Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Своеобразии композиции поэмыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Слушаем сообщение учащегося.Примерный текст сообщения: Гоголь нашел оригинальную и простую композиционную структуру произведения, которая дала возможность для изображения жизни в исторической точности и для соединения в прочное единство повествовательного элемента с элементом логическим. Сюжет и композиция поэмы Гоголя обусловлены предметом изображения — описанием жизни в России, нравов русских людей, особенностей их характеров, а также судьбы России в целом. Отличительной особенностью поэмы от литературы 20-30-х гг. ХIХ века является то, что внимание автора перенеслось от изображения отдельной личности к изображению общества, описание частной жизни личности к портретному описанию общества. Для этого Гоголю нужен был сюжет, который позволил бы как можно более широко охватил действительность. Этот сюжет — сюжет путешествия — был подсказан А. С. Пушкиным. Путешествие Чичикова дало возможность автору «изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Именно поэтому лейтмотивом поэмы является тема дороги. Но по ходу развития событий в поэме лейтмотив меняет свой смысл. Например, в одиннадцатой главе (в знаменитом лирическом отступлении) дорога — это неизвестная судьба России. Также в теме дороги отображен жизненный путь главного героя и творческий путь автора. Путешествие Чичикова позволило автору изобразить целую галерею образов помещиков. При этом композиция поэмы достаточно проста. Первая глава — экспозиция, — автор знакомит читателей в общих чертах с особенностями жизни губернского города, подчеркивая схожесть ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. В первой же главе происходит встреча и с центральным героем, с Чичиковым, начинающим заводить знакомства и прощупывать почву, на которой ему придется действовать. Далее Чичиков «переезжает» из главы в главу, осуществляя свой план. Последовательность изображения образов помещиков продиктована прежде всего чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора познакомился с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец 800 душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику. Но в том порядке, в котором Гоголь знакомит читателей с помещиками, есть и другой, глубокий внутренний смысл: писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души. 2. Беседа: — Каким мы видим главного героя в первой главе поэмы? (Набрасывая в общих чертах портрет Чичикова, писатель отмечает его внешнюю благопристойность, умение польстить, поддержать разговор.) — Как вы думаете, для чего в поэму введена «Повесть о капитане Копейкине»? («Повесть о капитане Копейкине» дала возможность автору перенести читателя в Петербург, дать эскизный образ города, ввести в поэму тему героического 1812 года и в этой связи рассказать драматическую историю о судьбе героя войны, инвалида капитана Копейкина, предъявить обвинение крупнейшим представителям дворянской государственности.)
IV. Работа с текстом романа. Анализ образа Манилова 1. Записываем план-памятку для работы: — Первое впечатление о героях. — Особенности внешности, манеры поведения и речи. — Отношение к хозяйству, к окружающим. — Любимые занятия. — Жизненные цели. — Что роднит Манилова и Ноздрева. — Выводы. (Выявить определяющую черту в образах помещиков, характеризующих их как социальные типы). Анализ образа Манилова. — Когда происходит первая встреча с Маниловым? (С Маниловым встречаемся уже в первой главе. Ученики находят в тексте характеристику героя: Помещик Манилов… имевший глаза сладкие, как сахар», «он очень долго жал ему руку».) Задание. Проследите по тексту второй главы, как создается портрет Манилова. (Неоднократное описание глаз, улыбки, «приятности лица»; «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтания глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение…».) Параллельно с работой над портретом экспонируются произведения разных художников с изображением Манилова: А. А. Агина «Чичиков и Манилов», В. Е. Маковского «Маниловы», Кукрыниксов «Манилов». Такая работа вызывает заинтересованность учащихся литературным материалом, углубляет понимание изучаемого героя. — Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем? — Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков? В ходе работы над текстом обнаруживаются и другие штрихи к портрету помещика: «несколько прищурив глаза...», «и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза...» Описание портрета Манилова Гоголь завершает емкой фразой: «явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное…» — Какая деталь в описании героя является преобладающей? Какой смысл вложил в нее автор? (Преобладающий оттенок в описании героя — тема сахара и сладости, который превращает в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Преследуя приторно «сладкими» сравнениями улыбку Манилова, его голос, фразы, автор добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению.) — Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя? (Приятнейшая маниловская улыбка для всех — это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. Это подтверждается прямой авторской характеристикой: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».) — С помощью каких деталей Гоголь придает комическую окраску образам своих персонажей? (Составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются также позы, жесты, движения, мимика, одежда. Именно с их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность. Особенно выразителен в этом плане Манилов, жесты которого свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.) — Проследите темп жизни Манилова, выявить художественные детали, которые помогают писателю осуществить свой замысел. (После анализа нескольких отрывков приходят к выводу, что события вокруг Манилова развиваются чрезвычайно медленно, вернее не развиваются. Гоголь создает только видимость самой жизни). — Каковы особенности речи Манилова? О чем они свидетельствуют? (Речь отличается особой тонкостью. «Магнетизм души; именины сердца; храм уединенного размышления; это кресло у меня уже ассигновано для гостя, — так говорит Манилов, человек, от которого не дождешься никакого... слова». Привычка жить за счет крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности). Для определения способов проявления авторского отношения к изображаемому персонажу, учащиеся отвечают на вопросы: — С помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова? — Как его характеризует? — Какая нравственная позиция автора по отношению к маниловщине? (Гоголевская насмешка подстерегает его всюду. Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг оборачивается против него. Особенно беспощаден Гоголь к разного рода претензиям своего «героя». Каждой из них он дает развернуться во всей красе, чтобы затем одним точным движением разбить ее вдребезги. Так Манилов фантазирует, например, о строительстве мостов и замков — и автор указывает на два кресла, которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить. В осуждении, высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это больше, чем насмешка — это беспощадный суд, который вершится писателем.) — Какова отличительная черта Манилова по отношению к окружающим? (Главная его социально-психологическая черта — желание всем и всегда нравиться: обходительность и учтивость — его «гербовая печать».) — К каким выводам автор приводит читателей? (Манилов — спокойный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры — все для него «препочтеннейшие» люди. Манилов — человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек «так себе, ни то ни се».) — Можно ли говорить о маниловщине вообще? (Да, и маниловщина — явление социальное, особый психологический тип личности, который присущ очень многим а зачастую знаменует собой полную неприглядность человека к активной деятельности. Поэтому писатель настойчиво предостерегает читателя от возможности трагического разрыва между мечтой и действительностью.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.008 с.) |