V. Просмотр нескольких первых фрагментов фильма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Просмотр нескольких первых фрагментов фильма



Возможно небольшое обсуждение, так как наверняка многие этот фильм уже смотрели и могут высказать свое мнение. Возможна справка по истории создания и творческой судьбе фильма.

— Игра каких актеров вам заполнилась больше всего?

— Удалось ли режиссеру фильма передать основные мотивы пьесы Островского?

— Удается ли режиссеру передать атмосферу той эпохи? Охарактеризуйте ваше впечатление от эпохи, создаваемой в фильме. Вы уже прочитали пьесу. Соответствует ли образы, создаваемые актерами тем, которые представляли вы, читая книгу.

 

Уроки 2-3. Ход уроков

I. Проверка знания текста

 

II. Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы

— Что вы узнаете из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

(На первый взгляд, первые два явления пьесы — это экспозиция, содержащая в себе чисто информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву — эти новости являются основными для героев.)

— Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

(Из нее мы узнаем, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.)

— Что мы знаем о Паратове?

 

Задание.

Пересказать разговор Вожеватова и Кнурова.

— Как ведет себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

(Задето его самолюбие, но он не подает виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль — его предпочли другому!)

— Как вы считаете, какова роль данной сцены?

(Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отмстить за «измену» и показать свое превосходство.)

— Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

(События второго действия — это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются сцена встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым (учащиеся читают эти сцены по ролям).

— Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

(Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершала, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.)

— Какова же кульминация пьесы?

(Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить ее от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать он решает отомстить!)

Задание.

Пересказать события четвертого действия

— Какое решение принимает Лариса и почему?

(Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может, поэтому, отчаявшись, она решает принять предложение Кнурова ехать с ним за границу, т.е стать «вещью».)

— Как показано автором убийство Ларисы?

(Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение ее от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки.)

 

III. Обсуждение образа Х. И. Огудаловой

— Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х. И. Огудаловой?

(Нравственный облик Огудаловой определен ее общественным положением. Харита Игнатьевна — приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться. Она возражает Ларисе: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь».)

— Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.

(К каждому из поклонников Ларисы у нее свой подход. К Кнурову она относится предусмотрительно: «…Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили…». Во всем с ним соглашается, угодливо повторяет его слова.

С Паратовым Огудалова ведет непринужденную дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой! Каким ветром занесло?» «Ах ты, проказник!» Характерна ремарка к последней реплике: («Берет Паратова за ухо». С Карандышевым Харита Игнатьевна говорит пренебрежительно, с иронией. Ведь он бедный жених. Поживиться от него нечем.)

— Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в ее судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в 3 явл. Д. II о жизни в деревне, о Карандышеве?

(Отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие сильного, богатого человека...». Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а Огудалова 300 рублей. Это деньги, за которые она продает свою дочь. После разговора с Кнуровым Огудалова исподволь готовит Ларису к разрыву с Карандышевым, к жизни на содержании у Кнурова. Говорит о ничтожестве Карандышева, о непривлекательных сторонах жизни в деревне.)

— С какой целью вводит Островский в текст Д. II романсы «Не искушай меня без нужды...» и «Матушка-голубушка...»?

(Ларисины увства романсах, которые она поет. Лариса просит пожалеть ее, не подвергать новым испытаниям. Но Харата Иг натьевна на званом обеде снова рисует Карандышева в самом невыгодно для него свете; а когда Лариса решает ехать за Волгу на пикник, Харита Игнатьевна ее не держит.)

 

IV. Характеристика Паратова

— Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица (Кнуров, Вожеватов, Карандышев)?

— За что полюбила Паратова Лариса? В чем отличие Паратова от тех людей, которые ее окружают и в чем сходство?

(Сущность личности Паратова определена в списке действующих лиц как «блестящий барин». Но это не блеск ума, характера или культуры, это внешний, показной блеск. Характеристика Паратова дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», — с осуждением говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно», — соглашается с ним Вожеватов. Перед приездом Паратова в городе поднялся переполох. Его встречают салютом — выстрелом из пушки. Цыгане, слуги, кучера — все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с венчиком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.)

— Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой? Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в явл. 8, Д. II, в явл. 12, Д. III и в явл.7, Д. IV.

(О человеке судят по его поступкам. В эпизодах во время путешествия по Волге и с пари он раскрывается как азартный игрок. Ставка — своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. В его поступках есть удаль, лихость, но нельзя не согласиться со словами Карандышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам Паратов о себе говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».)

— Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная философия Паратова?

(Как легко он расстался с «Ласточкой», так же легко оставил и Ларису. «Ласточка» — чайка (перевод имени Ларисы). Жизненная философия Паратова раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться». Главное для него — деньги. Ради них он жертвует любовью, готов продать свою свободу. В разговорах с Ларисой видим его позерство, бессердечие, душевную черствость.)

— В чем сходство и разница между Паратовым и Печориным?

(Он, как и Печорин, эгоист, который несет страдания любящей его девушке. Но Печорин — натура более глубокая. Это человек, не удовлетворяющийся мелкой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же — самовлюбленный эгоист. Он более напоминает Грушницкого. деньги, положение в обществе — то, мимо чего спокойно проходил Печорин, составляют жизнь Паратова.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.009 с.)