Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ознакомление учащихся с текстом стихотворений А.А. Фета и С.А. Есенина.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3.Ответ на вопросы учителя. Учитель. Как вы думаете, почему эти стихи разных поэтов поместили рядом? Дети. – Авторы описывают одно и тоже дерево: берёзу. – В стихах много общих деталей описания, подробностей изображения: например у обоих поэтов берёза стоит у окна. – Зимнее время года. – Заснеженное дерево и у Есенина и у Фета. – И в конце стихотворений рисуют авторы один и тот же образ зари. – И Фет, и Есенин рисуют образы зимней берёзы красивыми, художественными словами и выражениями. Учитель. Давайте посмотрим, какими. И ещё понаблюдаем, одинаковое настроение у обоих авторов. Сравним. 4. Сопоставительный анализ стихотворений. Учитель. Найдите слова в тексте, рисующие обе берёзы, подчёркивайте карандашом, а я буду записывать эти слова на доске в две колонки. Итак, какая берёза у Фета? Дети. – «Печальная», она убрана «по прихоти мороза», т.е. по его капризам. – Концы ветвей поэт сравнивает с гроздьями винограда. – Её наряд «траурный», т.е. застывший, неживой. – Заря (денница) играет в заснеженных ветвях, но красота эта временная, – птицы «стряхнут» её с «ветвей». – Поэту жаль этой кратковременной красоты: «И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей». Учитель. А теперь проследим изображение берёзы и зимней картины у С. Есенина. Какие «рисующие» слова использует автор? Дети. – картина радостная, – в ней много белой, серебристой и золотой краски, а также эпитетов, сравнений: «белая берёза», «белая бахрома», «принакрыта снегом, точно серебром», «горят снежинки в золотом огне», «пушистые ветви» сравниваются с «белой бахромой». – Берёза спокойная, умиротворённая, она стоит «в сонной тишине». – Красоту берёзы оберегает заря, обещает продолжения этой красоты: «обсыпает ветви новым серебром».
В результате сравнительной работы ребята подчёркивают в тексте ключевые слова, изображающие зиму. А на доске появляется запись:
Дети ещё раз, пробегая взглядом по ключевым словам, записанным на доске, делают вывод, что стихотворения – разные по настроению: - у Фета зима красивая, но всё стихотворение сопровождается чувством тоски и печали, оттого что красота эта временная, и поэту жалко её. Образ берёзы печальный. - у Есенина картина жизнерадостная, образ берёзы – величественный, пышный, прекрасный, но главное в стихотворении – это утверждение вечной красоты природы. Учитель. А теперь прочитайте шестой вопрос в учебнике: «Какой ещё образ незримо присутствует в стихотворениях? По каким словам вы об этом догадались?» Дети. – И в одном, и в другом стихотворении есть образ автора. Они говорят о себе: «у моего окна», «люблю игру», «и жаль мне». Это у А.А. Фета. С.А. Есенин тоже напоминает о себе: «под моим окном». – Авторы как бы присутствуют здесь, рядом с картинами, которые изображают, созерцают их, наблюдают красоту природы, переживают и радуются вместе с ней. 5. Работа над стихотворением С. Есенина «Поёт зима – аукает». Учитель. А сейчас мы прочитаем ещё одно стихотворение С.А. Есенина о зиме. Уже по первому его стихотворению вы убедились, как этот поэт тонно изображает природу, чувствует её. Она у него – живая, олицетворённая. И это не случайно: поэт родился и вырос в сельской местности (на Рязаньщине в селе Константиново), среди живописной природы, и уже с самого детства сроднился с ней. (Учитель демонстрирует цветные фотоиллюстрации, изображающие живописные уголки, в которых прошло детство поэта, из книги С. Барабаша и др. «я более всего весну люблю»). Учитель. Очень интересен и своеобразен образ зимы в этом стихотворении. Давайте прочитаем, как изобразил её поэт. (Ребята читают текст с карандашом в руках, поскольку третьеклассники имеют уже достаточно опыта в анализе художественных произведений, необходимо предоставить им в работе над текстом больше самостоятельности. Пусть ребята сами найдут слова и выражения, рисующие живые образы, а потом в обобщающей работе над стихотворением поделятся своими впечатлениями. Ребята должны отметить живой образ зимы, она «поёт», «аукает», «баюкает». Дети сравнивают её с неким лесным древним существом, ибо ещё свежи в памяти ребят впечатления от мифических образов. Недаром здесь автор употребляет слово «мохнатый», а слово «стозвоном» придуманное самим поэтом для создания необычной и загадочной картины зимы: Ворвавшись во двор, это живое существо превращается в послушную метелицу, которая стелется шёлковым ковром. Живое, понятное поэту всё в этом мире, - вот почему он замечает и чувствует, как тоскуют, улетая в далёкую страну от родимой земли «седые облака». Уже с самого начала стихотворение проникнуто печалью, тоской, которая усиливается при описании воробышков и состраданья к ним. Поэт здесь использует сравнение с сиротливыми детками, употребляет контрастные эпитеты: «игривые» - «сиротливые»; «ковром шёлковым» - «больно холодна»; пташечки нежные» - «голодные усталые». Учащиеся не могут не отметить образ вьюги «с рёвом бешенным», которая «стучит по ставням», «злится», пугает нежных бедных пташек, прижавшихся «у мерзлого окна». Дети должны заметить, что завершается стихотворение фольклорным образом прекрасной, улыбчивой Весны, который противопоставлен злой и холодной Зиме. Последние строчки вносят оптимистическое настроение веру и надежду на возвращение прекрасного времени. Стихотворение С. Есенина как бы перекликается и одновременно завершает мысль, начатую на первом уроке, о движении времени, о вечности движения, о котором говорил в своём стихотворении Б.Л, Пастернак). 6. Домашнее задание: можно предложить учащимся написать небольшое сочинение «Зимние картинки» о своём впечатлении о зиме.
Уроки 45-47. Тема уроков. Сказки А.С.Пушкина Материал для чтения. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Цель уроков. Художественный анализ сказки А.С.Пушкина. Осмысление особенностей художественной формы авторской сказки великого русского поэта и ее языка; выведение и освоение нравственных уроков произведения. Оборудование уроков Портрет А.С.Пушкина. Распечатка текста немецкой народной сказки «Белоснежка и семь гномов». Видеофрагмент «У лукоморья дуб зеленый» (вступление к мультфильму «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Словарь на доске. Пословицы и поговорки.
I Введение в новую тему. 1. Просмотр видеофрагмента. (Чтобы насторить учащихся на художественное восприятие сказки, учитель включает видеофрагмент «У лукоморья дуб зеленый», вступление к мультфильму «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Дети молча просматривают видеозапись.
2. Слово учителя. Беседа с учащимися. Учитель. Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы опять встретимся с нашими любимыми сказками великого русского поэта А.С. Пушкина. Знакомство с пушкинским сказочным творчеством мы начали во втором классе, когда читали его «Сказку о рыбаке и рыбке». Вспомните откуда А.С. Пушкин брал материал для своих сказок? Дети. - он их брал из народных сказок, которые слышал от своей бабушки и дяди. - от крестьян, но особенно много народных сказок сказывала поэту его няня Арина Родионовна. Учитель. В прошлом году, работая над «Сказкой о рыбаке и рыбке», мы с вами находили и читали народные сказки с похожими сюжетами, не только русские, но и других народов. Скажите, Пушкин просто пересказывал знакомые сюжеты народных сказок? Дети. – Нет, он их переделывал по-воему и создавал свое авторское произведение. - Мы наблюдали, что пушкинский вариант «Сказки о рыбаке и рыбке» очень отличается от народных сказок с похожим сюжетом. - Мы уже знаем, что авторы сказок не только меняют сюжеты сказок, - они могут наполнить ее новым смыслом. Учитель. На наших уроках мы продолжим наблюдать над художественным мастерством великого русского поэта на другом его произведении: «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы открываем в этой сказке много новых авторских мыслей, узнаем, для чего он ее создал.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.007 с.) |