ТОП 10:

Знакомство с мифом «Скотный двор царя Авгия.



Учитель. – Пять подвигов совершил уже Геракл. Но вскоре Эрисфей дает ему новое поручение. Об этом подвиге вы прочитаете сейчас самостоятельно.

Постарайтесь найти в мифе объяснение: какому событию из жизни древних греков посвящено это сказание.

(Ребята прочитывают текст, после чего отвечают на поставленный учителем вопрос).

Дети. – В мифе дано объяснение, когда и зачем были учреждены в Древней Греции Олимпийские игры.

- А я думаю, что в мифе рассказывается о том, как можно облегчить ручной труд.

Учитель. – А я хочу несколько дополнить ваши ответы.

Олимпийские игры были важнейшим праздничным событием в жизни древних греков. Они происходили раз в четыре года и посвящались богу Зевсу. На время игр по всей стране объявлялся мир. По Олимпийским играм греки вели летоисчисление.

Празднование игр проходила в полнолуние после летнего солнцестояния (22 июня) и длилось 5 дней. На играх проходили соревнования в беге, метании копий и дисков, в езде на колесницах. К участию в состязаниях допускались только свободные греки, не запятнанные пороками и преступлениями.

Обычай проводить олимпийские игры существует и в наше время. Один раз в 4 года проходят они поочередно в разных городах мира.

В России в последний раз игры проходили в 1980 году, а следующие в нашей стране предполагаются в 2012 году.

А теперь давайте вернемся к главному герою мифа. Какие качества он проявил, совершая подвиг?

Дети. – Геракл проявил находчивость: придумал способ очистить конюшни Авгия.

- Герой благородный человек, - всю добычу, одержанную в победе над царем, отдал на благое дело – организацию Олимпийских игр.

Учитель. – Мы прочитали только о двух подвигах Геракла. А их всего 12!

Если вас увлекли сюжеты мифов о Геракле, вы можете самостоятельно пополнить свои знания об этом герое из мифологической литературы.

Если пожелаете, найдите рассказы о других подвигах Геракла, о которых расскажете на следующем уроке.

Ый урок.

I. Рассказы о новых подвигах Геракла.

(Если учащиеся самостоятельно нашли и прочитали новые мифы о Геракле, на уроке они их пересказывают, дополняя свои рассказы иллюстрациями из книг, либо рисунками, которые они дома нарисовали по своему представлению).

II. Работа над содержанием мифа «Пандора».

Вступительное слово учителя.

Учитель. – Сегодня мы прочитали еще один древнегреческий миф, в котором люди объясняли происхождение на земле бед и несчастий. Называется миф «Пандора». Пандора – это имя женщины, в переводе с греческого оно означает «всеми одаренная».

Чтение текста учащимися.

«Ребята знакомятся с содержанием мифа самостоятельно, после чего отвечают на вопросы, приготовленные учителем для выяснения, как ученики поняли текст).

3. Вопросы и задания по содержанию.

1). Каким представлен Зевс в мифах?

Напишите в своих тетрадях. (Жестоким, мстительным, человеконенавистным, коварным, хитрым, властолюбивым).

Найдите в мифе примеры, подтверждающие ваши выводы о боге Зевсе.

2). С какой целью была сотворена Пандора? Какой она получилась? Напишите. (Нежная, прелестная, хитроумная, изворотливая, лживая, льстивая, красивая, любопытная).

3). Прочитайте или расскажите, какими дарами и кем была наделена Пандора? Кто из богов наделил ее негативными чертами?

Рассказ учителя.

Учитель. – Я хочу немного рассказать вам о боге Гермесе, одарившего Пандору негативными качествами.

Гермес – один из древнейших богов Греции, сын Зевса и нимфы Майи. Он был покровителем стад и торговли, а значит, ловкости, обмана и даже воровства. Он был красноречив, но речь его была лживая и изворотливая. Мифы рассказывают, что эти черты у него проявились с самого детства, с пеленок. Не случайно, что именно Гермес вдохнул негативные качества в Пандору.

А еще я хочу сказать вам несколько слов о сосуде, который хранился в доме брата Прометея.

Эпиметей помогал Прометею заботиться о людях, беречь их от всех горестей скорби и болезней, старости и пороков. Братья собрали все эти несчастья в ларец, накрепко запечатали его и спрятали в доме Эпиметея. Узнав, где находится сосуд, Зевс и повелел своим богам создать такую женщину, которая могла бы очаровать своей прелестью хозяина дома, обманом и хитростью проникнуть к сосуду. И богам это удалось.

А теперь давайте попробуем ответить на 2-ой вопрос в учебнике: виновата ли Пандора в том, что на земле появились беды и несчастья?

(Как правило, ответ на этот вопрос не бывает однозначным. Одни учащиеся считают ее виновной, т.к. именно она хитростью проникла к сосуду и открыла его. Другие дети считают, что Пандора не виновата: она всего лишь глиняная игрушка, а такими качествами, какими она обладала, сделали ее боги.

Пусть ребята поспорят по рассуждают, а ответы на спорные вопросы найдут в тексте).


Работа над фразеологизмами.

Учитель. – А теперь прочитаем третье задание после текста:

- Попробуйте с помощью мифы объяснить слова, которые можно услышать и сегодня:

«Надежда умирает последней».

Дети. – В мифе об этом говорится так: «Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Крышка сосуда снова захлопнулась, и не вылетела Надежда из дома Эпиметея. Этого не пожелал громовержец Зевс». Я поняла, что именно Зевс не захотел, чтобы Надежда жила среди людей, чтобы им не на что было надеяться, а чтобы рядом с ними были только беды и несчастья.

Но в жизни так не бывает. Когда на человека обрушивается горе, он до последней минуты верит на благополучный выход из бедственного положения.

- А когда становится ясно, что надеяться не на что и не на кого, люди говорят, что надежда умерла.

- Но надежда умирает последней, т.е. тогда, когда человек понимает, что ничто в его беде не поможет.

Учитель:

Мифы греческого народа, который старался осмыслить все происходящее вокруг него, так глубоко проникли в представление и образ мыслей человека, что он в самый обыденной речи начал употреблять слова и выражения, связанные с мифическими сюжетами. Очень часто можно услышать в разговоре людей такие выражения как:

«сизифов труд»

«олимпийское спокойствие»

«гигантские размеры»

«титанические усилия»

«панический страх» и другие.

Таких выражений в речи немало, хотя, возможно многие люди и не знают, что пришли эти слова из древнегреческих мифов.

Я хочу сказать, чтобы некоторые из этих словосочетаний вы записали в свои тетради, а дома, по возможности, в мифах нашли им объяснения. Своими нахождениями поделитесь на следующем уроке.

(Учитель на доске, а ребята в тетрадях записывают несколько устойчивых словосочетаний. Дома ребята еще раз откроют свои книжки с древними мифами и попробуют в них найти объяснение хотя бы одному выражении. Среди учащихся найдутся и такие, что напишут сочинения по высказыванию или нарисуют иллюстрацию. Такая работа пополнит знание детей, внесет в их учебный труд интерес).

Ый урок.

(Заключительный урок о древнегреческих мифах будет обобщающим. Его целью является закрепление и расширение знаний по данной теме. Лучше всего провести его в интересной игровой форме. Но к такому уроку учитель и ребята готовятся заблаговременно Конечно, им помогают родителя учащихся.

1. В самом начале урока ребята делятся своими «открытиями» по поводу фразеологизмов, связанных с мифологией. Дети читают, либо пересказывают мифы, с которыми соотносится то или иное устойчивое выражение.

Вот несколько рассказов учащихся.

«Олимпийское спокойствие».
(Из цикла мифов о Зевсе: «Олимп»).

Высоко над Олимпом раскинулось бездонное небо, и льется с него золотой свет. Тихо и спокойно в царстве Зевса. Это только на Земле лето и весну сменяет осень и зима, радость и веселье – несчастье и горе. А на Олимпе всегда тепло, светло, вечно там царит лето, светлое и радостное.

Правда, иногда и боги знают печаль и гнев, но они всесильны, поэтому все это быстро проходит, и вновь надолго водворяется в их жизнь радость и спокойствие.

Отсюда и произошло выражение «олимпийское спокойствие», - именно в таком состоянии пребывали боги, обитатели священной горы. А употребляется это выражение в обыденной речи тогда, когда говорят о человеке уравновешенном, хладнокровном, медленно реагирующем на то, что вокруг него происходит: «хранит олимпийское спокойствие».

«Сизифов труд».
(Из цикла мифов о героях: «Сизиф»).

Сизиф – сын бога, - повелителя всех ветров Эола. Никто во всей Греции не мог сравниться по хитрости, коварству, обману и изворотливости с Сизифом. Не один раз он обманывал самых мудрых, великих и могучих богов. Удалось ему обмануть и самого мрачного и грозного бога подземного царства умерших Аида, за что и был жестоко наказан. Аид вынул душу Сизифа и отправил в царство мертвых. И там, в загробной жизни, несет Сизиф тяжелое наказание за то коварство, обман, которые он совершил на земле. Сизиф должен был вкатывать на высокую крутую гору громадный камень. Напрягал все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится от тяжелей работы. Все ближе и ближе вершина и окончен будет труд, - можно, наконец отдохнуть. Но в самый последний момент вырывается камень из рук Сизифа и с шумом катится вниз. Снова и снова принимается Сизиф за работу, не видя ей конца …

О «сизифом труде» в народе говорят, имея ввиду бесполезное, бессмысленное занятие, на выполнение которого затрачиваются большие усилия.

«Панический страх».
(Из цикла мифов о богах: «Пан»).

Это выражение произошло от бога Пана. Он был сыном бога Гермеса и нимфы. Когда он родился, мать только взглянула на новорожденного, в ужасе обратилась в бегство, - таким он был страшным: с козлиными ногами и рогами, длинный бородой.

Но Гермес, отец Пана, обрадовался рождению сына, взял его и отнес на Олимп. Все боги начали радоваться и смеяться, глядя на ребенка. Но Пан не остался жить на Олимпе. Он ушел в тенистые леса и стал пасти стада, играя на звучной свирели. А когда наступал жаркий полдень, Пан удалялся в самую чащу, в тень, и там отдыхал. Опасно было беспокоить его в такую минуту. В гневе он жесток: мог наслать тяжелый сон, неожиданно появиться в своем странном образе перед путником и своим видом испугать его.

(Демонстрация иллюстрации с картины М.Врубеля «Пан»).

От испуга и ужаса человек опрометью бежит куда попало, не выбирая дороги через леса, горы, по краю пропасти, не замечая, что такое бегство грозит ему гибелью.

По имени бога Пана большой страх и ужас стали называть «паническим», паникой.

«Гиганты и титаны».
(Из мифов о борьбе богов – олимпийцев с титанами).

По древнегреческим мифам, гиганты и титаны являются порождением богини Земли (Геи) и бога Неба (Урана), боровшиеся с греческими богами – олимпийцами во главе с Зевсом.

Ужасна и упорна была эта борьба, длилась она 10 лет, но победа не склонялась ни в одну, ни в другую сторону. Могучи и грозны были противники. Когда Зевс понял, что победы ему не одержать, он решил освободить из недр земли сторуких великанов и призвать их на помощь. Гиганты стали отрывать от гор целые скалы и бросать в титанов, когда те подступали к Олимпу. Стонала Земля, грохот наполнял воздух, даже Тартар содрогался от этой борьбы. Несмотря на огромные усилия, дрогнули титаны и были побеждены.

Так и вошла в обиходную речь людей выражение «титанические усилия», «титанический труд», когда речь заходит о неимоверно большом количестве сил на осуществление трудного задания, а также о «гигантских размерах» необъемных затратах на выполнение какого-либо дела.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.007 с.)