III. Своеобразии композиции поэмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Своеобразии композиции поэмы



1. Слушаем сообщение учащегося.Примерный текст сообщения:

Гоголь нашел оригинальную и простую композиционную структуру произведения, которая дала возможность для изображения жизни в исторической точности и для соединения в прочное единство повествовательного элемента с элементом логическим.

Сюжет и композиция поэмы Гоголя обусловлены предметом изображения — описанием жизни в России, нравов русских людей, особенностей их характеров, а также судьбы России в целом.

Отличительной особенностью поэмы от литературы 20-30-х гг. ХIХ века является то, что внимание автора перенеслось от изображения отдельной личности к изображению общества, описание частной жизни личности к портретному описанию общества. Для этого Гоголю нужен был сюжет, который позволил бы как можно более широко охватил действительность. Этот сюжет — сюжет путешествия — был подсказан А. С. Пушкиным. Путешествие Чичикова дало возможность автору «изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Именно поэтому лейтмотивом поэмы является тема дороги.

Но по ходу развития событий в поэме лейтмотив меняет свой смысл. Например, в одиннадцатой главе (в знаменитом лирическом отступлении) дорога — это неизвестная судьба России.

Также в теме дороги отображен жизненный путь главного героя и творческий путь автора.

Путешествие Чичикова позволило автору изобразить целую галерею образов помещиков. При этом композиция поэмы достаточно проста. Первая глава — экспозиция, — автор знакомит читателей в общих чертах с особенностями жизни губернского города, подчеркивая схожесть ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. В первой же главе происходит встреча и с центральным героем, с Чичиковым, начинающим заводить знакомства и прощупывать почву, на которой ему придется действовать. Далее Чичиков «переезжает» из главы в главу, осуществляя свой план.

Последовательность изображения образов помещиков продиктована прежде всего чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора познакомился с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец 800 душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.

Но в том порядке, в котором Гоголь знакомит читателей с помещиками, есть и другой, глубокий внутренний смысл: писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

2. Беседа:

— Каким мы видим главного героя в первой главе поэмы?

(Набрасывая в общих чертах портрет Чичикова, писатель отмечает его внешнюю благопристойность, умение польстить, поддержать разговор.)

— Как вы думаете, для чего в поэму введена «Повесть о капитане Копейкине»?

(«Повесть о капитане Копейкине» дала возможность автору перенести читателя в Петербург, дать эскизный образ города, ввести в поэму тему героического 1812 года и в этой связи рассказать драматическую историю о судьбе героя войны, инвалида капитана Копейкина, предъявить обвинение крупнейшим представителям дворянской государственности.)

 

IV. Работа с текстом романа. Анализ образа Манилова

1. Записываем план-памятку для работы:

— Первое впечатление о героях.

— Особенности внешности, манеры поведения и речи.

— Отношение к хозяйству, к окружающим.

— Любимые занятия.

— Жизненные цели.

— Что роднит Манилова и Ноздрева.

— Выводы. (Выявить определяющую черту в образах помещиков, характеризующих их как социальные типы).

Анализ образа Манилова.

— Когда происходит первая встреча с Маниловым?

(С Маниловым встречаемся уже в первой главе. Ученики находят в тексте характеристику героя: Помещик Манилов… имевший глаза сладкие, как сахар», «он очень долго жал ему руку».)

Задание.

Проследите по тексту второй главы, как создается портрет Манилова.

(Неоднократное описание глаз, улыбки, «приятности лица»; «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтания глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение…».)

Параллельно с работой над портретом экспонируются произведения разных художников с изображением Манилова: А. А. Агина «Чичиков и Манилов», В. Е. Маковского «Маниловы», Кукрыниксов «Манилов». Такая работа вызывает заинтересованность учащихся литературным материалом, углубляет понимание изучаемого героя.

— Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?

— Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

В ходе работы над текстом обнаруживаются и другие штрихи к портрету помещика: «несколько прищурив глаза...», «и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза...» Описание портрета Манилова Гоголь завершает емкой фразой: «явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное…»

— Какая деталь в описании героя является преобладающей? Какой смысл вложил в нее автор?

(Преобладающий оттенок в описании героя — тема сахара и сладости, который превращает в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Преследуя приторно «сладкими» сравнениями улыбку Манилова, его голос, фразы, автор добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению.)

— Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

(Приятнейшая маниловская улыбка для всех — это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. Это подтверждается прямой авторской характеристикой: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».)

— С помощью каких деталей Гоголь придает комическую окраску образам своих персонажей?

(Составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются также позы, жесты, движения, мимика, одежда. Именно с их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность.

Особенно выразителен в этом плане Манилов, жесты которого свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.)

— Проследите темп жизни Манилова, выявить художественные детали, которые помогают писателю осуществить свой замысел.

(После анализа нескольких отрывков приходят к выводу, что события вокруг Манилова развиваются чрезвычайно медленно, вернее не развиваются. Гоголь создает только видимость самой жизни).

— Каковы особенности речи Манилова? О чем они свидетельствуют?

(Речь отличается особой тонкостью. «Магнетизм души; именины сердца; храм уединенного размышления; это кресло у меня уже ассигновано для гостя, — так говорит Манилов, человек, от которого не дождешься никакого... слова». Привычка жить за счет крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности).

Для определения способов проявления авторского отношения к изображаемому персонажу, учащиеся отвечают на вопросы:

— С помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова?

— Как его характеризует?

— Какая нравственная позиция автора по отношению к маниловщине?

(Гоголевская насмешка подстерегает его всюду. Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг оборачивается против него. Особенно беспощаден Гоголь к разного рода претензиям своего «героя». Каждой из них он дает развернуться во всей красе, чтобы затем одним точным движением разбить ее вдребезги. Так Манилов фантазирует, например, о строительстве мостов и замков — и автор указывает на два кресла, которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить.

В осуждении, высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это больше, чем насмешка — это беспощадный суд, который вершится писателем.)

— Какова отличительная черта Манилова по отношению к окружающим?

(Главная его социально-психологическая черта — желание всем и всегда нравиться: обходительность и учтивость — его «гербовая печать».)

— К каким выводам автор приводит читателей?

(Манилов — спокойный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры — все для него «препочтеннейшие» люди. Манилов — человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек «так себе, ни то ни се».)

— Можно ли говорить о маниловщине вообще?

(Да, и маниловщина — явление социальное, особый психологический тип личности, который присущ очень многим а зачастую знаменует собой полную неприглядность человека к активной деятельности. Поэтому писатель настойчиво предостерегает читателя от возможности трагического разрыва между мечтой и действительностью.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.011 с.)