ТОП 10:

Наказания Германии в следствии Версальского договора



Германия в один день лишилась огромной территории, которая составляла около 1/8 всей площади страны. Эти земли отошли Словакии, Дании, Литве, Польше, Бельгии.

Колонии немецкой страны перешли в ведение таких держав как Франция, Япония, Австралия, Испания, Португалия, Великобритания.

Договор жестко регламентировал и ограничивал такие сферы военной отрасли Германии как обязательная служба в армии, организация парадов, использование и производство военной техники. Численность личного состава войск не могла превышать предписанный лимит. Некоторые регионы страны были закрыты для размещения военных частей регулярной армии.

В отношении Германии были введены жесточайшие меры экономического воздействия, денежные санкции и финансовые запреты.

 

Вашингтонские соглашения обсуждались на конференции по послевоенным отношениям мировых держав, границам вооруженных сил в бассейне Тихого океана. Здесь же они и были подписаны. Данные соглашения в значительной мере ограничили строительство больших кораблей военного назначения, в историю это вошло под именем «Договор пяти». В это же время была организована Лига Наций, миссия которой заключалась в сохранении суверенитета стран-участниц и повышения качества жизни их граждан. В Лигу Наций вступили 58 государств.

 

Эти события положили начало существованию Версальско-Вашингтонской системе послевоенных международных отношений, которая регулировала вопросы поддержания мира, баланса взаимоотношений и суверенитет каждой страны. Это привело в ряду последствий, которые можно оценивать как с положительной, так и с отрицательной стороны.

 

Результат Вашингтонской конференции был ошеломляющий:

Морские вооружения были в значительной мере ограничены. В частности, строительство больших кораблей теперь проходило согласно «договору пяти».

Создана Лига Наций, объединившая 58 стран в стремлении сохранить собственный суверенитет и улучшить качество жизни их населения.

Доработка и оптимизация Версальского мирного договора.

«Договор девяти государств», который гарантировал суверенитет, целостность и неприкасаемость территориальных и административных границ Китая.

«14 пунктов» Вильнюса – новый мирный проект.

 

Позитивные стороны Версальско-Вашингтонской системы

Сворачивание любых военных действий, наступление мира и восстановление мировой экономики.

Регулирование и разрешение всех острых конфликтов.

Четкое определение территории всех стран, обозначение границ владений каждого государства.

 

Негативные последствия Версальско-Вашингтонской системы

Регресс развития некоторых стран, главным образом это касается Германии и стран ее коалиции во Второй Мировой войны.

Новые границы стали причиной конфликтов и общемировой напряженности между сверхдержавами.

Был дискриминирован и отвергнут всеми СССР, который сразу перешел в оппозицию и стал наращивать военный потенциал.

Германские колонии, рассчитавшие получить полную автономию, перешли в собственность других империй, что вызвало негодование и протесты местных жителей. Они начали активную борьбу за собственные права и национальную свободу.

 

Возрастание экономической роли США в 1920-1930-е гг. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта, его итоги и значение для мировой экономики.

Военные действия совершенно не затронули Американский континент, и поэтому страна не испытала того массового разрушения производительных сил, которое изо дня в день на протяжении четырех лет совершалось в Европе. Американская армия приняла участие в военных действиях только летом 1918 г., хотя официально США вступили в войну в апреле 1917 г. Поэтому людские потери вооруженных сил США по сравнению с многомиллионными потерями других воюющих держав были невелики: примерно 50 тыс. человек убитыми и 230 тыс. ранеными.

 

Соединенные Штаты успешно использовали события в Европе для дальнейшего обогащения. Они выступили в роли главного поставщика военных материалов, продовольствия и сырья воюющим государствам. Стоимость американского экспорта за годы войны увеличилась более чем втрое – с 2,4 млрд. дол. в 1914 г. до 7,9 млрд. дол. в 1919 г. Общая чистая прибыль американских монополий в течение 1914 – 1919 гг. составила около 34 млрд. дол.

Другим важнейшим итогом войны стало изменение международного финансового статуса США: они превратились в основного кредитора европейских государств, а Нью-Йорк стал международным финансовым центром. США предоставили займы европейским странам на военные нужды в размере свыше 11 млрд. дол. Увеличились частные американские инвестиции за границей: если накануне войны они составили 2,6 млрд. дол., то к началу 20-х гг. – 7 млрд. дол. В то же время капиталовложения европейских стран в США вследствие необходимости оплаты военных расходов сократились с 7,2 до 3,3 млрд. дол.

 

В результате войны Соединенные Штаты захватили основные мировые рынки сбыта и источники сырья и установили свое господство в Западном полушарии. С 1913 по 1920 г. торговля США со странами Латинской Америки увеличилась почти на 400 %. Вслед за экономической экспансией в 1915 г. последовала оккупация Гаити, в 1916 г. – Доминиканской Республики, был установлен военный контроль в Никарагуа, осуществлена интервенция на Кубу и в Мексику. Экономический подъем, вызванный потребностями войны, еще более ускорил процесс концентрации производства и капитала. К началу 20-х гг. более половины индустриальных рабочих и свыше 2/3 промышленного производства США было сконцентрировано в руках крупнейших монополий.

Основу "процветания" составили следующие факторы:

 

1. Превращение США в мировой финансовый центр, что позволило монополистической буржуазии извлечь огромные прибыли. Так, с 1923 по 1929 г. чистые прибыли корпораций составили свыше 50 млрд. дол., т.е. в 1,5 раза больше, чем в годы войны.

 

2. Массовое обновление основного капитала, составившее основу капиталистической рационализации производства. Оно включало, с одной стороны, техническое переоборудование предприятий, увеличение их энерговооруженности, широкую механизацию производственных процессов, а с другой – внедрение стандартизации, массовое изготовление типовых деталей и последующую их скоростную сборку на конвейерных линиях.

Повышение интенсивности труда обеспечило значительное увеличение выработки на одного рабочего, которая в 1923 – 1929 гг. выросла в среднем на 43%.

 

3. Развитие фундаментальных исследований и внедрение научной организации труда способствовали резкому увеличению его производительности и, следовательно, ускорению темпов экономического роста. В результате возрос удельный вес США в мировой экономике. К концу 20-х гг. они давали 48% промышленного производства капиталистического мира, производя продукции на 10 % больше, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые.

 

4. Особое внимание уделялось развитию важнейших отраслей тяжелой промышленности: сталелитейной, нефтедобывающей, электроэнергетике. Так, производство стали, увеличилось с 32 тыс.. т в 1921 г. до 57 тыс. т в 1929 г., нефти соответственно с 33 до 138 млн. т. Особенно быстро развивались новые отрасли, такие как автомобильная, электротехническая, химическая, производство синтетических материалов, радиопромышленность.

Сущность нового курса

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавшаяся начальным этапом ряда социально-политических реформ, получила название "нового курса".

 

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одержал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище "мозговой трест", провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя:

вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти;

вопросы экономического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям;

в последнем разделе наблюдалось большое разнообразие — от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.

Меры "нового курса"

 

1. Экономические:

запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы;

укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий;

запрет финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США;

меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных последствий (без­работных обычно направляли в специально создаваемые организации - "трудовые лагеря", где они использовались на строительстве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов);

 

2. Правовые:

регулирование экономики специальными законами — так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск продукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия кредитования и цены на продукцию, устанавливались продолжительность рабочего времени и размеры заработной платы;

сдвиг в области трудового (рабочего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников (уменьшение полномочий судов по изданию "судебных предписаний" в связи с трудовыми спорами, запрет на принудительное подписание рабочими трудового договора, обязывающего их вступить в профсоюз);

легализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за участие в законных забастовках и принято правило "закрытого цеха", согласно которому предприниматель обязывался заключать с профсоюзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на забастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона;

закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы;

закон о социальном страховании (1935 г.), заложивший основы современного социального законодательства в стране.

Итоги "нового курса" Рузвельта

 

В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.

 

По мере выхода из кризиса корпорации главным образом через Верховный суд стали добиваться отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения будущих кризисных явлении стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств. После окончания второй мировой войны произошел отход от завоёванных позиций в области трудового законодательства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)