II. Продолжение наблюдений над особенностями былинного жанра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Продолжение наблюдений над особенностями былинного жанра.



1. (Дальнейшая работа должна быть построена над выяснением главной черты былинного эпоса – историзма, который в корне отличает былины от сказок).

Учитель. – А кроме фамилии и имени героя, есть в тексте другие прямые указания на реальность и достоверность повествования?

Дети. – Да, здесь упоминаются конкретные города: Муром, Чернигов, Киев, а также село Карачарово

– Это старинные города на Древней Руси, а Карачарово – это местность, откуда богатырь родом.

Учитель. – А в сказках, хотя бы в одной из них, вы встречали указания, в каком городе или селе происходили события?

Дети. – Нет, не встречали, - в сказках место действия условное.

- В сказках говорится:

«В некотором царстве. В некотором государстве…».

Учитель. – Значит, мы с вами открыли еще одну черту былины, а именно: конкретное название городов и других населенных пунктов.

Действительно, если мы взглянем на историческую карту «Древнерусское государство», мы найдем на ней города, упомянутые в былине.

(Учитель показывает города на карте).

Учитель. – А теперь давайте прочитаем текст по частям и поговорим о нем поподробнее.

(Текст прочитывается вслух от начала до слов:

«Прямоезжую до в стольный Киев-град», после чего продолжается работа над содержанием).

Учитель. – О чем говорится в этой части?

Ученик. – О том, как Илья Муромец победил черную вражескую силу.

Учитель. – Это был сильный враг или слабый?

Найдите об этом слова в тексте.

Дети. – Враг был сильным, здесь говорится:

«Нагнано то силушки черным-черно»

- Здесь есть сравнение вражьей силы с вороньем. Этим сравнением автор былины подчеркивает несметное количество врагов.

Учитель. – А Илья Муромец победил врага один или с войском?

Ученик. – Один.

Учитель. – А разве может быть такое в жизни, чтобы один человек, пусть даже богатырь, победить несметное вражеское войско?

(Здесь ребята должны вспомнить сведения, полученные при изучении сказок. О поэтическом приеме – преувеличении (гиперболе) в описании подвигов героев. Таким образом, ученики еще раз убедятся в преемственности между двумя жанрами устного народного поэтического творчества – былинными и сказками.

Учитель. – А враг, с которым сражался Илья, реальный или сказочный?

Дети. – Здесь конкретно не говорится, с каким врагом дрался герой, он упомянут только в сравнении с черным вороньем, - а это значит, что сила вражья многочисленна.

- А я думаю, что под «черной силой» подразумеваются враги, нападавшие в то давнее время на Русь.

Учитель. – Да, ребята, в былине, хотя и в иносказательной форме, рассказывается об исторических событиях на Древней Руси.

Древнерусское государство находилось в окружении кочевых народов, которые нередко в поисках добычи, нападали на русскую землю: половцы, печенеги, татаро-монголы.

(Свой рассказ учитель сопровождает показом на карте).

Именно об этом тяжелом времени и поется в былине. Народ мечтал о таком богатыре, который бы пришел ему на помощь и навсегда освободил его от вражеского нашествия, уничтожил бы злую вражескую силу. Вот почему народ воспевает храбрость богатыря, наделяет его недюжинной силой. Прочитайте эти слова.

(Дети читают:

«Он как стал-то силу великую

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А-й побил он эту силу всю великую».

Учитель. – Прочитайте о том, как народ черниговский встретил Илью Муромца.

Дети. – Он благодарил его и звал к себе быть главным воеводою.

- Но Илья отказался, решил ехать в Киев – град.

Учитель. – Зачем? Как вы думаете?

Ученик. – Наверное, чтобы помочь этому городу, защитить столицу от опасности.

Учитель. – А теперь посмотрим, как описана встреча Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. Вначале урока мы с вами отметили, что образ Соловья-разбойника фантастический. Однако, если внимательно вчитаться в эти строчки, можно заметить, что этот персонаж не совсем сказочный: сидит он «на сыром дубу» не где-нибудь, а на конкретной прямоезжей дорожке «в стольный Киев-град». А это значит, что в фольклорном персонаже народ показал исторического врага, - злого и сильного, - который разбойным путем нападал на русские земли, разорял и опустошал их.

Найдите, в каких словах народ выражает свое отношение к врагу.

Дети. – Народ выражает ненависть, пренебрежение к врагу, он описывает его отрицательными чертами.

- Называет его «злодеем-разбойником».

- Для описания места, где сидит Соловей-разбойник, автором употребляются эпитеты:

«у Грязи – то у Черной»,

«на сыром дубу».

- В былине используются сравнения:

«Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному»

- И преувеличения:

«И от его ли-то от посвиста соловьего

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темные лесушки к земле все приклоняются».

Учитель. – А теперь прочитайте строчки, где Илья Муромец побеждает врага.

Он с ним сражается?

Ученик. – Нет, Илья Муромец расправляется с ним просто:

«Он стрелил в того Соловья-разбойника,

Он пустил – то Соловья да на сыру землю».

(Говоря об отношении народа к герою – богатырю, ребята обращают внимание на словесные образные выражения, с помощью которых показывается любовь и уважение к нему: называет его: «старыя казак да Илья Муромец», рассказывает о надежном его оружии:

«тугой лук разрывчатый», употребляет слова в ласкательной форме:

«тетевочку шелковеньку»

«стрелочку каленую».

Как и в работе с предыдущей былиной, следует обратить внимание на употребление в тексте про Илью Муромца повторов, например в последних строках:

 

«Тебе полно-тка свистать да по-посоловьему,

Тебе полно-тка кричать да по-звериному,

Тебе полно-тка слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тка спущать-то сиротать да малых детушек».

(Говоря о наличии повторов в былинном эпосе, учителю очень важно подчеркнуть, что это не является признаком бедности языка былин. Повторы – один из художественных приемов усиливающих впечатление от описания картин, образов героев и персонажей их действий.

В данном конкретном случае в четырехкратное повторение слов «тебе полно-тка» народ вложил надежу на освобождение от врага.

С помощью приема повторов автор как бы усиливает заветные мечты народа о воине-освободителе, избавителе от поработителей.

Не случайно, что в этом произведении, как и во всех былинах, образы богатырей наделены только положительными качествами, по законам художественного творчества, они были опоэтизированы и гиперболизированы, тогда как образы врагов наделены только отрицательными чертами. В этом тоже заключается одна из особенностей былинного жанра.

Завершая разговор об образе Ильи Муромца, учителю следует заметить, что было бы большой ошибкой черты былинного героя приписывать одному какому-то историческому лицу. Былинный Илья Муромец, Добрыня Никитич и другие богатыри – это собирательные образы русского человека, идеальные образы защитников родной земли).

Чтение отрывка былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

Учитель. – Ну, а теперь поговорим о третьем былинном герое и посмотрим, похож ли он на того Алешу Поповича, которого изобразил Васнецов на своей картине.

Давайте послушаем былину.

(Учитель читает текст).

Беседа по содержанию.

Учитель. – Чем сюжет этой былины похож на прежние?

Дети. – У них общая тема: борьба с врагом.

- Во всех былинах враги сказочные, фантастические, аллегорические, а герои реальные, настоящие.

Учитель. – С кем сражался Алеша Попович?

Ученик. – С Тугарином Змеевичем.

Учитель – А имя «Тугарин» ни о чем не говорит? Русское оно?

Ученик. – Нет, не похоже на русское.

Учитель. – Значит, персонаж этот напоминает исторических врагов – кочевников, которые нападали на Русь.

А как, с помощью чего победил Алеша Попович Тугарина?

Ученик. – Он победил его хитростью, - именно эту черту в своем герое отмечал художник Васнецов в картине «Богатыри».

Учитель. – А еще, какие черты – характерные этому герою?

Дети. – Алеша Попович храбрый, смелый – не побоялся угроз Тугарина Змеевича.

- Он ловкий: улучил момент, когда Тугарин отвернулся назад, и убил его.

(В процессе беседы выясняется значение слов:

«заклад» - то, что согласно уговору в споре, либо поединке достается победителю;

«сила – смета» - войско, стоящее за предводителем, подмога;

«ноне» - сейчас, сегодня.

Самостоятельная работа с текстом.

Учитель. – А теперь поработайте с текстом самостоятельно, найдите в нем доказательство тому, как народ относился к своим героям и врагам.

(Учащиеся читают про себя былину с карандашом в руках, после чего отвечают учителю. И по тому, что говорят ребята, учитель сделает вывод, как они поняли текст былины).

Дети. – О герое народ говорит с любовью и уважением:

«Алеша Попович млад»

- Показывает его удаль и сноровку; быстроту реакции:

«Оглянулся Тугарин назад себя –

В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил».

- А о Тугарине Змеевиче говорится здесь с пренебрежением, грубо:

«заревел зычным голосом».

- Народ голову Тугарина сравнивает с «пивным котлом».

(Ребята сами обратили внимание на наличие повторов в данном тексте. Очень важно, чтобы ученики не просто находили их, но и объясняли поэтическую значимость, чтобы поняли, что использовался этот прием только для важных моментов былинного повествования, а к второстепенным деталям не применялся.

Прочитывая былину несколько раз вслух, дети сами услышат и убедятся в том, что посредством повторов повествованию в былинах придавалась торжественная плавность исполнения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.015 с.)