Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Решение проблемных вопросов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учитель. Дома вы дочитали произведение до конца; знаете, чем оно закончилось. Давайте вернемся к вопросу, который был поставлен на первом уроке: «Почему Паустовский написал сказку на войне и почему написал именно такую?» (Пусть ребята сначала сами выскажутся, после чего их следует познакомить с объяснением писателя). «Война – дело жестокое, но не надо воспевать ожесточившиеся характеры,…писать надо о добром, о хорошем, благородном в человеческой душе. И показывать, как добро, даже на войне, накапливается постепенно, так же постепенно, как и сама литература оказывает влияние на формирование в нас коренных представлений о добре и зле, о цели жизни, о любви к Родине». Слова эти можно прочесть, либо записать на доске; но лучше будет, если они будут написаны на листе ватмана,- это даст возможность неоднократно возвращаться к ним не только в процессе данного произведения, но и других художественных текстов и авторов. Учитель. Как же вы поняли из объяснения самого автора: зачем он во время войны написал такую сказку? (Ребята отвечают). Учитель. А сказка ли это? Как вы решили, читая дома текст? (Как правило, ответ на этот вопрос не бывает однозначным, и учитель должен воспользоваться этой ситуацией и дать возможность ребятам вступить в дискуссию. Можно разделить класс на 2 группы: «сказочников» и «несказочников». Пусть ребята поспорят, порассуждают, еще раз вспомнят, что они узнали на уроках при изучении сказок. Каждая группа свои доводы обязательно должна подкреплять примерами из текста. Так, например, группа «сказочников» отметила в произведении сказочные подробности и детали: - фантастические образы природы; - чудесные природные превращения; - легенду, рассказанную бабушкой; - необычное поведение старой сороки. И т.д. «Несказочники» считают, что ничего чудесного и фантастического в повествовании нет,- все, как в жизни, все события – реальные. Если даже на данном уроке вопрос о жанровой отнесенности не решится, можно оставить его на потом, когда на третьем уроке ребята будут вплотную знакомиться с мастерством писателя и художественными особенностями произведения.
2. Наблюдение над процессом «накопления» добра в человеческой душе на примере главного героя. Учитель. На прошлом уроке мы расстались с Филькой. Вспомните, какую характеристику мы давали ему и его поступку. (Дети еще раз называют характерные черты главного героя). Учитель. А можно ли найти в цитате, записанной на доске, объяснение, почему Филька был таким? Дети. – Да, можно: Филька был таким грубым, злым, ожесточившимся, потому что была война, а Паустовский говорит, что «война – дело жестокое». - Мальчику, как и всем людям на войне, жилось худо: голодно и холодно. - Конечно, в рассказе ничего не сказано, почему Филька жил без родителей, а только с бабушкой, но, наверное, и это наложило отпечаток на его характер. Учитель. А разве только Филька один жил в суровое, жестокое военное время? Является ли это оправданием Филькиному поступку? Что было бы, если бы все люди жили по Филькиному принципу? Можно ли так жить? (Дети высказывают свое мнение). Учитель. Сбылись ли ваши предположения, высказанные на прошлом уроке, что Филька исправится? Ученик. Да, сбылись. Учитель. А легким был путь мальчика от зла к добру? – Этот вопрос будет главным на сегодняшнем уроке, и мы постараемся найти ответ на него в авторском тексте. Как вы думаете, с какого момента начался процесс исправления Фильки, исцеления его души? Дети. - С момента, когда Филька, преодолевая страх и стужу, направился к дедушке Панкрату за советом. - А я думаю, что раньше: осознав свой поступок, Филька спрашивает совета у бабушки. - «А как его исправить? – спросил, всхлипывая, Филька». - А мне кажется, что вначале Филька действовал не от того, что стал добрым, а под влиянием страха. Он струсил от своего жестокого поступка. Учитель. Он «струсил» или «испугался»? Какое слово вернее? Давайте проследим по тексту. Начнем чтение с части, где говорится о Филькином посещении дедушки Панкрата. (Читать эту часть надо небольшими отрывками, следить за действиями, поступками и чувствами главного героя, выделяя в процессе чтения слова, предложения и целые отрывки, которые: а) передают физическое и душевное состояние героя; («Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»
«Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился» «Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненного коня и как из-за этого упал на деревню мороз» «Филька сопел, вытирая рукавом глаза» «Понятно, - ответил упавшим голосом Филька». «А Филька в это время сидел на лавке, ерзал, придумывал… - Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветет, соберу со всей деревни ребят. Возьмем мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лед у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечет она на колесо»). б) раскрывают содержание иллюстрации: разговор Панкрата с Филькой и его отношение к поступку мальчика; («Да, плохо твое дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!» «Ты брось реветь! – строго сказал Панкрат.- Реветь вы все мастера! Чуть что нашкодил – сейчас в рев. Но только в этом я смысла не вижу». «Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, веселый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит». «Ну,…время твое вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет». «- А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват – пускай сам лед и скалывает» - Согласятся! Я их умолю. Наши ребята – хорошие»). Учитель. Можно ли сказать о Фильке, что он был «трусливым»? Дети. Нет, он испугался, но превозмогая страхи холод, пошел к дедушке Панкрату. - Филька не побоялся признаться дедушке, что поступил плохо, жестоко. - Нашел в себе силы и смелости признать свою вину перед всей деревней. (Можно еще раз перечитать разговор Фильки с дедушкой Панкратом, учиться голосом передавать душевные переживания героя.) Дальше, где рассказывается о совместном труде сельчан, о том, как они сообща запустили мельницу, и из жерновов полилась горячая мука, о хлебе и великой радости людей, - эта часть пронизана такой чувственной интонацией, что ее следует прочитать учителю вслух, выражая голосом ту неописуемую радость, всеобщее счастье людей от сознания того, что голод отступил, а в домах сельских тружеников снова воцарился необыкновенный «запах теплого хлеба с румяной коркой и пригоревшими к донцу румяными листьями». Своим выразительным чтением учитель должен донести до учащихся мысль, какое это великое и ни с чем не сравнимое счастье – иметь на столе буханку теплого хлеба и вдыхать его запах! Но особенно трогательной является заключительная часть. Пусть ребята прочитают ее самостоятельно, мысленно побудут рядом с героем, переживут и прочувствуют душевные потрясения, которые испытал Филька в эпизоде примирения с конем. А после чтения дети обменяются своими впечатлениями, отвечая на вопросы учителя: 1) Как вы поняли слова старого Панкрата: «Не только человеку извинение требуется». 2) Почему заплакал Филька? Как это его характеризует? 3) Какое чувство испытали ребята после примирения Фильки с конем? («Ребята зашептались и притихли») 4) Какие слова были сказаны коню дедушкой Панкратом о Фильке? («Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем его обижать? Бери хлеб! Мирись!») 5) Какое чувство испытывали вы, читая эпизод примирения? 6) Верите ли вы в то, что Филька действительно изменился? Какие примеры из текста вы можете привести в качестве доказательств? Учитель. - О чем же это произведение? И чему оно учит? Дети. – Это произведение о добре и зле. - И о том, как сказал Паустовский, «добро накапливается постепенно», преодолевая негативные качества души. - Рассказ учит нас быть добрыми, всегда стремиться к добру. - А если и совершишь по необдуманности плохие поступки, то надо найти в себе сил исправиться и стать лучше. Учитель. А при каких условиях человек может совершенствовать свою душу? Дети. – Если он сам этого захочет. - Если сам признается в своей неправоте захочет искупить свою вину. Учитель. А были у Фильки помощники на его пути к добру? Дети. - Ему помогли взрослые: дедушка Панкрат, его бабушка, сельчане. - И его друзья.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.124 (0.009 с.) |