ТОП 10:

Предмет и задачи истор. н. Формац. и цивилизац. подходы. Источн. и литер.



Предмет и задачи истор. н. Формац. и цивилизац. подходы. Источн. и литер.

История - наука комплексная, интегральная, так как изучает все, что развивает­ся во времени и пространстве. Пр. историч. науки – изучение всей совокупности явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества начиная с первобытно-общинной эпохи до нашей дней.

Познавательная ф-ция - собирание конкретных фактов, их система­тизация и рассмотрение в связи одного с другим. Практическая - это выяснить, что происходи­ло в прошлом и интерпритировать в наст. и буд. Воспитат. ф-ция - воспитание на основе истор. (патриот, интернацион., тру­довые, моральн.) моментах.

Формационный подход К. Маркса - прогресс человечества осущ. в виде закономерных смен пяти основных обществ.-эконом. формаций (первобытнообщин., рабовлад., феодальной, капиталист., коммунист.). Переход к новой формации осущ. в итоге социальных революций. Недостатки:1.не все страны повторяют форма­ционный ход европейских стран.2. абсолютизир. классовой борьбы, насилие, соц. революции.3. объяснение истор. со­бытий объективн. факторами, не вкл. человеч.

Цивилизационного подход - положены не производств. отношения, как при формационном подходе, а человек в совокупности его потребностей, способностей, воли и знаний. Рост материал. и дух. потреб­ностей человека служит толчком для общественного про­гресса.

Задачи исорич. науки:1)углубление знаний по отеч. истории, 2)изучение общих закономер-тей и особенностей историч. развития. чел-ва, понимание места в нём истории , 3)повыш. личной эрудиции 4)воспитание патриотизма, 5)исследование проблем альтернативного развития, 6)проведение сравнит.-историч. анализа всех сторон обществ. явлен. в Б, 7)изучение проблем взаимосвязи и взаимозависимости экономики и политики, 8)умение анализировать взаимосвязь демографич. и экономич. процессов

Свидетельства о прошлом дают истор. источники - все то, что осталось с прошлого и несет хоть какую-то информацию о нем: экспедициях, летописях, истор. архивах, воспомин. очевидцев. Источники: письменные; вещественные; этнограф.; разговорные; фольклорные; кинофотодокум.; фонодокументы. Сущ. многочисл. литература: всемирная история, история отдельных континентов и стран, история отдельных периодов или эпох, ис­тория разных обществ. периодов, история выдающ. личностей.

 

Изменение геополит. ситуац. в В. Европе в 13в. Образование ВКЛ.

Характерные черты сущ феодально-раздробленной системы:

1) наличие особенностей земельн. владения, которое. получалось. от более выс­шего лица с рядом личных обязанностей.

2) слияние права на землю с правом на власть

3) иерархическое построение законодат., су­дебных, военных институтов (деление на сословия)

4) преоблад. аграрного сектора экономики, натур. хоз-ва.

Один из органичных феноменов феодализма в Европе – феодал. раздробл-сть. Позтитив. послед-вия: создание более благопр. условий для развит. культуры, ремесел. Негативн. посл-вия: незащищенность мелких гос. образований от интервенции, препятствия для создания общеевроп. и мирового рынков.

Период XIII—XIV вв. - период крестьянских восстаний, волнений и бунтов (восста­ние Уота Тайлера в 1381 г. в Англии.-подавлено кор. Ричардом 2ым:уменьш. налоги, личная независим.крестьян, свободная торговля, денежный чинш вместо натур повинностей – некоторые выполнены )

Основной хар-кой развития аграрной сферы в Евро­пе в это время был процесс быстрого освоения новых земель(внутр. колонизация).

Самой развитой страной этого времени в Евро­пе была Италия. Она была полит. раздробленной, но ее объе­диняло культ. и языковое единство. Наиб. успехов в го­с. устройстве достигает Франция, которой удалось объе­динить все франц. тер-ии в одно гос-во. Защиту прав человека продемонстрир. Англ., в котор. устанавливался примат права над устремлениями корол. власти.

Предпосылки(образования ВКЛ):

1) Развитие с/х произв-ва, ремесла, тор­говли; рост городов и их значение как ремесленно-торговых цент­ров.

2) Углубление соц. противоречий между сословиями.

3) Необход. борьбы с внешней угрозой(монгол-татар)

Концепции:1)«литовского завоевания»( западные земли древней Руси были «захвачены» литовскими князьями во время ее ослабления монголо-татарским нашествием. Гос-во возникло как результате эк. и полит. развития балто-литовских земель и потом расши­р. за счет славянских.) 2)«Руси Литовской»( соперничестве Руси Литовской с Ру­сью Московской в деле собирания русских (восточнославянских) земель, в котором со временем победила Русь Московская.)

3)«литовско-русского гос-ва» не исклю­ч. литовцев из процесса создания ВКЛ, но игнор. Формир. в составе ВКЛ белорусского этноса и роль его предков в создании гос-ва)

4) «белорусско-литовского государства»» ( Лит.влияние преоблад. в полит. жизни (литовская княже­ская династия и большинство лит. магнатов в органах вла­сти), в войске.)

5) «белорусского государства»( утверждает, что с самого начала ВКЛ формир. как гос-во предков белорусов, которые в то время назы­вались литвинами.)

6)«литовско-белорусского государства»( возникло белорусско-литовское государство с центром в Новогородке, которое стало ядром ВКЛ)

Литва впервые упоминается в немецких хрониках в 1009г., а в славянских летописях – в 1040г. Эта область находилась на юге современной Литвы и северо-западе Беларуси. Процесс объединения длился более 100 лет: со 2ой четверти 13в. по 3ью четв. 14в. Центром объединения был Новогрудок, т.к. он имел высокий уровень эконом. развития, князья и знать были заинтересованы в объединении + отдаленность княжества от районов немецкой и татарской угрозы. У истоков образования ВКЛ стоял великий князь литовский Миндовг. В 40ые годы он был приглашен в Новогрудок, в 1246 принял православие и стал князем. С помощью силы Миндовг в конце 40-х – начале 50-х гг. XIII в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицат. реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям в 1252г. принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католический мир признал независимость ВКЛ, уравнял его с другими европейскими странами. В 1263г Миндовг был убит людьми Трайняты. 1263-1264 князем был Тройнята, но его убивают слуги Миндовга и князем становится Войшелк (сын Миндовга; 1264-1267гг), который завоевал и присоединил к своим владениям балтские земли Нальшаны и Деволтву, а также объединил Новогрудскую, Пинскую, Полоцкую и Витебскую земли. С 1270-1282гг ВкЛ – Тройдень. Вел упорную борьбу с Тевтонским орденом, Галицко-Волынским княжеством, значительно расширил ВКЛ. При Витене (1293 – 1316гг) удалось достигнуть единства нового гос-ва. Ввел герб «Погоня» + были присоединены Витебщина, Полотчина.

 

Особенности экономического развития стран Западной Европы и Японии в последней трети 19-го начале 20-го века

Промышленная революция.

Промышленная революция в Англии началась еще в конце XVIII в., а затем охватила другие западные страны. Она составляла основное содержание технико-экономического и была важным фактором социального развития европейских стран. Революцию в промышленности совершили главным образом паровой двигатель и фабрика, а преобладание машинного производства над ручным и производство машин машинами означало ее победу. В Англии она завершилась в середине XIX в., во Франции, в Германии, Австрии — на 20—30 лет позже.

Крупные изменения произошли на транспорте. Быстроходные поезда пришли на смену медленным повозкам, парусные суда заменялись пароходами, строились каналы, улучшались дороги.

В первой половине XIX в. главной отраслью промышленности оставалось текстильное производство, но быстрыми темпами возрастала добыча каменного угля и железной руды, выплавка металла. Экономическая мощь государства измерялась тогда количеством машин, тысячами и миллионами тонн переработанного хлопка, добытого угля, выплавленного металла, тысячами километров железнодорожных линий. Западная Европа вступила в «век пара и железа».

В Англии, например, выплавка чугуна в первой половине XIX в. увеличилась более чем в 12 раз.

Прогресс в промышленности и земледелии в конце XIX — начале XX в. С середины XIX в. количество технических изобретений и усовершенствований росло невиданными прежде темпами: их насчитывались тысячи.

Были открыты новые способы выплавки стали, началось производство пластмасс и синтетических тканей, появились телеграф и телефон, автомобили и самолеты, в горах были проложены первые тоннели, в промышленность и быт пришло электричество.

Возникли новые отрасли промышленности: химическая, электротехническая, автомобилестроительная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая. «Век пара и железа» уходил в прошлое. Символами новой эпохи становились электричество, сталь и нефть. Промышленное производство увеличилось более чем в три раза.

 

Но рост производства не был постоянным, он прерывался кризисами (спадами), которые в XIX в. повторялись через каждые 8—12 лет. Производство товаров в масштабах государства не планировалось, и когда их становилось больше, чем можно было продать, внезапно и резко падали цены, закрывались предприятия и банки, сокращались производство и торговля. Впервые такой кризис перепроизводства поразил Англию в 1825 г. Всего в XIX в. в Англии произошло 9 сильных экономических кризисов, во Франции и Германии — по 7.

Сельское хозяйство пережило аграрную революцию. Из феодального оно превратилось в предпринимательское. Возникло много фермерских хозяйств, работавших на рынок и использовавших наемный труд. Совершенствовалась и создавалась новая сельскохозяйственная техника (плуги, сеялки, жатки, сноповязалки, молотилки, первые образцы гусеничных тракторов и комбайнов). Почва лучше обрабатывалась и удобрялась, урожайность зерновых культур значительно повысилась и достигала 14—20 центнеров с гектара, а в Дании в 1913 г.— даже 29 центнеров. Однако доля сельского хозяйства в общем производстве падала, в то время как доля промышленности возрастала.

Монополии. Промышленное производство сосредоточивалось на все более крупных предприятиях. Чтобы получить наибольшую прибыль и победить в конкурентной борьбе, в конце XIX в. промышленники и банкиры стали объединяться и создавать национальные и международные союзы, или монополии (от греч. monos — один и poleo — продаю). Это были организации предпринимателей, которые договаривались между собой о размерах производства, рынках и ценах. Таким образом они подавляли конкурентов, подчиняли или разоряли мелкие предприятия и банки. Однако мелкие предприятия не были полностью уничтожены — по численности они в тысячи раз превышали крупные объединения и сохранились до наших дней. Ведь одни предприятия разорялись, другие создавались.

Не исчезла и конкуренция. Соперничество гигантских монополий, мелких и средних производств сопровождает развитие капиталистической экономики до настоящего времени.

Период господства монополий, начинающийся с конца XIX — начала XX в., получил название периода монополистического капитализма, или империализма (от лат. imperium — власть). Сначала под империализмом понимали лишь внешнюю политику, направленную на территориальные захваты и создание громадных империй. Позже этот термин стал использоваться для обозначения новой стадии капитализма, исходным моментом и главной особенностью которой были монополии.

Одним из важнейших моментов в экономической истории конца XIX — начала XX в. явилось создание капиталистической системы мирового хозяйства, основы которой были заложены еще в эпоху Великих географических открытий. Экономика одной страны оказалась тесно связанной с хозяйством других стран благодаря железным дорогам и пароходам, возросшей торговле и широким денежным операциям. Мировая экономика напоминала единый организм, в котором все было взаимосвязано. Центральное место в ней до конца XIX в. занимала Англия, а потом — США.

 

Япония

Кризис токугавского сегуната явственно проявился в 30-е гг. 19 в. Ослаблением могущества сегунов воспользовались прежде всего сильные княжества юга Японии. Они вовсю развернули контрабандную торговлю с европейскими государствами. Сильный удар по авторитету режима нанесло насильственное открытие Японии США. В 1854 г., послав эскадру к берегам Японии, США добились открытия двух портов для торговли. Возникла угроза потери независимости страны. Против политики уступок иностранцам выступили придворные круги императорского двора и крупные феодалы. В результате короткой гражданской войны осенью 1868 г. правительство сегуна пало. Власть перешла к 16 летнему императору Муцухито. Девизом правления императора было избрано Мэйдзи – в переводе термин означает “просвещенное правление”. Революция привела к значительным социально-экономическим и политическим преобразованиям в Японии, в результате которых страна встала на путь капиталистического развития и начала широко заимствовать технические и научные достижения Запада с целью преодоления отсталости и модернизации.

 

В 1870–1872 гг. завершился процесс объединения государства, поскольку были ликвидированы феодальные княжества. Вместо прежних 4 сословий в стране стало 3: высшее дворянство или аристократия, самураи (нетитулованное дворянство) и простой народ. Были отменены все внутренние таможни и установлена единая денежная единица – иена. В 1873 г. приняли закон о новой системе налогообложения. Вводился единый ежегодный государственный денежный налог в размере 3 % от стоимости земли. С учетом высокой цены на землю земельный налог составлял почти 50 % валового дохода крестьянского хозяйства и 80 % государственного бюджета страны. Арендная плата колебалась также в пределах 50 % урожая. Крестьяне были вынуждены брать землю в аренду, поскольку размер участков у 2/3 хозяйств был меньше 1 га. И все же реформы в сельском хозяйстве привели к его быстрому развитию. Так за 20 лет с 1878 г. общий объем сельскохозяйственной продукции вырос в 3.6 раза. Ежегодные сборы риса увеличились с 1900 г. по 1914 г. на 12 %.Кроме традиционных пшеницы, ржи и риса после революции Мэйдзи крестьяне стали выращивать заимствованные за границей картофель, лук, помидоры, капусту, вишню, сливы, яблоки, персики, миндаль и виноград. Японцы стали употреблять в пищу говядину, правда, в небольших количествах. Если еще в середине 19 века чай в деревне пили только по праздникам, то к 1900 г. он стал национальным напитком. Популярным алкогольным напитком издавна являлось сакэ – рисовая водка крепостью 16-18 градусов. Самой популярной пищей оставался рис, к которому добавляли вареные овощи, яйца, свежую или сушеную рыбу.

 

Интересно, что модернизация японского общества не сопровождалась его вестернизацией – то есть сохранялись национальные особенности в политической, культурной, экономической жизни, малое воздействие со стороны Запада испытала психология и образ жизни народа, его традиции и религия.

С 1870 гг. государство активно строило за счет бюджетных денег новые крупные предприятия. Позже эти предприятия были проданы на льготных условиях или переданы в аренду представителям крупной буржуазии и высшей аристократии. Так укрепили свое могущество фирмы Мицуи и Мицубиси. Развитие промышленности поддерживалось высокими протекционистскими пошлинами и субсидиями правительства. Быстрее всего развивалась текстильная промышленность. Однако в конце 19 века по-прежнему преобладали в производстве мелкие предприятия.

 

Рабочий день в 19 веке составлял 14 часов. Только с 1916 г. рабочий день был ограничен 10 часами с одним выходным днем в неделю. Заработная плата была гораздо меньше, чем в странах зрелого западного капитализма. В связи с узкой покупательной способностью внутреннего рынка и невысоким уровнем жизни населения японские предприниматели начали проявлять заинтересованность в захвате иностранных рынков сбыта товаров в результате агрессивной внешней политики. Примером такой политики может служить японо-китайская война 1894–1895 гг., закончившая победой Японии, которая получила в итоге Корею в качестве своей сферы влияния. Япония стала превращаться в агрессивную державу, соперника Англии и России на Дальнем Востоке. Правительство поддерживало развитие военной промышленности. В 1900 г. на военных заводах было занято 54 % всех рабочих страны. Прирост промышленной продукции в Японии в 1913 г. выражался в огромных цифрах – 11 % за год. В США – только 3 %. Любопытно отметить, что в начале 20 века лидером по темпам промышленного роста в мире являлась Российская империя – ежегодно по 9 % с 1909 по 1913 гг

С 1905 по 1913 гг. экспорт страны восходящего солнца вырос в 2 раза, хотя размеры импорта все равно оставались выше, то есть Япония продолжала иметь отрицательный торговый баланс.

К началу первой мировой войны Япония по-прежнему оставалась аграрно-индустриальной страной. Более 60 % населения Японии было занято в сельском хозяйстве. Япония по уровню жизни своего населения замыкала список великих держав, уступая не только им, но даже Италии или Аргентине, но существенно при этом опережая Китай и Индию. Япония замыкала список великих держав по показателю объема ВВП (валового внутреннего продукта), уступая России и Франции.

 

Образование, наука и культура Беларуси во второй половине 19-го начале 20-го века. Становление белорусской нации: закономерности и особенности.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников. Программа Реальных училищ отличалась от гимназической большим вниманием к естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали отдавать своих детей представители буржуазии. Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения. В конце столетия (1896 г.) к названным типам учебных заведений добавились коммерческие училища, открытые по инициативе представителей крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во II пол. XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии.

Чертой своеобразия русской культуры II половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов. Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания. Основоположником отечественной школы физиологии стал И. М. Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской АН Иваном Петровичем Павловым (1849–1936), установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Нобелевским лауреатом был и Илья Ильич Мечников (1845–1916) – автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии и другим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины.

 

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. В Казанском университете была создана целая научная школа, основателем и идейным руководителем которой был знаменитый ученый, академик Александр Михайлович Бутлеров (1828–1886), создатель теории химического строения веществ, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах. Теория эта является одной из фундаментальных основ современной органической химии. Еще более значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Ивановича Менделеева (1834–1907) – ученого, открывшего один из основных законов не только химии, но всего естествознания – периодический закон химических элементов.

Культура Беларуси в начале века развивалась в сложных, противоречивых условиях. Она была тесно связана с национально-освободительным движением, общедемократическим подъемом, поиском путей общественного прогресса. Белорусская культура, не теряя своей самобытности и оригинальности, развивалась под влиянием демократических идей русской культуры, тесной связи с культурами украинского, польского и литовского народов.

Либеральная и демократическая интеллигенция создавала разные культурно-просветительные и научные товарищества. Всего на территории Беларуси в 1900-1914гг. действовало 54 товарищества. Наиболее известными были «Минское товарищество любителей искусств», «Товарищество минских врачей». Возникали товарищества, ставившие целью изучение истории, языка, культуры и этнографии Беларуси. В 1910 г. был создан Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, который опубликовал 12 работ. Вопросами истории, быта и культуры Беларуси занимались исследователи Е. Романов, М. Федоровский, Н. Никифоровский, М. Довнар-Запольский , В. Ластовский и др. Основатель белорусской философии Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». В работе доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса, им была составлена карта расселения белорусов.

 

Ведущее место в культуре белорусского народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк» К. Каганца и др.

Процесс формирования белорусской нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно перешел на путь интенсивной русификации. Основой ее стало создание социальной базы этой политики - расширение русского землевладения, продажи земли на льготных условиях приглашенным на службу в Беларусь российским чиновникам. Школа целиком была переведена на русский язык обучения. Православный священник, государственный чиновник, школа, официальная печать настойчиво доказывали белорусам, что они - русские и не имеют никаких отличий, кроме локально-диалектных. В этом направлении важную роль сыграла идеология «западнорусизма», которую во второй половине XIX в. возглавил профессор Петербургской академии, белорус по происхождению, М. Коялович.

 

Важнейшим признаком нации является наличие единого языка, посредством которого обеспечивается политическая, экономическая и культурная жизнь народа. Старобелорусский язык фактически стал мертвым. После присоединения к России официальное положение государственного занял русский язык, однако практически до восстания 1863 г. в общественно-культурной жизни господствовал польский язык. Русская, как и польская общественно-политическая жизнь не воспринимала существование белорусов как самостоятельного этноса и отрицательно относилась к попыткам литературного творчества на белорусском языке. Сдерживающим фактором в развитии белорусского языка явился запрет в конце 50-х годов XIX в. печатания белорусских книг латинским шрифтом.

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в., вопреки неблагоприятным политико-историческим условия, сформировались основные признаки белорусской нации, консолидации которой не помешали ни социально -классовые противоречия, ни борьба, обострившаяся с появлением рабочего класса и буржуазии.

 

С процессом формирования белорусской нации непосредственно связано также развитие культуры Беларуси во второй половине XIX в, отразившей характер и место национального направления.

 

Итоги войны

Главным итогом войны стал переход территорий Западной Украины и Западной Белоруссии, ранее входивших в состав Российской империи и Австро-Венгрии, под контроль Польши.

 

Сущность нового курса

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавшаяся начальным этапом ряда социально-политических реформ, получила название "нового курса".

 

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище "мозговой трест", провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя:

вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти;

вопросы экономического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям;

в последнем разделе наблюдалось большое разнообразие — от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.

Меры "нового курса"

 

1. Экономические:

запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы;

укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий;

запрет финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США;

меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных последствий (без­работных обычно направляли в специально создаваемые организации - "трудовые лагеря", где они использовались на строительстве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов);

 

2. Правовые:

регулирование экономики специальными законами — так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск продукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия кредитования и цены на продукцию, устанавливались продолжительность рабочего времени и размеры заработной платы;

сдвиг в области трудового (рабочего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников (уменьшение полномочий судов по изданию "судебных предписаний" в связи с трудовыми спорами, запрет на принудительное подписание рабочими трудового договора, обязывающего их вступить в профсоюз);

легализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за участие в законных забастовках и принято правило "закрытого цеха", согласно которому предприниматель обязывался заключать с профсоюзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на забастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона;

закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы;

закон о социальном страховании (1935 г.), заложивший основы современного социального законодательства в стране.

Итоги "нового курса" Рузвельта

 

В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.

 

По мере выхода из кризиса корпорации главным образом через Верховный суд стали добиваться отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения будущих кризисных явлении стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств. После окончания второй мировой войны произошел отход от завоёванных позиций в области трудового законодательства.

 

Япония

Завершение первой мировой войны ухудшило внешнеэкономические позиции Японии. На китайском рынке японцев вновь стали теснить конкуренты, в первую очередь монополии США. Решения Вашингтонской конференции обязывали Японию признать принцип «открытых дверей» в торговле с Китаем, что ставило крест на ее монопольных притязаниях. Бесславно окончилась и интервенция против Советской России. Японцы вынуждены были покинуть остров Сахалин.
В 1920—1921 гг. страну поразил мировой эк. кризис. Кризис заставил промышленников срочно перестраивать эк.
После этого в стране начался период промышл. подъема. Непрерывно возрастала роль тяжелой индустрии. Ведущая роль по-прежнему принадлежала хлопчатобумажной отрасли. Для роста крупной фабрично-заводской промышленности Японии, особенно тяжелой, большое значение имела эксплуатация сырьевых ресурсов Кореи и Маньчжурии.

Влияние кризиса 1929—1933 гг. Обогативший дзайбацу промышленный подъем сменился кризисом перепроизводства. Еще в. 1927 г. страну поразил финансовый кризис, сопровождавшийся банкротством ряда банков. Особенно тяжелый спад переживало сельское хозяйство. Выход из кризиса японская буржуазия стала искать в активной милитаризации экономики, в переходе к новым аннексиям, в общей фашизации режима.

Милитаризация экономики Японии. В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, в 1933—1935 гг. заняла ряд провинций на Севере Китая, а в 1937 г. начала открытую войну против китайского народа. В стране формировался режим военной диктатуры фашистского типа.
Перевод японской экономики на военные рельсы проходил под знаком всемерного усиления государственно-монополистических тенденций. Специальными правительственными указами вводился контроль над важнейшими отраслями, устанавливалось централизованное распределение сырья и топлива.

Предмет и задачи истор. н. Формац. и цивилизац. подходы. Источн. и литер.

История - наука комплексная, интегральная, так как изучает все, что развивает­ся во времени и пространстве. Пр. историч. науки – изучение всей совокупности явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества начиная с первобытно-общинной эпохи до нашей дней.

Познавательная ф-ция - собирание конкретных фактов, их система­тизация и рассмотрение в связи одного с другим. Практическая - это выяснить, что происходи­ло в прошлом и интерпритировать в наст. и буд. Воспитат. ф-ция - воспитание на основе истор. (патриот, интернацион., тру­довые, моральн.) моментах.

Формационный подход К. Маркса - прогресс человечества осущ. в виде закономерных смен пяти основных обществ.-эконом. формаций (первобытнообщин., рабовлад., феодальной, капиталист., коммунист.). Переход к новой формации осущ. в итоге социальных революций. Недостатки:1.не все страны повторяют форма­ционный ход европейских стран.2. абсолютизир. классовой борьбы, насилие, соц. революции.3. объяснение истор. со­бытий объективн. факторами, не вкл. человеч.

Цивилизационного подход - положены не производств. отношения, как при формационном подходе, а человек в совокупности его потребностей, способностей, воли и знаний. Рост материал. и дух. потреб­ностей человека служит толчком для общественного про­гресса.

Задачи исорич. науки:1)углубление знаний по отеч. истории, 2)изучение общих закономер-тей и особенностей историч. развития. чел-ва, понимание места в нём истории , 3)повыш. личной эрудиции 4)воспитание патриотизма, 5)исследование проблем альтернативного развития, 6)проведение сравнит.-историч. анализа всех сторон обществ. явлен. в Б, 7)изучение проблем взаимосвязи и взаимозависимости экономики и политики, 8)умение анализировать взаимосвязь демографич. и экономич. процессов

Свидетельства о прошлом дают истор. источники - все то, что осталось с прошлого и несет хоть какую-то информацию о нем: экспедициях, летописях, истор. архивах, воспомин. очевидцев. Источники: письменные; вещественные; этнограф.; разговорные; фольклорные; кинофотодокум.; фонодокументы. Сущ. многочисл. литература: всемирная история, история отдельных континентов и стран, история отдельных периодов или эпох, ис­тория разных обществ. периодов, история выдающ. личностей.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.033 с.)