Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знакомство с текстом былины.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учитель. – Ну а сейчас давайте послушаем былину о славном герое Добрыне Никитиче. Текст записан не в полном объеме: эта и другие былины представлены в учебнике отрывками, но даже небольшие былинные фрагменты дадут представление и о былинном жанре, и о его героях. (Поскольку язык былин особенный и достаточно сложный для первичного знакомства третьеклассников с этим текстом, первый раз читать его должен только учитель! Перед чтением он сообщает учащимся, что, поскольку былины – это песни, сказывались они торжественным медленным речитативом. Сказитель умело выделял интонацией главное в повествовании, рисуя голосом живые образы богатырей, их действия и поступки. Учитель выразительно читает былину, а ученики следят по своим учебникам). Беседа после чтения. Учитель. – О чем эта былина? Дети. – О том, как Добрыня не послушался своей матушки и пошел сражаться со Змеем Горинычем … - … и победил его! Учитель. – А почему матушка дала такой странный наказ своему сыну? Дети. – Наверное, ей не хотелось его потерять. - Она знала, что Змей Гориныч сильный и страшный враг и может погубить ее родного сына. - Мать сына очень любила, и ею руководило сильное желание спасти Добрыню от гибели. - Мать, наверное, не хотела, чтоб Змей Гориныч разозлился и погубил всю русскую землю, - поэтому она и предостерегала сына: «Не топчи – ка младыих змеенышей, Да не выручай – ка полонов да русскиих» Учитель. – А когда вы прослушали текст былины, вы ничему не удивились, учитывая наш первоначальный разговор о том, что такое былина? Дети. – Мы говорили, что былина – это то, что было, а здесь говорится о Змее Гориныче, - фантастическом персонаже. Это меня удивило. - Да, не бывает в жизни таких существ, - они встречаются только в сказке. Учитель. – Значит, мы с вами прочитали сказку? Давайте в этом разберемся: почему же произведение названо не сказкой, а былиной? Наверное, здесь есть что-то такое, что отличает былину от сказки. Вот это «что-то» мы и должны найти в былине, т.е. познакомиться с особенностями былинного жанра. Сейчас мы будем читать текст повторно, а заодно и проверим поисковую работу. (Сперва ребята прочитывают вслух начальные строчки текста до слов: «Да не выручай – ка полонов да русскиих»., после чего отвечают на вопросы учителя). Учитель. – Что в этих словах не похожее на сказку? Ученик. – Текст записан не прозой, а стихотворением: каждая строка начинается с абзаца, а сюжеты народных сказок передаются прозой. Учитель. – Если этот текст – стихотворение. Есть ли в нем ритм и рифма? Ученик. – Да, рифма есть уже в первых 2-х строчках: «… говаривала», «… наказывала». Учитель. – А теперь все вместе попробуем проговорить четыре строчки, сопровождая их хлопками. (Ребята вместе с учителем хором проговаривают текст с хлопками и устанав-ливают, что ритм здесь есть). Учитель. – А не заметили вы в тексте необычного произношения слов? Ученик. – Да, я заметил: в словах «чисто поле» наверно поставлено ударение, на последний слог, (а надо «во чисто поле»). Учитель. – Учитывая то, что былина часто исполнялась под аккомпанемент музыкального инструмента, чтобы текст плавно наложился на музыку, в былинах нередко менялось место ударения в словах, изменялась форма слова, слова могли удлиняться или, наоборот укорачиваться, к словам приставлялись частички, - и все это делалось для сокращения ритмичного рисунка. Найдите в тексте примеры. (Дети находят, а учитель выписывает на доске: «на тую гору» «трои сутки» «на тишину» «нанесло» «младыих» «русских» «полонов» «добрым – тим» «далече» И т.д. (Ребята прочитывают текст до конца, выбирают и объясняют значение слов, малознакомых им, например: «смолвити – сказать» «хобота – головы с длинными шеями» и др.). Учитель. – А кто из вас сможет объяснить, почему в былине так много непонятных и непривычных для нашего слуха слов? Дети. – Потому что создавалась она в далеком прошлом. - Наверное, тогда люди так говорили. Учитель. – Верно, - ведь былина – это произведение народное, в нее вошли слова из устной речи людей того времени. Отсюда здесь много просторечных слов: «словца смолвити»; «теперича»; «съем-сожру» и др. Хотя, если внимательно проследим за языком былины, то отметим много словесных выражений, взятых из сказки. Найдите. (Ребята продолжают чтение). Дети. – Здесь есть постоянные эпитеты: «чисто поле»; «по синему морю»; «добрым людям». - А я нашла повторы: «Захочу – тебя, Добрыню, теперь съем – сожру Захочу – тебя, Добрыню, в хобота возьму, В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!» - И здесь есть повторы: «Они дрались со Змеею тут трои сутки, Он подрался со Змеею еще три часа, Он побил Змею да-й проклятую». Учитель. – А сравнения в тексте есть? (Детям трудно найти здесь сравнение, т.к. оно употреблено не в прямой, а в скрытой форме: «Ветра нет, да тучу нанесло, А как летит Змеище-горище, О тыех двенадцати о хоботах», - говорится в былине и сравнивается полет Змея Гориныча с тучей.) (Отмечая сходства образных языковых средств в сказке и былине, дети приходят к выводу, что это явление можно легко объяснить общностью автора, создавшего оба жанра поэтического творчества, - русского народа). Учитель. – А теперь поговорим о главном герое. Давайте посмотрим, чем он отличается, например, от Ивана – крестьянского сына из сказки «Бой на Калиновом мосту», который также сражался со Змеем Горинычем. Дети. – В сказке речь идет об условном герое, а в былине – о конкретно богатыре. - Он в былине назван конкретным именем – отчеством. - И сегодня мы узнали, откуда герой родом и чей он сын. Учитель. – А теперь давайте, сравним словесный образ Добрыни Никитича со зрительным: таков здесь богатырь, как на картине В.М.Васнецова? Давайте отметим в тексте его характерные черты. В своих ответах используйте таблицу «Словарь характеристик». Дети. – Он настойчивый и упрямый: «А Добрыня своей матушки не слушался»; - Он неудержимый, - его нельзя остановить: несмотря на матушкин наказ, Добрыня «едет далече во чисто поле». - Добрыня Никитич смелый, храбрый, мужественный: не испугался угроз Змея Гориныча и вступает с ним в бой. - Сильный: побеждает лютого Змея. - Благородный: любит русскую землю, ее людей: «А-й повыручал он да полонов да русских». Учитель. – А вот здесь я выписала из толкового словаря С.И.Ожегова еще два слова, характеризующие качества человека. Подходят ли они для Добрыни Никитича? (Ребята читают запись на доске: «доблестный» - отважный, храбрый, достойный славы; «самоотверженный» - жертвующий собой ради общего блага, ради спасения людей. Дети делают вывод о том, что эти слова также можно включать в характеристику богатыря. По ходу работы учитель выписывает слова, характеризующие героя, на доску, либо красным кружочком отмечает их в таблице «Словарь характеристик», т.к. они будут использованы на следующих уроках при подготовке и написанию сочинения). Учитель. – А как автор относится к своему герою? Видно это в тексте? Дети. – Он его любит, называет ласково: «Добрынюшка». - Гордится им: «Тут век про Добрыню старину поют». - Прославляет его храбрость, мужество, стойкость в сражении: «Они дрались со Змеею тут трои сутки, Он подрался со Змеею еще три часа, Он побил Змею да-й проклятую». Учитель. – А каково отношение народа к врагу Добрыни? Дети. – Он его ненавидит, изображает грубо: «Змеище Горынище». - …Называет его «Змеем проклятым». - А его головы называет «хоботами». - И речь врага изображена здесь грубо: «съем – сожру». Учитель. – А давайте вместе подумаем, почему в былине народ показывает не реального врага, а фольклорного, взятого из сказок, т.е. использует аллегорию? Дети. – Наверное, потому, чтобы подчеркнуть необыкновенную силу, с которой предстоит сражаться Добрыне Никитичу. - И чтобы смогли представить себе, настолько враг силен. Обобщая работу, ответы учащихся, учитель подводит их к выводу, что, хотя былина своим названием и указывает на достоверность того, о чем в ней говорится, все же в этом жанре много сказочного, вымышленного. И хотя в этом былина похожа на сказку, это разные народные жанры. Былина – это особое поэтическое произведение, воспевающее подлинную жизнь героев – русских богатырей, которых народ очень любил, а поэтому и наделял порой необыкновенной силой, ставил их в необычные условия, из которых они всегда выходили победителями. Подтверждение этим мыслям и выводам учащиеся найдут на следующих уроках в работе с другими былинами. Дома ребята несколько раз прочитывают былину о Добрыне вслух, проговаривают трудные слова и выражения. Учатся читать произведение плавно, напевно, выразительно. А чтобы облегчить работу на следующем уроке, пусть ребята познакомятся с текстом новой былины: «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Ой урок. I. Проверка домашнего задания. 1. Выразительное чтение былины «Добрыня Никитич и Змей» с обсуждением вариантов исполнения. (При оценивании необходимо обратить внимание детей, что лучшим исполнением былины считается плавное, напевное чтение, правильное произношение слов с «необычной» постановкой ударения, выделение голосом важных по смыслу слов и т.д.). 2. Беседа по тексту прочитанной дома былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник» по вопросам: 1. Понятен был вам сюжет этой былины? 2. какие вам встретились непонятные слова? Где вы выясняли и уточняли их значение? (Проводится работа над словами: «дородный» - рослый, крупный, полнотелый; «воевода» - начальник войска на Руси; «стольный» - главный город, столица на Руси; «заколодела» - завалилась колодами, т.е. упавшими деревьями; «замуравела» - заросла травой – муравой). 3. Похоже это произведение на сказку? Чем? (Дети не могут не отметить сказочные элементы, например, изображение фантастического образа Соловья-разбойника, картину сражения Ильи Муромца с вражеской силушкой, которой было «нагнано» «черным-черно», как «черна ворона»). 4. А чем это произведение отличается от сказки? (Ребята непременно отметят, что в нем идет повествование о конкретном герое с конкретным именем).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.006 с.) |