивает ее с обрыва в реку), так как понимает, что дальнейшая ее жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на

себя. Он готов ответить за свой поступок и искупить его. Сильна в Иване Флягине православная вера. В плену его мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи он «выползал потихоньку за ставку... и начинал молиться... так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром трав-ку увидишь». Когда Иван Северьяныч бежит из плена, он крестит татар. В монастыре он борется с искушающим его дьяволом и, наконец, побеждает его. Для Флягина нет ничего невозможного, он необыкновенно одаренный человек. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он пребывает в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути. Иван Северьянович Флягин олицетворяет собой идею русского характера. Он находится в постоянных скитаниях, поисках себя. Это русская натура, требующая развития, стремящаяся к духовному совершенству. В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван

Северьяныч не успо-. каивается. Он предвидит войну и собирается туда идти. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Это символизирует главное свойство русского человека — готовность пострадать за других, умереть за Родину. Описывая жизнь Ивана Флягина, Лесков заставляет его скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко

 

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона. Художественное назначение «парных положительных героев» в романе. «Диалектика души» как форма психологического анализа в романе

 

По жанру «Война и мир» — роман-эпопея, сочетает в себе черты семейного, биографического, любовного, исторического, философского романа.

2. Композиция романа построена по принципу «сцеплений», создается впечатление мозаики событий.

3. Все сюжетные линии стягиваются к композиционному ядру произведения — Бородинскому сражению, судьбоносному для героев романа и для всего народа, который тоже является как бы коллективным персонажем романа.

4. В романе показана история трех семейств — Болконских, Ростовых и Курагиных.

Болконские — воплощение интеллектуального и волевого начала (особенно князь Андрей), Ростовы — эмоционально-интуитивного (особенно Наташа), Курагины — низкого нравственного уровня, они примитивно эгоистичны.

5. Философская проблематика романа —вопросы жизни и смерти, правды и лжи, войны и мира, устройства мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. Эта проблематика выражена не только в больших философско-публицистических отступлениях автора, но и в монологах, диалогах, внутренних монологах героев.

6. В романе предлагается авторский взгляд на события войны 1812 г. и ее участников (Александр I, Наполеон, Кутузов, Багратион), а также на другие события той эпохи (реформы Сперанского, деятельность масонов и политических тайных обществ). Взгляд на войну—роль отдельных личностей в истории ничтожна.

7. Авторский голос безраздельно господствует. Автор всеведущ, он возвышается над героями и событиями. По определению М. М. Бахтина, роман Толстого «монологический».

8. В повествовании велика роль пейзажных, портретных, интерьерных описаний, подробных авторских характеристик героев, внутренних монологов персонажей, деталей.

В романе утверждается философское понимание народа как главного действующего лица истории. Все главные герои приходят к мысли о необходимости духовного единения людей (Болконский, Пьер Безухов).

Война оказывается не поединком Наполеона с Александром или Кутузовым, это поединок двух начал (агрессивного, разрушительного и гармонического, созидательного), которые воплощаются не только в Наполеоне и Кутузове, но и в персонажах, фигурирующих на других уровнях сюжета (Наташа, Платон Каратаев и др.). С одной стороны, война — противное всему человеческому событие, с другой — это объективная реальность, означающая для героев личный опыт. Нравственное отношение к войне у Толстого отрицательное

Князь Андрей и Пьер — это единственные герои, чья эволюция подробно хронологически развернута по принципу «романа-биографии». Для того, чтобы постичь смысл жизни, им необходимо пройти через множество разочарований и кризисов, потерь и обретений. Душевный кризис — важный опыт для героев такого типа. Их история — это поиск себя. Оба они впервые появляются на светском рауте в салоне Анны Павловны Шерер. Обанедовольны тем, что есть сейчас (князь Андрей — семейной жизнью, Пьер — одинокой). Затем для них начинается долгая полоса испытаний.

Два философских диалога — важные вехи в судьбе обоих героев. В этих эпизодах устанавливается связь между ними, сохраняемая на протяжении всего повествования. Между этими героями много общего, но есть и различия.

Пьер — в большей степени «человек мысли», князь Андрей — «человек поступка». Князь Андрей — военный, а Пьер — до мозга костей штатский. Князь Андрей — свойственны многие черты типа «лишнего человека»; Пьер — герой, больше похожий на современника Толстого.

Биография князя Андрея композиционно «закрыта»: в романе изображается смерть героя как конец жизненного пути. Биография Пьера композиционно «открыта»: читателю предоставляется домыслить его судьбу и роль в ней событий 1825 г.

Обоих героев можно противопоставить Николаю Ростову, который не относится к типу «искателя». Он постигает смысл жизни стихийно и непосредственно. Поскольку смысл жизни уже изначально открыт ему как «простому» человеку, чуждому «рефлексии», в его истории нет философских откровений и глубоких потрясений-кризисов (если не считать разочарования в государе).

С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, и застывших, не эволюционирующих.

Живые героини в произведении — прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость.

Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней — тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование.

Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести

Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой.

 

26. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Социально-нравственная проблематика романа и сюжетно-композиционная роль образа Анны. Смысл введения в роман сюжетной линии Константина Левина. Отражение в романе взглядов и настроений Толстого 1870-х годов.

 

В романе поднимаются и решаются острейшие проблемы 70-80-ых годов:

1) Проблемы брака и семьи;

2) Морали и нравственности дворянства и народа;

3) Экономические проблемы, пути хозяйственного развития страны;

4) Политические формы государственного устройства России и запада;

5) Педагогическое воспитание детей;

6) Эстетическое направление развития искусства;

7) Религиозное отрицание казенной церкви и модных светских мистических увлечений;

8) Смысл человеческого бытия.

Действие романа развёртывается на широком и сложном социальном фоне. Перед нами проходят самые разнообразные слои русского общества 70-х годов: титулованная аристократия (Щербацкие, Облонские, Вронские и пр.), высшая дворянско-чиновничья бюрократия (Каренин), разночинная интеллигенция (художник Михайлов, нигилист Крицкий и др.). и капиталисты (Мальтус, Рябинин), и крестьяне, и слуги. Критическая струя в романе обусловлена идейно-тематическим замыслом произведения: противопоставлением морально здоровой поместной патриархальной среды пустому и развращённому светскому обществу.

Основной нравственный вопрос: имеет ли человек право строить счастье за счет несчастья другого?

Разделение персонажей автор совершает прежде всего по их отношению к мысли семейной. Для Толстого семья – сосредоточение мира, добра. Для одних важна погоня за удовольствиями (Анна, Вронский, Стива), для других – святость семьи (Левин).

Роман представляет собой 2 круга, причем жизненный круг Анны входит в жизненный круг Левина.

Особенности поэтики романа: использование «диалектики души», принцип «психологических координат», внутреннего монолога, пейзажа, принципа «смысловой точности», изобразительность повторов и т. п.

Центральный образ романа — Анна Каренина, представительница великосветского общества 70х годов, жена крупного петербургского сановника. Толстой рисует свою героиню как прелестную, очаровательную женщину. Анну выделяет сложность и своеобразие её душевного облика. Неудивительно, что в душе её должна была проснуться неудовлетворённость пустой светской жизнью. К тому же она была равнодушна к мужу, человеку сухому и рассудочному. Анна пренебрегает святостью брака. Постепенно она раздваивается: в ней происходит конфликт между долгом и чувством. Грех Анны - пренебрежение страданием другого ради чувственной любви. Она уже не чувствует себя человеком. Ее стремление покориться чувству приводит к трагедии. Она пренебрегает страданием не только мужа, но и сына. Борьба между душевным и телесным в ней закончилась победой телесного. Жажда мщения Вронскому приводит Анну окончательно к гибели. Не общество погубило Анну, она погубила себя сама.

Вронский живет по светским шаблонам. Он Анну не ради любви полюбил, а ради удовлетворения своего тщеславия. Анна раскусила Вронского. Он не готов нести ответственность за Анну. Безмолвное предательство Вронского губит ее. Он умер духовно, когда погибла Анна. Вронский понял, что именно он погубил ее. Минута прощения Карениным Анны стала еще одним разоблачением Вронского.

Константин Левин — самый автобиографический герой «Анны Карениной». Идеал Левина — деревенская жизнь помещика в условиях сближения с крестьянством.

Левин — носитель высоких христианских нравственных ценностей. Он стремится найти свое место в окружающем мире и на всем протяжении романа духовно возвышается, постепенно приходя к обретению Бога как главного ориентира в жизни. Любовь и брак Левина с Кити Щербацкой в композиции романа противостоят любви Анны Карениной и Алексея Вронского, которая заканчивается не браком, а трагическим самоубийством Анны. В отличие от Анны и Вронского, Левин и Кити видят в любви прежде всего духовное, а не телесное влечение. Семья, мирные хозяйственные занятия, новая вера— вот что делает героя романа счастливым и уравновешенным.

 

Духовная проза Л.Н. Толстого начала 1880-х годов. Переход на позиции патриархального крестьянства. Отражение духовного кризиса в религиозно-философских произведениях писателя («Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?»). Художественное творчество 1880-1890-х годов («Народные рассказы», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Власть тьмы», «Живой труп», «Отец Сергий»). Отражение «кричащих» противоречий Л.Н. Толстого в романе «Воскресение

Несмотря на успех «Анны Карениной», после завершения романа Толстой испытывал духовный кризис и находился в депрессии. Следующий этап биографии Льва Толстого характеризуется поиском смысла жизни. Писатель сначала обратился в Русскую православную церковь, однако не нашел там ответы на свои вопросы. Он пришел к выводу, что христианские церкви были коррумпированы и, вместо организованной религии, продвигали свои собственные убеждения. Он решил выразить эти убеждения, основав в 1883 году новое издание под названием «Посредник».

Как результат, за свои нестандартные и противоречивые духовные убеждения, Толстой был отлучён от русской православной церкви. За ним даже наблюдала тайная полиция. Когда Толстой, ведомый своим новым убеждением, хотел раздать все свои деньги и отказаться от всего лишнего, его жена была категорически против этого. Не желая накалять обстановку, Толстой неохотно согласился на компромисс: он передал жене авторские права и, по-видимому, все отчисления на его творчество до 1881 года.

В дополнение к своим религиозным трактатам, Толстой продолжал писать беллетристику на протяжении 1880-х и 1890-х годов. Среди жанров его поздних работ были нравственные рассказы и реалистическая беллетристика. Одна из самых успешных среди его поздних работ была повесть «Смерть Ивана Ильича», написанная в 1886 году. Главный герой изо всех сил пытается бороться с нависшей над ним смертью. Кратко говоря, Иван Ильич ужасается от понимания того, что впустую потратил свою жизнь на мелочи, но осознание этого приходит к нему слишком поздно.

В 1898 году Толстой написал повесть «Отец Сергий», художественное произведение, в котором он критикует убеждения, развитые им после его духовного преобразования. В следующем году он написал свой третий объёмный роман «Воскресение». Работа получила хорошие отзывы, но вряд ли этот успех соответствовал уровню признания его предыдущих романов. Другие поздние работы Толстого являются очерками об искусстве, это сатирическая пьеса под названием «Живой труп», написанная в 1890 году, и повесть под названием «Хаджи-Мурат» (1904 год), которая была обнаружена и опубликована уже после его смерти.

Воскресенье» — роман Льва Николаевича Толстого, написанный им в 1889-1899 годах, и ставший одним из последних крупных произведений автора перед смертью. По мнению литературных критиков, является вершиной реализма Льва Толстого. Общепризнан классическим произведением русской литературы.

После выхода в свет роман поразил современников и практически сразу же был переведен на многие европейские языки. Подобный успех во много объяснялся остротой выбранной темы, (судьба продажной женщины), но и полной трансформацией писателя в женский образ для передачи самых глубоких ее психологический чувств и переживаний. Русская православная церковь по-своему выразила свое отношение к роману и к взглядам Толстого, отлучив его от церкви.

Изначально произведение писалось под названием «Коневская повесть», потому что в июне 1887 года Анатолий Федорович Кони рассказал при Толстом, историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой за кражу проститутке ту женщину, которую он когда-то соблазнил. Эта женщина носила фамилию Они, и представляла собой проститутку самого низкого разряда, с изуродованным болезнью лицом. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший ее, решил на ней жениться и много хлопотал. Подвиг его не получил завершения; женщина умерла в тюрьме.

Трагичность ситуации, полностью отражает сущность проституции и отдельно напоминает рассказ Ги де Мопассана «Порт» — любимый рассказ Толстого, который он перевел, назвав «Франсуаза». Матрос, приехав из дальнего плавания, в порту нашел публичный дом, взял женщину и узнал в ней сестру только тогда, когда она начала его расспрашивать, не видал ли он в море такого-то матроса, и назвала ему его собственное имя.

Впечатленный всем этим Лев Толстой попросил Кони отдать ему тему. Он начал развертывать жизненную ситуацию в конфликт, и эта работа заняла несколько лет писательского труда и одиннадцать лет раздумий.

Толстой подчеркивает не только нравственное превосходство народа, но и его физическую красоту, свежесть и силу. Так он сравнивает в романе барина и простого человека «Рядом с силачем-красавцем Филиппом, которого он вообразил себе натурщиком, он представил себе Колосова нагим, с его животом в виде арбуза, плешивой головой и безмускульными, как плети, руками. Так же смутно.представлялись ему из закрытые теперь шелком и бархатом плечи Софьи Васильевны какими они должны быть в действительности, но представление это было слишком страшно, и он постарался отогнать его»

Фальшь, ложь, профанация, разврат—таковы, по Толстому, атрибуты буржуазного искусства.

 

Характеристика основных этапов творчества А.П. Чехова. Проблематика и принципы типизации в раннем творчестве писателя. Идейно-творческие искания Чехова второй половины 1880-х годов (повести «Степь», «Скучная история» и др.). Проблематика и художественное своеобразие произведений А.П. Чехова 1890-1900 – х гг. («Палата № 6», «Учитель словесности», «Черный монах», «Ионыч» и др.). Особенности чеховского психологизма. Новаторство Чехова-драматурга. Своеобразие конфликта и «подтекста» в пьесах «Чайка» и «Три сестры». «Вишневый сад» Чехова: проблематика, конфликт и его сюжетно-композиционное воплощение.

 

Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны. Ранний Чехов высмеивает уродливые стороны жизни. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления. («Жизнь прекрасна», «Смерть чиновника», «Руководство для желающих жениться» и др.).

Поздний Чехов 80х 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. Разнообразие тематики чеховских произведений и число их до 1888 г. поражают. Так, в 1883 г. он пишет 120 произведений, а в 1885 г.—129. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость (Человек в футляре, Дом с мезанином, Палата 6). Обрядовая сторона русской жизни, с её постами, именинами и церковными праздниками, семейно-бытовые сцены, служебные отношения, общественная деятельность—всё это входит в поле зрения наблюдательного автора. Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе.

В этих «пёстрых» рассказах Чехов показывает всю классовую и сословную лестницу русского общества, начиная с деревни, продолжая городским мещанством, купечеством, интеллигенцией и кончая дворянством, столичным, и провинциальным. Маленький чиновник Червяков, чихнув в театре на лысину генерала, после неоднократных и неумелых попыток извиниться перед генералом умирает, боясь суровой расплаты за своё «преступление» («Смерть чиновника»). Это анекдот, но анекдот, в котором сквозь внешний комизм бытовых положений проглядывает критика рабской психологии запуганного человека. Отставной унтер Пришибеев, добровольный шпион, и тупо» самозванный администратор, по-своему понимает законы и нормы человеческого поведения. Он терроризирует деревню, в которой живёт, приказывая, чтобы «песней не пели, вечерами не сидели с огнём», не собирались на улице. Он один знает порядки, как «обходиться с людьми простого звани



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.025 с.)