ТОП 10:

Подведение итогов работы на уроке.



Учитель. Теперь нам понятно, зачем Пушкин поменял сюжет сказок, - он не просто писал развлекательное произведение, в нем он отразил подлинную жизнь русского народа с теми актуальными вопросами и проблемами, которые существовали в реальной жизни. И мы с вами отметили в процессе чтения сказки, что, кроме зеркальца и чудесных образов природы, в сказке больше ничего волшебного и фантастического нет.

Каковы же главные нравственные идеи, которые были положены в это произведение? Давайте еще раз их назовем:

1. Любовь – главная сила в мире, она может победить все, даже смерть.

2. Красота – не внешнее, а внутреннее свойство человека, его душа. Красота души определяется добротой, трудолюбием и скромностью.

3. Верность в дружбе и любви спасает человека.

8. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение оставшихся частей сказки. Подобрать интонацию для изображения чтением героев сказки, их характеров.

Ий урок.

I. Чтение сказки: передача голосом картин и образов, изображенных автором.

1. Наблюдение за авторской позицией в ходе повествования.

Учитель. Сегодня мы заканчиваем работу над сказкой. На прошлых уроках мы говорили о героях, давали им характеристики. А сейчас мы пронаблюдаем за проявлением авторского отношения к тому, о чем он пишет. Дело в том, что его голос часто прерывает изображение, и мы четко улавливаем его чувства и настроения, его мысли по отношению к тому или иному образу и картине.

Найдите в тексте места, где чувствуется присутствие автора, определите, где он прямо напоминает о себе, о своем отношении к описываемым событиям, а где мы об этом только догадываемся.

Для более эффективной работы можно основные линии наблюдения за текстом. Отдать группам ребят. Например:

1 группа. Поведение мачехи-царицы.

2 группа. Изображение пса Соколко в разных эпизодах.

3 группа. Описание яблока и смерть царевны.

4 группа. Поиски невесты королевичем.

5 группа. Картина оживления невесты.

(Пусть ребята внутри своей группы сами распределяют между собой отрывки для поиска примеров, поработают с текстом, после чего поделятся своими находками со всем классом).

Установка на выразительное чтение текста.

Учитель. А сейчас мы будем читать текст, над которым вы работали дома, но сначала определяем задачи, которые должны выполнять чтецы с помощью интонации голоса. Например, как надо прочитать отрывок, где автор рассказывает о мачехе и показывает свое отношение к ней?

Дети. – Слова автора должны прозвучать неуважительно по отношению к этому персонажу, надо показать голосом, что эта героиня ему отвратительна, и что он ее презирает.

- А речь самой царицы-мачехи должна прозвучать по-разному: там, где она просит зеркальце похвалить ее, надо прочесть притворно-ласковым голосом, а в остальных случаях злым, грубым и резким.

Учитель. А речь зеркальца как вы изобразите?

Ученик. Спокойным и ровным: оно справедливо, без лести и притворства.

Чтение отрывка на с. 123-124 (Варианты чтения обсуждаются и оцениваются).

Учитель. Удалось читающим ребятам выполнить интонационные задачи? Аналогично проводится чтение и других отрывков. Некоторые из них читаются в ролях, например, разговор царевны с братьями, обращение Елисея к образам природы и др. Чтению должна предшествовать подготовительная работа, в которой учитель с ребятами решают два вопроса:

1) что они должны передать чтением?

2) Как надо прочитать данный отрывок?

II Работа над новым материалом: наблюдение за языковыми особенностями произведения.

Сообщение темы. Постановка цели.

Учитель. А сейчас мы поговорим о языке сказки. Все произведение написано простым и красочным языком, понятным любому читателю и рисующим в его воображении яркие, сочные образы и картины. Давайте посмотрим, как и за счет чего ему это удалось.

Мы уже знакомы со многими поэтическими средствами и способами выражения художественной речи в литературных произведениях: стихах, былинах, сказках.

Попробуем найти их в этом произведении. Будем работать по рядам.

Работа над художественными средствами.

Учитель делит текст на три части, каждый ряд выполняет работу над одной из них: ребята читают текст самостоятельно и выделяют слова, которые они считают образными, рисующими. Затем подводится итог работы, в результате которой ребята называют среди художественных средств найденные в тексте эпитеты, которые они встречали ранее в устном народном творчестве: песнях, сказках, былинах:

Черная зависть;

Глушь лесная;

Красавица девица;

Молодцы честные;

Белы руки;

Алы губки;

Святая молитва;

Цепи чугунные;

Земной поклон;

Добрая весть;

Красно солнце;

Темная ночка;

Глубокая тьма;

Месяц ясный;

Сине море;

Буйный ветер;

Гора крутая; и т.д

 

Ребята находят повторы, характерные для народных произведений:

«ждет – пождет», «вьется вьюга», «путь-дорога», «жить да поживать», «нет как нет» и др.

Не уйдут от внимания третьеклассников многократные повторы союзов и других слов в стихотворных отрывках:

« И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась»

 

Или: « За красавицей душой,

За невестой молодой»

 

А вот еще:

«…всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро любя,

Все мы любим…..»

 

Из былинного эпоса учащимя уже знакомо назначение повторов, поэтому они установят, что этот прием использует поэт с целью выделения или усиления особо важных сообщений в повествовании.

Далее учитель обращает внимание школьников, на такие сочетания слов, которые устоялись и часто встречаются в народной речи:

« всем взяла», «бог с тобой», «не сойти живой мне с места», «в глаза ему смеется», «аль товар не по купцам», «спрос не грех», «тоска взяла» и др.

Работая над языком текста, учитель обращает внимание на то, что в отличие от высокой пушкинской лирики, сказка написана простым народным языком; в тексте просторечных слов и выражений:

 

«долго дулась и сердилась»

«пес проклятый одолея»

«хвать – поймала»

«ворота (вместо «ворота»)

«чуть до смерти не заел» и т.д.

Однако, наряду с просторечными выражениями имеют место и высокие слова и выражения: «очи», «персты», «величать», «отрекалась», «восстали ото сна», «дух твой примут небеса» и пр.

Ребята на этом уроке узнают о назначении такой высокой, торжественной речи: этими словами поэт говорит о молодой царевне, создавая идеальный образ русской девушки.

Особо обращается внимание на употребление интонационных знаков в восклицательных предложениях, передающих, например, сильные чувства героев: царевны и королевича:

«Гроб развился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг.

Изумленными глазами,

И качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба….

Ах!...И зарыдали оба.»

 

Дети приходят к выводу, что автор вкладывает в них особый, эмоциональный, лирический оттенок повествования.

На дом можно предложить выучить наиболее понравившиеся отрывки, нарисовать к ним иллюстрации.

 

Уроки 42-44

Тема уроков

Авторские сказки.

Материал для чтения.

Г.Х.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Цели уроков.

Знакомство с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена.Совершенствование знаний об особенностях авторских сказок.Идейно-художественный анализ авторской сказки.

Оборудование уроков.

Портрет Г.Х.Андерсена. Выставка книг и рисунков писателя. Карточки для самостоятельной работы. Таблица по сказкам.

Минуты поэзии.

Чтение наизусть стихотворений о зиме.

Работа над новым материалом.

Введение в новый раздел.

Учитель. Сегодня мы начинаем новый раздел. Прочитайте его название.(Учащиеся читают). Вспомните, какие авторские сказки мы читали во втором классе.(Дети вспоминают сказку братьев Гримм «Три брата» , М.Горького «Воробьишко» , Б.Заходера «Серая Звёздочка» , «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина). Если ребята затрудняются с ответом, можно прочитать одну-две фразы из произведения, например: « Выросли сыновья молодцами, один другого лучше» (бр. Гримм «Три брата»). « На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). «Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал.» (М.Горький «Воробьишко»). «Тут вмешались Розы - они предложили назвать её Красавицей» (Б.Заходер «Серая Звёздочка»).

Учитель. Давайте вспомним, что мы узнали во 2-м классе об авторских сказках. Чем они отличаются от народных? ( Здесь учитель может использовать сравнительную таблицу, записанную на доске или на листе ватмана, с которой дети уже знакомы со 2-го класса. Часть 2-ая, стр.57, а также вопросы к ней.)

  Сказки
народные авторские
I. Автор Народ Поэт или писатель (конкретное лицо, творец)
II. Форма создания Устная Письменная
III. Вариантность Многовариантная: сказитель может вносить свои изменения Одновариантная: внесение изменений не допускается.
IV. Время создания Не определено Известно.
V. Жанровая отнсённость Ограничивается определённым жанром • о животных; • волшебная; • бытовая. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и вол шебный и сказки о животных.

 

1. Кто является создателем народной сказки? А литературный?

2. Прочитайте второй пункт таблицы. Как вы на него ответите?

3. Мы с вами говорили о вариантности сказок. Что можно сказать об этом по отношению к народным и литературным сказкам?

4. Можно установить время создания народной сказки? А авторской?

5. Что вы знаете о жанрах народных сказок? Прочитайте, как в таблице (п.5) говорится об особенностях авторской сказки?

 

Учитель. В этом году мы продолжим чтение сказок новых авторов. Прочитайте вводную часть к сказке. Какая главная задача будет стоять перед нами в нынешнем учебном году? (Дети читают текст и отвечают на поставленный вопрос.) А чью сказку мы будем читать сегодня?

Ученик. Мы будем читать сказку Ганса Христиана Андерсена.

Учитель. Я расскажу вам об этом писателе.

2. Рассказ учителя.

Ганс Христиан Андерсен(1805-1875) родился в Дании, в городе Оденсе. Отец его был башмачник, мать- прачка. Они были так бедны, что жили в одной комнате. Но для Ганса это не имело значения, он был мечтателен и находил чудеса повсюду. «Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день эти старухи пряли , сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал их по-своему, украшал их, как бы раскрашивая своими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их… (К.Г.Паустовский «Сказочник» )

Ганс не играл с другими мальчиками, они смеялись над ним ( он был некрасив, долговяз), часами сидел в маленьком дворике , у дома и сочинял истории. В семь лет он побывал в настоящем театре и с этого времени мечтал стать артистом или певцом.

В 14 лет Ганс Андерсен уехал из дома в столицу Дании город Копенгаген и . ( Позднее он напишет сказку о гадком утёнке, но самом деле о самом себе ! )

Тогда он решил записывать свои истории, ведь они были такими интересными, полными чудес и волшебства. Теперь над ним смеялись как над сумасшедшим: взрослый мужчина пишет сказки ! Но именно сказки и прославили его. При его жизни ему поставили памятник в королевском саду г. Копенгагена, а в море – памятник его Русалочке. Граждане его родного города избрали Андерсена почётным гражданином , в его честь был грандиозный фейерверк, на улицах вывешены флаги и гирлянды, школьники были освобождены от занятий и вместе со взрослыми веселились на балу, который был дан в честь великого сказочника.

Сюжеты для своих сказок Андерсен брал из жизни, бережно сохранял в них фольклорные, народные представления о доброте как главном человеческом качестве, о всепобеждающей силе любви, о трудолюбии, о справедливости, которые в конце концов всегда торжествуют. Но обстоятельства его жизни, личная судьба, которая мало давала ему счастья, накладывали отпечаток на его произведения, и некоторые его сказки заканчивались печально. Но авторская сказка имеет право на это.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.012 с.)