Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Поэтика стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Поиск

План

I Изображение природы в лирике Ф.И. Тютчева

1.1. Символически-философский смысл пейзажей в тютчевской лирике.

1.2. Одухотворенность и очеловеченность природы.

1.3. Параллелизм между жизнью природы и жизнью человеческой души.

1.4. «Ночная» тема. Восприятие стихийной катастрофичности жизни.

1.5. Проблема личности в лирике Тютчева. Личность и мировое целое.

II Мир как красота в лирике А.А. Фета

2.1. Характер поэтического мировосприятия Фета.

2.2. Мотивы свободы и независимости в фетовской лирике.

2.3. Человек и природа в лирике Фета. Особенности натурфилософии поэта.

2.4. Эстетическое переживание красоты мира.

2.5. Восприятие женской красоты. Трагическая тональность любовной лирики.

Вопросы и задания:

1. Каковы философские воззрения Тютчева на природу, мир?

2. В каких стихотворениях поэта природа предстаёт как хаос, бездна?

3. Как вы понимаете строку из стихотворения Тютчева «Silentium»: «Мысль изреченная есть ложь»?

4. Прочитайте стихотворения «Летний веер», «Утро в горах», «Полдень», «Успокоение», «Есть в осени первоначальной…». Какой предстаёт здесь природа?

5. К какой группе стихотворений о природе вы отнесли бы стихотворение «Фонтан? О чём это стихотворение?

6. А. Фет относится к сторонникам «чистого искусства». В чём особенности его лирики.

7. В 1850 г. Фет написал стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…». С этим стихотворением к нему пришла слава. Чем необычно это стихотворение?

8. Музыкальность стихотворений Фета связана с использованием поэтом приёмов звукописи – аллитерации и ассонанса. Проиллюстрируйте этот в прочитанных дома стихотворениях.

Литература

1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. — М., 1994.

2. Берковский Н.Я. Вступительная статья // Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.;Л., 1962.

3. Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. – М., 1975.

4. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. – Л. 1990.

5. Городецкий Б.П. Русские лирики. Ист.-лит. очерки. — Л., 1994 (гл.6).

6. Захаркин А.Ф.. Русские поэты второй половины XIX века. М., 1975. С. 217-230.

7. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. — М., 1978.

8. Кожинов В.В. Тютчев (ЖЗЛ) — М., 1988.

9. Маймин Е.А. А.А. Фет. – М., 1989.

10. Maймин E.A. Русская философская лирика. Пушкин, Тютчев. – М.,1976.

11. Озеров Л.А. А.А. Фет. О мастерстве поэта. – М., 1970.

12. Озеров Л. Поэзия Тютчева. — М., 1975.

13. Пигарев К.В. Ф.И. Тютчев и его время. — М., 1978.

14. Русские писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. ч.II. — М., 1990.С. 328-333.

15. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета // В кн.: Далекое и близкое. – М.,1981.

16. Сухова Н.П.. Лирическая поэтика Фета. – Русская речь. 1978, № 1.

17. Сухова Н.П.. О стихотворении Фета «Шепот, робкое дыхание…» - литература в школе, 1973, № 4.

18. Сухова Н.П.. Фет как наследник антологической традиции. – Вопросы литературы, 1981, № 7

19. Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

20. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л., 1969 (гл.IV).

21. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной...». – М., 1990.

 

 

Практическое занятие № 3

Тема: Поэтика романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого

План

1. История создания романа «Анна Каренина». Новаторство Толстого в области романной формы.2. Структурно-композиционные особенности произведения, участвующие в раскрытии магистральной в творчестве писателя темы греха, искупления, жизни и смерти.3. Евангельские мотивы в романе. Смысл и значение эпиграфа в идейной структуре произведения.4. Деталь как важнейший формально-содержательный компонент в произведении, используемый в качестве основного средства характеристики главных героев и выражения авторского видения событий. Сквозной и символический характер детали в романе «Анна Каренина».

Вопросы и задания:

1. Что вам известно о семейной жизни Анны, которую она оценивает как «привычную» и «хорошую»?

2. Каково состояние Анны в начале пути? Как передается нарастающее напряжение героини? Какую роль в его выражении играет повторяющийся мотив метели?

3. Найдите часть текста, где мотив метели появляется впервые. Как метель воспринимается Анной?

4. Определите характер внутреннего противоречия в поведении и состоянии героини.

5. Почему появление Вронского в гл. XXX предваряется описанием ночной бури?

6. Какими словами выражена антитеза «рассудок-душа», каков смысл сравнения «нервы-струны»?

7. Объясните значение фразы: «Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь».

8. Обобщите: какова роль мотива метели в раскрытии движения внутреннего мира героини.

9. Каково внутреннее состояние Анны во время ее последней поездки, описанной в гл. XXXI ч. 7? Как ее состояние передается через отношение к окружающим?

10. Вокруг каких понятий объединяются все оценки Анны? Как созревает у Анны мысль о самоубийстве? Какие внешние факторы способствуют этому?

Литература

1. Бабаев Э.Г. Толстой и русская журналистика его эпохи. М. 1978.

2. Маймин Е. А. Лев Толстой. Путь писателя. М., 1978.

3. Шкловский В.Б. Лев Толстой. – М., 1963.

4. Камянов В.И. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

5. Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи. М., 1986.

6. Горная В.А. Мир читает «Анну Каренину». – М., 1979.

7. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. – Л., 1960.

8. Громов П.П. О стиле Л. Толстого. Л., 1977.

9. В мире Толстого. – М., 1978.

 

Практическое занятие № 4.

Тема: Психологическая драма А.Н. Островского «Бесприданница» (1879)

План

1. Драматургия Островского в 1860–1880-е гг.: общая характеристика.

2. Завершение и новое осмысление традиции в пьесе «Бесприданница»: от драмы «Гроза» (1859) к драме «Бесприданница» (1879).

3. Специфика драматического конфликта: символический под текст в пьесе. Смысл и назначение приема автохарактеристики «Бесприданнице». Роль музыкальных и стихотворных реминисценций.

4. Идейно-художественное значение финала пьесы. Психологизм Островского. Авторская позиция. «Купеческая» тема в свете высокой «шекспировской» проблематики и ее интерпретация Островским.

 

Задания:

1. Провести сопоставительный анализ конфликтных ситуаций в драме «Гроза» и в драме «Бесприданница». Определить общие и различные черты в характере изображения героинь и связанного с ними драматического действия.

Литература

1. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 196–212.5. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. От Гоголя до Чехова. – М., 1988. – С. 76–90, 164–169.

2. Лакшин В.Я. Театр А.Н. Островского. – М., 1985. – С. 22–35, 130–143.

3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. – М., 1990.

4. Отрадин М.В. «Бесприданница» Островского // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 226–243.

 

Практическое занятие № 6.

Тема: Поэтика театрализации в комических новеллах А.П. Чехова

План

1. Источники комического в рассказе «Хамелеон»: попытайтесь определить, как рождаются здесь комические образы и ситуации; благодаря чему возникает смеховой эффект в каждой из выделенных вами речевых и событийных комических ситуаций?

2. Логика поведения и логика характеров персонажей чеховских комических новелл. Как связана эта логика с основным сюжетным конфликтом рассказов?

3. Особенности пространственно-временной организации внутреннего мира рассказов. Поэтика Чехова создает представление о двух «параллельных» мирах, в которых разворачиваются изображенные события. Что это за миры?

4. Попытайтесь сделать вывод, как взаимосвязаны в рассказах Чехова их художественно-философский смысл и художественно-эстетическая форма.

Литература

I Тексты

Хамелеон. Толстый и тонкий. Смерть чиновника. Дочь Альбиона (любое издание).

II Исследования

1. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8.

2. Катаев В.Б. Проза Чехова. М., 1979.

3. Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1985.

4. Ибатуллина Г. М. Человек в параллельных мирах: художественная рефлексия в поэтике чеховской прозы. Стерлитамак, 2006.

5. Кубасов А.В. Рассказы А.П. Чехова. Поэтика жанра. Свердловск, 1990.

6. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987.

7. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971; Мир Чехова. М., 1986.

 

 

Практическое занятие № 6.

Тема: А.И. Куприн о высших человеческих ценностях («Олеся», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Суламифь» - по выбору 1 произведение).

План

1. А.И. Куприн и 1905 год.

2. Подлинное и мнимое в произведениях писателя. Человек и природа.

3. Тема любви в творчестве Куприна.

4. Функция музыки в «Гранатовом браслете».

5. Психологический портрет героя Куприна.

 

Литература

1. Афанасьев А. А.И. Куприн. – М.: Худ. лит., 1972.

2. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. - М.: Наука, 1975.

3. Крутикова Л.В. А.И. Куприн. – Л.: Просвещение, 1971.

4. Михайлов О. Куприн. – М.: Молодая гвардия, 1981.

5. Волков А. Творчество А.И. Куприна. – М., 1962.

6. Кулешов Ф. Творческий путь А.И. Куприна. – Минск, 1963.

 

Практическое занятие № 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.009 с.)