Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Полифоническая структура романа Ф.М. Достоевского

Поиск

Практическое занятие № 1

Тема: Полифоническая структура романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

План

1. «Голоса» в романе. Место авторского голоса.

2. Система «двойничества» в романе. Раскольников и его двойники.

3. Диалоги в романе, их многоуровневый характер.

4. Раскольников в первых главах и в эпилоге. Можно ли говорить об эволюции героя?

5. Преступление и наказание в авторской интерпретации.

Вопросы и задания

1. Законспектировать книгу: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского – любое издание.

2. Одним из средств раскрытия характера героя в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» являются сны. Когда душа освобождается от пут разума, тогда, по мнению Ф.М. Достоевского, и видна внутренняя сущность человека. В роман включены три сна Раскольникова, «греза» и «забытье», которые являются определенными этапами душевных переживаний героя.

Расположите сны в той последовательности, в которой они даны в романе.

 

а) «Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут… С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку»;

 

б) «Боже, что за крик!.. Он и вообразить не мог себе такого зверства, такого исступления… Вдруг Раскольников затрепетал, как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку! Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени, - это ясно, это слышно по звукам, по воплям, по ударам! Что это, свет перевернулся, что ли? «Но за что же, за что же… и как это можно!»

 

в) «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве… Появились какие-то новые трихины… Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но, никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные… Всякий думал, что в нем в одном заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Собирались друг на друга целыми армиями, уже в походе вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга»;

 

г) «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы; чаще всего представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает… Он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…»;

 

д) «Он постоял над ней: «боится!» - подумал он, тихонько освободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, - так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал».

 

3. В полифоническом (многоголосом) романе Ф.М. Достоевского каждый герой говорит своим голосом, и почти каждый выдвигает свою теорию.

Какой герой:

1 – Раскольников;

2 – Лужин;

3 – Свидригайлов;

4 – Лебезятников

 

проповедует следующие идеи?

 

а) «Все от среды, а сам человек есть ничто... Я первый, я готов вычистить какие хотите помойные ямы! Тут даже нет никакого самопожертвования! Тут просто работа, благородная, полезная обществу деятельность, которая стоит всякой другой и уже гораздо выше, например, деятельности какого-нибудь Рафаэля или Пушкина, потому что полезнее... Если убедить человека логически, что, в сущности, ему не о чем плакать, то он и перестанет плакать»;

 

б) «Если мне, например, говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из этого выходило?.. выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы... Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем общее дело»;

 

в)...«необыкновенный» человек имеет право... перешагнуть через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует... Законодатели и установители человечества... все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом... Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенный), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово... Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать»;

 

г) «Понимаю, какие вопросы у вас в ходу: нрав­ственные, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то?»

 

Как характеризуют духовный кругозор каждого из героев излагаемые им идеи?

 

4. Кому из героев принадлежит следующее высказывание:

 

«...вы лукаво не мудрствуйте: отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, – прямо на берег вынесет и на ноги поставит... Не во времени дело, а в вас самом. Станьте солнцем, и все вас увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем»?

 

а) Разумихину;

б) Порфирию Петровичу;

в) Свидригайлову;

г) Лебезятникову.

 

5. Кто в романе дает Раскольникову следующую характеристику:

«...угрюм, мрачен, надменен и горд... Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать... Иногда... просто холоден до бесчувствия, словно в нем два противоположных характера поочередно сменяются... Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то»?

а) автор;

б) Дунечка;

в) мать;

г) Разумихин;

д) Свидригайлов.

 

6. В чьи уста Ф.М. Достоевский вкладывает оценку современных ему теорий:

«...все у них потому, что «среда заела», – и ничего больше!.. Отсюда прямо, если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится, наконец, в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математи­ческой головы, тотчас же и устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути!»?

а) Раскольникова;

б) Порфирия Петровича;

в) Разумихина;

г) Свидригайлова.

 

7. Кому принадлежат следующие слова: «Бедность не порок, а нищета – порок-с»?

а) Раскольникову;

б) Разумихину;

в) Мармеладову;

г) Катерине Ивановне;

д) Сонечке.

 

8. Кто из героев романа утверждает, что не брал на себя «привилегию» делать «только злое»?

а) Лужин;

б) Раскольников;

в) Свидригайлов;

г) Лебезятников.

 

9. Н.К. Михайловскому, литературному критику 1870-1890-х гг. XIX в., принадлежит высказывание о Ф.М. Достоевском: «Жестокий талант». Сформулируйте ваше мнение об этом определении; почему у читателей и критиков Достоевского могло сложиться подобное впечатление о его творчестве? Согласны ли вы с такой оценкой? Аргументируйте свой ответ.

 

ЛитератураI. Тексты

1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (любое издание).

II. Исследования

 

1. Анциферов Н.П. Петербург Достоевского // Анциферов Н.П. Непостижимый город. – Л., 1991. С. 176 – 257.

2. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии. М., 1985.

3. Влащенко В.И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. 1992. №5-6.

4. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976.

5. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1986.

6. Лебедев Ю.В. Преступление и наказание Родиона Раскольникова // В середине века. – М., 1988. – С.258-274.

7. Овчинникова Л.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и фольклор // Литература в школе. 1992. №3-4.

8. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон Я и закон любви // Литература в школе. 1999. №1.

9. Тюнькин К.И. Крах «недоконченной» идеи // Вершины. М., 1983. – С.141-163.

 

Практическое занятие № 2

Литература

1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. — М., 1994.

2. Берковский Н.Я. Вступительная статья // Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.;Л., 1962.

3. Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. – М., 1975.

4. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. – Л. 1990.

5. Городецкий Б.П. Русские лирики. Ист.-лит. очерки. — Л., 1994 (гл.6).

6. Захаркин А.Ф.. Русские поэты второй половины XIX века. М., 1975. С. 217-230.

7. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. — М., 1978.

8. Кожинов В.В. Тютчев (ЖЗЛ) — М., 1988.

9. Маймин Е.А. А.А. Фет. – М., 1989.

10. Maймин E.A. Русская философская лирика. Пушкин, Тютчев. – М.,1976.

11. Озеров Л.А. А.А. Фет. О мастерстве поэта. – М., 1970.

12. Озеров Л. Поэзия Тютчева. — М., 1975.

13. Пигарев К.В. Ф.И. Тютчев и его время. — М., 1978.

14. Русские писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. ч.II. — М., 1990.С. 328-333.

15. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета // В кн.: Далекое и близкое. – М.,1981.

16. Сухова Н.П.. Лирическая поэтика Фета. – Русская речь. 1978, № 1.

17. Сухова Н.П.. О стихотворении Фета «Шепот, робкое дыхание…» - литература в школе, 1973, № 4.

18. Сухова Н.П.. Фет как наследник антологической традиции. – Вопросы литературы, 1981, № 7

19. Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

20. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л., 1969 (гл.IV).

21. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной...». – М., 1990.

 

 

Практическое занятие № 3

Литература

1. Бабаев Э.Г. Толстой и русская журналистика его эпохи. М. 1978.

2. Маймин Е. А. Лев Толстой. Путь писателя. М., 1978.

3. Шкловский В.Б. Лев Толстой. – М., 1963.

4. Камянов В.И. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

5. Соболенко В.Н. Жанр романа-эпопеи. М., 1986.

6. Горная В.А. Мир читает «Анну Каренину». – М., 1979.

7. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. – Л., 1960.

8. Громов П.П. О стиле Л. Толстого. Л., 1977.

9. В мире Толстого. – М., 1978.

 

Практическое занятие № 4.

Литература

1. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 196–212.5. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. От Гоголя до Чехова. – М., 1988. – С. 76–90, 164–169.

2. Лакшин В.Я. Театр А.Н. Островского. – М., 1985. – С. 22–35, 130–143.

3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. Вторая половина. – М., 1990.

4. Отрадин М.В. «Бесприданница» Островского // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 226–243.

 

Практическое занятие № 6.

Литература

I Тексты

Хамелеон. Толстый и тонкий. Смерть чиновника. Дочь Альбиона (любое издание).

II Исследования

1. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8.

2. Катаев В.Б. Проза Чехова. М., 1979.

3. Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1985.

4. Ибатуллина Г. М. Человек в параллельных мирах: художественная рефлексия в поэтике чеховской прозы. Стерлитамак, 2006.

5. Кубасов А.В. Рассказы А.П. Чехова. Поэтика жанра. Свердловск, 1990.

6. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987.

7. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971; Мир Чехова. М., 1986.

 

 

Практическое занятие № 6.

Практическое занятие № 7.

Практическое занятие № 8.

Тема: Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма.

 

Задание

1. Обязательно перечитать пьесу.

2. Прочитать рекомендованную литературу, познакомиться с оценкой пьесы и ее персонажей самим писателем; опираясь на текст пьесы, ответить на вопросы плана.

 

План

1. История создания и сценического воплощения драмы.

2. Социальное и философское содержание пьесы, ее образная система:

а) атмосфера костылевской ночлежки до появления Луки;

б) Лука и его философия; смысл его рассуждений о лучшем человеке;

в) споры о правде в пьесе;

г) Горький, Лука, Сатин о человеке;

д) авторское отношение к Луке и Сатину.

 

Литература

1. Гачев Г.Д. Логика вещей и человек. Прения о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». М.: Высшая школа,1992.

2. Кузьмичев И. «На дне» Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. - Горький,1981.

3. Кузьмичев И. Мечтатели и странники. Литературные портреты. - СПБ, 1992.

4. Купарев А.А. Комментарий к драме М.Горького «На дне» // Литература в школе, 2008. – № 8.

5. В. Ходасевич. Воспоминания о Горьком. – М.: Правда, 1989.

6. Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. – М., 1968.

Практическое занятие № 9.

Литература

Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго». // Дружба народов. 1990. № 3. С.223-241.

Лихачев Д.С. – вводная статья к изд.: Пастернак Б.Л. Собр. соч.: в 5-и тт. М., 1989-1992. Т.I.

«Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Сборник статей и материалов. М., 1990.

Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.,НЛО,. 1996.

 

Практическое занятие № 10.

Практическое занятие № 1

Тема: Полифоническая структура романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

План

1. «Голоса» в романе. Место авторского голоса.

2. Система «двойничества» в романе. Раскольников и его двойники.

3. Диалоги в романе, их многоуровневый характер.

4. Раскольников в первых главах и в эпилоге. Можно ли говорить об эволюции героя?

5. Преступление и наказание в авторской интерпретации.

Вопросы и задания

1. Законспектировать книгу: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского – любое издание.

2. Одним из средств раскрытия характера героя в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» являются сны. Когда душа освобождается от пут разума, тогда, по мнению Ф.М. Достоевского, и видна внутренняя сущность человека. В роман включены три сна Раскольникова, «греза» и «забытье», которые являются определенными этапами душевных переживаний героя.

Расположите сны в той последовательности, в которой они даны в романе.

 

а) «Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут… С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку»;

 

б) «Боже, что за крик!.. Он и вообразить не мог себе такого зверства, такого исступления… Вдруг Раскольников затрепетал, как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку! Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени, - это ясно, это слышно по звукам, по воплям, по ударам! Что это, свет перевернулся, что ли? «Но за что же, за что же… и как это можно!»

 

в) «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве… Появились какие-то новые трихины… Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но, никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные… Всякий думал, что в нем в одном заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Собирались друг на друга целыми армиями, уже в походе вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга»;

 

г) «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы; чаще всего представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает… Он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…»;

 

д) «Он постоял над ней: «боится!» - подумал он, тихонько освободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, - так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал».

 

3. В полифоническом (многоголосом) романе Ф.М. Достоевского каждый герой говорит своим голосом, и почти каждый выдвигает свою теорию.

Какой герой:

1 – Раскольников;

2 – Лужин;

3 – Свидригайлов;

4 – Лебезятников

 

проповедует следующие идеи?

 

а) «Все от среды, а сам человек есть ничто... Я первый, я готов вычистить какие хотите помойные ямы! Тут даже нет никакого самопожертвования! Тут просто работа, благородная, полезная обществу деятельность, которая стоит всякой другой и уже гораздо выше, например, деятельности какого-нибудь Рафаэля или Пушкина, потому что полезнее... Если убедить человека логически, что, в сущности, ему не о чем плакать, то он и перестанет плакать»;

 

б) «Если мне, например, говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из этого выходило?.. выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы... Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем общее дело»;

 

в)...«необыкновенный» человек имеет право... перешагнуть через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует... Законодатели и установители человечества... все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом... Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенный), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово... Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать»;

 

г) «Понимаю, какие вопросы у вас в ходу: нрав­ственные, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то?»

 

Как характеризуют духовный кругозор каждого из героев излагаемые им идеи?

 

4. Кому из героев принадлежит следующее высказывание:

 

«...вы лукаво не мудрствуйте: отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, – прямо на берег вынесет и на ноги поставит... Не во времени дело, а в вас самом. Станьте солнцем, и все вас увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем»?

 

а) Разумихину;

б) Порфирию Петровичу;

в) Свидригайлову;

г) Лебезятникову.

 

5. Кто в романе дает Раскольникову следующую характеристику:

«...угрюм, мрачен, надменен и горд... Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать... Иногда... просто холоден до бесчувствия, словно в нем два противоположных характера поочередно сменяются... Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то»?

а) автор;

б) Дунечка;

в) мать;

г) Разумихин;

д) Свидригайлов.

 

6. В чьи уста Ф.М. Достоевский вкладывает оценку современных ему теорий:

«...все у них потому, что «среда заела», – и ничего больше!.. Отсюда прямо, если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится, наконец, в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математи­ческой головы, тотчас же и устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути!»?

а) Раскольникова;

б) Порфирия Петровича;

в) Разумихина;

г) Свидригайлова.

 

7. Кому принадлежат следующие слова: «Бедность не порок, а нищета – порок-с»?

а) Раскольникову;

б) Разумихину;

в) Мармеладову;

г) Катерине Ивановне;

д) Сонечке.

 

8. Кто из героев романа утверждает, что не брал на себя «привилегию» делать «только злое»?

а) Лужин;

б) Раскольников;

в) Свидригайлов;

г) Лебезятников.

 

9. Н.К. Михайловскому, литературному критику 1870-1890-х гг. XIX в., принадлежит высказывание о Ф.М. Достоевском: «Жестокий талант». Сформулируйте ваше мнение об этом определении; почему у читателей и критиков Достоевского могло сложиться подобное впечатление о его творчестве? Согласны ли вы с такой оценкой? Аргументируйте свой ответ.

 

ЛитератураI. Тексты

1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (любое издание).

II. Исследования

 

1. Анциферов Н.П. Петербург Достоевского // Анциферов Н.П. Непостижимый город. – Л., 1991. С. 176 – 257.

2. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии. М., 1985.

3. Влащенко В.И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. 1992. №5-6.

4. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976.

5. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1986.

6. Лебедев Ю.В. Преступление и наказание Родиона Раскольникова // В середине века. – М., 1988. – С.258-274.

7. Овчинникова Л.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и фольклор // Литература в школе. 1992. №3-4.

8. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон Я и закон любви // Литература в школе. 1999. №1.

9. Тюнькин К.И. Крах «недоконченной» идеи // Вершины. М., 1983. – С.141-163.

 

Практическое занятие № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.011 с.)