Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Продолжение наблюдений над особенностями былинного жанра.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. (Дальнейшая работа должна быть построена над выяснением главной черты былинного эпоса – историзма, который в корне отличает былины от сказок). Учитель. – А кроме фамилии и имени героя, есть в тексте другие прямые указания на реальность и достоверность повествования? Дети. – Да, здесь упоминаются конкретные города: Муром, Чернигов, Киев, а также село Карачарово – Это старинные города на Древней Руси, а Карачарово – это местность, откуда богатырь родом. Учитель. – А в сказках, хотя бы в одной из них, вы встречали указания, в каком городе или селе происходили события? Дети. – Нет, не встречали, - в сказках место действия условное. - В сказках говорится: «В некотором царстве. В некотором государстве…». Учитель. – Значит, мы с вами открыли еще одну черту былины, а именно: конкретное название городов и других населенных пунктов. Действительно, если мы взглянем на историческую карту «Древнерусское государство», мы найдем на ней города, упомянутые в былине. (Учитель показывает города на карте). Учитель. – А теперь давайте прочитаем текст по частям и поговорим о нем поподробнее. (Текст прочитывается вслух от начала до слов: «Прямоезжую до в стольный Киев-град», после чего продолжается работа над содержанием). Учитель. – О чем говорится в этой части? Ученик. – О том, как Илья Муромец победил черную вражескую силу. Учитель. – Это был сильный враг или слабый? Найдите об этом слова в тексте. Дети. – Враг был сильным, здесь говорится: «Нагнано то силушки черным-черно» - Здесь есть сравнение вражьей силы с вороньем. Этим сравнением автор былины подчеркивает несметное количество врагов. Учитель. – А Илья Муромец победил врага один или с войском? Ученик. – Один. Учитель. – А разве может быть такое в жизни, чтобы один человек, пусть даже богатырь, победить несметное вражеское войско? (Здесь ребята должны вспомнить сведения, полученные при изучении сказок. О поэтическом приеме – преувеличении (гиперболе) в описании подвигов героев. Таким образом, ученики еще раз убедятся в преемственности между двумя жанрами устного народного поэтического творчества – былинными и сказками. Учитель. – А враг, с которым сражался Илья, реальный или сказочный? Дети. – Здесь конкретно не говорится, с каким врагом дрался герой, он упомянут только в сравнении с черным вороньем, - а это значит, что сила вражья многочисленна. - А я думаю, что под «черной силой» подразумеваются враги, нападавшие в то давнее время на Русь. Учитель. – Да, ребята, в былине, хотя и в иносказательной форме, рассказывается об исторических событиях на Древней Руси. Древнерусское государство находилось в окружении кочевых народов, которые нередко в поисках добычи, нападали на русскую землю: половцы, печенеги, татаро-монголы. (Свой рассказ учитель сопровождает показом на карте). Именно об этом тяжелом времени и поется в былине. Народ мечтал о таком богатыре, который бы пришел ему на помощь и навсегда освободил его от вражеского нашествия, уничтожил бы злую вражескую силу. Вот почему народ воспевает храбрость богатыря, наделяет его недюжинной силой. Прочитайте эти слова. (Дети читают: «Он как стал-то силу великую Стал конем топтать да стал копьем колоть, А-й побил он эту силу всю великую». Учитель. – Прочитайте о том, как народ черниговский встретил Илью Муромца. Дети. – Он благодарил его и звал к себе быть главным воеводою. - Но Илья отказался, решил ехать в Киев – град. Учитель. – Зачем? Как вы думаете? Ученик. – Наверное, чтобы помочь этому городу, защитить столицу от опасности. Учитель. – А теперь посмотрим, как описана встреча Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. Вначале урока мы с вами отметили, что образ Соловья-разбойника фантастический. Однако, если внимательно вчитаться в эти строчки, можно заметить, что этот персонаж не совсем сказочный: сидит он «на сыром дубу» не где-нибудь, а на конкретной прямоезжей дорожке «в стольный Киев-град». А это значит, что в фольклорном персонаже народ показал исторического врага, - злого и сильного, - который разбойным путем нападал на русские земли, разорял и опустошал их. Найдите, в каких словах народ выражает свое отношение к врагу. Дети. – Народ выражает ненависть, пренебрежение к врагу, он описывает его отрицательными чертами. - Называет его «злодеем-разбойником». - Для описания места, где сидит Соловей-разбойник, автором употребляются эпитеты: «у Грязи – то у Черной», «на сыром дубу». - В былине используются сравнения: «Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному» - И преувеличения: «И от его ли-то от посвиста соловьего Все лазоревы цветочки осыпаются, Темные лесушки к земле все приклоняются». Учитель. – А теперь прочитайте строчки, где Илья Муромец побеждает врага. Он с ним сражается? Ученик. – Нет, Илья Муромец расправляется с ним просто: «Он стрелил в того Соловья-разбойника, Он пустил – то Соловья да на сыру землю». (Говоря об отношении народа к герою – богатырю, ребята обращают внимание на словесные образные выражения, с помощью которых показывается любовь и уважение к нему: называет его: «старыя казак да Илья Муромец», рассказывает о надежном его оружии: «тугой лук разрывчатый», употребляет слова в ласкательной форме: «тетевочку шелковеньку» «стрелочку каленую». Как и в работе с предыдущей былиной, следует обратить внимание на употребление в тексте про Илью Муромца повторов, например в последних строках:
«Тебе полно-тка свистать да по-посоловьему, Тебе полно-тка кричать да по-звериному, Тебе полно-тка слезить да отцов-матерей, Тебе полно-тка спущать-то сиротать да малых детушек». (Говоря о наличии повторов в былинном эпосе, учителю очень важно подчеркнуть, что это не является признаком бедности языка былин. Повторы – один из художественных приемов усиливающих впечатление от описания картин, образов героев и персонажей их действий. В данном конкретном случае в четырехкратное повторение слов «тебе полно-тка» народ вложил надежу на освобождение от врага. С помощью приема повторов автор как бы усиливает заветные мечты народа о воине-освободителе, избавителе от поработителей. Не случайно, что в этом произведении, как и во всех былинах, образы богатырей наделены только положительными качествами, по законам художественного творчества, они были опоэтизированы и гиперболизированы, тогда как образы врагов наделены только отрицательными чертами. В этом тоже заключается одна из особенностей былинного жанра. Завершая разговор об образе Ильи Муромца, учителю следует заметить, что было бы большой ошибкой черты былинного героя приписывать одному какому-то историческому лицу. Былинный Илья Муромец, Добрыня Никитич и другие богатыри – это собирательные образы русского человека, идеальные образы защитников родной земли). Чтение отрывка былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Учитель. – Ну, а теперь поговорим о третьем былинном герое и посмотрим, похож ли он на того Алешу Поповича, которого изобразил Васнецов на своей картине. Давайте послушаем былину. (Учитель читает текст). Беседа по содержанию. Учитель. – Чем сюжет этой былины похож на прежние? Дети. – У них общая тема: борьба с врагом. - Во всех былинах враги сказочные, фантастические, аллегорические, а герои реальные, настоящие. Учитель. – С кем сражался Алеша Попович? Ученик. – С Тугарином Змеевичем. Учитель – А имя «Тугарин» ни о чем не говорит? Русское оно? Ученик. – Нет, не похоже на русское. Учитель. – Значит, персонаж этот напоминает исторических врагов – кочевников, которые нападали на Русь. А как, с помощью чего победил Алеша Попович Тугарина? Ученик. – Он победил его хитростью, - именно эту черту в своем герое отмечал художник Васнецов в картине «Богатыри». Учитель. – А еще, какие черты – характерные этому герою? Дети. – Алеша Попович храбрый, смелый – не побоялся угроз Тугарина Змеевича. - Он ловкий: улучил момент, когда Тугарин отвернулся назад, и убил его. (В процессе беседы выясняется значение слов: «заклад» - то, что согласно уговору в споре, либо поединке достается победителю; «сила – смета» - войско, стоящее за предводителем, подмога; «ноне» - сейчас, сегодня. Самостоятельная работа с текстом. Учитель. – А теперь поработайте с текстом самостоятельно, найдите в нем доказательство тому, как народ относился к своим героям и врагам. (Учащиеся читают про себя былину с карандашом в руках, после чего отвечают учителю. И по тому, что говорят ребята, учитель сделает вывод, как они поняли текст былины). Дети. – О герое народ говорит с любовью и уважением: «Алеша Попович млад» - Показывает его удаль и сноровку; быстроту реакции: «Оглянулся Тугарин назад себя – В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил». - А о Тугарине Змеевиче говорится здесь с пренебрежением, грубо: «заревел зычным голосом». - Народ голову Тугарина сравнивает с «пивным котлом». (Ребята сами обратили внимание на наличие повторов в данном тексте. Очень важно, чтобы ученики не просто находили их, но и объясняли поэтическую значимость, чтобы поняли, что использовался этот прием только для важных моментов былинного повествования, а к второстепенным деталям не применялся. Прочитывая былину несколько раз вслух, дети сами услышат и убедятся в том, что посредством повторов повествованию в былинах придавалась торжественная плавность исполнения).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.007 с.) |