Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экология природы и души в книге В. Астафьева «Царь-рыба»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Книга «Царь-рыба» создавалась с 1972 по 1975 год. По жанру это повесть в рассказах. Состоит она из 2-х частей. В первую часть входят рассказы «Бойе», «Капля», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба», «Летит черное перо», во вторую – «Уха на Боганиде», «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон о белых горах», «Нет мне ответа». Действие в произведении происходит в 70-е годы. Автор повествует о жизни енисейских рыбаков и охотников. Вся книга пронизана острой болью писателя, наблюдающего хищническое уничтожение браконьерами живой природы и человеческих душ. В. Астафьев затрагивает и глубоко раскрывает проблему экологии природы и души. Слово «экология» в буквальном переводе означает «учение о доме». Произведение рассказывает именно о разрушении земного дома человечества. Об активной позиции автора-гуманиста можно судить по 2-м эпиграфам, предваряющим первую часть «Царь-рыбы». Первый эпиграф – четверостишие Николая Рубцова: Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Второй эпиграф – слова американского астронома Халдора Шепли: «Если мы будем вести себя как следует, то мы, растения и животные, будем существовать с течение миллиардов лет, потому что на солнце есть большие запасы топлива и его расход прекрасно регулируется». Итак, книга «Царь-рыба» - про «смятенный вид родного края! И про людей, которые ведут себя не так, «как следует». Обо всем этом сказано без издевки или наигранной пафосности, стиль произведения сдержан, рассудителен, но позиция автора неуступчивая. Писателю дорога каждая мельчайшая частица правды, каждая подробность человеческой жизни и жизни природы. На вопрос о том, есть ли в мире живая сила, которая научит нас правильно жить, В. Астафьев отвечает положительно: «Да, есть!». Недаром названием первого рассказа книги стало не имя человека, а кличка животного. Животные – «братья наши меньшие» - сегодня могут поведать многое человечеству о сути бытия. Рассказ называется «Бойе». По-эвенийски это слово означает «друг». Бойе – это сибирская лайка, пес. По собачьим меркам он гениален, но его жизнь обрывает пуля грубого, тупого охранника. Рассказанная писателем трагическая история – повод для того, чтобы люди задумались: кто мы такие? Герои рассказа – небольшая группа охотников (Старшой, Коля, Архип) – переживают оттого, что пса Бойе с ними нет. Совесть не дает им покоя: они эту собаку знали, Коля был ее хозяином. Природа, непостижимым образом узнавшая о преступлении людей, лишает их своей поддержки: охотники, прилетевшие на Таймыр промышлять песца, не только ничего не добыли, но и вообще чудом остались живы. Обиженная людьми природа выходит к бездушным пришельцам в виде сказочной мстительницы – живущей в тундре шаманки. Оказывается, шаманка «жениха ищет, плачет ночами, воет, зовет жениха и никак не дозовется. Потому и чарует любого встречного мужика. Чтобы жених не дознался о грехах ее сладострастных, до смерти замучив мужика ласками, шаманка зарывает его в снег». Шаманка встретилась и Коле. После этого он едва не умер от простуды, а больше – от угрызений совести. Но и без тундры люди сами по себе страшны: Архип со Старшим схватились – смертная история бы вышла, если бы в драке печку не свернули да огня не испугались, - опять природа спасла. В. Астафьев затрагивает вечную философскую проблему «человек и мир». Автор ведет читателей к признанию той истины, что, объявив себя царем природы, человек совершил самую тяжелую из всех своих ошибок. Разве может он быть таковым, если опускается до уровня браконьера. Об этом говорит нам рассказ «У Золотой карги». Золотая карга – подводная гряда. Там легче всего браконьерам ловить рыбу, идущую на нерест. Она – символ сегодняшней мечты некоторых о теплом местечке в жизни, о тугом кошельке. Однако подводные гряды очень опасны. Так, рыбак Командор энергичен, бесстрашен, удачлив в браконьерском промысле, имеет деньги. Но он опасен для людей своим цинизмом, никому ничего не прощает. Однажды, когда Командор возвращается домой с обильным и неправедным уловом, он узнает, что пьяный лихач-шофер сбил насмерть его красавицу, дочь Тайпу. Командора охватывает горе, он пытается покончить с собой. Такого горя нельзя не понять. Безутешный отец должен уразуметь, что Тайпина смерть и на его совести.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.163 (0.005 с.) |