Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдения над художественными средствами, изображающими картины природы.

Поиск

Учитель. А как вы думаете, зачем автор рисует картины природы:

- они нужны для развития сюжета?

- они украшают произведение?

- они помогают определить главную мысль произведения?

Чтобы выбрать правильный ответ, давайте пронаблюдаем, в каких ситуациях автор обращается к природе.

Сейчас сравним зимнюю картину, которая дана в начале произведения с описанием зимней стихии.

(Два ученика читают по учебнику, либо наизусть, отрывки.

1. «Зима в этот год стояла теплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла черная, тихая и в ней кружились льдинки.»

2. «Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыши, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Ревела, обезумев, метель…»)

Учитель. А теперь давайте подумаем, случайно ли автор так изобразил зиму, ее внезапную перемену? После чего началось ненастье?

Дети. Нет, не случайно. Ненастье началось сразу же, как Филька жестоко обидел коня. Вот здесь автор пишет:

«Слеза скатилась у коня из глаз». И сразу же началась вьюга. – автор показал, что даже природа возмутилась жестоким поступком.

Не случайно здесь есть слова: «…ветер… запорошил Фильке горло»

Разбушевавшаяся зима будто наказала его за злые слова и бессердечный поступок.

- И вот здесь тоже:

«Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца».

- А я заметил, что во второй картине природа похожа на фантастическое существо из славянской мифологии. Особенно здесь:

«Все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга».

- И здесь автор изображает природу по-сказочному, так, какой она была в представлении наших древних предков:

«…завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег…»

- Автор оживляет природу, наделяет чудодейственной силой; показывает возмущение; уподобляет живому существу: «Ревела, обезумев, метель…»

- И все-таки это произведение – сказка, ведь внезапная перемена погоды произошла не сама по себе, а была вызвана ржанием коня, которого жестоко обидели. А это значит, что и конь был не простой, а наделенный колдовской силой, -ведь он жил у Панкрата, которого все считали колдуном.

Учитель. Теперь вы убедились, каким великим мастером был К.Г.Паустовский, - нарисовал поистине волшебные картины, подобрал чудесные слова. Вот почему прозу Паустовского надо читать внимательно, вдумываясь и вчитываясь в каждое слово, ибо у него каждое слово с «секретом».

Найдем следующий отрывок с изображением зимы, посмотрим, какие образы рисует автор и как он это делает.

Отметим все «рисующие» слова.

(Дети читают:

«А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз пошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались»)

Дети. Автор здесь использует сравнение: «небо зазеленело, как лед»

- А я нашел эпитет: «колючий мороз»

- Писатель изображает образ мороза, как человека – оживляя, олицетворяя его:

«мороз прошел по деревне»;

«скрип его валенок»;

«мороз, озоруя, стискивал толстые бревна»

- Очень интересно автор рисует звезды: они «примерзли к небесному своду».

- А я нашла образ мороза и в бабушкиной легенде, - здесь он тоже изображен, как мифологическое существо:

«упал на нашу округу такой же лютый мороз»;

«побил птиц»;

«высушил до корня леса и сады».

Учитель. А что было причиной такого лютого мороза? Как объяснила бабушка это явление в своей легенде? Отчего приключилась такая стужа?

Дети. От злобы людской.

- Это природа так жестоко наказала злого человека, который вместо хлеба подал человеку зеленую плесень.

- автор показал, что природа наказывает плохих людей, мстит им:

«…буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз, и мужик тот помер».

Учитель. А теперь проанализируем художественное описание природы в отрывке, где Филька идет к дедушке Панкрату. Прочитайте.

(Дети выбирают из текста описание природы):

«За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами

Снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что, если бы подняло пылинку на километр от земли, то и ее было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные».

Учитель. Какой вы представили себе зимнюю природу, читая этот текст?

Дети. Мне она показалась такой фантастической, загадочной, словно во дворце волшебницы, где все вокруг и красиво, и страшно.

- Автор здесь и рисует контрастные картины: восхитительно красивые, яркие

(«чистое небо», «луна, убранная как невеста, розовыми венцами», «снег, поющий под ногами», «пылинка, которая бы светилась и мерцала, как маленькая звездочка», «ветки поблескивали» - и мрачные, страшные («воздух был синий, густой, страшный», «черные ивы поседели от стужи»)

- А мне природа показалась пустой и безжизненной:

«воздух замерз»,

«между землей и луной осталась одна пустота - жгучая и такая ясная»

Природа такая фантастическая, будто мы очутились в космическом пространстве.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, перекликаются ли эти картины природы с душевным состоянием, настроением нашего героя.

Как вы думаете, замечал Филька эту зимнюю красоту?

Дети. Нет, ему было очень холодно и страшно. («Воздух колол Фильке грудь»)

- У него тоже было пусто и тяжело на душе, - поэтому изображенная автором природная пустота как бы перекликалась с душевным и физическим состоянием героя:

«Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»

- А я уже заметила, что через контрастное изображение зимних картин автор, наверное, хотел показать противоборство чувств в душе героя: с одной стороны, Фильке было страшно, а с другой – он стремился, во что бы то ни стало, добраться до Панкрата, чтобы покаяться, излить ему свою душу.

Вот видите, каким тонким психологом был Паустовский, как он сумел точно донести до читателя свои мысли, помог их понять.

А какими художественными средствами автор рисует природные картины? Найдите.

Дети. – Автор использует сравнение:

«луна…как невеста»

«снег пел…будто артель веселых пильщиков…»

«пылинка…как маленькая звезда»

«ветки …как стеклянные»

- В этих картинах много эпитетов:

(«воздух синий, густой, страшный», «жгучая пустота», «черные ивы»)

- олицетворение: («ивы…поседели от стужи», «снег пел под ногами»).

Учитель. А теперь давайте найдем отрывок, где погода начала меняться. Найдите его и прочитайте.

(Дети читают)

Учитель. Это превращение в природе произошло сразу или постепенно?

Дети. - Постепенно. Сначала автор показывает восход солнца в морозные дни:

«солнце восходит багровое, в тяжелом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце».

- А «…после полудня небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и теплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли и весело, гулко зашумела за рекой мокрая березовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось все теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

Учитель. А с каким событием автор в рассказе автор связывает потепление в природе?

Дети. - Это произошло после того, как Филька осознал свой поступок, покаялся дедушке Панкрату.

- И изобрел способ спасения от стужи.

-Когда люди, - ребята и старики, - вышли на речку скалывать лед, природа над ними сжалилась, не дала погибнуть.

- И даже сорока помогает людям: она подслушала разговор Фильки с Панкратом и полетела к теплым морям и разбудила летний ветер.

Учитель. И здесь мы видим, что автор не просто описывает наступление весны, он как бы проводит параллель: излечение души героя, постепенное накопление в ней добра автор соотносит с потеплением в природе. Таким образом, образ природы здесь символичен.

А теперь давайте подведем итоги нашей работы и постараемся ответить на вопрос № 11 в учебнике: зачем автор рисует в прозе картины природы?

Дети. – Чтобы лучше раскрыть чувства и настроение героя.

- Чтобы передать это состояние читателю.

- Помочь читателю понять главную мысль произведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.215.30 (0.007 с.)