Этногенез чувашского народа: характеристика гипотез. Булгарская теория происхождения чувашей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этногенез чувашского народа: характеристика гипотез. Булгарская теория происхождения чувашей.



Билет 1

Этногенез чувашского народа: характеристика гипотез. Булгарская теория происхождения чувашей.

Этногенез чувашей чрезвычайно сложен. Сувары предположительно родом из Сибири (Основные предки — племя сувазы). Булгары родом из Средней Азии (Примесь). Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши. В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:

· Суварская.Булгарская.Промежуточная.

В разное время были выдвинуты самые различные гипотезы происхождения чувашей. Одни (А. А. Фукс, П. Хунфаль-ви) считали, что их предками являются хазары, другие (А. Риттих, В. Сбоев) — буртасы, третьи (В. В. Бартольд) — гунны, четвертые (Н. М. Карамзин, А. И. Фирсов) — финно-угры, пятые (М. Г. Худяков) — древние авары, шестые (В. Н. Татищев, Н. И. Ашмарин, 3. Гомбоц) — волжские болгары, седьмые (Н. Марр) — шумеры и т.д.

Мысль о родстве чувашей с волжскими болгарами впервые была высказана В. Н. Татищевым еще в первой половине XVIII в. Он писал: «Вниз по Каме жили би-ляры и чалматы... Ныне остатки их — чуваши, которых и вниз по Волге довольно; сии много язык свой татарским повредили». Научное обоснование эта теория получила в начале XX в. в работе Н. И. Ашмарина «Болгары и чуваши» (1902 г.). О сходстве хозяйства, быта и культуры чувашей и болгар свидетельствуют и многочисленные археологические исследования. Первые унаследовали от своих сельских предков типы жилищ, планировку усадьбы, расположение дома внутри усадьбы глухой стеной на улицу, веревочный орнамент для украшения столбов ворот и т.п. Как утверждают специалисты, белая женская одежда, головные уборы (тухья, хушпу, сурбан), украшения (перевязь, накосники), бытовавшие у чувашей до недавнего времени, были распространены среди болгар, включая дунайских. В дохристианской религии чувашей, составляя важнейшую часть этнической специфики духовной культуры, традиционно и стойко сохранялись староболгарские языческие культы, содержащие некоторые черты зороастризма — религии древних этносов Ирана и Средней Азии.

Болгарское наследие у чувашей ученые обнаруживают прежде всего в их языке.

В развитии болгарской теории происхождения чувашей важную роль сыграло обнаружение чувашских слов в текстах болгарских надгробных надписей XIII—XIV вв., сделанное в XIX в. татарским исследователем X. Фейзхано-вым, и элементов чувашского языка в древнем славяно-болгарском источнике — «Именнике болгарских ханов».

Концепция болгаро-чувашской этнической преемственности, как полагают, находит подтверждение, дальнейшее развитие и конкретизацию в современных исследованиях по археологии, этнографии, лингвистике, фольклору и искусству народов региона. К настоящему времени накоплен и частично опубликован значительный материал, характеризующий основные этапы этногенеза и этнической истории чувашского народа. Большую ценность представляют работы В. Ф. Каховского, В. Д. Димитриева, М. Ф. Федотова и А. А. Трофимова, в которых, в отличие от некоторых других трудов, проблемы чувашской истории, культуры и языка рассматриваются с учетом многих факторов. В последние десятилетия появились крупные исследования чувашских ученых о различных сторонах традиционной культуры народа, хозяйственной деятельности, общественного и семейного быта, особенностях народных знаний и философии, художественного творчества, современных социальных и этнических процессов.

Государственные символы Чувашии: история и современность.

1) 30 и 31 марта 1927 г. Их автором был художник и фотограф П.Е. Мартенс.

2) 12 февраля 1931 г. Из официальных символов государства были убраны декоративные элементы в виде чувашского национального.

3) 18 июля 1937 объявили гербом и флагом ЧАССР герб и флаг РСФСР с надписями на русском и чувашском языках "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и "с добавлением под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера надписи "Чувашская АССР" на русском и чувашском языках" - на гербе.

4) 1991 г. Процесс создания и законодательного закрепления главных символов государства оказался не простым, в их создании приняла участие вся творческая элита Чувашии, представители чувашской диаспоры со всех концов бывшего СССР и РФ. После длительного отбора, жарких дискуссий и обсуждений в апреле 1992 г. были приняты герб и флаг, созданные народным художником Чувашской Республики Э.М.Юрьевым. Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное на желтое и пурпуровое поля. Цвета государственного флага - желтый и пурпуровый – традиционные цвета чувашского народа. Желтый цвет - цвет Солнца. В чувашском фольклоре он олицетворяет все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей. Он присутствует среди основных элементов народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле флага обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашии. Нижнее пурпуровое поле - чувашскую землю. В геометрической середине полотнища флага расположена композиция, состоящая из древнечувашских эмблем "Древо жизни" и "Три солнца".Тот же цвет, та же символика чувашского флага фигурируют и на гербе республики - в обрамлении стилизованных золотых листьев и шишек хмеля. Еще в первом Договоре киевского князя Владимира с Волжской Булгарией в 985 году было сказано: "Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель - тонуть" ("Повесть временных лет"). Государственный герб представляет собой щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чăваш Республики - Чувашская Республика". Венчает щит золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца". Цвета государственного герба, как и флага - желтый и пурпуровый. В центре герба расположена эмблема "Древо жизни".

Билет 2

Чувашия в годы Великой Отечественной войны.

В рядах защитников Родины находилось более 210 тыс. жителей ЧР. На территории Чувашии было сформировано несколько воинских соединений и частей, в т.ч. 324-я Верхнеднепровская и Краснознаменная стрелковые дивизии. За годы войны в Чувашии было организовано 7 очередей всеобщего военного обучения. Происходила перестройка промышленности на выполнение требований фронта. В Чувашскую АССР были эвакуированы и за короткий срок вступили в строй 20 заводов и цехов из западных областей страны. Были организованы вновь более 10 предприятий: Чебоксарский электроаппаратный завод (он был эвакуирован из Харькова), пять текстильных фабрик (две в Чебоксарах, в Канаше, Цивильске, Сундыре), табачные фабрики в Чебоксарах и Алатыре, чулочная и лентоткацкая, обувные фабрики и др. Перестройка промышленности на военный лад завершилась к концу 1942 г. В годы войны была построена шоссейная дорога от границы Горьковской области до границы Татарии, через Суру наведен деревянный мост длиной более полукилометра. По правой стороне Суры строились оборонительные сооружения.

Военных действий на территории Чувашии не было. Но 4 октября l941 года на г. Чебоксары и его окрестности фашисты сбросили 22 бомбы и агитационные листовки. В результате бомбовых ударов два человека погибло, 18 было ранено, разрушено 6 домов по улицам Плеханова, Ленина и Заводская. 4 бомбы упали в р. Волга, 9 бомб - в левобережье Волги, где стояли воинские части, а 3 бомбы - на п. Сосновка. В 1942 и 1943 гг. за успехи в сельском хозяйстве республика дважды удостаивалась переходящего Красного Знамени ГКО и денежной премии. В годы войны на территории Чувашии было развернуто 15 эвакогоспиталей на 4550 коек.

Билет 3

Билет 4

Билет 5

Билет 6

1. Формирование болгарской (древнечувашской) народности в X – начале XIII веков.

В Х—ХI вв. в Волжской Болгарии сложились предпосылки для зарождения и развития характерных свойств народности, которые привели к формированию в ХI — начале ХIII в. единой болгарской народности. 06 этом свидетельствуют, в частности, русские источники, в которых в ХII — начале ХIII в. население Болгарии именуется одним собирательным именем — «болгары». Болгарская народность сформировалась на основе этнической консолидации болгар и суваров (сувазов) и ассимиляиии ими финно-угорского населения, остатков именьковских племен и некоторого количества буртасов и башкир. Арабская форма этнонима «су-ваз» уже тогда произносилась, как полагают ученые, в виде «сювазь». Это слово впоследствии трансформировалось в "чаваш», По мнению В. Димитриева и ряда других ученых, правомерно называть эту народность болгаро-чувашами.По-видимому, луговые марийцы, называвшие в прошлом болгаро-чувашей «суасами», этот термин перенесли затем на сменивших их в Приказанье и Заказанье татар. И сегодня марийцы чувашей называют "суасла мари" (дословно «человек на сувазский лад», т.е. «человек на татарский лад»). Примечательно, что луговые марийцы в пограничных с татарами районах называют последних «суаз». Луговые же марийцы, живущие по левобережью Волги, своих соседей чувашей с правого берега называют куркмари — «горный человек».

H. И. Ашмарин отмечал, что слово чаваш в старину произносилось чувашами несколько иначе, чем теперь, а именно в одной из следующих форм: суас, савас; в этом же более древнем виде оно и было взято черемисами (марийцами) в их богатый чувашизмами язык.

Tаким образом, можно полагать, что тюркско-болгарское население Волго-Уралья именовалось и болгарами, и суварами (чувашами), но общий этнополитический термин «болгар» (или «булгар») покрывал тогда самоназвание чувашей.

«Tо обстоятельство, что памятники начинают говорить о чувашах очень поздно, лишь с ХVI в., не должно нас смущать: наименования народов меняются в зависимости от их политического положения, В эпоху Болгарского государства чуваши жили приблизительно там же, где живут и в настоящее время, лишь более, чем теперь, распространяясь по Каме; но тогда они играли державную роль в Волжско-Камском крае, занимали властное положение в его городах, аулах, и сохраняли то название, которое было названием именно их господства в крае», — отмечал H. А. Фирсов.

Как полагают, в состав болгарских предков чувашей вошли и буртасы. Они обитали на правобережье Волги, на территории между болгарами и хазарами. В Чувашии имеются три селения (в Вурнарском, Яльчикском и Урмарском районах) с названием Буртасы (Пертас).

Согласно археологическим данным, с IХ в. отдельные болгарские поселения и колонии появились и в юго-западной, и в северной частях Чувашии (среди мордовских и марийских поселений). Болгарские племена в домонгольское время поселились также на Присурских землях. Археологами в 1970-е гг. по чувашскому течению Суры было открыто несколько селищ. Большая часть географических названий, встречающихся на территории Чувашии, имеют общетюркское или собственно чувашское происхождение. Основным языком в Волжской Болгарии был так называемый среднеболгарский язык — прямой предок современного чувашского языка, содержащий все его характерные фонетико-морфологические особенности. Обо всем этом свидетельствуют и тексты надгробий, выполненные на чувашском языке по исламским канонам. Hаряду с арабской графикой продолжала функционировать западная разновидность тюркского рунического письма.Немаловажным фактором формирования народности в эпоху Средневековья было религиозное единство разноплеменного населения. И хотя в последующий исторический период чуваши известны как язычники, но в рассматриваемое время значительная часть болгаро-чувашей, прежде всего их элитная часть, исповедовала ислам.Венгерский ученый Д. Месарош, изучавший в нач. ХХ в. в Симбирской и Казанской губерниях этническую культуру и религию различных этнографических групп чувашей и опубликовавший в Будапеште две книги о чувашской мифологии и фольклоре, пришел к выводу, что в свое время основная масса чувашского этноса прошла через этап мусульманского вероисповедания, но затем по ряду причин отпала от ислама, вернулась к язычеству. Hеудивительно, что народная религия чувашей ХVII—ХVII вв. представляла собой языческо-исламский синкретизм. Из ислама в чувашскую мифологию и верования перешли понятия киремет (карамат — «сверхъестественное деяние, чудо, даруемое Аллахом своему рабу»), пирешти (от фереште — "ангел», "вестник ", эсрел (от азраил — «ангел смерти»), ураса (от ураза — "пост»), намас (от намус' — "закон», «весть»), мачавар (от моджавар — «живу-щий вблизи гробницы святого») и др. Многие чувашские языческие имена являются общеисламскими антропонимами. По утверждению многих исследователей, язык чувашского типа (с' ротацизмом) в Волжской Болгарии играл роль государственного языка, использовался в делопроизводстве, управлении, образовании, богослужении, торговле и межэтнических отношениях. Поэтому чувашский (болгарский) язык оказал значительное влияние на языки народов, входивших в состав Волжской Болгарии. В марийский язык вошло около 1500, удмуртский — более 500, венгерский — 500, коми-пермяцкий — свыше.300, мордовский —100 с лишним чувашских слов. Все эти слова относятся к скотоводству, земледелию, средствам передвижения, ремеслам, домашней утвари, пище, одеж-де, торговле, общественному и религиозному быту, названиям родства и т. д. Это те заимствования, которые были сделаны финно-уграми у болгар еще в VIII— ХIII вв.

Билет 7

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Билет 11

Билет 12

1. Çеçпĕл Мишши (Михаил Сеспель) – поэт-реформатор, драматург, прозаик, государственный и общественный деятель.

Çеçпĕл Мишши (Михаил Сеспель) – поэт-реформатор, драматург, прозаик, государственный и общественный деятель. Родился 16 ноября 1899 в деревне Казаккасы Цивильского уезда (сейчас деревня Сеспель Канашского района Чувашии). Окончив двухклассную школу в Шихазанах, поступил в учительскую семинарию в Тетюшах. Учился в Москве на курсах агитаторов и пропагандистов. Член РКП(б) с 1918 года. После образования Чувашской автономной области в 1920 году его, работника Чувашского обкома РКСМ, избирают председателем ревтрибунала Чувашской автономной области. Стал, таким образом, первым «главным прокурором» этого национально-территориального образования,Работал в отделе образования в комиссии переводчиков. По ложному обвинению был арестован, освобождён на поруки товарищей через 3 месяца.В 1921 году из-за болезни укреплял здоровье в санатории в г. Евпатория. После излечения поступил в Киевскую художественную школу, был призван в Красную Армию. После комиссования из-за обострения костного туберкулёза проживал у своего украинского друга, работал в г. Остёр в уездном земельном отделении Остёрского уезда. Покончил жизнь самоубийством 15 июня 1922 года в городе Остёр на Украине. 5 ноября 1954 прах Сеспеля был перезахоронён в парке г. Остёр, где ему установлен надгробный памятник.В 1969 году родная деревня Мишши Сеспеля была переименована в его честь.В литературной стезе с 1916 года. Упорядочив, в некотором смысле даже установив, нормы ударения, ввёл в чувашскую поэзию силлабо-тоническое стихосложение.Первые стихи на чувашском и русском языках Мишши Сеспель начал публиковать в 1919 году в газетах «Знамя революции», «Тетюшские известия», «Канаш». Сборник стихов «Хурçă шанчăк» (Стальная вера) впервые увидел свет в 1927 году.

Известные книги:

«Çĕн Кун аки» (рус. Сев Нового дня);

«Хурçă шанчăк» (рус. Стальная вера);

«Пуласси» (рус. Будущее).

Çырнисен пуххи, Шупашкар, 1959;

Стальная вера. Стихи, М., 1957.

Стихи поэта переведены на 56 языков.\

Билет 13

1. Учреждение самостоятельной чувашской епархии во главе с епископом Германом.

Епископ Ге́рман (в миру Григо́рий Афана́сьевич Ко́кель; 23 ноября 1883, село Тарханы, Буинский уезд, Симбирская губерния — 2 ноября 1937, Бамлаг, Амурская область) — епископ Русской православной церкви, епископ Благовещенский.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2001 году.

Родился в многодетной семье чувашского крестьянина. Брат живописца Алексея Афанасьевича Кокеля, наставника нескольких поколений мастеров кисти, первого профессионального художника Чувашии.

Окончил второклассную церковную школу, был назначен учителем в церковно-приходскую школу села Батырева.

С 1898 года — послушник Симбирского архиерейского дома.

В 1901 году выдержал экзамен на звание псаломщика, был псаломщиком в Симбирском архиерейском доме.

Сдал экстерном экзамен на звание учителя в Казанской учительской семинарии (1903 год).

9 октября 1907 года поступил на Казанские миссионерские курсы, по окончании которых 26 июля 1909 года рукоположён во иерея.

Состоял на миссионерской службе в чувашских сёлах Туруново, Трехизб-Шемурша, Пандиково, Чурачики, Новочелны-Сюрбеево. Переводил и издавал православные книги, открыл чувашскую школу псаломщиков.

С 1921 года учился в Богословском институте в Петрограде, который окончил в 1924 году.

Осенью 1924 года выдвинут как кандидат в епископы группой чувашских священнослужителей, которые выступали за самостоятельную организацию чувашских приходов в связи с захватом церковной власти в Чувашии обновленцами. После пострижения в мантию, 9 декабря 1924 года Патриарх Московский и всея России Тихон возглавил хиротонию Германа во епископа Ибресинского, викария Ульяновской епархии. Ему было дано благословение на управление чувашскими приходами, входившими до образования Чувашской автономной области в состав как Симбирской, так и Казанской губернии.

17 декабря епископ Герман прибыл в посёлок Ибреси. Он последовательно посещал все приходы, увещевая священников вернуться в Патриаршую Церковь. В течение нескольских месяцев бо́льшая часть православных Чувашии отошла от обновленцев. Обновленческий «архиепископ Чебоксарский» Тимофей (Зайков) написал донос на епископа Германа в ГПУ, в котором призвал принять решительные меры против его «контрреволюционной деятельности».

В 1925—1926 годы — временно управлял и Алатырским викариатством. В это время он активно боролся с представителями григорианского движения, которое было направлено против Патриаршества в церкви и за сотрудничество с советской властью. Борьба приобретала острые формы — так, однажды епископ был избит монахинями, перешедшими к григорианцам.

В 1926 году находился под арестом, был выслаан на 3 год за пределы Чувашии.

С 1926 года — епископ Бугульминский, викарий Самарской епархии, временно управлял Бугурусланским викариатством.

С 1927 года — епископ Бугурусланский. В 1928 был выслан в Сибирь.

С 1928 года — епископ Кузнецкий, викарий Томской епархии.

В 1929 году — временно управляющий Томской епархией.

В ноябре 1930 — июле 1931 года — епископ Омский и Павлодарский

С декабря 1931 году — епископ Никольско-Уссурийский, временно управляющий Приморской и Владивостокской епархией.

С 1932 года — епископ Барнаульский, временно управляющий Бийско-Алтайской епархией.С 2 октября 1932 года — епископ Благовещенский.11 февраля 1933 года был арестован в Хабаровске, приговорён к 10 годам лишения свободы находился в заключении в городе Свободный (ранее Алексеевск) Амурской области, работал счетоводом. В лагере продолжал религиозную деятельность. Был осужден Тройкой УНКВД по Амурской области по обвинению в контрреволюционной пропаганде, приговорён к высшей мере наказания и 2 ноября 1937 года расстрелян в одном из лагерей Бамлага.24 июня 1920г. была образована Чувашская Автономная область из земель Казанской и Симбирской губерний. Новая власть стала поощрять церковный сепаратизм. В среде духовенства появились модернистские группировки, так называемые сторонники «Живой Церкви», призывавшие к революции в Церкви и к всестороннему обновлению. В Чувашской Автономной области обновленцы стали захватывать приходы, требуя «чувашскую автокефальную церковь». Назначенный во II-й половине 1920 года на Чебоксарскую кафедру епископ Афанасий (Малинин) встретил здесь сильное противодействие и был вынужден жить в Казани. На борьбу с церковным расколом и обновленчеством Святейший Патриарх Тихон поставил преосвященного Германа (Кокеля), епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. Его трудами уже в I-й половине 1925г. из 299 приходов Чувашской Автономной области 159 воссоединились с Матерью-Церковью. При помощи ОГПУ обновленцы выдворили епископа Германа за пределы Чувашии, и в 1937г. он был расстрелян. В 2001г. имя святителя Германа (Кокеля) было включено в прославленный Собор новомучеников и исповедников Российских.

Билет 14

1. Традиции чувашской свадьбы: сватовство, приготовление к свадьбе, встреча новобрачной в доме жениха и обряды послесвадебного периода. Современный чувашский свадебный обряд.

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Знакомства и выбор невесты и жениха

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам, а восьмиюродным уже можно. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.Иногда родители сами подбирали своим детям женихов и невест. Но без их согласия свадьбы устраивали редко.Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста.Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания, родители юноши посылали сватов. Через несколько дней в дом невесты приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты. Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, сурпаны, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма и приданом.За несколько дней до свадьбы родители жениха еще раз приходили в дом невесты для окончательного договора о сроках свадьбы.Для проведения свадебных торжеств во дворе устанавливали специальные скамейки и стол.В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п.. В приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами. Старший дружка выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, балагур и краснобай, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка выбирался из молодых родственников жениха.

Подготовка к свадьбе

Свадьба была большим праздником для обеих деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю.Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы.

Начало свадьбы в доме невесты. К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.По чувашским традициям, и жениха, и невесту сажали на подушки со специальными вышитыми узорами. Жениха вводили в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его. В это время во дворе уже вовсю шло веселье, звучали барабаны, скрипки: все гости пели и плясали, угощались. Затем так же, как и невеста, жених навещал своих родственников. Вместе с музыкантами, с разнаряженными и вооруженными друзьями, верхом на лошадях объезжали всю деревню, ездили в другие деревни. Обязательным свадебным обрядом был одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д.Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой — который также мог проводиться по-разному. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.

Послесвадебные обычаи

После свадьбы породнившиеся семьи несколько раз ездили друг к другу в гости. Одно из посещений, обычно поздней осенью, когда молодые и родственники мужа ездили в гости к родителям жены, называлось тав?рна (возвращение).Во время этого посещения молодой семье отдавали оставшуюся часть приданого — домашнюю скотину: корову, овец, пчел и т.п. На этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы могли петь и плясать.

Билет 15

Держава гунну». Атилла.

«Держава гуннов» в Паннонии существовала в течение 445-454 годов, в период объединения племен под властью Аттилы. В степях Восточной Европы господство гуннского племенного союза утвердилось примерно с 378 года в результате победы над готами, ушедшими за Дунай на Запад.Аттила после убийства брата в 445 году стал единоличным повелителем гуннов. Большинство исследователей считают, что ему подчинялись все гунны, как западные, так и восточные, являвшиеся неисчерпаемым резервом для завоевателей.Азово-Каспийское междуморье с 30-х гг. V в. входило в сферу влияния державы европейских гуннов. Значительная часть племен признавала верховную власть Аттилы лишь номинально. Борьба с племенами, обитавшими внутри "Скифии", составляла постоянную заботу "царского рода" гуннов. Одновременно Аттила своими набегами на провинции Западной Римской империи держал ее в постоянном напряжении. Однако в 451 году его войска в сражении с ромеями на Каталаунских полях потерпели неудачу. В 452 г. гунны вынуждены были прекратить поход в Италию из-за вспыхнувшей эпидемии. В следующем году вестготы и аланы на реке Лигер (Лаура) нанесли Аттиле сокрушительное поражение и заставили его бежать с поля боя.Несмотря на ряд военных неудач, Аттила продолжал править на огромной территории. Ему подчинялись как кочевые, так и земледельческие племена: гунны-хайландуры, маскуты, предки болгар, акациры, славяне и остготы и прочие этнические образования.Смерть Аттилы в 454 г. явилась переломным моментом в истории Восточной Европы. Против его сыновей, деливших наследство, восстали подвластные племена. Между гуннами и повстанцами произошла битва на реке Недао, в которой погиб старший сын Аттилы Эллак. Уцелевших гуннов его братья увели в низовья Днепра. Они попытались восстановить свою власть над готами в Паннонии, но были отбиты. В конце 60-х - начале 70-х гг. V в. многие гуннские племена стали переходить Дунай, чтобы вступить в подданство Византии. Им выделили земли в Добрудже. И на этом их история завершилась.Гунны внушали цивилизованному миру наибольший из всех варваров страх. Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих всадниках с непривычной монголоидностью римляне видели не столько людей, сколько порождения демонов.Главным божеством был Тенгри-хан. В сочинении Мовсеса Каланкатваци сохранилось подробное описание языческих верований гуннов: обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему. В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). Человеческих жертвоприношений (как у хунну), по-видимому, не было. У гуннов были капища и идолы (литые из серебра)[15]. Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли.

2. Чувашские народные приемы счета и измерения (денежный счет, чувашские цифры, меры длины, веса и объема).

Hаиболее распространенными счетными документами являлись земельные брусы и бирки — знаки сборщиков денежных и хлебных податей, заемные бирки, пастушьи бирки, домашние записные бирки и т. п. Самым большим числом у чувашей считалась тысяча (пин), и выход на большее практически не требовался. Для обозначения бесчисленного множества применяли удвоение слов: пин-пин (тысячи-тысячи), или темен чўхле (тьма).Hемало своеобразного было в чувашской системе мер длины. Меры длины включали следующие единицы: пўрне "палец" (толщина пальца, 2 см), 5 пўрне составляли ал лаппи "ладонь" (10,25 см,), 2 ал лаппи — шит "пядь" (20,5 см), 2 шит — чике "локоть" (41 см).В земельных мерах и измерении расстояний применялись: утам "шаг", равный длине шага мужчины среднего роста (88 см); халас "обхват" — размах рук от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой (176 см); чалаш "косая сажень" — от конца пальцев вытянутой правой руки до пальцев левой ноги (248 см); верен "веревка", равная 10 чалаш; сухрам — предел слышимости крика. С ХVI в. у русских был позаимствован аршен "аршин", равный 4 чувашским шитам, вершук "вершок" — 2 пўрне. Халас стал соответствовать сажени (213 см), сурхрам — версте (1,07 км).Довольно широко были распространены такие меры площади, как ана (загон) или пилек (беляк), размеры которых в разных районах и общинах колебались от 800 до 2400 квадратных сажен. С ХVIII в. площадь стали измерять десятиной (тесеттин), соответствовавшей 2900 кв. саженей (1,197 га, с 1835 г.—1,0925 га).Универсальными мерами сыпучих и жидких тел являлись сосуды черес "чиря", изготовленные из выдолбленного куска липы. В измерении сыпучих тел чуваши изменяли патавкка "пудовка" (1 пуд, т. е. 16,4 кг), пачах "бучуг" (2 пуда), патман "батман" (4 пуда), михе "мешок" (4-5 пудов), чепта "куль" (9 пудов).С ХVI в. в быт чувашей вошли русские меры веса: пат (пуд), керепенке (фунт), =ур керепенке (1/2 фунта), черек керепенке (1/4 фунта), усмухха (1/8 фунта), маскал (золотник).Hазвания денежных единиц у чувашей отражали этапы их этнической истории. Слова сум, сом, укса сохранились с болгарских времен. Мелкая монета во многих тюркских языках именуется акча (чув. укса), она употреблялась в Золотой Орде. Единицей следующего порядка для тюрков был сум, означавший слиток серебра в виде лепешки. До втор. пол. ХIХ в. чуваши рубль называли "сум". Затем рубль начали называть тенк (тюрк. таньга), первоначально выступавшей как монета. Копейку чуваши называли пус (букв. "давить", чеканить), полкопейки — укса.

Билет 16

Билет 17

Чувашская письменность.

Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются у чувашей в родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках. В Волжской Болгарии была распространена арабская письменность. В 18 в. создаётся письменность на основе русской графики. Первая печатная грамматика чувашская языка появилась в 1769 (старо-чувашское письмо). Позднее распространяются словари, переводы церковной литры, записи фольклора и др. Новочувашская письменность и литература созданы в 1871 чувашским просветителем И. Я. Яковлевым (1848-1930), издавшим в 1872 'Букварь для чуваш' и основавшим в 1869 Симбирскую чувашскую учительскую школу. Ее выпускниками в разное время были поэт К. Иванов, этнограф Н. Охотников, математик П. Миронов, художник А. Кокель, композитор Ф. Павлов, лингвист В. Егоров и другие. К классикам чувашской поэзии причисляют К. В. Иванова (1890-1915) - автора поэмы 'Нарспи'.Древнечувашский рунический алфавит имеет генетические связи с древнетюркским и болгарским руническими алфавитами и использовался чувашами вплоть до XIX века.Письменность на базе рунической графики частично сохранялась вплоть до XIX века. В настоящее время элементы рунического алфавита используются в чувашской орнаментике и вышивке, а также в культовых целях приверженцами древних чувашских верований.В эпоху Волжской Булгарии среди предков чувашей, особенно мусульман, получила распространение письменность на основе арабской графики, о чём свидетельствуют многочисленные надписи на каменных надгробиях, выполненные на булгарском языке арабской вязью.Кириллический алфавит чувашского языка, в нынешнем виде с 37 буквами существует с 1949 года. Создан на основе русского алфавита, который в свою очередь произошёл от старославянской азбуки. Не для всех произносимые в различных фонетических положениях звуках чувашской устной речи в алфавите имеется отдельная буква. В алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений. Двузначность букв определяется слоговым принципом чувашской кириллической письменности.Чувашский алфавит на основе латиницы в настоящее время в основном используется в Интернете при создании сайтов и общении пользователей, а также немецкими, венгерскими, финскими и турецкими исследователями чувашского языка.Начиная с XVIII века латиница применяется исследователями чувашского языка для записи чувашской лексики.

Билет 18

Билет 19

Билет 20

Открытие Волжского филиала Московского энергетического института. Его роль в подъеме науки и культуры в Среднем Поволжье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.052 с.)