Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт работы по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехникиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Замечено, что заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Поэтому в нашей работе по заучиванию стихотворений детьми среднего дошкольного возраста мы решили использовать метод мненмотехники, который облегчает и делает более эффективным процесс запоминания. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения эффективного запоминания, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Общие задачи для мнемотаблиц: ü Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания). ü Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, целое; умение систематизировать. ü Развитие предпосылок логического мышления. ü Развитие образного мышления. ü Умение связно мыслить, составлять рассказы. ü Тренировка памяти, развитие смекалки. Нами используются предметные, предметно – схематические и схематические мнемотаблицы. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить все то, что считаем нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, во время заучивания детьми стихотворения про весну А. Н. Плещеева: Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. мы изображали травку — , солнышко — , дом — . Далее нами осуществлялось заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогало детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогало освоить элементы рассказывания (см. Приложение). Детям старшего дошкольного возраста мы предлагаем цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. Суть работы с мнемотаблицей заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающий действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Требования к мнемотаблице: · знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям; · знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; · знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются. Для разучивания каждого стихотворения нами разрабатывается и составляется отдельная мнемотаблица. Стихотворения подбираются в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и интересами детей. Условно всю работу можно разбить на несколько этапов: · Первичное сообщение о предстоящем заучивании. · Чтение педагогом стихотворения. Необходимо это делать максимально эмоционально, привлекая внимание дошкольников. · Беседа по содержанию стихотворения. На этом этапе проводится словарная работа с детьми. · Повторное чтение стихотворения с опорой на схему. В начале работы детям предлагаются готовые схемы, а по мере обучения ребенок так же активно включается в процесс создания своей схемы. · Далее идет зарисовка готовых схем. Иллюстрации к стихотворениям раскрашиваются детьми вручную. Это позволяет сделать их наиболее натуральными и привлекательными, такой подход вызывает эмоциональный отклик у воспитанников. · Поэтапная отработка схемы, прочтение педагогом отдельно каждой строчки с опорой на схему. Повторение ее ребенком. · Завершающий этап. Ребенок после знакомства с содержанием стихотворения, используя графическое изображение, по памяти воспроизводит стихотворение целиком. Необходимо отметить, что длительность всего процесса и каждого этапа в отдельности зависит от возможностей детей и сложности стихотворения. Примером использования приема мнемотехники могут послужить мнемотаблицы, которые составлены для разучивания стихотворений: «Осень наступила» А. Плещеева, «Прекрасен наш осенний сад» У. Рашида ( см. приложение ). На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Детям этот процесс очень нравится, и они с удовольствием разучивают небольшие стихи. Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Через разучивание стихов дети также знакомятся с сезонными явлениями природы. Для того чтобы занятия мнемотехникой были эффективными, необходимо, чтобы у детей уже был определенный словарный запас, и конечно все занятия проводятся в форме игры. Методика мнемотехники предполагает возможность выбора педагогом формы проведения занятия. Мнемотехнику можно вести в виде самостоятельного занятия или включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей. Приведем пример занятий по заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе Заучивание стихотворения З.Александровой «Одуванчик» с использованием мнемотехники Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки, делать поделки в стиле оригами. Развивающие: развивать память, воображение, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук. Воспитательные: воспитывать интерес к литературе разных жанров, эстетические чувства, аккуратность в изготовлении поделок. Демонстрационный материал: 4 картинки с изображением одуванчика, схема оригами «Котёнок» Раздаточный материал: для воспитателя: модель кошки, два листа белой бумаги квадратной формы, цветные карандаши, клей-карандаш, салфетка; для детей: по два листа белой бумаги квадратной формы, клей-карандаш, салфетки, цветные карандаши. Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Одуванчик», игры «Скажи, какой», «Закончи предложение», «Подбери картинку», физкультминутка «Одуванчик», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на картинки), продуктивная деятельность, подведение итогов. Ход занятия Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Порадуемся солнцу и птицам, А так же порадуемся улыбчивым лицам. И всем, кто живет на этой планете, «Доброе утро» скажем мы взрослым и детям. Воспитатель: Сегодня мы будем учить стихотворение, про цветок. А про какой, узнаете, отгадав загадку. Загадка Капли солнца спозаранку Появились на полянке. Это в желтый сарафанчик Нарядился …(одуванчик) , один желтый, а другой белый. Вы знаете почему? (Предположение детей) Воспитатель: Посмотрите, ребята, котенок играет с одуванчиками, но они, почему - то разного цвета Воспитатель: Одуванчики ярко-желтого цвета, когда они цветут (значит, покрываются цветками, цветки распускаются). А когда отцветают, становятся белыми (значит, перестают цвести, вянут, образуют семена). Ветер сдувает семена. Они разлетаются, падают на землю, прорастают и появляются новые цветы. Воспитатель: Послушайте, какое стихотворение написала Зинаида Александрова, оно так и называется «Одуванчик» (воспитатель читает стихотворение) «Одуванчик» Одуванчик золотой Был красивый, молодой, Не боялся никого, Даже ветра самого! Одуванчик золотой Постарел и стал седой А как только посидел, Вместе с ветром улетел. Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение? Сегодня, мы его будем учить. Но сначала поиграем. Игра «Скажи, какой» Одуванчик, какой? (золотой, красивый, молодой, седой) Ветер, какой? (легкий, теплый, весенний, ласковый, свежий) Игра «Закончи предложение» Одуванчик желтый, как………….(солнце) Одуванчик круглый, как…………(яблоко, тарелка, обруч, баранка) Одуванчик пушистый, как………(вата, снег) Одуванчик белый, как ……………(снег) - А теперь немного отдохнем. Физкультминутка Одуванчик, одуванчик! (Д ети приседают, медленно поднимаются) Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый На поляну налетит, (Дети разбегаются в разные стороны) Все вокруг зашелестит. Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом И сольются с небосводом. (Дети берутся за руки и идут по кругу) Воспитатель: Для того что бы вам было легче и интереснее заучить стихотворение, поиграем еще в одну игру. «Подбери картинку» Воспитатель читает стихотворение по две строчки, дети повторяют и выбирают подходящую по смыслу картинку (мнемосхема) Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вместе расскажем стихотворение «Одуванчик» при помощи картинок. (Воспитатель предлагает детям, по желанию, самостоятельно, рассказать стихотворение, с опорой на картинки) -Молодцы! А что бы котенку было не скучно, давайте сделаем ему друзей – котят, в стиле оригами. Голова котенка 1. Нам понадобятся два небольших квадрата. 2. Один квадрат складываем по диагонали. 3. Узкие углы треугольника отворачиваем наверх немного наискось, таким образом, делаем ушки. 4. Верхний уголок отгибаем вниз. 5. Поворачиваем заготовку и дорисовываем детали. Получилась голова котенка. Голова котенка Пропищала тонко: — Сделайте вы дельце – мне приклейте тельце! Чтобы приклеить котенку тельце, его надо сначала сделать. Туловище котенка 1. Второй квадрат складываем по диагонали и разворачиваем. 2. Боковые углы складываем к середине. 3. Переворачиваем заготовку, нижний угол загибаем назад, он будет хвостиком. 4. Снова переворачиваем заготовку, рисуем лапки. 5. Приклеиваем голову к туловищу, вот и получились у нас друзья для котенка. Воспитатель: Котенок вас благодарит. Молодцы! Вы сегодня были очень активными, внимательными, отвечали на вопросы полным предложением. Хорошо запомнили стихотворение «Одуванчик». Так же нами было проведено занятие по заучиванию стихотворения И.Сурикова «Зима» с помощью метода мнемотехники. Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.007 с.) |