Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская лирика М.Ю. Лермонтова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте М.Ю. Лермонтов – поэт-философ. Нравственно-философские вопросы – отношения личности с обществом, человека с миром природы пронизывают многие стихотворения поэта. Цель Лермонтова – подвергнуть критике нынешнее состояние бытия и устремить человека к идеальному миропорядку, который бы обеспечил расцвет личности. Лермонтов рано осознал себя человеком загадочной и трагической судьбы. Он пророчит себе одиночество, страдания и героическую смерть. Его всюду встречает упорное непонимание, и все попытки наладить контакт с другими людьми кончаются крахом. Уделом лирического героя является горестное сознание невозможности «употребить» свои дарования и силы, общество не нуждается в его подвигах. Поэт чувствует, что жизнь его протекает «без цели», что он «чужд всему». Это приводит к ощущению потерянности, трагическому скептицизму, преобладанию эмоции обиды и холодного презрения (анализ стихотворений «Дума», «И скучно…»). В философском созерцании погружённого в «думу» лирического «я» обнаруживается гордый и волевой характер, деятельный характер. Его «вечный закон» – стихийная, неисчезающая внутренняя активность. Не удовлетворяясь окружающей социальной действительностью, Лермонтов ставит природу, исполненную безусловной вечной красоты, он рисует её одухотворённой, она окрыляет человека. В стихотворении «И скучно и грустно» (1840) звучит трагический голос поколения. Здесь рассматривается частный случай болезни поколения, который поражает нас своей печальной безысходностью. Здесь названы три главные эмоции, которые переполняют душу каждого человека: желанья, любовь и страсти. Желание мыслится с отрицательным знаком, любовь нужна вечная и «сладкий недуг» страстей увянет от холода рассудка. Каждое четверостишие заканчивается обращением к себе, результат раздумья над отдельными чувствами завершается обобщённым выводом о своей и общей жизни: «А годы проходят – все лучшие годы!» «В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно» «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка…». Здесь настоящее поглощает прошлое, оправдывая мысль об одиночестве в мире, где нет ни одной родной души и царит такая же пустота, как и в собственной душе. Это монолог человека, взглянувшего в глаза горькой правде, и самообвинение вырастает в обвинение всему обществу. Хотя речь в стихотворении идёт о лирическом «я», оно, несомненно, имеет в виду всё поколение.
Стихотворение «Дума» – общественно-философское раздумье и вместе с тем обвинительный акт, предъявляемый современности. Элегия здесь всё время переходит в сатиру, каждая строка не только горькая констатация факта, но и обличение. Само построение подчиняется логике инвективы: сперва кратко формулируется суть обвинения, а вслед затем идёт его беспощадное обоснование. В отличие от элегии «И скучно и грустно», в «Думе» развёрнут анализ нынешнего состояния души и духа поколения. Настоящее бытие поколения здесь связано не с прошлым, а с грядущим: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно». Обвинения поколению высказаны иронически, притом в намеренно оскорбительном, сниженном тоне; вся лексика взята из бытового обихода. Общий путь поколения рисуется как духовная и душевная несостоятельность: поколение одиноко и потеряно во времени – ему скучна жизнь предков. Ранний и тощий плод, лишённый животворных соков, - вот что представляют собой люди междувременья. Жизнь поколения неестественна, она противоречит нормальному ходу вещей: поколение ничего не оставляет своим наследникам и «спешит» «к гробу», к смерти, насмешливо оглядываясь на бесцельно прожитую жизнь и осмеивая себя.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841) лирический герой поставлен лицом к лицу со всей Вселенной. Он поставлен в центр мира, увиденный его глазами. Важнейшие «действующие лица» этой маленькой мистерии – «я», Вселенная (земля и небо), Бог. Вселенная демонстрирует жизнь в её величавом спокойствии и царственном могуществе. В центре гармонично устроенной вселенной помещён негармоничный герой: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?» Однако его душа вовсе не опустошена и желания в нём не угасли: «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!» Можно сказать, что лирический герой жаждет такой же гармонии вне и внутри себя, какую он наблюдает и переживает во Вселенной. Слить воедино вечное и преходящее, ограниченное и беспредельное, забыть себя смертного и почувствовать обновлённым и вечно живым – таковы мечты М.Ю. Лермонтова.
|
|||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.113 с.) |