Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности в 1860-е – 1890-е гг. На территории Беларуси. Транспорт, торговля, финансы и кредит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности в 1860-е – 1890-е гг. На территории Беларуси. Транспорт, торговля, финансы и кредит.



Развитие промышленности Беларуси в начале XX в. было связано с промышленной революцией. Она означала постепенный переход от ручного к машинному труду, формирование и количественный рост промышленной буржуазии и фабричного пролетариата. В 60—80-е гг. XIX в. окончательно определилась специализация белорусской промышленности — переработка местного сельскохозяйственного, лесного и минерального сырья. В начале XX в. в первую очередь развивалось картонно-бумажное, спичечное и лесохимическое производство.Продолжался процесс преимущественного размещения промышленности в сельской местности — ближе к источникам сырья и дешевой рабочей силы. Большинство фабрик и заводов находились в местечках и имениях. Наибольшее развитие получили здесь винокурение и деревообработка.

Большую долю в Беларуси составляло ремесленное и мануфактурное мелкое производство. Широкое распространение получили предприятия, где работали 5—15 рабочих и не было парового двигателя. В 1900 г. на одно предприятие в среднем приходилось 39 рабочих. Самым крупным предприятием во всей Беларуси считалась табачная фабрика Шерешевского в Гродно.

В начале XX в. начинается процесс объединения капиталов в форме акционерных обществ. В Минске действовало акционерное общество спичечной фабрики «Молния», в Гродно — табачной фабрики «Нёман». Российским и зарубежным акционерным обществам принадлежали льнопрядильная фабрика «Двина», электрическая станция и трамвай в Витебске.

Активно велось железнодорожное строительство. В крупные железнодорожные узлы превратились Минск, Витебск, Брест, Барановичи, Гомель.

Развитие сельского хозяйства в начале XX в. было связано с проведением аграрной реформы. Она получила название столыпинской по фамилии ее инициатора — премьер-министра России П. А. Столыпина. Ее первоначальным этапом стало разрушение крестьянской общины и закрепление общинных земельных наделов в личную собственность крестьян. Крестьяне могли закрепить землю в собственность в отрубе за счет выделения участка в пределах деревни. Когда крестьянин переселялся из деревни на участок земли за ее пределами, то этот участок называли хутором, а крестьянина — хуторянином. К созданию хуторского хозяйства стремились зажиточные крестьяне, которых называли кулаками. Они стали одним из источников формирования сельской буржуазии — опоры самодержавия в деревне.

Подворное землевладение в западных регионах Беларуси (Гродненская, Минская и Виленская губернии) содействовало закреплению хуторского хозяйства, потому что крестьянская община там не существовала. Ее разрушение осуществлялось в Могилёвской и Витебской губерниях, где крестьяне стремились освободиться от зависимости общины. Для большинства бедняков и середняков завести хуторское хозяйство было невозможно из-за отсутствия или недостатка средств.

Главный феодальный пережиток того времени — дворянско-помещичье землевладение — реформой не затрагивался.

Острейший вопрос с малоземельем крестьян Столыпин предложил решить путем организации добровольного переселения значительной их части в Сибирь, на Дальний Восток, где было много необработанной урожайной земли. Царское правительство предприняло определенные шаги по привлечению крестьян-переселенцев к переезду в азиатскую часть России. Для этого выделялись безвозвратные денежные займы, обеспечивались специальные поезда, готовились пункты приема переселенцев. Однако около 10 % крестьян вернулись назад в связи с недостаточной помощью со стороны правительства и тяжелыми условиями жизни.

Особенностью столыпинской реформы в Беларуси стало введение в 1911 г. земств — выборных органов местного самоуправления в трех белорусских (Витебской, Могилёвской и Минской) губерниях. В западных губерниях (Гродненской, Виленской и Ковенской) земства не вводились по причине значительного преобладания среди их избирателей католиков, которых относили к полякам и которым царское правительство не доверяло после восстания 1863—1864 гг.

 

Революция 1905-1907 гг. Белорусские земли в условиях ускорения буржуазной модернизации.

 

Революция 1905-1907 гг. и ее итоги

 

8 начале XX в. Россия входила в число пяти крупнейших промышленных держав мира, но почти все слои русского общества были недовольны своим положением. Интеллигенция и часть дворянства желала введения конституции. Крестьяне добивались помещичьей земли. Рабочие были недовольны низкой зарплатой и условиями труда. Последней каплей стали неудачи в войне с Японией.

9 января 1905 г. к Зимнему дворцу направились тысячи жителей во главе со священником Гапоном, возглавлявшим Собрание фабрично-заводских рабочих Петербурга, с петицией об улучшении условий жизни. Войска открыли огонь по демонстрантам после их отказа разойтись («Кровавое воскресенье»). В стране и в армии (на броненосце «Потёмкин» и др.) начались волнения. По поручению царя министр внутренних дел А. Г. Булыгин к августу 1906 г. разработал проект о созыве законосовещательного парламента («булыгинская дума»), но этой уступки для оппозиции было недостаточно. Всеобщая политическая стачка в октябре 1905 г. вынудила Николая II издать манифест 17 октября о гражданских и политических свободах, создании Государственной Думы с законодательными полномочиями и амнистии политзаключённых. Возникли либеральные партии конституционалистов-демократов (кадетов) и октябристов, националистическая партия «Союз русского народа». По стране прокатилась волна еврейских погромов. В ноябре началось восстание на Черноморском флоте во главе с П. П. Шмидтом, в декабре 1905 г. — восстание в Москве, заранее обречённые на провал и легко подавленные.

В декабрьские дни политические забастовки охватили Минск, Гомель, Мозырь, Пинск и другие города, а также большинство железнодорожных узлов Беларуси. В последние месяцы 1905 г. снова произошел подъем крестьянского движения. В Беларуси в октябре было 54 выступления крестьян, в ноябре — 154, а в декабре — 286. Под влиянием всероссийской политической стачки усилились и выступления в армии. В ноябре волнения солдат произошли в Гродно, в Бобруйской и Брестской крепостях. Их участники требовали освободить матросов Кронштадта и Севастополя. Однако самодержавие сумело подавить революционное движение. Этому способствовал царский Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший созыв законодательной Государственной думы, другие демократические права и свободы.

Собравшаяся в апреле 1906 г. Государственная Дума в июле была распущена царём из-за своей оппозиционности. В июле же 1906 г. произошли военные мятежи в Ревеле, Кронштадте и Свеаборге, подавленные властями. В июне 1907 г. была разогнана еще более оппозиционная II Дума и изменён избирательный закон — сократилось представительство в ней рабочих и крестьян. Это было сделано вопреки законам без санкции Думы и потому являло собою государственный переворот. Революция закончилась.

Итоги. В России появился парламент — Дума. Царизм показал, что идет на уступки лишь под давлением. Это подготовило умы к революции 1917 г. Началась столыпинская реформа.

 

Образование, наука и культура Беларуси во второй половине 19-го начале 20-го века. Становление белорусской нации: закономерности и особенности.

Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников. Программа Реальных училищ отличалась от гимназической большим вниманием к естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали отдавать своих детей представители буржуазии. Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения. В конце столетия (1896 г.) к названным типам учебных заведений добавились коммерческие училища, открытые по инициативе представителей крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во II пол. XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии.

Чертой своеобразия русской культуры II половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотности подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов. Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествознания. Основоположником отечественной школы физиологии стал И. М. Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Работы по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечественным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской АН Иваном Петровичем Павловым (1849–1936), установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексов, что в основе психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Нобелевским лауреатом был и Илья Ильич Мечников (1845–1916) – автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии и другим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины.

 

Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. В Казанском университете была создана целая научная школа, основателем и идейным руководителем которой был знаменитый ученый, академик Александр Михайлович Бутлеров (1828–1886), создатель теории химического строения веществ, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах. Теория эта является одной из фундаментальных основ современной органической химии. Еще более значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Ивановича Менделеева (1834–1907) – ученого, открывшего один из основных законов не только химии, но всего естествознания – периодический закон химических элементов.

Культура Беларуси в начале века развивалась в сложных, противоречивых условиях. Она была тесно связана с национально-освободительным движением, общедемократическим подъемом, поиском путей общественного прогресса. Белорусская культура, не теряя своей самобытности и оригинальности, развивалась под влиянием демократических идей русской культуры, тесной связи с культурами украинского, польского и литовского народов.

Либеральная и демократическая интеллигенция создавала разные культурно-просветительные и научные товарищества. Всего на территории Беларуси в 1900-1914гг. действовало 54 товарищества. Наиболее известными были «Минское товарищество любителей искусств», «Товарищество минских врачей». Возникали товарищества, ставившие целью изучение истории, языка, культуры и этнографии Беларуси. В 1910 г. был создан Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, который опубликовал 12 работ. Вопросами истории, быта и культуры Беларуси занимались исследователи Е. Романов, М. Федоровский, Н. Никифоровский, М. Довнар-Запольский, В. Ластовский и др. Основатель белорусской философии Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». В работе доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса, им была составлена карта расселения белорусов.

 

Ведущее место в культуре белорусского народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк» К. Каганца и др.

Процесс формирования белорусской нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно перешел на путь интенсивной русификации. Основой ее стало создание социальной базы этой политики - расширение русского землевладения, продажи земли на льготных условиях приглашенным на службу в Беларусь российским чиновникам. Школа целиком была переведена на русский язык обучения. Православный священник, государственный чиновник, школа, официальная печать настойчиво доказывали белорусам, что они - русские и не имеют никаких отличий, кроме локально-диалектных. В этом направлении важную роль сыграла идеология «западнорусизма», которую во второй половине XIX в. возглавил профессор Петербургской академии, белорус по происхождению, М. Коялович.

 

Важнейшим признаком нации является наличие единого языка, посредством которого обеспечивается политическая, экономическая и культурная жизнь народа. Старобелорусский язык фактически стал мертвым. После присоединения к России официальное положение государственного занял русский язык, однако практически до восстания 1863 г. в общественно-культурной жизни господствовал польский язык. Русская, как и польская общественно-политическая жизнь не воспринимала существование белорусов как самостоятельного этноса и отрицательно относилась к попыткам литературного творчества на белорусском языке. Сдерживающим фактором в развитии белорусского языка явился запрет в конце 50-х годов XIX в. печатания белорусских книг латинским шрифтом.

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в., вопреки неблагоприятным политико-историческим условия, сформировались основные признаки белорусской нации, консолидации которой не помешали ни социально -классовые противоречия, ни борьба, обострившаяся с появлением рабочего класса и буржуазии.

 

С процессом формирования белорусской нации непосредственно связано также развитие культуры Беларуси во второй половине XIX в, отразившей характер и место национального направления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.013 с.)