Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драматургия второй половины XX века 371Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
жалости со стороны тех, у кого жизнь задалась, одевает свою душу защитным панцирем из формул и понятий, означающих соответствие стандарту успеха и благополучия. «Работа интересная, ответственная», «Ну, конечно, я член партии. Коммунисту можно больше потребовать от партбюро. Словом, живу полной жизнью, не жалуюсь», — это оборонительные формулы, которыми прикрывается Тамара. «...Работаю инженером. Если интересует табель о рангах — главным инженером», — так подает себя Ильин. За этой бравадой стоит обостренное чувство собственного достоинства. На самом же деле ни Тамару, ни Ильина табель о рангах вовсе не интересует, но, зная, что в общественном мнении как раз этой самой табели принадлежит очень даже существенная роль, они «подделываются» под норму, пытаются вести диалог в зоне стандарта. И — не выдерживают. Не угасшее за долгие годы разлуки чувство любви взламывает жесткую табель социальных ролей и рангов, заставляет обоих героев переступить через свое самолюбие. Куда-то проваливаются всякие формулы успеха, теряют смысл разговоры о служебных карьерах, все это вытесняется щемящим, теплым чувством сострадания крепко намучившихся людей друг к другу. И в таком финале нет никаких нравственных отступлений — наоборот, признавая достоинство друг друга, каждый из героев сохранил свое достоинство, и — обрел свое счастье. Доказательством самобытности парадоксально «обыкновенных» героев мелодрам становится повышенная субъективность драматургического дискурса. Слово персонажа в пьесах Володина подчеркнуто личное, нестандартное, энергично интонированное. Это озвученное отношение, это свой взгляд, это собственное мнение. Но выражено оно «земным» словом, бытовым говорком, почти натуралистически звучащей речью. За этими фразами, репликами, словечками слышится живой голос, в этом голосе сверкает необыкновенность «обыкновенного человека», если угодно — его талант, который проявляется то ли в чувстве юмора, то ли в высокой чуткости души, а то и в уменье лихо фехтовать словом в драматическом диалоге. В.С.Розов Наибольшей популярностью на рубеже 1950-1960-х годов (наряду с А. Володиным) пользовался Виктор Розов, который открыл новый и в высшей степени актуальный конфликт: розовские мальчики совершают свой драматический выбор между общепринятыми эталонами и собственной индивидуальностью, они защищают свою самобытность от давления стандарта, навязываемого общим (общественным) мнением. Особую остроту такой конфликт приобретал оттого, что свою самобытность защищает человек обыкновенный. У Розова драматургия конфликта к тому же усилена заостренностью ситуаций: «розовские мальчики», активно сопротивляясь стандарту, ищут совсем иную систему координат. Андрей, главный герой пьесы «В добрый час!» (1954), так объясняет свое нежелание идти по проторенной дорожке (в какой угодно институт — лишь бы иметь диплом о высшем образовании): «Я вот что думаю: у каждого человека должна быть своя точка... Самое важное — найти эту точку. Вот ты свою точку чувствуешь, тебя тянет к ней, и другие — тоже. А я понять не могу: где она? Но где-то есть это мое место. Оно — только мое. Мое! вот я и хочу его найти». Но парадокс состоял в том, что, отвергая сложившуюся иерархическую систему координат, которая ориентировала человека на то, чтобы тем или иным способом подняться по социальной лестнице, герои мелодрамы времен «оттепели» остаются «обыкновенными» (по социальным же стандартам). И это рождает массу новых конфликтных коллизий. Лирический пафос мелодрам Розова получал непосредственное выражение в общей эмоциональной тональности, которой окрашивались отношения между персонажами. Эта тональность образуется оригинальным сплавом двух полярно противоположных регистров — сострадания и юмора, слез и улыбки, иронии и патетики. Вот как, например, выстраивается кульминационная сцена в пьесе Розова «В поисках радости». Олег нечаянно пролил чернила на новый письменный стол, купленный Леночкой, та в отместку выбрасывает его аквариум с рыбками за окно. И Олег срывает со стены отцовскую саблю и начинает рубить мебель. Здесь обретают символический смысл бытовые атрибуты — новая мебель, Раздел 8. Из литературы второй половины XX века «барахло», на которое молится Леночка, рыбки («Они же живые!» -• кричит Олег) и отцовская сабля. Такое ^противопоставление образов-символов окрашивает сцену целым пучком оттенков — тут и едкая ирония, и щемящая жалость, и высокая патетика. В принципе, такое сочетание регистров характерно для классических мелодрам. Но именно в мелодрамах периода «оттепели» это сочетание приобретало необычайную непосредственность и свежесть. Может быть, потому, что истосковались по живому, неказенному общению и после многих лет насилия над человеческой природой вновь почувствовали ценность так называемого обычного, т. е. нормального, естественного существования человека домашнего, семейного, приватного? Рождение мелодрамы нового типа потребовало нового стиля режиссуры и обновления театральной культуры. И появился Анатолий Эфрос, который осуществил блистательные постановки Розовских пьес в московском театре имени Ленинского комсомола. А затем возникла и сразу же завоевала любовь зрителей театральная студия «Современник» под руководством Олега Ефремова, в котором наиболее целостно предстала обновленная театральность, основанная на взаимодействии бытового существования, вырастала правда переживаний и чувствований человека. М. М. Рощин М. Рощин пришел в литературу в 1960-е годы, в период «оттепели», и стал одним из самых знаменитых авторов лирических мелодрам. В прозе же Рощин следовал натуралистической тенденции, которая в 1960-е годы развивалась очень интенсивно. По своей жанровой и стилевой ориентации натуралистическая тенденция в прозе периода «оттепели» тяготеет к традиции «физиологического очерка» и к жанру «нравоописаний» («быт и нравы»). В оппозиции «характеры и обстоятельства» за исходную инстанцию берутся обстоятельства, структура конфликта определяется тем, как обстоятельства воздействуют на социальные типы. Именно благодаря натуралистической тенденции в русской литературе 1960-х годов появилась целая галерея героев, в которых воплотились неведомые ранее социальные явления. Так, в рассказе «Мой учитель Гриша Панин» Рощин изобразил весьма тривиального положительного героя соцреализ- ■ ма — передового рабочего, рационализатора и вообще носителя всех желательных добродетелей. В глазах своего ученика вчерашнего школьника, не попавшего в университет, он и есть тот самый образец, о котором ему твердили и которому надо подражать. Но, оказывается, сам Гриша Панин вовсе не считает свою жизнь удачной он тяготится ее однообразием, его угне-тает мелочность самих критериев счастья (вроде покупки пары новых стульев на обзавод), он чувствует как погрязает в серости и скуке и он сам гонит своего ученика из своей среды. Вот ироничное рассуждение Рощина о том, является ли он писателем или драматургом: «Я считаю себя прозаиком. Всегда писал и пишу прозу. А пьесы — потому что в пьесе все можно покороче и побыстрее сказать. Может, прозаики пишут пьесы от лени? Когда наскучивает описывать? Я считаю себя прозаиком, но меня считают драматургом. Возможно, со стороны видней...» Среди лучших пьес Рощина можно назвать «Девочка, где ты живешь?» (1966), «Старый Новый год» (1967), «После дуэли» (1969), «Валентин и Валентина» (1970), «Ремонт» (1971), «Эшелон» (1972), «Муж и жена снимут комнату» (1974), «Галоши счастья» (1977-1979), которые поставлены во многих театрах. 8.3. Драматургия второй половины XX века 373 Примеры заданий ЕГЭ по теме 8.3. Часть 1 Ответом к заданиям В1—В11 является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек. 81. Для какого рода литературы характерно изображение человека в действии, в конфликтной ситуации, в противоборстве? 82. Назовите три основных вида драмы. 83. Какой жанр театрального искусства, произведения которого рисуют повседневную жизнь людей, их житейские хлопоты, раскрывают духовный и чувственных мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т.п., оказался особенно востребованным в период «оттепели» (например, произведения B.C. Розова, А. Н. Арбузова, А. М. Володина)? 84. Кто, являясь автором замечательных пьес «Девочка, где ты живешь?», «Старый Новый год», «После дуэли», «Валентин и Валентина», «Ремонт», «Эшелон», «Муж и жена снимут комнату», «Галоши счастья» и др., сам себя считал прозаиком: «Я считаю себя прозаиком. Всегда писал и пуши прозу. А пьесы — потому что в пьесе все можно покороче и побыстрее сказать. Может, прозаики пушит пьесы от лени? Когда наскучивает описывать? Я считаю себя прозаиком, но меня считают драматургом. Возможно, со стороны видней...»? 85. Героем какой пьесы А. В. Вампилова является Зилов, который, получив поутру с похмелья венок с надписью «Незабвенному Виктору Александровичу от безутешных друзей», перебирает свою жизнь и в конечном счете тянется к винтовке, чтоб выстрелить себе в рот? 86. Кто из представителей европейского театра экзистенциализма оказал глубокое влияние на творчество А. В. Вампилова? 87. К какому смеховому жанру городского фольклора был очень чуток А. В. Вам-пилов, что ярко проявилось, например, в сюжете пьесы «Старший сын»? 88. Как называется драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде, или который представляет беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов (например, пьесы А. В. Вампилова)? Примеры заданий ED В9. Как называется момент наивысшего налряжения сюжета в литературном произведении? Например, сцена в пьесе В. С. Розова, когда Олег нечаянно пролил чернила на новый письменный стол, купленный Леночкой, та в отместку выбрасывает его аквариум с рыбками за окно, а Олег срывает со стены отцовскую саблю и начинает рубить мебель; сцена, которая благодаря сопротивопоставлению образов-символов (новая мебель, «барахло», на которое молится Леночка, рыбки («Они же живые!» — кричит Олег), отцовская сабля) окрашивается целым пучком оттенков — едкой иронией, щемящей жалостью, высокой патетикой. 8 10. Как в драматургическом произведении называется пояснение, указание автора для читателя, постановщика и актера в тексте пьесы? Например, текст, описывающий квартиру Зилова, в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»: «Мебель обыкновенная. На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок. На первом плане тахта. У изголовья столик с телефоном». 811. Каким словом в драматургическом произведении обозначается зона молчания? Часть 3 Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. С1. Источники театра А. В. Вампилова. С2. Распространение лиризма на драматургию в период «оттепели». СЗ. Поиски смысла бытия в драматургических произведениях второй половины XX века. Примеры Заданий ЕГЭ 375 Ответы 1.1-1.4. 1.5-1.8.
1.9-1.12. 1.13-1.14.
376 Ответы к примерам заданий ЕГЭ 2.1. 3.1-3.2.
4.1. 4.2
Ответы к примерам заданий ЕГЭ 377 4.3. 4.4.
4.5. 4.6.
4.7. 4.8.
378 Ответы к примерам заданий ВЭ 5.1. 5.2.
5.3. 5.3.
5.5. 5.6.
Ответы к примерам заданий ЕПЭ 379 5.7. 5.8,
5.9. 6.1.
6.2. 7.1.
380 Ответы к примерам заданий ЕГЭ
7.2. 7.3.
7.4. 7.5.
7.6. 7.7.
Ответы к примерам заданий ЕГЭ 381 7.8. 7.9.
7.10. 8.1.
8.2. 8.3.
382 Ответы к примерам заданий ЕГЭ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.011 с.) |