Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С. А.Есенин. Стихотворения 279

Поиск

от грусти и тоски слиянием с природой. Краткий миг человеческой жизни сливается здесь с вечным потоком мирового времени.

«Не жалею, не зову, не плачу...»

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» написано Есениным в 1921 году. В это время поэту было всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Сам Есенин так объяснял это: «Поэту необходимо чаще думать о смерти, и... только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».

Стихотворение представляет собой монолог лирического героя, который подводит итоги прожитой жизни. Его чувства противоречивы. С одной стороны, что все лучшее — в прошлом. Сердце остыло («сердце, тронутое холодком»), все реже просыпается «дух бродяжий», навсегда утрачена свежесть и сила мировосприятия. Но с другой стороны, несмотря на то что «все мы в этом мире тленны», жизнь — это великое счастье и благо:

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

«Русь советская»

Середина 1920-х — время подведения итогов революции, гражданской войны, время коренных перемен в российском обществе. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение и в поэзии Есенина: «Русь уходящая», «Анна Онегина» и других. Одним из таких произведений стала «Русь Советская» (1924).

По жанру это небольшая поэма. Здесь можно выделить эпическую основу и лирическую канву, систему образов, в центре которой — лирический герой, и четыре смысловые части. Сюжет произведения (эпическая основа) описывает возвращение лирического героя, известного поэта, в родную деревню, где он понимает, что стал чужим.

В первой части (1-9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Он задается вопросом:

Что родина? Ужели это сны?

Но в итоге лирический герой понимает, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».

Вторая часть (10-14 строфы) посвящена описанию «новой» жизни: рассказ красноармейца, собрание у волости, агитки Демьяна Бедного и т. д. При этом герой чувствует себя здесь чужим, он принадлежит другому миру, почти исчезнувшему. В третьей части (15-19 строфы) выражается авторское отношение к революции и тем переменам, которые она принесла:

Приемлю все.

Как есть все принимаю...

Отдам всю душу октябрю и маю...

Раздел 7. Из литературы первой половины XX века

Поэт здесь показан как истинный гражданин — счастье родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением — приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил... — и тем уже доволен...». Единственное, чем он не готов пожертвовать — поэзия:

Я не отдам ее в чужие руки, —

Ни матери, ни ДРУГУ,

ни жене.

Лишь только мне она свои вверяла звуки И песни нежные лишь только пела мне.

Надо сказать, что такое восприятие поэзии как высшего и бесденного дара очень характерно для русской лирики и неоднократно звучало в стихотворениях о поэте и поэзии Пушкина, Лермонтова и других.

В четвертой части (19-21 строфы) подводится итог размышлений героя. Поэт решает воспевать как старую, ушедшую Русь, так и новую, советскую Россию:

Но и тогда,

Когда на всей планете,

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С А. Есенин. Стихотворения 281

Примеры заданий ЕГЗ по теме 7.4.

Часть 2

I Ответом к заданиям В1—В10 является слово или сочетание слов. | Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек. ________

В1. Как называется литературное течение в русской поэзии первой трети XX века, представители которого, в том числе и С. А. Есенин, считали, что цель творчества состоит в создании образа.

.В2. Каким средством художественной выразительности, основанным на сближении отдельных слов или выражений по сходству их значений в языке, пользуется С. А. Есенин, рисуя образ крестьянской избы в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!..»?

Гой ты, Русь моя родная! Хатыв ризах образа...

83. Какой прием поэтической звукописи использует С. А. Есенин в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!..», повторяя свистящие, благодаря чему рождается ощущение пронзительной сини просторов?

Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.

84. Какой художественный прием использует С. А. Есенин при создании образа лирического героя, безмерно любящего родную землю, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!..»?

Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля...

85. Какой тип композиции, при котором последняя строфа повторяет первую, использует С. А. Есенин в стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных...», выразительно передавая горечь лирического героя и невозврати-мость любви?

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.

86. Как называется художественный прием, позволивший С. А. Есенину в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...» наделить неодушевленные предметы свойствами живых существ?

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины.

Примеры заданий ЕГЭ

Изба-старух, челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.

В7. Как называется художественное, образное определение, слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его качества, свойства, признаки. Например, слова «вечерний», «тягостный» в стихотворении С. А. Есенина «Письмо матери», подчеркивающие духовный кризис героя?

В8. Какой прием поэтической звукописи, основанный на повторе гласных звуков, использует С. А. Есенин, например, в строке «Отговорила роща золотая...»?

В9. Каким стихотворным размером написано стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»?

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

В10. Как называется средство художественной выразительности, которое предполагает нарушение прямого порядка слов в предложении?

Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.

Часть 3

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С1. Особенности метафорической системы С. А. Есенина.

С2. Темы Родины, России и мотивы дороги, скитальничества, вольности, бунтарства в лирике С. А. Есенина.

СЗ. Проблематика и поэтика лирики С. А. Есенина.

Примеры

Заданий ЕГЭ 283



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.011 с.)