Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Речь выступает основным средством общения людей. С помощью речи человек имеет возможность получать и передавать большой объем информации. Речь является способом общения; воплощением и реализацией языка; видом творческой деятельности. Речь имеет форму (монолог – диалог, устная - письменная). К речи предъявляются такие требования, как последовательность, линейность, конкретность. Она является неповторимой, вариативной, субъективной и произвольной; устремлена к определенной цели; обусловлена ситуациями; динамична, подвижна, бесконечна; может быть истинна и ложна; отражает опыт человека. Благодаря речи как средству общения человеку доступно познание опыта других людей, в процессе общения происходит обогащение личного опыта, причем в гораздо большей степени, чем дают наблюдение и другие процессы неречевого познания с помощью органов чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Речь является средством познания, через нее психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям. Кроме того, речь выступает не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), с помощью речи можно управлять поведением других людей и регулировать собственное поведение. Следует отметить также, что речь несет в себе определенный смысл. Он характеризует личность того человека, который ей пользуется. Одним из важных условий становления у ребенка психики и дальнейшего его развития становится своевременное и полноценное овладение речью. Развитие речи — педагогический процесс, обеспечивающий формирование конкретных речевых умений и реализующийся в трех направлениях: · работа над словом (лексический уровень); · работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); · работа над связной речью (уровень текста). Речевая деятельность рассматривается как коммуникативный процесс, осуществляемый в ходе общения, а значит, предполагает наличие партнера, т. е. того, кто создает речь (говорит, пишет), и того, кто ее принимает (слушает, читает). Дети вступают в определенные отношения с другими людьми: сверстниками и взрослыми, для наиболее успешного взаимодействия им необходимо максимально точно понимать речевые высказывания окружающих, уметь выразить в своей речи впечатления, опыт, свои мысли и чувства; владеть навыками речевого общения, иметь достаточный уровень речевого (вербального) мышления. М.С. Соловейчиком были предложены пути совершенствования речевой деятельности детей дошкольного возраста: · расширение кругозора, обеспечивающее обновление мыслей и чувств детей, потенциальных предметов их речевой деятельности; · осознание детьми системы языка, назначения различных языковых единиц; · развитие умения выбирать средства языка с учетом ситуации общения и грамотно формулировать свои мысли; · развитие умения отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом; · понимание значимости всех элементов «чужого» текста, развитие умения извлекать смысл из каждого элемента текста. Характеристика речевого развития детей дошкольного возраста даётся О.С. Ушаковой в «Программе развития речи дошкольников». Главное направление развития речи на пятом году жизни, считает она, - это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества. Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). У детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение отдельных звуков У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало. У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. Ребенок научается правильно понимать и употреблять термины: «слово», «звучит», «звук», вслушиваться в звучание слова, самостоятельно находить слова разные и исходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словами - его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия, дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («Мяч - это игрушка: в него играют»). Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами («детскими» словами типа «машинский», «откотел», «ползук»). Расширение словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч. Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах глаголов и существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы словообразования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, с суффиксами, обозначающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками степеней сравнения прилагательных. Дети осваивают умение строить разные типы высказывания - описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек». Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа). Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания. В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период. В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) / Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая и другие /. К концу года дети старшей группы могут: · осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове; · значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка; · активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница); · осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; · подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрыв- ки из знакомых произведений. Таким образом, мы рассмотрели особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Теперь перейдем к вопросу об использовании метода мнемотехники в речевой работе с детьми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.01 с.) |