Освобождение Беларуси от фашистских оккупантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освобождение Беларуси от фашистских оккупантов



23 сентября был освобожден первый районный центр Комарин,(Двадцать войнов 1943 г. был освобожден Гомель, куда сразу же переехал ЦК КП(б)Б, СНК БССР и БШПД. Одной из крупнейших операций на завершающем этапе Великой Отечественной войны была Белорусская, которая вошла в историю под кодовым названием «Багратион». Немцы создали в Белоруссии глубокоэшелонированную оборону. Ее удерживала группировка армии «Центр», две армейские группировки «Север» и «Северная Украина». С советской стороны к участию в операции «Багратион» были привлечены войска 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов (командирующие Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, генерал армии Г.Ф. Захаров и генерал-полковник И.Д. Черняховский), а также войска 1-го Прибалтийского фронта (командующий -генерал армии И.Х. Баграмян). Важная роль в освобождении республики отводилась белорусским партизанам и эскадрильи «Нормандия-Неман». Утром 23 июня 1944 г. началась операция «Багратион». 24 июня оборонительная линия немецких войск была прорвана. 25 июня была окружена, а затем ликвидирована витебская группировка противника, 29 июня разгромлена окруженная бобруйская группировка врага. Здесь фашисты потеряли 50 тыс. человек. 1 июля войска 3-го Белорусского фронта освободили Борисов. 3 июля 1944 г. танкисты и пехотинцы 1-го и 2-го Белорусских фронтов освободили столицу Беларуси - Минск. В результате первого этапа операции «Багратион» вражеская группировка армий «Центр» потерпела полное поражение, главные ее силы были разбиты. В ходе второго этапа Белорусской операции в июле 1944 г. были освобождены Молодечно, Сморгонь, Барановичи, Новогрудок, Пинск, Гродно. Освобождением 28 июля Бреста завершилось изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории Беларуси. В конце августа советские войска вышли к Риге, на границу с Восточной Пруссией, на Нарву и Вислу. Общие потери немецких войск составили 500 тыс. убитыми. Несмотря на сокрушительные поражения и распад фашистского блока, гитлеровская Германия продолжала оставаться сильным противником. На восточных подступах к столице Германии находились мощные укрепленные полосы, большое количество огневых рубежей и минных полей. Гитлеровцы привлекли к боевым действиям все населения, способное держать оружие. Отступление каралось расстрелом. Войска и гражданское население запугивались последствиями поражения: фашисты твердили, будто русские убивают всех немцев. Руководство Германии не оставляло попыток тайных переговоров с американскими и английскими представителями о возможности заключения сепаратного мира, рассчитывая тем самым вызвать распри среди союзников по антигитлеровской коалиции. Вопрос о том, кто первый вступит в германскую столицу, на завершающем этапе войны превратился в острую политическую проблему. Советские войска находились в 60 км от Берлина, а передовые части англо-американских войск к апрелю 1945 года были от него в 100 км. Однако существенно различались возможности дальнейшего продвижения войск союзников. Это различие состояло в том, что Красная Армия вынуждена была преодолевать яростное противодействие, а англо-американским войскам оказывалось лишь слабое сопротивление. Для наступления Ставка выделила войска 1-го и 2-го Белорусских фронтов и 1-го Украинского фронта во главе с выдающимися советскими военачальниками Г.К. Жуковым, К.К. Рокоссовским, И.С. Коневым. Наступление началось в 5 часов утра 16 апреля 1945 года. Артиллерия и бомбардировщики обрушили на врага сокрушительные удары. Когда в атаку двинулись советские танки и пехота, одновременно вспыхнули 140 прожекторов, ослепляя врага. 21 апреля ударные части Красной Армии ворвались на окраины Берлина и завязали бои в самом городе. 25 апреля войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, наступавшие с севера и юга, соединились западнее Берлина. Окружив Берлин, советские войска продолжали движение на запад, и в тот же день на реке Эльбе, около города Торгау, произошла их знаменательная встреча с американской армией. 29 апреля советские воины подошли к рейхстагу. Два дня продолжался его штурм. В ночь на 1 мая на самой высокой точке поверженного рейхстага взвилось Знамя Победы, водруженное русскими разведчиками. На следующий день гарнизон капитулировал. 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. С советской стороны его подписал маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Война в Европе закончилась. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об объявлении 9 мая днем всенародного торжества — Праздником Победы.

 

49. Система биполярного мира после Второй мировой войны.

БИПОЛЯРНЫЙ МИР — термин политической науки, обозначающий двухполюсную структуру мировых политических сил. Термин отражает реальное противостояние в мире. Мир после Великой французской революции характеризовался противоречиями между нациями-государствами, и на основании этого определяется как многополюсный. После Великой Октябрьской революции ведущим стало противостояние между двумя социальными системами—капитализмом и социализмом, мир этого периода называется соответственно биполярным. После 2-й мировой войны лидирующее место среди западных стран заняли США, среди коммунистических—СССР. Обе страны обладали статусом великих держав, были победителями в войне, выступали центрами экспансии своих идеологий и обладали ядерным оружием. Поэтому в период холодной войны прежнее более “рыхлое” биполярное противостояние капитализма и социализма перешло в более жесткое силовое противостояние США—СССР.

По словам Г. Киссинджера, мир может быть однополярным (имеющим гегемонию), биполярным или пребывающим в хаосе. В настоящее время мир стал однополярным, хотя перспективы хаоса при этом нельзя исключить, как нельзя исключить и объединение “остального” мира в качестве полюса.

Советский Союз показал свою мощь, одержав победу над фашистами. Поэтому, после подписания акта капитуляции Германией, лидеры ведущих мировых держав установили сферы влияния на бывших оккупированных фашистами территориях. На территориях, контролируемых СССР, образовались социалистические государства, вошедшие в Организацию Варшавского Договора. На территориях, отошедших к странам Запада и США, капиталистические государства с блоком НАТО. Берлин был разделён стеной на Западный и Восточный. Возникновение биполярного мира, в дальнейшем, привело к гонке вооружений между СССР и США и Карибскому кризису, в результате которого, чуть было не началась ядерная война.

 

50. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине XX-начале XXI в..

Важной особенностью мировой экономики является неравномерность ее развития не только между странами, их различными группами и географическими регионами, но и по временным периодам. На протяжении почти полувекового периода скорость развития мировой экономики существенно менялась. Можно разделить весь 46-летний период на 2 равных по продолжительности периода – до 1973 г. (до начала повышения цен на нефть, самого тяжелого послевоенного кризиса, масштабной либерализации финансовых рынков) и после. Существенное замедление темпов экономического роста во второй половине послевоенного периода является характерной особенностью практически всех регионов мира и групп стран. Различия заключаются лишь в масштабах этого замедления. Во всей группе стран с рыночной экономикой среднегодовые темпы прироста душевого ВВП снизились на 1,8%, в развивающихся – на 1,2. Почти единственным, но очень важным исключением из этого “почти всеобщего мирового правила” стало ускорение экономического роста КНР. Во-первых, после 1973 г. существенно возросли темпы экономического роста в регионах и странах, наиболее зависимых от импорта энергоносителей (Латинская Америка, Азия, КНР), в то время как в регионах и странах, малоуязвимых от внешних поставок энергоносителей (Северная Америка, Европа, бывшие социалистические страны, СССР), темпы экономического роста резко сократились, а в странах-энергоэкспортерах даже стали отрицательными. Следовательно, само повышение цен на энергоносители вряд ли может рассматриваться как существенный фактор замедления темпов экономического роста. Скорее наоборот. Аналогично причиной ухудшения экономической обстановки довольно трудно считать либерализацию финансовых рынков, поскольку кризис 70 – 90-х годов в наибольшей степени поразил регионы и страны, обладавшими сильными и развитыми финансовыми системами, и практически не затронул страны со слабыми и формирующимися финансовыми рынками. Трудно также объяснить замедление темпов роста в 80 – 90-е годы последствиями кризиса 1973 – 1975 гг. Во-вторых, сходные траектории экономической динамики в развитых странах с рыночной экономикой (особенно в Северной Америке и Европе), с одной стороны, и в бывших социалистических странах (без КНР), с другой, позволяют предположить наличие в обеих группах стран однородных причин, приведших к сходным, хотя и различающимся по масштабам результатам. В тоже время, аналогичные траектории развития рыночных стран в Азии и КНР свидетельствуют о действии в них также весьма схожих факторов экономического роста. Таким образом, изменения в динамике мировой экономики, по-видимому, не связаны ни с повышением цен на энергоносители, ни с либерализацией финансовых рынков, ни с экономическим кризисом 1973-1975 гг. С другой стороны, не исключено, что в основе расходящихся тенденций экономического развития в этих двух крупных группах стран – ускорения роста в рыночных странах Азии и КНР и замедления роста в развитых рыночных и бывших социалистических странах (без КНР) - лежат разнонаправленные тенденции одного и того же процесса. Таким образом, наличие социалистической хозяйственной системы с довольно высокой степенью вероятности объясняет существующие различия в темпах экономического роста. Функционирование механизма плановой экономики всегда гарантирует отсутствие высоких темпов роста, более того, зачастую ведет к глубокому и длительному экономическому и социальному кризису. Большинство же иных упомянутых выше критериев значительного влияния на темпы экономического роста не оказывает. Именно глубокий провал социалистического эксперимента наряду с относительным ослаблением США, феноменальным ростом реформируемого Китая, постепенным замедлением темпов роста неазиатской части мировой экономики на фоне ускорения роста Азии, некоторым смягчением дифференциации населения стран мира по размерам душевого ВВП и незначительным сокращением разрыва между наиболее богатыми и наиболее бедными странами выступает важнейшим результатом развития мировой экономики во второй половине 20 века.

 

51. Сохранение экономического могущества США во второй половине XX – начале XXI в.

За годы войны национальный доход США удвоился, бо­лее чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и междуна­родный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, сти­мулировали обновление основного капитала. Война ускорила процесс интенсификации сельского хо­зяйства: механизация и химизация производства стимулиро­вались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы. Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населени­ем почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств. В результа­те после войны США давали 60 % промышленной продук­ции капиталистического мира. Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи - за долларом была закреплена роль мировой конверти­руемой валюты. С окончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т.е. перевода экономики с военных на мир­ные рельсы. С помощью правительства крупные корпорации в относительно корот­кий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал от­ветственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить "максимальные" занятость, производство и покупательную способность". Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который после­довал после отмены в конце 1946 г. государственного кон­троля над ценами и заработной платой. Пресечение ин­фляции президент назвал первостепенной задачей в эконо­мическом послании Конгрессу в январе 1948 г. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Трумэна пред­ложила программу реформ, получивших название "спра­ведливого курса". Она предусматривала повышение мини­мума заработной платы, строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами, оказание помощи ферме­рам и финансовую поддержку штатам на цели образова­ния, введение системы медицинского страхования и др. Смягчению послевоенной рецессии способствовали осу­ществление "плана Маршалла" и война в Корее. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления еже­годных отчетов Конгрессу США. Стимулирующее воздействие на американскую экономи­ку оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. За­кон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производствен­ных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В 1978 г. Картер предложил антиинфляционную прог­рамму. Одним из ее главных компонентов стала идея "доб­ровольных ограничений", согласно которой частный бизнес должен был воздерживаться от повышения цен на продук­цию, а профсоюзы — от борьбы за увеличение заработной платы для рабочих. Другим звеном антиинфляционной по­литики стало сокращение расходов федерального прави­тельства. Была заморожена заработная плата государствен­ных служащих, сократились ассигнования на социальные нужды. Антиинфляционной политике администрации Картера противоречил стремительный рост военных расходов. Бы­ли санкционированы новые крупные военные программы (межконтинентальные ракеты MX, крылатые ракеты, стратегический бомбардировщик "Стеле" и др.), что выз­вало опасный виток гонки вооружений.

 

 

52. Общее и особенное в экономическом развитии Германии и Японии во второй половине 1940-х гг. – начале XXI в.

 

Важной особенностью послевоенного экономического развития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (валового национального продукта) в Германии выросли в 4 раза. «План Маршалла», расширение внутреннего рынка, изменение структуры потребления, бурный рост международной торговли - все это было важными факторами экономического подъема. Быстрый экономический прогресс в 50-60 годы качественно изменил облик западных стран. Они стали высоко развитыми индустриальными государствами с интенсивным сельскохозяйственным производством. Заметным явлением послевоенной экономической жизни стран Запада явилось быстрое развитие производственной сферы. Значительно увеличилось количество государственных служащих и торговых работников, шел процесс исчезновения многих профессий и появления новых, связанных, прежде всего, с НТП.
Неравномерность экономического развития привела к изменению в соотношении сил. Совершив мощный рывок в экономическом развитии, на второе место в мире вышла Япония. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения производства на базе новейших достижений НТР. Интернационализация производства. Качественные изменения происходят в развитии экономических и иных связей между странами Запада. Под воздействием ИТР созданы новые системы связей, сформировано практически единое информационное пространство, которое явилось мощнейшим фактором роста мировой торговли. Работа в Германии началась с денежной реформы. 1948 г. началась замена рейхсмарок новыми денежными знаками – дойчемарками по сложной программе. В ускорении роста промышленного производства большую роль сыграла помощь по плану Маршалла. Главной составляющей экономического роста считалось допущение свободной конкуренции, и было сделано объявление о свободе цен с ограничением концентрации капитала и образования монополий. Свободная рыночная экономика окончательно оздоровила денежную систему, и в 1958 г. была восстановлена конвертируемость немецкой марки.

 

53. Характерные черты развития хозяйства Франции и Англии во второй половине 1940-х гг. – начале XXI в.

В результате Второй мировой войны союзники понесли огромные потери. Если Первая мировая война стоила (всем странам) 200 млрд долл., то вторая потребовала затрат в 3 трлн 300 млрд долл. Во время войны произошел крах колониальной системы, оказавший влияние на историю мировой экономики послевоенных лет. Послевоенный период подтвердил способность капиталистического хозяйства к экономическому росту. Именно в рамках этого хозяйства происходило освоение НТР, повышалась экономическая эффективность производства. Особенностью послевоенного сектора явилось создание государственного сектора экономики. Это было обусловлено двумя обстоятельствами:

· материальными потерями, разрушениями военных лет; государство должно было включиться в процесс восстановления, способствуя своим участием увеличению объемов производства и занятости населения;

· начавшейся структурной перестройкой экономики; участие государства как предпринимателя и как регулирующего органа, должно было ускорить этот процесс.

В результате в 1950-1960-х гг. во всех развитых странах складывается смешанная экономика. Во многих странах Западной Европы был принят так называемый неоэтатистский вариант смешанной экономики. Его характерные черты: национализация как главный путь образования государственного сектора, широкое воздействие государства на частное предпринимательство с целью ускорения его научно-технической перестройки и не менее широкий диапазон решаемых государством социальных задач. Страной-лидером названного варианта была Франция. Бывшим собственникам национализированных предприятий выплачивалась крупная компенсация, а для управления был полностью сохранен прежний опытный кадровый состав. Краеугольным камнем французской модели экономики стало государственное планирование.

В Великобритании первые акты послевоенного правительства относились к социальной сфере, была установлена прогрессивная шкала налогообложения, пересмотрены налоги на наследуемое имущество и т.п. Только с приходом к власти в 1946 г. лейбористкой партии было признано, что программа обеспечения полной занятости требует проведения национализации. Однако общая долгосрочная промышленная политика не сложилась. Она не проводилась даже применительно к национализированным отраслям, где все ведающие ими управления действовали автономно, не руководствуясь какими-либо задачами общегосударственного значения. В 1960-х гг. премьер-министр Г. Макмиллан выдвинул идею индикативного планирования. Тем не менее, государство не оказывало поддержки предприятиям, участвовавшим в планировании.

1990-х гг. На втором этапе НТР произошли изменения в экономике развитых стран – сокращение удельного веса государственного сектора, приватизация промышленных объектов, национализированных в послевоенные годы. конце 20 – начала 21 вв. В 1986 г. 12 государств – членов ЕЭС приняли так называемый единый европейский акт. Он декларировал ускорение интеграции, превращение ЕЭС в единое экономическое пространство. В декабре 1991 г. было подписано соглашение в Маастрихте, основной частью которого явилось провозглашение Европейского экономического и валютного союза. Были приняты решения о введении единой, общей для этих стран валюты, о создании единого европейского банка, к которому должны перейти функции центральных национальных банков. Идея единого экономического пространства предусматривала:

· завершение формирования единого внутреннего рынка Европейского союза, ликвидацию всех таможенных преград;

· создание единого рынка услуг банковских и страховых операций, транспортной, информационной сетей и т.п.;

· договор об общей поэтапной унификации законодательств по охране окружающей среды, по проблемам социального обеспечения, проблемам иммиграции и т.п.

 

 

54. Восстановление народного хозяйства БССР (1944-1950 гг.).

Если в 1943 - 1945 гг. помощь Беларуси со стороны других регионов СССР была оказана в основном в натуральном виде, то в годы послевоенной четвертой пятилетки (1946 - 1950) главной формой помощи в восстановлении хозяйства стала финансовая - дотации из союзного бюджета. Собственными доходами бюджет республики обеспечивал менее половины потребностей по финансированию восстановления и развития хозяйства. Строительство и оснащение крупнейших промышленных объектов полностью финансировалось из союзного бюджета С 1945 г. стратегией советского правительства стало построение на территории Беларуси мощной высокотехнологичной по тому времени промышленной базы машиностроения, которая бы обеспечивала отдельными видами продукции не только союзные республики, но со временем и социалистические страны. На территории Беларуси началось возведение таких промышленных гигантов, как тракторный, автомобильный, велосипедный заводы, строительство и восстановление на новой технической основе станкостроительных и других машиностроительных предприятий. Значительное внимание уделялось и развитию энергетики, металлообработки, строительству предприятий пищевой и легкой промышленности. Репарационные поставки в БССР из Германии осуществлялись сразу после окончания войны. Репарации изымались в трех формах: 1) промышленного оборудования; 2) товарных поставок продукции; 3) использования "германского труда". Использование в ходе восстановления экономики БССР сравнительно высокотехнологичного немецкого оборудования, в том числе со многих военных объектов Германии, способствовало превращению Беларуси в один из наиболее промышленно развитых регионов СССР. Если репарации были принудительной формой ответственности агрессора за нанесенный Беларуси урон, то помощь ООН, которая была предоставлена БССР в 1946 - 1947 гг., стала щедрой и добровольной помощью союзников, которую несправедливо замалчивали и про которую даже не писали в газетах. Поставки продовольствия, одежды, медикаментов, семян, сельскохозяйственного и промышленного оборудования были бесплатными и в основном производились государствами, которые не пострадали от оккупации - США, Канадой, Австралией, латиноамериканскими странами.

 

55. Характерные черты и особенности развития хозяйства БССР в 1950-1960-е гг. Хозяйственная реформа 1965 г.. и ее итоги.

В течение 1950-х — первой половины 1980-х гг. происходило формирование современной отраслевой структуры белорусской промышленности. Преимущественное значение в республике приобрели отрасли, определявшие технический прогресс: приборостроение, радиотехническая, химическая, нефтехимическая, топливно-энергетическая.

В 1950-е гг. в Беларуси ускорилось развитие радиотехнической и электронной промышленности. В 1950 г. в Минске началось строительство радиозавода, который освоил выпуск черно-белых и цветных телевизоров (теперь производственное объединение «Горизонт»). В 1960 г. на Минском заводе электронных вычислительных машин впервые в СССР была создана ЭВМ «Минск-1». Крупнейшим предприятием по производству интегральных схем, полупроводниковых приборов и другого электронного оборудования стало научно-производственное объединение «Интеграл».

Характерной чертой экономики Беларуси в первой половине 1960-х гг. было быстрое развитие химической промышленности, особенно производства минеральных удобрений. Так, в Солигорске были построены несколько калийных комбинатов, позже соединенных в производственное объединение «Беларуськалий». Минеральные удобрения производились на Гродненском азотнотуковом и Гомельском суперфосфатном заводах. Искусственные волокна выпускали на Светлогорском заводе, а также на крупнейшем в Европе Могилевском комбинате по производству лавсана. В это же время возникла и нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси. Полоцкий и Мозырский нефтеперерабатывающие заводы выпускали более 50 видов нефтепродуктов, около половины которых вывозилось в другие республики и за границу.

Высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка. Увеличивалось производство грузовых автомобилей и тракторов, сельскохозяйственных машин. В 1958 г. начался выпуск первых карьерных самосвалов на Белорусском автомобильном заводе (БелАЗ) в Жодино.

В народном хозяйстве Беларуси стали использоваться более экономичные виды топлива — нефть и природный газ. Через территорию республики прошли газо и нефтепроводы. Открытие Речицкого месторождения нефти оказало положительное влияние на топливно-энергетическую промышленность.

БССР называли сборочным цехом Советского Союза, и ее специализация заключалась в сборке изделий силами высококвалифицированного персонала предприятий. Особенностью белорусской промышленности являлась высокая доля ориентированных на экспорт предприятий. Качество продукции белорусских производителей было одним из самых высоких в СССР. Трудности развития экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде политических лидеров породили сомнения в эффективности административного диктата. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная экономическая дискуссия, в центре которой находились проблемы экономического стимулирования производства. В ходе этих споров в основных чертах сложилась будущая экономическая реформа. В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в нее некоторые механизмы внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда. В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения). Были ослаблены и «репрессивные» меры за ведение личного подсобного хозяйства. Все это вело к оживлению хозяйства. Однако власть по-прежнему делала главный акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также па увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов. Большие средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, закупку дорогостоящей техники, непродуманную мелиорацию и химизацию земель. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (но сути, важное социальное достижение того времени) обернулось ростом иждивенческих настроений. По мере свертывания линии на развитие заинтересованности в результатах труда к началу 80-х гг. колхозы и совхозы в целом оказались убыточными. В результате за 25 лет (1964 — 1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% от урожая. Страна оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

56. Достижения и противоречия советской социально-экономической системы в БССР. Нарастание застойных явлений (1970-е – первая половина 1980-х гг.).

В рассматриваемый период времени до 1978 г. продолжала действовать Конституция БССР 1937 г. со значительными изменениями, внесенными в нее после принятия. В связи с необходимостью удешевления и сокращения государственного аппарата в 1952 г. были упразднены некоторые отделы Президиума Верховного Совета и Приемная Председателя Президиума. Работа Верховного Совета БССР как высшего законодательного органа страны была в этот период весьма напряженной, насыщенной и результативной. Высшим исполнительным органом являлся Совет Министров БССР. Высшим исполнительным органом являлся Совет Министров БССР, состав которого формировался заново на каждой первой сессии Верховного Совета БССР нового созыва. Число членов Совета Министров постоянно увеличивалось После принятия новой Конституции БССР 1978 г. в качестве постоянного структурного звена Совета Министров действует Президиум, в составе Председателя Совета Министров, первых заместителей и заместителей Председателя, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров БССР. Компетенция Верховного Суда неоднократно изменялась, то расширялась, то вновь сужалась. В 1960 г. было ликвидировано Министерство юстиции БССР и Верховный Суд должен был выполнять функции по управлению областными и народными судами и государственными нотариальными конторами, т.е. была значительно расширена его компетенция. В развитии всех отраслей права четко проявилась тенденция на дальнейшее углубление его демократических черт. Так, нормы конституционного права закрепили расширение прав союзных республик, а по Конституции БССР 1978 г. права граждан увеличились почти в два раза; в гражданском праве была значительно расширена правоспособность граждан и впервые введены нормы, предусматривающие гражданско-правовую защиту чести и достоинства физического лица. Новым в Конституции являются и положения, касающиеся экономической системы (глава 2), где наряду с государственной и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и общественных организаций. Более того, за общественными организациями впервые закрепляется право участвовать в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, а также право законодательной инициативы. Это свидетельствует о большей самостоятельности и о возросшей роли их в жизни общества. С На XXVII съезде КПСС, проходившем в 1986 г., был подтвержден курс на ускорение общественного развития, на съезде был поставлен вопрос о расширении гласности и более глубоком изучении опыта КПСС и извлечении из него уроков. Под перестройкой понималось коренное реформирование всех сторон тоталитарного советского общества с сохранением главных параметров системы и ее идеологии. Однако введя в стране гласность, плюрализм мнений, элементы демократии, партийное руководство, не желая того, открыло «ящик пандоры». Процесс преобразований, при нерешительности и запаздывании принимаемых решений, пошел совсем не в том направлении, как того желали сами «архитекторы перестройки». Вместо нарастания тенденций созидательного, с точки зрения реформаторов, стремительно выкристаллизовывались оппозиционные течения и настроения. Шел тотальный пересмотр прошлого, всей истории XX века, менялось его содержание, оценки и выводы. Новым этапом столкновения мнений о прошлом и будущем страны стала XIX партийная конференция КПСС в 1988 г. Здесь впервые была затронута стержневая проблема перестройки – необходимость политической реформы в стране. В политический лексикон вошел термин «демократизация». После проведения на новой демократической основе выборов был создан Съезд народных депутатов СССР На первом съезде (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С.Горбачев. На этом же съезде выявился ряд разногласий и оформилась оппозиция. На третьем (внеочередном) съезде в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР. Самым важным решением этого съезда стала отмена статьи 6 Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС». Это означало ликвидацию однопартийной системы в стране. Попытки преобразований не вели к улучшению социально- экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления перестройки, в стране нарастал хаос, резко снизилась производительность труда, стремительно нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. В целях преодоления этих негативных тенденций советскими экономистами был предложен проект реформы, предполагавший расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета, возрождение частного сектора в экономике. В период горбачевской перестройки были сформулированы принципы нового политического мышления, в основе которого был приоритет общечеловеческих ценностей. На его основе стала строиться новая внешняя политика страны. Стали оформляться новые отношения между СССР и США, странами Европы и Азии. Была подписана декларация между США и СССР о прекращении «холодной войны».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.037 с.)