Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.А. Кокель – основоположник чувашского профессионального изобразительного искусства.

Поиск

А.А.Кокель (Афанасьев) Родился 13 марта 1880 г. в с.Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (Батыревский район) в семье чувашского крестьянина. Умер 4 фев в г.Харьков. Основоположник чув.професс. изобр-ого искусства. Он стоял у истоков русского авангарда, представитель русского серебряного века. Один из создателей высшего худ-ого обр-ия Украины, первый ректор Харьковского Худ. Института (сен 1921-123). Основоположник Харьковской школы академ.рисунка, один из созидателей Украинского авангарда, плаката, организатор АХЧУ (Ассоциация худ-ов Червонной Украины) 1924 (ныне НСХУ), выдающийся худ-ик, талантливый педагог-основатель Кокелевской школы рисунка, общественный деятель, гражданин, патриот. В Чувашию приезжает Раубен Вацлав Юрьевич с женой Марией Вячеславовной. В 1899 г. в Чувашии засуха, голод, болезни. В Тарханы приезжают врачи сиз Петербурга. Девушки-медсестры отвозят его в Питер. Картины Кокеля отправляют В.Е.Маковскому, на средства Раубена ему делают операцию, вывозят в Петербург. В 1903 г. поступает в Петербуржскую Академию Художеств. Девушки вывезли его в имение царского генерала Писарева в Тулу. В 1906 - взял псевдоним Кокель. В 1912 окончил академию. Кокель стал первым чувашем, который закончил Пет.Ак.Худ. Дипломная работа «Чайная» (сейчас она в чув.худ. мезее). В год 300-летия династии Романовых в 1913 г. в Мюнхене открывается международная худ. выставка картин. Здесь выставляется картина Кокеля «Чайная». В 1912 за картину «Чайная» получает звание лауреата Пет. Академии Худ. Это означает, что Кокель становится пенсионером. В 1913 Кокель едет в Германию, Англию, Италию. «Чайная» выставляется в Венеции в 1914 г. Был близок со своим учителем Ильей Репиным в усадьбе «Пенаты». С 1 янв 1916 г. живет и работает в Украине по рекомендации И.Репина. Работает в Харьковском Худ. Училище. В 1921 г. стал ректором в Харьковском Худ. ВУЗе. Хотел создать в Чувашии высшее худ. обр-ие. В 1919 г. приезжает в Чувашию. В марте 1920 вновь вернулся в Харьков. Женился на Анне Афанасьевне. В 1935 снова вернулся в Чувашию. Ему заказываюь картину «ЛикБез». В 1935 г. ему дают условие убраться из Чувашии за 24 часа. Во время эвакуации Кокель должен был уехать в Чебоксары, но он остался в оккупации. Отказался от сотрудничества с немцами. В 1943 г. когда был освобожден Харьков, пошел работать в Университет. После смерти Кокеля забывают. В 2004-05 г. он возраждается. Появляется указ «О 125-летии со дня рождения Кокеля» Заключился договор о сотрудничестве между ХГАДИ и ЧГУ. 19 картин в музее. Реставраторы: Е.Панченко, М.Каряковская. Кокель стал мостом между Россией, Украиной и Чувашмей.

2. Чувашские праздники весны и встречи Нового года (çăварни, мăнкун, сурхури).

Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури. Это старинный чувашский праздник. В более древнем варианте он имел связь с поклонением племенным духам – покровителям скота.»). Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Сурхури и длился целую неделю. Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году. Зимний цикл завершался праздником Çăварни (Масленица), знаменовавший наступление весенних сил в природе. В оформлении праздника, в содержании песен, приговоров и обрядов четко проявлялась его аграрная природа и культ солнца. Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, на празднике было принято печь блины, кататься на санях вокруг деревни по ходу солнца. В завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи çăварни». Мăнкун — праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Название мăнкун переводится как «великий день». Примечательно, что первый день весеннего нового года язычествующие восточнославянские племена также называли Велик День. После распространения христианства чувашский мăнкун совпал с христианской пасхой.

 

Билет 24

1. Образование Чувашской автономной области и ее преобразование в ЧАССР – историческое и культурное значение.

В смутные годы революции и гражданской войны, когда еще не было никакой ясности и том, что ждет в будущем народы России, среди чувашей — по крайней мере среди уже достаточно многочисленной интеллигенции — развернулись процессы национальной консолидации вокруг идеи самоопределения.В 1917 г. в Казани создается комиссариат по чувашским делам. В 1918—1919 гг. в Казанской, Симбирской, Уфимской и Самарской губерниях возникают чувашские подотделы при отделах национальностей и просвещения губисполкомов, образуются соответствующие чувашские секции при уездных и губернских комитетах и т. д. Hо центральным учреждением, объединявшим политически, организационно, морально всех чувашей страны, стал в тот период Чувашский отдел при Hаркомнаце РСФСР, созданный 18 мая 1918 г. Его заведующим был назначен левый эсер Д. С. Эльмень, сыгравший исключительную роль в решении вопроса о создании Чувашской автономии. К концу 1919 г. указанный отдел подготовил "Краткий доклад о выделении чувашского народа в особую административную единицу", который был направлен во ВЦИК. Объясняя смысл проекта, Д. С. Эльмень писал: •"Выставляя такое требование, чувашские трудовые массы не стремятся обособиться, отмежеваться от других частей РСФСР, лишь преследуют задачу, чтобы живое тело чувашского народа не было раскромсано на отдельные части, как при Екатерине 11, а было объединено в одно целое. Чувашские трудовые массы верят, что получение автономного выделения даст им возможность централизовать всю работу среди них как по политическому, так и по поднятию культурного уровня и улучшению экономического быта". Состоявшийся в феврале 1920 г. I Всероссийский съезд чувашских коммунистов одобрил разработанный Чувашским отделом Hаркомнаца РФ документ — "Положение об организации Чувашской трудовой коммуны" (разработано по примеру Трудовой коммуны немцев Поволжья и Карельской трудовой коммуны). Несмотря на высокую степень территориальной раздробленности чувашского населения в Средневолжском регионе, в основу первого проекта Чувашской автономии его разработчиками был положен этнический принцип. В ее состав предполагалось включить все без исключения территории Казанской и Симбирской губерний с относительно компактным чувашским населением, в том числе и земли, не имевшие общих границ с Чувашской автономией. Однако в мае-июне 1920 г. решение вопроса о выделении чувашей в отдельную административную единицу в Москве затормозилось, у отдельных чиновников центральных органов возникли сомнения относительно целесообразности ее создания, якобы "...из-за отсутствия своей национальной культуры у чувашей и убыстренного процесса их обрусения". Кроме того, в Москве, в ходе решения вопроса об образовании Татарской республики возникла идея отходящие от нее чувашские уезды передать Hижегородской губернии. В решении вопроса о предоставлении чувашскому народу национальной автономии большую роль сыграла личная позиция В. И. Ленина. Известно, что он трижды ставил данный вопрос на заседаниях Совнаркома и политбюро. Причем В. И. Ленин изначально предлагал образовать республику, а не Tрудовую коммуну или область. Имеются сведения, что он рекомендовал определить столицей будущей Чувашской республики г. Симбирск и включить в нее и левобережные чувашские уезды. 24 июня 1920 г. состоялось заседание Совнаркома под председательством В. И. Ленина. Hа нем было принято решение об образовании Чувашской автономной области. Поскольку ЦК изначально был против образования исключительно одно-национальной (только чувашской) по составу автономии, проект был существенно скорректирован, в область были включены русские волости. Чувашская АО образовалась на территории, гораздо меньшей по сравнению с проектом, лишь на 11,6 тыс. кв. км. В состав ЧАО вошли в полном составе Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды Казанской губернии, часть волостей Буинского и Курмышского уездов Симбирской и Козьмодемьянского уезда Казанской губерний. Вместе с тем это новое автономное образование по национальному составу населения получилось почти однородным, так как чуваши составляли в нем 85%. Чувашская автономная область, как административная единица, стала началом развития национальной государственности чувашского народа. В условиях автономной области чувашам была предоставлена широкая возможность перестроить работу всех государственных, общественных, хозяйственных и культурно-просветительных учреждений и организаций с учетом особенностей жизни и быта коренного населения. На этой основе широкие массы трудящихся вовлекались в дело государственного, хозяйственного и культурного строительства, а местные органы укреплялись кадрами управленцев.

Пятилетний период существования Чувашской Автономной области до преобразования ее в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику был периодом создания всех необходимых предпосылок для преобразования области в республику. Восстановление народного хозяйства, развитие культуры, подготовка кадров, необходимых для управления республикой, дальнейшее расширение территории и увеличение численности населения области - вот предпосылки, которые позволили преобразовать область в республику, перейти от автономии административной к политической.

В период с 1920 по 1924 г. руководители Чувашской АО провели основательную научную и политико-организационную подготовительную работу по преобразованию области в республику. При этом предполагалось почти двойное расширение ее площади за счет присоединения некоторых «чувашских» территорий соседних Нижегородской губернии (часть Васильсурского уезда), Татарии (часть Буинского кантона), Симбирской губернии (включая Симбирск как планируемый центр будущей республики) и Мелекесского района Самарской губернии. Однако данный проект преобразования АО в АССР, представленный во ВЦИК РСФСР в 1924 г., был отклонен с серьезными замечаниями, и только после ряда согласований 21 апреля 1925 г. было решено преобразовать Чувашскую АО в республику.

Преобразование ЧАО в ЧАССР стало важнейшей вехой в истории чувашского народа. Автономная республика в отличие от автономной области – административно-политической автономии и административно-территориальной единицы, являлась высшей формой советской автономии, государственно-политической автономией, несуверенным государством, имеющим все атрибуты государственности. АССР как советское национальное государственное образование приобретало все необходимые государственно-правовые институты: законодательный орган, правительство, Верховный суд и другие центральные органы управления, тогда как автономная область как негосударственное образование не имела таких государственных правовых институтов.

2. Земледельческие праздники и обряды чувашей (акатуй, çинçе, чÿк, чÿклеме).

По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухату (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые—сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями. Çинçе. Как только посеянная рожь начинала цвести, старики объявляли о наступлении çинçе. В это время (примерно 1—2 недели) в колосьях начинали образовываться зерна, земля считалась беременной, и ее ни в коем случае нельзя было беспокоить. Всем людям предписывалось одевать только белые вышитые одежды. Запрещалось пахать, рыть землю, бросать что-то на нее, стирать белье, разводить огонь в дневное время, рубить лес, строить, залезать на деревья и дома, рвать траву и цветы, косить и т. п. Считалось, что нарушение этих запретов может привести к засухе, ураганам или другим бедствиям. Если что-нибудь запретное все-таки совершалось, то старались загладить вину — приносили жертву и молились земле-матушке, прося у нее прощения. Время çинçе было отдыхом для людей. Женщины шили белую одежду, мужчины плели лапти. Старики собирались на завалинках, вели неторопливую беседу. Рядом крутились ребятишки, ждали, когда мучи расскажет сказку… После заката солнца молодежь выходила на уяв (вăйă). За деревней, на широком лугу, зажигали костры, водили хороводы, плясали, играли. До самого утра звучала музыка, песни, звонкий девичий смех. Чÿк - обряд жертвоприношения великому всевышнему Богу (çÿлти аслă Турă), его семейству и помощникам - духам-хранителям живой и неживой природы, человеческого общества и людей. Само слово «чÿк» многозначно. В определенных случаях оно означает и жертвоприношение, и место совершения такого обряда, и некое божество высшего разряда, а также употребляется как ритуальный возглас, обращенный к Турă. По древним чувашским мифопоэтическим и религиозным представлениям, Вселенная как единое и нераздельное целое представляет собой единство природы, общества и личности. Она, якобы, была создана богом Турă с помощью своего брата-близнеца Киремет. Однако после сотворения Вселенной Киремет попал под воздействие зла и был изгнан Турă из верхнего мира. Всевышний Турă прилагает усилия к тому, чтобы содержать все три составные части Вселенной в постоянной взаимной гармонии, а дьявол с помощью прислуживающих ему злых сил всячески старается подбить человека на неблаговидные дела, нарушающие в конечном итоге вселенскую гармонию. Тогда Турă посылает кого-нибудь из своих прислужников, чтобы наказать человека и наставить на путь истинный. Все обряды и ритуалы древнечувашского быта направлены на поддержание постоянного мирового порядка или на восстановление нарушенной гармонии. Личность была в ответе перед обществом, общество — перед природой и Турă. Механизм поддержания вселенской гармонии осуществлялся путем жертвоприношений. Личность, под подстрекательством дьявола нарушившая общественный порядок, должна была жертвоприношением искупить свою вину перед Турă, иначе ее неблаговидные дела могли привести к гибели общества, что, в свою очередь, вызвало бы разрушение Вселенной. Нарушение вселенской гармонии всегда осуществляется снизу вверх, со стороны личности, а восстановление порядка — сверху вниз, со стороны Турă. В тех случаях, когда провинилась личность, совершались частные жертвоприношения. Кроме них у чувашей были и большие чÿк — календарно приуроченные общественные жертвоприношения, совершавшиеся всем обществом. Язычники ежегодно в период созревания хлебов совершали мăн чÿк, или аслă чÿк — большое жертвоприношение; кĕсĕн чÿк—малое жертвоприношение, которое также называлось и уй чÿкĕ — полевое жертвоприношение, и çумăр чÿкĕ — жертвоприношение для ниспрашивания дождя. Эти большие жертвоприношения совершались от имени всех сельчан и были направлены на обеспечение общественного благополучия, на поддержание общественной и вселенской гармонии. В связи с усилением христианского просвещения разорительные для народа большие жертвоприношения приходили в забвение, их стали проводить реже, и три вида чÿк во многих местах слились в один. Чÿклеме — обряд освящения нового урожая жертвоприношением духам природы, умершим предкам, сопровождавшийся угощением всех сородичей. Глубокой осенью, после завершения молотьбы чувашские крестьяне тщательно сортировали и распределяли зерно: самое лучшее — на семена, что похуже — на корм скоту, а это — на муку. Партию, предназначенную на муку, сушили в овинах или печах и везли на мельницу. Старшая в доме женщина затевала солод, проращивала зерна, несколько раз обрызгивая со свежего веника, солодила, ворошила его. Затем солод свозили для просушки в общественную солодовню. На солодовне собирались старики, подростки, дети. Тут рассказывали разные истории, предания, сказки. Ночлег на солодовом овине (салат авăнĕ) запоминался детям на всю жизнь. Готовый солод вместе с зерном везли на мельницу. Мельница, как и солодовня, была в чувашском быту своеобразным клубом, местом общения, средоточием новостей, споров, легенд. Мельница завершала долгий и подчас очень рискованный путь хлебного зерна. С мельницы крестьянин возвращался с чувством огромного удовлетворения, преисполненный гордости за итоги своего нелегкого круглогодичного труда. Теперь уже можно было радоваться плодам своего труда. Чуваши недаром говорили: «С мельницы и дрянная лошадь возвращается пританцовывая». Муку засыпали в специальный деревянный ларь в амбаре. Она поступала в полное распоряжение хозяйки дома. Готовясь к обряду чÿклеме, хозяйка варила пиво из нового солода. На подготовку солода требовалось около двух недель, варка сусла занимала полторы — двое суток. Готовое сусло разливали в дубовые бочки и ставили в погреба. Там оно бродило три-четыре дня. Накануне чÿклеме с вечера хозяйка творила тесто, а утром замешивала. Пока топилась печь, тесто поднималось. Хозяйка брала тесто из квашни и начинала формовать xлебы.

Билет 25



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.238 (0.009 с.)